kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока «Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях людей»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка представляет собой технологическую карту урока русского языка. В ходе урока обучающиеся не только повторяют правила правописания имён, отчеств и фамилий людей, но и расширяют свои знания в области родственных связей, знакомятся с происхождением некоторых имён и фамилий, узнают новые для себя понятия "тезки", "однофамильцы".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока «Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях людей»»








Открытый урок

по русскому языку

во 2 классе

«Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях людей»





Подготовила:

Павлищева М.В.


2019-2020 учебный год



Технологическая карта урока русского языка

Предметная область: русский язык.


УМК: «Школа России». В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Русский язык: учебник 2 класс. М: Просвещение. 2014.


Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений.


Тема: Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях людей.


Цель: Обобщение знаний учащихся о написании заглавной буквы в именах собственных (именах, отчествах и фамилиях людей).


Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.


Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

оценивать свои достижения, отвечать на вопросы, соотносить изученные понятия с примерами (познавательные);

формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи, вступать в речевое общение, пользоваться учебником (коммуникативные);

овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремление ее выполнять (регулятивные).


Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

научатся писать имена собственные с заглавной буквы, объяснять их написание;


Оборудование урока:

  • Русский язык. Учебник: 2 класс. Канакина В.П., Горецкий В.Г. М: Просвещение. 2014;

  • компьютер, интерактивная доска;

  • презентация по теме урока;

  • карточки для работы в парах.



№п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.

Самоопределение к деятельности


Приветствует обучающихся, создает эмоциональный настрой на работу.

Проверяет готовность обучающихся к уроку.


Откройте тетради. Запишите число. Классная работа


Приветствуют учителя.

Выполняют задания.

Проверяют свою готовность к уроку.

Личностные: правильно идентифицировать себя с позицией школьника.

Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность.

Коммуникативные: формировать умение слушать и слышать.

2.

Актуализация знаний

1) минутка чистописания


Акцентирует внимание на правилах красивого письма.

Нацеливает на правильное написание буквы В.

(буква написана на доске)

- Предлагает придумать слова – имена существительные, начинающиеся с этой буквы.


Например,

Владимир Валентин Валерия Варшава Венгрия Волга Внуково


- Что общего у всех этих слов?

- Какая в них орфограмма?

Повторяют «Правила красивого письма».

Прописывают в тетради букву В соответствии с образцом правильного написания.

Придумывают слова – существительные, повторяют правило об именах существительных собственных и нарицательных.



Записывают слова, подчёркивают буквы, называют орфограмму.

Регулятивные: действовать с учетом выделенных учителем ориентиров; оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.


2) словарно-орфографическая работа

Проводит словарно-орфографическую работу, даёт задание записать только одушевлённые имена существительные.

- Какой частью речи являются все эти слова?

- На какие 2 группы можно разделить? (одуш. и неодуш.)

- Выпишите только одушевленные существительные.


Б_рёза, в_рона, гор_д, в_р_бей, мес_ц, за_ц, д_кабрь, с_рока, д_рога, к_рова, п_суда, м_дведь.


- На какие две группы можно разделить все слова, которые мы с вами записали?

- Являются ли эти слова именами собственными?

Повторяют правило об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных.



Записывают одушевлённые имена существительные, ставят ударение в словах, подчёркивают безударную гласную.


Проверка – 1 ученик на интерактивной доске.



- Слова, обозначающие птиц, и слова – названия зверей.

- Нет.

Личностные: осознавать свои возможности в учении, способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывать успехи с усилиями, трудолюбием.

Познавательные: классифицировать объекты.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, отвечать на поставленные вопросы, слушать и понимать речь других, оформлять свои мысли в устной речи


3.

















Постановка учебной проблемы. Формулирование цели и задач урока













СЛАЙД 1


- Что вы видите на экране?



- Как одним словом назвать всех, кого мы видим?




- Перечислите всех, кто изображен на этом семейном портрете? Начните со старшего поколения.

- Являются ли эти слова собственными именами существительными?

- Вы правы: эти имена существительные не являются собственными. Это общие названия, которыми мы называем своих родственников.

- Какие ещё общие названия родственников вы знаете?


