принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
оценивать свои достижения, отвечать на вопросы, соотносить изученные понятия с примерами (познавательные);
формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи, вступать в речевое общение, пользоваться учебником (коммуникативные);
овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремление ее выполнять (регулятивные).
№п/п | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1. | Самоопределение к деятельности | Приветствует обучающихся, создает эмоциональный настрой на работу. Проверяет готовность обучающихся к уроку. Откройте тетради. Запишите число. Классная работа | Приветствуют учителя. Выполняют задания. Проверяют свою готовность к уроку. | Личностные: правильно идентифицировать себя с позицией школьника. Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность. Коммуникативные: формировать умение слушать и слышать. |
2. | Актуализация знаний 1) минутка чистописания | Акцентирует внимание на правилах красивого письма. Нацеливает на правильное написание буквы В. (буква написана на доске) - Предлагает придумать слова – имена существительные, начинающиеся с этой буквы. Например, Владимир Валентин Валерия Варшава Венгрия Волга Внуково - Что общего у всех этих слов? - Какая в них орфограмма? | Повторяют «Правила красивого письма». Прописывают в тетради букву В соответствии с образцом правильного написания. Придумывают слова – существительные, повторяют правило об именах существительных собственных и нарицательных. Записывают слова, подчёркивают буквы, называют орфограмму. | Регулятивные: действовать с учетом выделенных учителем ориентиров; оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности. |
| 2) словарно-орфографическая работа | Проводит словарно-орфографическую работу, даёт задание записать только одушевлённые имена существительные. - Какой частью речи являются все эти слова? - На какие 2 группы можно разделить? (одуш. и неодуш.) - Выпишите только одушевленные существительные. Б_рёза, в_рона, гор_д, в_р_бей, мес_ц, за_ц, д_кабрь, с_рока, д_рога, к_рова, п_суда, м_дведь. - На какие две группы можно разделить все слова, которые мы с вами записали? - Являются ли эти слова именами собственными? | Повторяют правило об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных. Записывают одушевлённые имена существительные, ставят ударение в словах, подчёркивают безударную гласную. Проверка – 1 ученик на интерактивной доске. - Слова, обозначающие птиц, и слова – названия зверей. - Нет. | Личностные: осознавать свои возможности в учении, способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывать успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: классифицировать объекты. Коммуникативные: участвовать в диалоге, отвечать на поставленные вопросы, слушать и понимать речь других, оформлять свои мысли в устной речи |
3. | Постановка учебной проблемы. Формулирование цели и задач урока | СЛАЙД 1 - Что вы видите на экране? - Как одним словом назвать всех, кого мы видим? - Перечислите всех, кто изображен на этом семейном портрете? Начните со старшего поколения. - Являются ли эти слова собственными именами существительными? - Вы правы: эти имена существительные не являются собственными. Это общие названия, которыми мы называем своих родственников. - Какие ещё общие названия родственников вы знаете? - Назовите имена всех членов семьи. - Как вы думаете, почему у всех членов семьи рядом записано только одно слово, а у дедушки и бабушки два? - А у остальных членов семьи есть отчество или оно появится только, когда они станут дедушкой и бабушкой? - Какая у них фамилия? - Назовите полностью ФИО бабушки, дедушки. - Как вы думаете, что же нам предстоит узнать сегодня на уроке? - Назовите тему урока. СЛАЙД 2 - Какие цели перед собой поставим? | Рассматривают изображение на экране. Отвечают на вопросы, обосновывают свой выбор Семья (слово записывается на доску и в тетрадь с красной строки с заглавной буквы) Слова записываются на доску и в тетрадь (с маленькой буквы в столбик). дедушка бабушка папа мама дочь сын Выходят на тему урока. - Заглавная буква в собственных именах существительных – именах, отчествах и фамилиях людей. | Регулятивные: действовать с учетом выделенных учителем ориентиров; выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения. Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. |
4. | Обобщение и систематизация знаний 1) Подготовка учащихся к обобщающей деятельности | СЛАЙД 3 - Кто изображен на этой фотографии? - Это его настоящее имя? В каких жанрах работал К.И. Чуковский? - Послушайте загадку в исполнении автора. Марьюшка, Марусенька, Машенька и Манечка Захотели сладкого сахарного пряничка Бабушка по улице старенька шла, Девочкам по денежке бабушка дала: Марьюшке — копеечку, Марусеньке — копеечку, Машеньке — копеечку, Манечке — копеечку,- Вот какая добрая бабушка была! Марьюшка, Марусенька, Машенька и Манечка Побежали в лавочку и купили пряничка. И Кондрат задумался, глядя из угла: Много ли копеечек бабушка дала? СЛАЙД 4 - Как эта загадка связана с темой нашего урока? - Почему трудно сразу ответить на вопрос этой загадки? - Какое правило правописания остаётся без изменений? СЛАЙД 5 - Прочитайте стихотворение. - Назовите краткие имена, полные имена, мужские, женские - Могут ли у разных людей быть одинаковые имена? СЛАЙД 6 - Есть ли среди девочек тёзки? - Кто такие тёзки? - А у нас в классе есть тёзки? - Как же мы их различаем? | Рассматривают изображение на экране. Отвечают на вопросы. Слушают загадку. Рассуждают, отгадывают загадку. Бабушка дала одну копеечку, потому что Марьюшка, Марусенька, Машенька и Манечка — одна и та же девочка. - В ней встречаются имена девочек. - Одно и то же имя может звучать по-разному. - Бывают краткие и полные имена. - Они пишутся с заглавной буквы. - Читают текст слайда (хором). Отвечают на вопросы, делают вывод. Анализируют, отвечают на вопросы, делают выводы. Работа со словарём. | Регулятивные: действовать с учетом выделенных учителем ориентиров; выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения. Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. |
| 2) Воспроизведение умений на новом уровне (переформулированные вопросы) | СЛАЙД 1 - Вернёмся к семейному портрету. Есть ли на фотографии тёзки? - Достаточно ли одного имени, чтобы отличить одного человека от другого? - Люди давно поняли, что одного имени мало, чтобы узнать о ком идёт речь. К имени стали добавлять, чей он сын или чья она дочь, например, Иван, сын Петра, Марья, дочь Степана. - Что же образовалось от имени отца? - У русских людей обязательно к имени добавляется отчество, чего не скажешь о людях в других странах, например, Лев Николаевич Толстой, Александр Сергеевич Пушкин, но Шарль Перро, Астрид Линдгрен. - Как зовут дедушку? - Какое отчество у малыша? - Как мы узнали? - Как образуется отчества человека? - Как пишутся отчества людей? СЛАЙД 6 - Назовите своему соседу по парте своё отчество, а он назовёт имя вашего отца. | Рассматривают изображение на экране. Отвечают на вопросы. Рассуждают. Слушают сообщение учителя. Отвечают на вопросы. - Евгений Петрович - Евгений Викторович Делают вывод о правилах написания отчества людей. | Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять желание узнать больше; знание моральных норм, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях. Регулятивные: предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик. Познавательные: общеучебные - осознанно строить речевое высказывание в устной форме о том, какие слова пишутся с заглавной буквы; логические – анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятия, выведение следствий. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие со взрослыми. |
5. | Применение знаний и умений в новой ситуации. 1) Работа в парах | Работа в парах: - Возьмите листочек. На нём написаны имена. Образовать от этих имён отчества. - У кого-нибудь возникли затруднения? - Где был подвох? - К какому выводу можем прийти? | Работают в парах. Коля – Николаевич Александра – женское имя - Отчества образуются от полных мужских имён. | |
| 2) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция | Используя изображение на слайде, организует работу в тетради. - Вернёмся к нашему семейному портрету. - Как названа наша семья? О чём это нам говорит? - Что такое фамилия? Учебник с. 55 упр. 95 Фамилия прибавляется к личному имени, фамилия передаётся от родителей к детям. - Как пишутся фамилии людей? - Запишите в тетрадь: Семья Петровых и поставьте двоеточие. - Кого называют дедушкой и бабушкой? - Как вы думаете, на фотографии, чьими родителями являются дедушка и бабушка: мамы или папы? Докажите. - Почему на этой фотографии нет родителей мамы? - Используя слова-названия родственников, записанные на доске, нам нужно перечислить всех членов семьи. - Знаем, как зовут дедушку? - Знаем, как зовут бабушку? - Можем узнать отчество папы? - Знаем отчество мамы? Её папа был тёзкой её старшего сына. - Знаем отчества детей? - Как будут звать самого младшего члена семьи, когда он вырастет? - Как будем писать имена и отчества членов семьи? | Рассматривают изображение, анализируют, рассуждают, делают выводы. - Семья Петровых - У всех людей, изображенных на фотографии фамилия Петров или Петрова. - Родителей мамы или папы. - Папы. Фамилия передаётся по мужской линии. - Фотография называется Семья Петровых, а у родителей мамы другая фамилия. Письменно в тетрадях выполняют задание. Семья Петровых: дедушка Евгений Петрович, бабушка Надежда Андреевна, папа Виктор Евгеньевич, мама Ирина Сергеевна, дочь Елизавета Викторовна, сын Сергей Викторович, сын Евгений Викторович. Проверяют работу. | |
