kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока «Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях людей»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка представляет собой технологическую карту урока русского языка. В ходе урока обучающиеся не только повторяют правила правописания имён, отчеств и фамилий людей, но и расширяют свои знания в области родственных связей, знакомятся с происхождением некоторых имён и фамилий, узнают новые для себя понятия "тезки", "однофамильцы".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока «Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях людей»»








Открытый урок

по русскому языку

во 2 классе

«Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях людей»





Подготовила:

Павлищева М.В.


2019-2020 учебный год



Технологическая карта урока русского языка

Предметная область: русский язык.


УМК: «Школа России». В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Русский язык: учебник 2 класс. М: Просвещение. 2014.


Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений.


Тема: Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях людей.


Цель: Обобщение знаний учащихся о написании заглавной буквы в именах собственных (именах, отчествах и фамилиях людей).


Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.


Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

оценивать свои достижения, отвечать на вопросы, соотносить изученные понятия с примерами (познавательные);

формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи, вступать в речевое общение, пользоваться учебником (коммуникативные);

овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремление ее выполнять (регулятивные).


Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

научатся писать имена собственные с заглавной буквы, объяснять их написание;


Оборудование урока:

  • Русский язык. Учебник: 2 класс. Канакина В.П., Горецкий В.Г. М: Просвещение. 2014;

  • компьютер, интерактивная доска;

  • презентация по теме урока;

  • карточки для работы в парах.



№п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.

Самоопределение к деятельности


Приветствует обучающихся, создает эмоциональный настрой на работу.

Проверяет готовность обучающихся к уроку.


Откройте тетради. Запишите число. Классная работа


Приветствуют учителя.

Выполняют задания.

Проверяют свою готовность к уроку.

Личностные: правильно идентифицировать себя с позицией школьника.

Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность.

Коммуникативные: формировать умение слушать и слышать.

2.

Актуализация знаний

1) минутка чистописания


Акцентирует внимание на правилах красивого письма.

Нацеливает на правильное написание буквы В.

(буква написана на доске)

- Предлагает придумать слова – имена существительные, начинающиеся с этой буквы.


Например,

Владимир Валентин Валерия Варшава Венгрия Волга Внуково


- Что общего у всех этих слов?

- Какая в них орфограмма?

Повторяют «Правила красивого письма».

Прописывают в тетради букву В соответствии с образцом правильного написания.

Придумывают слова – существительные, повторяют правило об именах существительных собственных и нарицательных.



Записывают слова, подчёркивают буквы, называют орфограмму.

Регулятивные: действовать с учетом выделенных учителем ориентиров; оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.


2) словарно-орфографическая работа

Проводит словарно-орфографическую работу, даёт задание записать только одушевлённые имена существительные.

- Какой частью речи являются все эти слова?

- На какие 2 группы можно разделить? (одуш. и неодуш.)

- Выпишите только одушевленные существительные.


Б_рёза, в_рона, гор_д, в_р_бей, мес_ц, за_ц, д_кабрь, с_рока, д_рога, к_рова, п_суда, м_дведь.


- На какие две группы можно разделить все слова, которые мы с вами записали?

- Являются ли эти слова именами собственными?

Повторяют правило об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных.



Записывают одушевлённые имена существительные, ставят ударение в словах, подчёркивают безударную гласную.


Проверка – 1 ученик на интерактивной доске.



- Слова, обозначающие птиц, и слова – названия зверей.

- Нет.

Личностные: осознавать свои возможности в учении, способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывать успехи с усилиями, трудолюбием.

Познавательные: классифицировать объекты.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, отвечать на поставленные вопросы, слушать и понимать речь других, оформлять свои мысли в устной речи


3.

















Постановка учебной проблемы. Формулирование цели и задач урока













СЛАЙД 1


- Что вы видите на экране?



- Как одним словом назвать всех, кого мы видим?




- Перечислите всех, кто изображен на этом семейном портрете? Начните со старшего поколения.

- Являются ли эти слова собственными именами существительными?

- Вы правы: эти имена существительные не являются собственными. Это общие названия, которыми мы называем своих родственников.

- Какие ещё общие названия родственников вы знаете?


- Назовите имена всех членов семьи.

