Конспект урока математики в 4 классе.
Учитель – Расщепкина Н.Ю.
Тема: «Письменные приемы сложения и вычитания многозначных чисел».
Цель: Познакомить с алгоритмом письменного сложения и вычитания многозначных чисел.
Тип урока: Изучение нового материала.
Задачи урока:
1) Познакомить с алгоритмом письменного сложения и вычитания многозначных чисел.
2) Совершенствовать знания разрядного состава числа, алгоритма сложения и вычитания трехзначных чисел, таблицы сложения и вычитания в пределах 20.
3) Развивать логическое мышление, анализировать, рассуждать; развивать математическую речь, память;
4) Воспитывать доброжелательность, культуру общения, умение работать индивидуально и коллективно.
Оборудование:
1) Математика.4 класс. Учебник для общеобразовательных учр. В 2 Ч. Ч.1 под ред. М.И.Моро, М. : Просвещение, 2011.
2) Компьютер, мультимедиа проектор, экран
3) Картинки с изображением кролика и живой кролик.
4) Химические реактивы: щелочной раствор, фенолфталеин.
5) Карточки с примерами, таблицами самооценки.
Ход урока.
I. Организационный момент. Мотивационный компонент урока. Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия. СЛАЙД 1
- Сядьте удобно, закройте глаза. Повторяйте за мной:
Я в школе на уроке.
Сейчас я начну учиться.
Я радуюсь этому.
Память моя крепка.
Я готов к работе.
Я работаю!!!
II. Сообщение темы и целей урока
- Посмотрите ребята на экран. Что изображено? СЛАЙД 2.
- Правильно, это флаг нашей Родины - России.
- Чей портрет вы видите на 2 слайде? СЛАЙД 3.
- Да. Это портрет Владимира Владимировича Путина. Что вам о нём известно?
- Молодцы, ребята. А слышали ли вы такое слово «Сколково»? Посмотрите на экран.
СЛАЙД 4.
«Сколково» - это инновационный центр, целый город для учёных, где создается современный технологический университет, в котором мировые компании создают свои исследовательские центры. Президент уверен, что "Сколково" станет примером первого проекта такого огромного размера в сфере науки, образования и инноваций.
- Как вы думаете, ребята, для кого строится такой центр? Люди какой профессии в нём будут главными? А кто может стать учёным?
- Сегодня мы с вами будем работать не просто на уроке, а откроем свою лабораторию. Каждый из вас поможет найти необходимые числа для научной формулы, с помощью которой мы вместе создадим новый раствор и ,возможно, у нас получится своё открытие в науке. Каждому из вас я присваиваю звание «младший научный сотрудник». Итак, лаборатория начинает работать.
III. Устный счет . Задания, требующие от учащихся наблюдательности, развивают абстрактное и логическое мышление.
1. Наша лаборатория будет проводить наблюдение за особым животным. Догадайтесь, кто это?
СЛАЙД 5. Прочитайте слова и скажите: какое слово лишнее и почему?
Правильно.
СЛАЙД 6. Кролики - это домашние животные.
На данный момент насчитывается около 200 пород, из которых только около 20 разводят в нашей стране. Покупка домашнего кролика – вопрос достаточно серьезный, поэтому предварительно стоит тщательно обдумать : где будет жить кролик, кто будет ухаживать за животным, хватит ли у вас времени и терпения для соответствующего ухода за питомцем.
IV. Работа над новым материалом
1. - Тема сегодняшнего урока «Письменные приемы сложения и вычитания многозначных чисел».
Какая будет цель нашего урока?
( Научиться складывать и вычитать многозначные числа.)
- Какие знания нам потребуются для того, чтобы складывать и вычитать многозначные числа?
1. Знание разрядного состава числа.
2. Знание алгоритма сложения и вычитания трехзначных чисел.
3. Знание таблицы сложения и вычитания в пределах 20.
2. Повторение табличного умножения и деления Подготовка к восприятию нового.
- А здесь за карточками спрятано важное слово для кроликов. Решите пример и откройте букву этого слова.
Только тот, кто дружит и помогает другу всегда и везде сможет выполнить это задание.
2∙3= 5∙4= 4∙6= 6∙3=
5∙5= 4∙7= 8∙2= 3∙7=
СЛАЙД 7.
- Составьте из этих букв слово. Почему именно это слово получилось в нашей лаборатории?
2. Для нашего научного эксперимента очень важно, чтобы вы знали таблицу умножения и деления и приёмы сложения и вычитания многозначных чисел.
Повторение алгоритма сложения и вычитания трехзначных чисел.
а) - Вспомним, как складываются и вычитаются трехзначные числа. Найдите значения выражений письменным способом. Что это значит?
438 + 257 941 – 386
(Два ученика комментируют у доски.)
Мы сможем справиться с научной работой, если изучим новую тему.
3. Повторение разрядного состава многозначных чисел.
- Чтобы открыть новое знание, нам потребуется внимание.
Ваша задача – внимательно посмотреть на примеры и найти 5 цифр, которые спрятались. Те цифры, которые нашли, запишите в тетрадь.
Проверяем: 6 0 3 1 8 СЛАЙД 8
- Используя данные цифры, запишите наибольшее число. (86310)
- А теперь, из данных цифр составьте наименьшее число. (10368)
- Сколько единиц каждого разряда в данных числах?
- Сколько единиц I и II класса в данных числах?
- Подчеркните, сколько всего десятков в этих числах.
- Чертой вверху покажите, сколько всего сотен в этих числах.
4. - Кто сможет найти сумму этих чисел?
10 368
+ 86 310
(Один ученик комментирует у доски.)
- Что изменилось в алгоритме сложения многозначных чисел, по сравнению с трехзначными числами?
- Кто сможет найти, на сколько одно число больше другого?
86 310
- 10 368
(Один человек комментирует у доски.)
- Что изменилось в алгоритме вычитания многозначных чисел по сравнению с трехзначными числами?
V. Физкультминутка. СЛАЙД 9
- У нашего кролика есть друзья. Мне бы хотелось вспомнить зарядку петушка.
В огороде возле грядки,
Где растёт большой лопух,
Гимнастической зарядке
Обучал цыплят петух.
Раз - подняться, потянуться.
Два - согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – на место сесть опять.
VI. Проверка усвоенного материала.
Начинаем наш эксперимент. Правильные ответы помогут создать нужную формулу научного раствора.
1) - Для того, чтобы не сделать ошибки в нашем эксперименте, предлагаю закрепить новые знания. Поработаем группами. Разделимся на 2 группы. Каждой группе нужно вычислить 1 число из задания.
№ 295 на стр.62(первая строчка).
- Проверьте как вы решили. ( по 1 ученику прочитаем примеры)
Сложите цифры ответа.
- Какие числа подсказали ответы ? ( 8 и 2)
VII. Работа над пройденным материалом .
1. Решение задачи № 297 на стр.62. СЛАЙД 10.
Выдано – 327 кн. ? кн.
Осталось - ? кн., на 246 кн. меньше.
- Сможем мы сразу ответить на вопрос задачи?
- Что нам надо узнать сначала?
- Запишем вопрос и решение.
- А теперь мы сможем ответить на вопрос задачи?
- Запишем вопрос и решение.
- Запишем решение задачи выражением.
327 + (327 – 246) = 408(кн.)
Какой ответ в задаче? Сложите цифры в этом числе ( 3 )
VIII. Итог урока.
Регулирующий момент урока. Вызвать у детей чувство радости, удовлетворённости от урока.
- Спасибо, научные сотрудники лаборатории. Вы нашли недостающие части формулы. Осталось проверить верна ли она( Надеваю белый халат).
- Составлю особый раствор (Смешиваю в пробирке химические жидкости : 2 капли 1 раствора, 3 капли 2 раствора и встряхиваю 8 раз. Раствор поменял цвет на малиновый).
- А теперь закройте ладошками глаза, а то яркая вспышка ослепит вас. А я полью раствором нашего кролика. (Подменяю рисунок живым кроликом).
- Ребята, смотрите, что произошло. Кролик ожил. Какие знания нам в этом помогли?
Закрасьте лист самооценки сегодняшнего урока. СЛАЙД 11.
Интересно | |
Всё понятно | |
У меня всё получилось | |
Красный – нет
Жёлтый – иногда
Зелёный - да
IX. Домашнее задание. СЛАЙД 9.
- № 296, стр.62
Я прощаюсь с вами и желаю вам успехов в познании нового.