6. | Физкультминутка «Будь внимателен!» | Проводит физкультминутку. - Если названные слова надо писать с заглавной буквы – хлопайте, если с маленькой – поднимайте руки вверх: Елена, кастрюля, город, Владимирович, первоклассник, река, Лавров, Полина, шкаф, коза, Иван, Алексей, Петров. | Участвуют в физкультминутке | |
7. | Применение знаний и умений в новой ситуации | - Знаете ли вы, что фамилии на Руси появились сравнительно недавно? Нередко фамилии давали по месту, где жил человек. Например, Владимирский, Рязанов, Донской, Болотин. Часто фамилии образовывались от имени предка – Иванов, Петров, Степанов, Трофимов. Иногда давали фамилии по какому-нибудь внешнему признаку. Например, Кривошеев, Косолапов, Головин, Носов. Бедные люди обычно получали фамилии по ремеслу, которым они занимались. - Послушайте стихотворение «Прапрадеды», автор Георгий Граубин Кем был твой прадед на Руси, Свою фамилию спроси. Есть в каждом классе Кузнецов. Кто прадед Кузнецова? Он был из рода кузнецов — Отец отца отцова. У Гончарова прадед знал Гончарный круг и глину. У Дегтярёва дёготь гнал, В дегтярне горбил спину. С пилою Пильщиков дружил, Мял Кожемякин кожи. В атаки Воинов ходил, Стрельцов сражался тоже. Звучат как музыка, как стих, Фамилии простые. Вглядись — и ты увидишь в них Историю России. - Знаете ли вы, что означают ваши фамилии? - У кого из вас фамилия произошла от названия профессии? - У кого фамилия произошла от имени? | Слушают сообщение учителя, отвечают на поставленные вопросы. Слушают стихотворение. Анализируют, отвечают на вопросы. Кузнецов, Мельникова, Рыбакова. Федин, Васильченко, Левченко. | Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять желание узнать больше; знание моральных норм, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях. Регулятивные: предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик. Познавательные: общеучебные - логические – анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятия, выведение следствий. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие со взрослыми. |
8. | Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция | - В России всегда пользовались уважением животные. Многие фамилии в русском языке произошли от названий зверей и птиц. - Давайте вернёмся к нашим словарным словам, которые мы записали в начале урока. - Вспомним, на какие две группы мы их разделили? - Сейчас девочки будут образовывать от названий птиц – женские фамилии, а мальчики – от названий животных – мужские фамилии. | - Названия зверей и названия птиц. 1 человек – за доской, 1 – за компьютером. Воронина (Воронова), Воробьёва, Сорокина. Зайцев, Коровин, Медведев. Самопроверка. | Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров. Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из рассказа, из собственного опыта; логические – осуществляют поиск необходимой информации. Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания. Регулятивные: осуществлять пошаговый контроль своих действий. Познавательные: Логические - осуществлять анализ объектов с целью выделения признаков. |
9. | Итог урока | Проводит беседу по вопросам. - Какая была тема нашего урока? - Какие цели мы перед собой ставили? - Ответили мы на поставленные вопросы? Закончите предложения: - Сегодня на уроке я узнал… - Сегодня я научился… - Я расскажу своим родителям… | Отвечают на вопросы. Приводят свои примеры. | Личностные: обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся. Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
10. | Рефлексия учебной деятельности | Организует рефлексию учащихся. Обеспечивает позитивный настрой. - У вас на партах лежит солнышко, облачко и тучка. На ней написано твоё имя без первой буквы. 1. Если на уроке всё было понятно, интересно и не вызвало трудностей, возьми солнышко и допиши на оборотной стороне первую букву своего имени. 2. Если не всё уяснил и нужно ещё поработать над этой темой, то возьми облачко. 3. Если ничего не понял, работать на уроке было сложно и неинтересно, то возьми тучу. | Работают с карточками самооценки (солнышко, облачко и тучка) Определяют свое эмоциональное состояние на уроке | Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Регулятивные: оценка-осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; осуществлять итоговый контроль. Познавательные: общеучебные – рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. |
11. | Домашнее задание | С. 55 упр. 96, попробуйте узнать в Интернете о происхождении вашей фамилии. | | |