- Как вы думаете, почему у всех членов семьи рядом записано только одно слово, а у дедушки и бабушки два?

- А у остальных членов семьи есть отчество или оно появится только, когда они станут дедушкой и бабушкой?

- Какая у них фамилия?

- Назовите полностью ФИО бабушки, дедушки.

- Как вы думаете, что же нам предстоит узнать сегодня на уроке?

- Назовите тему урока.

СЛАЙД 2

- Какие цели перед собой поставим?

Рассматривают изображение на экране.

Отвечают на вопросы, обосновывают свой выбор


Семья (слово записывается на доску и в тетрадь с красной строки с заглавной буквы)

Слова записываются на доску и в тетрадь (с маленькой буквы в столбик).

дедушка

бабушка

папа

мама

дочь

сын


















Выходят на тему урока.

- Заглавная буква в собственных именах существительных – именах, отчествах и фамилиях людей.

Регулятивные: действовать с учетом выделенных учителем ориентиров; выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения.

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

4.

Обобщение и систематизация знаний

1) Подготовка учащихся к обобщающей деятельности


СЛАЙД 3


- Кто изображен на этой фотографии?

- Это его настоящее имя?

В каких жанрах работал К.И. Чуковский?

- Послушайте загадку в исполнении автора.

Марьюшка, Марусенька, Машенька и Манечка

Захотели сладкого сахарного пряничка

Бабушка по улице старенька шла,

Девочкам по денежке бабушка дала:

Марьюшке — копеечку,

Марусеньке — копеечку,

Машеньке — копеечку,

Манечке — копеечку,-

Вот какая добрая бабушка была!

Марьюшка, Марусенька, Машенька и Манечка

Побежали в лавочку и купили пряничка.

И Кондрат задумался, глядя из угла:

Много ли копеечек бабушка дала?


СЛАЙД 4


- Как эта загадка связана с темой нашего урока?


- Почему трудно сразу ответить на вопрос этой загадки?



- Какое правило правописания остаётся без изменений?


СЛАЙД 5

- Прочитайте стихотворение.

- Назовите краткие имена, полные имена, мужские, женские



- Могут ли у разных людей быть одинаковые имена?

СЛАЙД 6


- Есть ли среди девочек тёзки?

- Кто такие тёзки?


- А у нас в классе есть тёзки?

- Как же мы их различаем?


Рассматривают изображение на экране. Отвечают на вопросы.






Слушают загадку.








Рассуждают, отгадывают загадку.

Бабушка дала одну копеечку, потому что

Марьюшка, Марусенька, Машенька и Манечка — одна и та же девочка.



- В ней встречаются имена девочек.


- Одно и то же имя может звучать по-разному.

- Бывают краткие и полные имена.

- Они пишутся с заглавной буквы.



- Читают текст слайда (хором). Отвечают на вопросы, делают вывод.







Анализируют, отвечают на вопросы, делают выводы.

Работа со словарём.

Регулятивные: действовать с учетом выделенных учителем ориентиров; выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения.

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.


2) Воспроизведение умений на новом уровне (переформулированные вопросы)


СЛАЙД 1


- Вернёмся к семейному портрету. Есть ли на фотографии тёзки?

- Достаточно ли одного имени, чтобы отличить одного человека от другого?


- Люди давно поняли, что одного имени мало, чтобы узнать о ком идёт речь. К имени стали добавлять, чей он сын или чья она дочь, например, Иван, сын Петра, Марья, дочь Степана.

- Что же образовалось от имени отца?

- У русских людей обязательно к имени добавляется отчество, чего не скажешь о людях в других странах, например, Лев Николаевич Толстой, Александр Сергеевич Пушкин, но Шарль Перро, Астрид Линдгрен.


- Как зовут дедушку?

- Какое отчество у малыша?

- Как мы узнали?

- Как образуется отчества человека?

- Как пишутся отчества людей?


СЛАЙД 6


- Назовите своему соседу по парте своё отчество, а он назовёт имя вашего отца.



Рассматривают изображение на экране. Отвечают на вопросы. Рассуждают.






Слушают сообщение учителя.





Отвечают на вопросы.










- Евгений Петрович

- Евгений Викторович




Делают вывод о правилах написания отчества людей.


Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять желание узнать больше;

знание моральных норм, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.

Регулятивные: предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик.

Познавательные:

общеучебные - осознанно строить речевое высказывание в устной форме о том, какие слова пишутся с заглавной буквы;

логические – анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятия, выведение следствий.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие со взрослыми.


5.

Применение знаний и умений в новой ситуации.

1) Работа в парах

Работа в парах:

- Возьмите листочек. На нём написаны имена. Образовать от этих имён отчества.

- У кого-нибудь возникли затруднения?

- Где был подвох?

- К какому выводу можем прийти?

Работают в парах.




Коля – Николаевич

Александра – женское имя

- Отчества образуются от полных мужских имён.



2) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция


Используя изображение на слайде, организует работу в тетради.


- Вернёмся к нашему семейному портрету.

- Как названа наша семья? О чём это нам говорит?

- Что такое фамилия?

Учебник с. 55 упр. 95

Фамилия прибавляется к личному имени, фамилия передаётся от родителей к детям.


- Как пишутся фамилии людей?


- Запишите в тетрадь: Семья Петровых и поставьте двоеточие.


- Кого называют дедушкой и бабушкой?


- Как вы думаете, на фотографии, чьими родителями являются дедушка и бабушка: мамы или папы? Докажите.

- Почему на этой фотографии нет родителей мамы?



- Используя слова-названия родственников, записанные на доске, нам нужно перечислить всех членов семьи.

- Знаем, как зовут дедушку?

- Знаем, как зовут бабушку?

- Можем узнать отчество папы?

- Знаем отчество мамы? Её папа был тёзкой её старшего сына.

- Знаем отчества детей?

- Как будут звать самого младшего члена семьи, когда он вырастет?

- Как будем писать имена и отчества членов семьи?


Рассматривают изображение, анализируют, рассуждают, делают выводы.


- Семья Петровых

- У всех людей, изображенных на фотографии фамилия Петров или Петрова.









- Родителей мамы или папы.



- Папы. Фамилия передаётся по мужской линии.



- Фотография называется Семья Петровых, а у родителей мамы другая фамилия.


Письменно в тетрадях выполняют задание.

Семья Петровых: дедушка Евгений Петрович, бабушка Надежда Андреевна, папа Виктор Евгеньевич, мама Ирина Сергеевна, дочь Елизавета Викторовна, сын Сергей Викторович, сын Евгений Викторович.


Проверяют работу.



6.

Физкультминутка

«Будь внимателен!»


Проводит физкультминутку.

- Если названные слова надо писать с заглавной буквы – хлопайте, если с маленькой – поднимайте руки вверх:


Елена, кастрюля, город, Владимирович, первоклассник, река, Лавров, Полина, шкаф, коза, Иван, Алексей, Петров.

Участвуют в физкультминутке



7.

Применение знаний и умений в новой ситуации



- Знаете ли вы, что фамилии на Руси появились сравнительно недавно? Нередко фамилии давали по месту, где жил человек. Например, Владимирский, Рязанов, Донской, Болотин. Часто фамилии образовывались от имени предка – Иванов, Петров, Степанов, Трофимов. Иногда давали фамилии по какому-нибудь внешнему признаку. Например, Кривошеев, Косолапов, Головин, Носов.

Бедные люди обычно получали фамилии по ремеслу, которым они занимались.


- Послушайте стихотворение «Прапрадеды», автор Георгий Граубин


Кем был твой прадед на Руси, 
Свою фамилию спроси. 
Есть в каждом классе Кузнецов. 
Кто прадед Кузнецова?
Он был из рода кузнецов — 
Отец отца отцова. 
У Гончарова прадед знал
Гончарный круг и глину.
У Дегтярёва дёготь гнал,
В дегтярне горбил спину.
С пилою Пильщиков дружил,
Мял Кожемякин кожи.
В атаки Воинов ходил,
Стрельцов сражался тоже.
Звучат как музыка, как стих,
Фамилии простые.
Вглядись — и ты увидишь в них
Историю России.


- Знаете ли вы, что означают ваши фамилии? 

- У кого из вас фамилия произошла от названия профессии?