- Назовите имена всех членов семьи.

- Как вы думаете, почему у всех членов семьи рядом записано только одно слово, а у дедушки и бабушки два?

- А у остальных членов семьи есть отчество или оно появится только, когда они станут дедушкой и бабушкой?

- Какая у них фамилия?

- Назовите полностью ФИО бабушки, дедушки.

- Как вы думаете, что же нам предстоит узнать сегодня на уроке?

- Назовите тему урока.

СЛАЙД 2

- Какие цели перед собой поставим?

Рассматривают изображение на экране.

Отвечают на вопросы, обосновывают свой выбор


Семья (слово записывается на доску и в тетрадь с красной строки с заглавной буквы)

Слова записываются на доску и в тетрадь (с маленькой буквы в столбик).

дедушка

бабушка

папа

мама

дочь

сын


















Выходят на тему урока.

- Заглавная буква в собственных именах существительных – именах, отчествах и фамилиях людей.

Регулятивные: действовать с учетом выделенных учителем ориентиров; выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения.

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

4.

Обобщение и систематизация знаний

1) Подготовка учащихся к обобщающей деятельности


СЛАЙД 3


- Кто изображен на этой фотографии?

- Это его настоящее имя?

В каких жанрах работал К.И. Чуковский?

- Послушайте загадку в исполнении автора.

Марьюшка, Марусенька, Машенька и Манечка

Захотели сладкого сахарного пряничка

Бабушка по улице старенька шла,

Девочкам по денежке бабушка дала:

Марьюшке — копеечку,

Марусеньке — копеечку,

Машеньке — копеечку,

Манечке — копеечку,-

Вот какая добрая бабушка была!

Марьюшка, Марусенька, Машенька и Манечка

Побежали в лавочку и купили пряничка.

И Кондрат задумался, глядя из угла:

Много ли копеечек бабушка дала?


СЛАЙД 4


- Как эта загадка связана с темой нашего урока?


- Почему трудно сразу ответить на вопрос этой загадки?



- Какое правило правописания остаётся без изменений?


СЛАЙД 5

- Прочитайте стихотворение.

- Назовите краткие имена, полные имена, мужские, женские



- Могут ли у разных людей быть одинаковые имена?

СЛАЙД 6


- Есть ли среди девочек тёзки?

- Кто такие тёзки?


- А у нас в классе есть тёзки?

- Как же мы их различаем?


Рассматривают изображение на экране. Отвечают на вопросы.






Слушают загадку.








Рассуждают, отгадывают загадку.

Бабушка дала одну копеечку, потому что

Марьюшка, Марусенька, Машенька и Манечка — одна и та же девочка.



- В ней встречаются имена девочек.


- Одно и то же имя может звучать по-разному.

- Бывают краткие и полные имена.

- Они пишутся с заглавной буквы.



- Читают текст слайда (хором). Отвечают на вопросы, делают вывод.







Анализируют, отвечают на вопросы, делают выводы.

Работа со словарём.

Регулятивные: действовать с учетом выделенных учителем ориентиров; выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения.

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.


2) Воспроизведение умений на новом уровне (переформулированные вопросы)


СЛАЙД 1


- Вернёмся к семейному портрету. Есть ли на фотографии тёзки?

- Достаточно ли одного имени, чтобы отличить одного человека от другого?


- Люди давно поняли, что одного имени мало, чтобы узнать о ком идёт речь. К имени стали добавлять, чей он сын или чья она дочь, например, Иван, сын Петра, Марья, дочь Степана.

- Что же образовалось от имени отца?

- У русских людей обязательно к имени добавляется отчество, чего не скажешь о людях в других странах, например, Лев Николаевич Толстой, Александр Сергеевич Пушкин, но Шарль Перро, Астрид Линдгрен.


- Как зовут дедушку?

- Какое отчество у малыша?

- Как мы узнали?

- Как образуется отчества человека?

- Как пишутся отчества людей?


СЛАЙД 6


- Назовите своему соседу по парте своё отчество, а он назовёт имя вашего отца.



Рассматривают изображение на экране. Отвечают на вопросы. Рассуждают.






Слушают сообщение учителя.





