Цель: Ввести учащихся в мир искусства, помочь «услышать» язык искусства и понять, какими средствами «говорит» искусство; сформировать у учащихся представление о структурной основе любого изображения.
Просмотр содержимого документа
«Конспект "волшебная линия"»
Конспект занятия «Волшебная линия»
Цель: Ввести учащихся в мир искусства, помочь «услышать» язык искусства и понять, какими средствами «говорит» искусство; сформировать у учащихся представление о структурной основе любого изображения.
расширять представление учащихся о разнообразии средств рисунка, о главном средстве рисунка - линии;
познакомить с многообразием линий по характеру их начертания, характеру направления и эмоционально-психологическому воздействию на человека.
Дидактическая модель обучения: продуктивная, объяснительно-иллюстративная, поисковая.
Педагогические средства: рассказ, беседа.
Вид деятельности учащихся: индивидуальная, изображение рисунка линией по теме занятия.
Планируемый результат:
- уметь использовать изобразительные средства выразительности (линия) в линейном рисунке (по воображению);
- создавать творческие работы по собственному замыслу и воображению.
Информационно-методическое обеспечение:
презентация «Волшебная линия»
Ход занятия
Организационный момент.
Введение в тему занятия
Педагог: Искусство имеет свой язык, то есть, цветом, линией, объемом, силуэтом оно разговаривает со зрителем о добре и зле, о прекрасном и безобразном. С помощью одних и тех же средств рисунка - линии, штриха, пятна - создается разнообразное восприятие мира.
Главное выразительное средство рисунка – это линия.
Сегодня на занятии мы узнаем, какие бывают линии, по каким признакам они различаются, какое у них назначение, как, как из линий образуются формы, а из форм - образы. Линия - одно из художественно - выразительных средств изображения, основной графический элемент линейной графики. Линия активно используется в набросках, эскизах, рисунках, в станковой графике (офорте). Она используется так же в карикатуре, шаржах, плакате, живописи, архитектуре и дизайнерских проектах.
Линии как таковой в природе не существует, она всегда условна и является лишь границей тех или иных плоскостей формы. Используя линию, художник определяет форму и пространство, изменяя тональность, передает воздушную перспективу. Линия несет в себе информацию об изображении, художник не может обойтись без нее в своем творчестве. Ею пользуются скульпторы, архитекторы, живописцы, конструкторы.
Являясь одним из главных технических средств композиции, линия имеет свои художественно - выразительные возможности. Она может быть плавной, спокойной, певучей. Она может быть вертикальной и горизонтальной, сплошной и прерывистой, прямой и волнистой, пересекающейся и параллельной, легкой и тяжелой и т.д.
И так, линии обладают различным начертательным характером:
прямые;
кривые;
зигзагообразные;
ломаные.
По направлению линии различаются на:
горизонтальные;
вертикальные;
наклонные;
диагональные.
Очень важно знать, ребята, что все линии в зависимости от характера и направления несут свою образно-эмоциональную нагрузку, оказывая различные воздействия на психику зрителя. Так, например,
Прямые горизонтальные линии – ассоциируются с горизонтом, вызывают чувство покоя, стабильности, устойчивости.
Прямые вертикальные линии – передают стремление вверх, динамичность.
Прямые наклонные линии – создают ощущение неустойчивости, постепенного движения, причём, чем больше наклон у этих линий, тем активнее воспринимается движение.
Ломаная линия – это самая напряжённая по пластике линия, она несёт в себе элемент агрессивности. Изогнутые, надломленные линии художники используют для передачи определенных эмоций. Они необычайно динамичны и выразительны.
Для работы на уроке я предлагаю разделить лист на 8 равных частей (без инструментов, от руки).
А сейчас вам нужно выполнить по несколько прямых линий – горизонтальных, вертикальных и наклонных с усилением тона.
Посмотрите внимательно на свои работы. В каждой из трёх частей у вас по несколько одинаковых линий.
Есть еще одно средство художественной выразительности - это ритм.
Что такое ритм?
Присмотритесь к природе - чередование времен года, смена дня и ночи, морские приливы и отливы. Прислушайтесь к своему спокойному дыханию и биению сердца. Во всем этом есть что-то общее. Это общее — ритм. Но ритмичность составляет всеобщий закон не только природы, но и искусства.
Ритм ( от греч.)- повторяемость, чередование тех или иных композиционных элементов произведения.
Практическое задание
Ко гда мы только начинаем рисовать, то мы проводим линию. Открыли альбомы и начинаем работать. Линия может быть разной, она словно волшебница, мгновенно может изменить свой облик, настроение. Посмотрите, что она умеет и какая бывает. Учитель рисует на доске, а ученики за ним.
Она любит путешествовать: по земле, поднимать в горы, нырять в море, загорать на песочке, свернуться в клубочек и покатиться по дорожке.
Линия может очертить форму любого предмета и это будет контур. (контурный рисунок показать) Она справиться с любым заданием, она может
Предлагаю выполнить упражнения.
Придумайте и выполните свой вариант работы
Ритм «Смешанные линии»;
Ритм «Волнистая линия» с ослаблением тона;
Ритм «Волнообразные линии» с усилением тона в центре;
Выполняя задание вы заметили, ребята ,какую-либо закономерность? (ответы учащихся)
Правильно, используя в работе усиление или ослабление тона линии, мы можем показать глубину пространства.
Педагог:. А для чего мы с вами знакомимся с различными линиями? Зачем стараемся познать их характер и начертание? (Ответы учащихся.)
На ваших листах осталось по две свободных части. В первой части при помощи волнистых линий создайте образ одуванчика. Во второй части линиями передайте красоту и неповторимость пера Жар-птицы.
Постановка художественной задачи. Практическое задание.
Педагог: Ребята, ещё в древности самые первые рисунки служили не только и не столько для украшения, но прежде всего, несли информацию. Возможно, кому-нибудь из вас придётся работать иллюстратором в детском журнале. И сегодня я предлагаю вам представить себя в такой ситуации: вам поручено разработать страницу «Мир увлечений». Композиция страницы включает в себя изображение. Каждый из вас художник, и вы можете фантазировать. А сейчас переходим к заданию. Я предлагаю темы:
Животные;
Море;
Природа.
Ребята, ваша задача – выполнить композицию, используя многообразие линий, передавая их характер и начертание.
Учащиеся приступают к работе.
Подведение итогов урока. Рефлексия.
По завершении работы учащимся предлагается по темам прикрепить работы на доску (работы крепятся на магниты).
Педагог: Посмотрите, у нас получились! Придумайте название своей графической композиции.
Вопросы:
- Можно ли с помощью линий передать пространство?
- Каким начертательным характером могут обладать линии? Прокомментируйте свой ответ, используя выполненные творческие работы.
Педагог: С задачами урока мы сегодня справились. Работы получились разные, неповторимые. Мы узнали, что у каждой линии свой характер. Спасибо за занятие!