- У кого фамилия произошла от имени?


Слушают сообщение учителя, отвечают на поставленные вопросы.















Слушают стихотворение.






















Анализируют, отвечают на вопросы.

Кузнецов, Мельникова, Рыбакова.

Федин, Васильченко, Левченко.

Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять желание узнать больше;

знание моральных норм, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.

Регулятивные: предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик.

Познавательные:

общеучебные -

логические – анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятия, выведение следствий.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие со взрослыми.


8.

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

- В России всегда пользовались уважением животные. Многие фамилии в русском языке произошли от названий зверей и птиц.

- Давайте вернёмся к нашим словарным словам, которые мы записали в начале урока.

- Вспомним, на какие две группы мы их разделили?

- Сейчас девочки будут образовывать от названий птиц – женские фамилии, а мальчики – от названий животных – мужские фамилии.










- Названия зверей и названия птиц.

1 человек – за доской, 1 – за компьютером.


Воронина (Воронова), Воробьёва, Сорокина.


Зайцев, Коровин, Медведев.


Самопроверка.

Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.

Познавательные:

общеучебные – извлекают необходимую информацию из рассказа, из собственного опыта;

логические – осуществляют поиск необходимой информации.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания.

Регулятивные: осуществлять пошаговый контроль своих действий.

Познавательные:

Логические - осуществлять анализ объектов с целью выделения признаков.

9.

Итог урока

Проводит беседу по вопросам.


- Какая была тема нашего урока?

- Какие цели мы перед собой ставили?

- Ответили мы на поставленные вопросы?

Закончите предложения:

- Сегодня на уроке я узнал…

- Сегодня я научился…

- Я расскажу своим родителям…

Отвечают на вопросы.

Приводят свои примеры.

Личностные: обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся.

Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.



10.

Рефлексия учебной деятельности


















Организует рефлексию учащихся.

Обеспечивает позитивный настрой.


- У вас на партах лежит солнышко, облачко и тучка. На ней написано твоё имя без первой буквы.

1. Если на уроке всё было понятно, интересно и не вызвало трудностей, возьми солнышко и допиши на оборотной стороне первую букву своего имени.

2. Если не всё уяснил и нужно ещё поработать над этой темой, то возьми облачко.

3. Если ничего не понял, работать на уроке было сложно и неинтересно, то возьми тучу.

Работают с карточками самооценки (солнышко, облачко и тучка)







Определяют свое эмоциональное состояние
на уроке









Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные: оценка-осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; осуществлять итоговый контроль.

Познавательные:

общеучебные – рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.


11.

Домашнее задание

С. 55 упр. 96, попробуйте узнать в Интернете о происхождении вашей фамилии.








14



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока «Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях людей»

Автор: Павлищева Марина Вадимовна

Дата: 18.12.2019

Номер свидетельства: 532700

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Конспект урока Заглавная буква в именах собственных "
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekt-uroka-zaghlavnaia-bukva-v-imienakh-sobstviennykh"
    ["file_id"] => string(6) "175169"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424246089"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Конспект урока «Заглавная буква ». (Закрепление) "
    ["seo_title"] => string(48) "konspiekt-uroka-zaghlavnaia-bukva-zakrieplieniie"
    ["file_id"] => string(6) "218177"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433690556"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Конспект урока на тему: "Большая буква в именах и фамилиях людей""
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt_uroka_na_tiemu_bol_shaia_bukva_v_imienakh_i_familiiakh_liudiei"
    ["file_id"] => string(6) "391847"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1487092976"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(184) "Конспект урока по русскому языку «Правописание заглавной буквы в именах, отчествах, фамилиях людей»"
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_uroka_po_russkomu_iazyku_pravopisanie_zaglavnoi_bukvy_v_imenakh_otchest"
    ["file_id"] => string(6) "616119"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1666903873"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Конспект урока на тему: "Большая буква в именах собственных". "
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt-uroka-na-tiemu-bol-shaia-bukva-v-imienakh-sobstviennykh"
    ["file_id"] => string(6) "225918"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1439980084"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1720 руб.
2640 руб.
1480 руб.
2270 руб.
1640 руб.
2530 руб.
1640 руб.
2530 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства