Знать: правило написания слов с сочетаниями жи – ши; характеристику звука [ж], [ш].
Уметь: писать слова с сочетаниями жи – ши; характеризовать звуки, писать предложения.
Личностные: научатся осознавать свои возможности в учении; смогут адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывать успехи с усилиями, трудолюбием.
Этап урока Методы и приемы | Хронометраж | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
1. Этап самоопределения к деятельности. Словесый.: слово учителя. | 1 мин. | Фронтальная форма работы. - Внимание! Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Всё ль на месте? Всё ль в порядке? Пропись, ручки и тетрадки? Все ли правильно сидят? Все внимательно глядят? Прочитайте «Пишут не пером, а умом». Как вы её понимаете? - Хорошо, молодцы! Действительно, чтобы писать правильно и красиво, нужно уметь мысленно контролировать свои действия. | Организуют рабочее место. Выполняют действия сказанные учителем. - При письме работаем по алгоритму: помним, в какой последовательности пишем и соединяем буквы. При письме писать нужно вдумчиво, внимательно, не совершать ошибок. | Р.: Формирование навыков самоконтроля: умений организовывать рабочее место, осуществлять настрой на работу. |
2. Актуализация знаний и мотивация. Словесный. Повторение ранее изученного. Наглядный.: слайды. | 4 мин. | Фронтальная форма работы. Игра «Доскажите словечко». Вяжет мама длинный шарф. Потому что сын … (жираф). Лежебока рыжий кот Отлежал себе … (живот). Лейся, дождь, веселей Мы с тобою дружим. Весело нам бегать Босиком по … (лужам). И бежит Айболит к бегемотикам, И хлопает их по … (животикам). С каким звуком вы познакомились? Что вы о нем знаете? Встречали в этих словах звук [ж]? Игра «Слоговой аукцион».Придумайте слова со слогом жа. А, что мы можем сказать о букве Ш?) Придумайте слова со слогом ша. Шар, шарик, шалун. 2) Списывание с доски Пишут не пером, а умом | Высказывают предположения [ж] (обозначает согласный звук [ж], всегда твёрдый, звонкий парный [ш]) (Жаворонок, жара, жало, жаба, лужа, Жанна.) (обозначает соглс., даёт звук [ш]-твёрд., глух., парн. Шар, шапка, шарф, шахматы. | П: Выявление существенного. Р: Самоопределение к деятельности. П: воспроизведение необходимой информации, классификация объектов. |
3. Постановка учебной задачи. Словесный. Беседа. Словесный. Беседа по учебнику. | 4 мин. | Ребята, откройте учебник на стр 26. И найдите рассказ «Первые снежинки» Один из учеников читает рассказ. -Какое правило, мы знаем о букве Ж? -Ребята, а это правило относится к букве Ш? -Запомните это правило. -Кто догадался о чём мы будем сегодня говорить? Какие цели поставим? | (жи -пишем с буквой и. Слышим ы, а пишем и. Да. Тема нашего урока: Правописание жи-ши. Цель: запомнить правило правописания жи-ши. | Л.: Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. П.: Выявление существенного; осознавать познавательную задачу. Р.: Принятие и сохранение учебной задачи. |
4.Первичное закрепление. Словесный. Беседа. Словесный. Беседа по прописи Практический. Работа в прописи. | 13 мин. | Откройте пропись на странице 8. Найдите строку, где буква Ж. Рассмотрим из каких элементов состоит заглавная буква Ж? Делаем полукруг и соединяем 3-мя наклонными и завершаем полукругом. Посмотрите, как это получится у меня. Обведите букву и проведите до конца. -Ребята, посмотрите на пословицу. Как вы понимаете её? - Какие слова с заглавной буквы и почему? -Как правильно записать данную пословицу? ( Пишу с заглавной буквы 1-ое слово жить с мягким знаком, ставлю тире, пишу с заглавной буквы Родине с гласной «о, и, е» пишу служить с мягким знаком и в конце предложения ставлю точку. -Запишем эту пословицу. Найдите слова, где встречается правило.?-Ребята, где встречаются опасные места? ( Жить- мягкий знак на конце слова. Служить – мягкий знак на конце слова ) | Пишут в прописях заглавную букву Ж. (Смысл жизни должен быть в том, чтобы служить родине. ) Жить-служить. | П.: Выявление существенного; осуществление операции анализа, синтеза, сравнения, классификации. К.: построение высказываний, ответов. |
Динамическая пауза | 1 мин | | Выполнение упражнений | |
5. Самостоятельная работа с самопроверкой. Фронтальная работа Метод: практический Прием:выполнение упражнения с взаимопроверкой | 5 мин. | -Найдите в прописи слово «Чиж» Давайте произнесем его. Слышим Ш, а пишем Ж. ( парные согласные ) Какое проверочное слово? (Чижи.) Раскрасьте схему. Запишите его. -Посмотрите на слово «Уж». Давайте произнесем его. Слышим Ш, а пишем Ж. (парные согласные ) Какое проверочное слово? (Ужи) Запишите его. Раскрасьте схему. Желающий выйдет к доске и раскрасит схему. -Посмотрите на предложение. Желающий прочитает. Сколько слов в данном предложении? ( 3) Какое слово с заглавной буквы? А почему с заглавной? Где есть опасные места. Запишите предложение и подчеркните опасные места. -Следующие предложение. Желающий прочитает. Какого слова не хватает ( ужи ) Сколько слов в данном предложении ( 3) Какое слово с заглавной буквы? (В) Почему оно с заглавной? (Начало предложения). Где есть опасные места? ( ужи слышим ы, а пишем и ). Запишите предложение и подчеркните опасные места | Самостоятельно Выполняют задание. Отвечают на вопросы учителя и рассуждают. Отвечают на вопросы. В. Начало предложения. Чижи слышим ы, а пишем и. Подчеркивают опасные места. | К: Построение речевых высказываний. П.: Выявление существенного. |
| | | | |
7. Рефлексия деятельности. Практич.: решение задачи. | 5 мин. | – О чем мы сегодня на уроке говорили? – Что нового узнали?( Что жи –ши пишем с буквой И) – Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться? -Была ли работа, которая вызвала у вас затруднения? | Участвуют в учебном диалоге. Оценивают себя. | П.: использование знаково-символические средства для решения различных учебных задач. |