Отвечают на вопросы.










- Евгений Петрович

- Евгений Викторович




Делают вывод о правилах написания отчества людей.


Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять желание узнать больше;

знание моральных норм, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.

Регулятивные: предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик.

Познавательные:

общеучебные - осознанно строить речевое высказывание в устной форме о том, какие слова пишутся с заглавной буквы;

логические – анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятия, выведение следствий.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие со взрослыми.


5.

Применение знаний и умений в новой ситуации.

1) Работа в парах

Работа в парах:

- Возьмите листочек. На нём написаны имена. Образовать от этих имён отчества.

- У кого-нибудь возникли затруднения?

- Где был подвох?

- К какому выводу можем прийти?

Работают в парах.




Коля – Николаевич

Александра – женское имя

- Отчества образуются от полных мужских имён.



2) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция


Используя изображение на слайде, организует работу в тетради.


- Вернёмся к нашему семейному портрету.

- Как названа наша семья? О чём это нам говорит?

- Что такое фамилия?

Учебник с. 55 упр. 95

Фамилия прибавляется к личному имени, фамилия передаётся от родителей к детям.


- Как пишутся фамилии людей?


- Запишите в тетрадь: Семья Петровых и поставьте двоеточие.


- Кого называют дедушкой и бабушкой?


- Как вы думаете, на фотографии, чьими родителями являются дедушка и бабушка: мамы или папы? Докажите.

- Почему на этой фотографии нет родителей мамы?



- Используя слова-названия родственников, записанные на доске, нам нужно перечислить всех членов семьи.

- Знаем, как зовут дедушку?

- Знаем, как зовут бабушку?

- Можем узнать отчество папы?

- Знаем отчество мамы? Её папа был тёзкой её старшего сына.

- Знаем отчества детей?

- Как будут звать самого младшего члена семьи, когда он вырастет?

- Как будем писать имена и отчества членов семьи?


Рассматривают изображение, анализируют, рассуждают, делают выводы.


- Семья Петровых

- У всех людей, изображенных на фотографии фамилия Петров или Петрова.









- Родителей мамы или папы.



- Папы. Фамилия передаётся по мужской линии.



- Фотография называется Семья Петровых, а у родителей мамы другая фамилия.


Письменно в тетрадях выполняют задание.

Семья Петровых: дедушка Евгений Петрович, бабушка Надежда Андреевна, папа Виктор Евгеньевич, мама Ирина Сергеевна, дочь Елизавета Викторовна, сын Сергей Викторович, сын Евгений Викторович.


Проверяют работу.



6.

Физкультминутка

«Будь внимателен!»


Проводит физкультминутку.

- Если названные слова надо писать с заглавной буквы – хлопайте, если с маленькой – поднимайте руки вверх:


Елена, кастрюля, город, Владимирович, первоклассник, река, Лавров, Полина, шкаф, коза, Иван, Алексей, Петров.

Участвуют в физкультминутке



7.

Применение знаний и умений в новой ситуации



- Знаете ли вы, что фамилии на Руси появились сравнительно недавно? Нередко фамилии давали по месту, где жил человек. Например, Владимирский, Рязанов, Донской, Болотин. Часто фамилии образовывались от имени предка – Иванов, Петров, Степанов, Трофимов. Иногда давали фамилии по какому-нибудь внешнему признаку. Например, Кривошеев, Косолапов, Головин, Носов.

Бедные люди обычно получали фамилии по ремеслу, которым они занимались.


- Послушайте стихотворение «Прапрадеды», автор Георгий Граубин


Кем был твой прадед на Руси, 
Свою фамилию спроси. 
Есть в каждом классе Кузнецов. 
Кто прадед Кузнецова?
Он был из рода кузнецов — 
Отец отца отцова. 
У Гончарова прадед знал
Гончарный круг и глину.
У Дегтярёва дёготь гнал,
В дегтярне горбил спину.
С пилою Пильщиков дружил,
Мял Кожемякин кожи.
В атаки Воинов ходил,
Стрельцов сражался тоже.
Звучат как музыка, как стих,
Фамилии простые.
Вглядись — и ты увидишь в них
Историю России.


- Знаете ли вы, что означают ваши фамилии? 

- У кого из вас фамилия произошла от названия профессии?

- У кого фамилия произошла от имени?


Слушают сообщение учителя, отвечают на поставленные вопросы.















Слушают стихотворение.






















Анализируют, отвечают на вопросы.

Кузнецов, Мельникова, Рыбакова.

Федин, Васильченко, Левченко.

Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять желание узнать больше;

знание моральных норм, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.

Регулятивные: предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик.

Познавательные:

общеучебные -

логические – анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятия, выведение следствий.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие со взрослыми.


8.

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

- В России всегда пользовались уважением животные. Многие фамилии в русском языке произошли от названий зверей и птиц.

- Давайте вернёмся к нашим словарным словам, которые мы записали в начале урока.

- Вспомним, на какие две группы мы их разделили?

- Сейчас девочки будут образовывать от названий птиц – женские фамилии, а мальчики – от названий животных – мужские фамилии.










- Названия зверей и названия птиц.

1 человек – за доской, 1 – за компьютером.


Воронина (Воронова), Воробьёва, Сорокина.


Зайцев, Коровин, Медведев.


Самопроверка.

Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.

Познавательные:

общеучебные – извлекают необходимую информацию из рассказа, из собственного опыта;

логические – осуществляют поиск необходимой информации.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания.

Регулятивные: осуществлять пошаговый контроль своих действий.

Познавательные:

Логические - осуществлять анализ объектов с целью выделения признаков.

9.

Итог урока

Проводит беседу по вопросам.


- Какая была тема нашего урока?

- Какие цели мы перед собой ставили?

- Ответили мы на поставленные вопросы?

Закончите предложения:

- Сегодня на уроке я узнал…

- Сегодня я научился…

- Я расскажу своим родителям…

Отвечают на вопросы.

Приводят свои примеры.

Личностные: обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся.

Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.



10.

Рефлексия учебной деятельности


















Организует рефлексию учащихся.

Обеспечивает позитивный настрой.


- У вас на партах лежит солнышко, облачко и тучка. На ней написано твоё имя без первой буквы.

1. Если на уроке всё было понятно, интересно и не вызвало трудностей, возьми солнышко и допиши на оборотной стороне первую букву своего имени.

2. Если не всё уяснил и нужно ещё поработать над этой темой, то возьми облачко.

3. Если ничего не понял, работать на уроке было сложно и неинтересно, то возьми тучу.

Работают с карточками самооценки (солнышко, облачко и тучка)







Определяют свое эмоциональное состояние
на уроке









Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные: оценка-осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; осуществлять итоговый контроль.

Познавательные:

общеучебные – рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.


11.

Домашнее задание

С. 55 упр. 96, попробуйте узнать в Интернете о происхождении вашей фамилии.








14



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока «Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях людей»

Автор: Павлищева Марина Вадимовна

Дата: 18.12.2019

Номер свидетельства: 532700

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Конспект урока Заглавная буква в именах собственных "
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekt-uroka-zaghlavnaia-bukva-v-imienakh-sobstviennykh"
    ["file_id"] => string(6) "175169"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424246089"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Конспект урока «Заглавная буква ». (Закрепление) "
    ["seo_title"] => string(48) "konspiekt-uroka-zaghlavnaia-bukva-zakrieplieniie"
    ["file_id"] => string(6) "218177"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433690556"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Конспект урока на тему: "Большая буква в именах и фамилиях людей""
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt_uroka_na_tiemu_bol_shaia_bukva_v_imienakh_i_familiiakh_liudiei"
    ["file_id"] => string(6) "391847"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1487092976"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(184) "Конспект урока по русскому языку «Правописание заглавной буквы в именах, отчествах, фамилиях людей»"
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_uroka_po_russkomu_iazyku_pravopisanie_zaglavnoi_bukvy_v_imenakh_otchest"
    ["file_id"] => string(6) "616119"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1666903873"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Конспект урока на тему: "Большая буква в именах собственных". "
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt-uroka-na-tiemu-bol-shaia-bukva-v-imienakh-sobstviennykh"
    ["file_id"] => string(6) "225918"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1439980084"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства