Этапы урока | Методы и приемы работы Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая) | Содержание учебного материала | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
I.Организационный момент Цель: организация класса, эмоциональный настрой на работу, мотивация работы обучающихся на уроке. | Словесный метод – Ф. 1)приветствие 2)эмоциональный настрой на работу | - Приветствие учащихся: Здравствуйте ребята! Начинается урок, Он пойдет ребятам впрок, Постарайтесь всё понять, Ответы полные давать И получить оценку 5!!! - Проверка готовности к уроку: Но прежде чем мы начнем работу, давайте проверим вашу готовность к уроку. На партах у вас должны лежать учебник «Математика», пенал, тетрадь, дневник. Также не забываем, что сидеть вы должны ровненько, спинки держать прямо, упираясь в спинку стула, ручки лежат на партах, ножки ровненько стоят на полу. | Приветствую учеников, учительницу, гостей. Эмоционально настраиваю обучающихся на работу. Проверяю готовность обучающихся к уроку. | Восприятие информации. Дети приветствуют учительницу, усаживаются за свои рабочие места, проверяют готовность к уроку. | Личностные: смыслообразование; Регулятивные: волевая саморегуляция; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
II. Актуализация знаний Цель: закрепить знания, повторить учебный материал, пройденный ранее, развитие логического мышления | Словесный, наглядный. Ф. , И. Устный счет 1.Игра «Загрузи машину» 2.Работа над составом числа. 2. Работа с выражениями. 3. Работа над задачей. 4. Игра «Кто быстрей» | - Хорошо ребята, а сейчас давайте выполним устный счет: - Посмотрите на доску. Нужно загрузить машину цифрами. 11 - Цифры перемещались у нас на доске. Выполняем это задание по цепочке. Выходите к доске и прикрепляете цифры в окошки так, чтобы в столбике получилось в сумме 11. - Итак, мы с вами вспомнили состав числа 11. - Посмотрите на слайд (Сл.1) Прочитаем первое условие: Золушка вымыла 8 синих тарелок и 2 красных. - Является ли данный текст задачей? (Нет) - Почему? (Потому что нет вопроса) - Какой вопрос можно поставить к данному условию? (Сколько всего вымыла тарелок Золушка?) - Прочитайте, второе условие: Дюймовочка собрала3 пшеничных зернышка и 7 овсяных. - Данное условие является задачей? (Нет) - Почему? (Потому что нет вопроса) - Какой вопрос можно поставить к данному условию? (Сколько всего зернышек собрала Дюймовочка) - Итак, мы сейчас вспомнили структурные части задачи. Назовите еще раз структурные части задачи. (Условие, вопрос, решение, ответ). - Посмотрите на доску. Один ученик выходит к доске и показывает выражение, а вы ребята будете сигнализировать сигнальными карточками. Если вы согласны со своим одноклассником, то покажите зеленую карточку, если не согласны, то покажите красную. Найдите выражение к высказыванию: - уменьшаемое 10, вычитаемое 7. (10 - 7); - первое слагаемое 11, второе слагаемое 4. (11 + 4); - уменьшаемое 11, вычитаемое 1. (11 - 1); - первое слагаемое 10, второе слагаемое 3. (10 + 3) - уменьшаемое 10, вычитаемое 9. (10 - 9) - уменьшаемое 11, вычитаемое 2. (11 - 2) - Откройте учебник на стр. 81-ой, найдите задачу 5-ую. Прочтите задачу. У папы в одной сумке арбуз массой 7 кг, а в другой – 4 кг картофеля и 2 кг капусты. Какая сумка легче и на сколько килограммов? - Эту задачу решим устно. (Сл.2) - О чем говорится в задаче? (О сумках) - Сколько было сумок? (У папы было 2 сумки) - Что лежало в первой сумке? (В первой сумке был арбуз) - Какова масса арбуза? (Арбуз весит 7 килограммов) - Что лежало во второй сумке? (Во второй сумке лежали картофель и капуста) - Какова масса картофеля, капусты? (Картофеля – 4 кг, капусты- 2 кг) - Какой главный вопрос задачи? (Какая сумка легче и насколько килограммов?) - Что нам нужно найти, чтобы легче было ответить на вопрос задачи? (Найти массу второй сумки) - Каким действием? (Сложением. Мы массу сложим массу картофеля и капусты) - Сколько получилось? (4 + 2 = 6 (кг)) - Теперь мы можем ответить на вопрос задачи? (Да, можем) - Какая же сумка будет легче? (Вторая) - Как мы можем узнать на сколько килограммов легче? (Действием вычитанием. Мы из большего вычтем меньшее. 7 – 6 = 1 (кг)) - Какой ответ? (Ответ: на 1 кг легче.) - Сейчас, поиграем в игру «Кто быстрей». Я каждому ряду дам карточку с примерами. Ваша задача как можно быстрей решить пример, написать ответ и передать другому. Каждый решает по одному примеру. Выполняем это задание на время по рядам. Какой ряд первый закончит, то последний кто получил карточку. Поднимает ее вверх. 15 – 4 = 13 +2 = 17 – 4 = 15 + 3 = 18 – 5 = 16 + 3 = 19 – 8 = 11 + 6 = 12 – 2 = | - А пока я проверю выполненные вами карточки, вы выполните физкультминутку (электронную) | Организую условия для проведения устного счета. Осуществляет работу над закреплением знаний о структурных частях задачи. Создает мотивацию учения для учащимся; читаем высказывания к выражениям. Создает благоприятные условия для работы с учебником. Осуществляет разбор задачи (устно). Создает ситуацию успеха; осуществляет работу в группах. | Участвуют в решении устного счета. Анализируют свои ответы. Доказывают свое мнение. Вспоминают структурные части задачи; устно работают над постановкой вопроса к задачам. Активно работают с выражениями у доски. Работают с сигнальными карточками. Активно работают устно над разбором задачи. Работают в группах; выполняют карточки на время. | Регулятивные: контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия); Познавательные: общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса результатов деятельности;.Логические: анализ, синтез, сравнение Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: обще-учебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса результатов деятельности; Логические: анализ, сравнение, синтез. Регулятивные: контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия). Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Коммуникативные УУД: Высказывать и обосновывать свою точку зрения. Познавательные: обще-учебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса результатов деятельности; Логические: анализ, сравнение, синтез. Регулятивные: контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия). |
Физкультминутка Цель: предупреждение утомления и активизация для дальнейшей работыучащихся. | Фронтальный. Словесный. Выполнение движений, предлагаемые учителем. | А теперь, ребята, встать Руки медленно поднять, Пальцы сжать, потом разжать, Руки вниз и так стоять. Наклонитесь вправо, влево. И беритесь вновь за дело. | Организация деятельности учащихся по коррекции выявленных недостатков учащихся | Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке. | Регулятивные УУД: Оценить свою работу на уроке; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
III. Минутка чистописания Цель: способствовать лучшему запоминанию написания чисел. | Фронтальная. Индивидуальная. Наглядный. Практический. Словесный. | - Покажите мне, что вы знаете правила при письме. Сядьте правильно, откройте свои тетради, запишите число и классная работа. - А сейчас послушайте стихотворение и угадайте, какая цифра пришла к нам в гости. Цифра вроде буквы О Это ноль иль ничего. Круглый ноль такой хорошенький. Но не значит ничегошеньки! Если ж слева рядом с ни Единицу примостим, Он побольше станет весить, Потому что это- десять (Сл.3) - Из скольких знаков состоит это число? (Из двух) - Каких? (1 и 0) - Как мы называем такие числа, которые состоят из двух цифр? (Двузначное) - Почему? (Потому что состоит из двух математических цифр 1 и 0) - Помним, что каждая цифра пишется в отдельной клетке. Сейчас просмотрим правильное написание сначала цифры 1, а затем написание цифры 0. - А сейчас откройте свои тетради и запишите число и классная работа. - Запишите в тетрадях по образцу цифру 10 до конца строки. | Активизирует работу учащихся. Контролирует правильность написания числа 10. | Слушают учителя. Вспоминают правила написания цифр 1 и 0. | Регулятивные: волевая само-регуляция, осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. Познавательные: обще-учебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса результатов деятельности; |
IV. Сообщение темы урока Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока. | Фронтальная. Словесный | - Сегодня на уроке мы будем учиться вычитать числа из числа 11. | Сообщает учащимся тему урока. | Слушают учителя, настраиваются на изучение новой темы. | Познавательные: обще-учебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса результатов деятельности; |
V. Изучение нового материала Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение учащимися изучаемого материала. | Фронтальная. Индивидуальная Словесный. Наглядный. Практический 1.Рассмотрение случаев вычитания однозначных чисел из числа 11 | - На доске прикреплены 11 кружков. - Посчитайте сколько кружков? (11) - Как удобнее вычесть из числа 11 число 4? (Удобней сначала вычесть 1, а потом еще 3. То есть мы 4 представили в виде двух слагаемых 1 и 3) - Я пишу пример на доске, а вы записывайте пример у себя в тетради. - Откройте учебник на стр. 82-ой, задание 1-ое. Каким способом мы решили сейчас пример? (Первым или который слева) - Нам представлен еще один способ. Разберем его устно. Чтобы вычесть из числа 11 число 5, мы представляем число 11 в виде двух слагаемых – 5 и 6. Мы вычитаем первое слагаемое 5 и получаем ответ- 6. - А сейчас мы с вами решим еще несколько примеров с объяснением у доски. Вы записываете эти примеры себе в тетрадь. 1 1 – 2 = 9 11 – 4 = 7 1 1 1 1 – 3 = 8 1 3 1 2 - Итак, мы сегодня научились вычитать числа из числа 11 с переходом через десяток. | Создает благоприятные условия для работу учащихся. | Слушают объяснение учителя. Знакомятся с новым способом вычитания с переходом через десяток. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: волевая само-регуляция, осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. Познавательные: обще-учебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса результатов деятельности. |
Физкультминутка Цель: предупреждение утомления и активизация для дальнейшей работыучащихся. | Фронтальный. Словесный. Выполнение движений, предлагаемые учителем. | - Вы ребята сегодня очень активно работаете и давайте с вами отдохнем: Вот мы руки развели, Словно удивились. И друг другу до земли В пояс поклонились! Наклонились, выпрямились, Наклонились, выпрямились. Ниже, ниже, не ленись, Поклонись и улыбнусь. | Организация деятельности учащихся по коррекции выявленных недостатков учащихся | Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке. | Регулятивные УУД: Оценить свою работу на уроке; Коммуникативные УУД: Высказывать и обосновывать свою точку зрения. |
| 2. Работа над задачами (устно) | - Найдите в учебнике на стр. 82-ой задачу 3-юю. Прочитайте задание. Данную задачу мы будем решать устно. 1) Петя нарисовал 6 больших квадратов и 4 маленьких. Он раскрасил 7 квадратов. Сколько квадратов осталось нераскрашенными? - О ком говорится в задаче? (О мальчике Пете) - Что он сделал? (Нарисовал квадраты) - Какие? (Большие и маленькие) - Нам известно сколько нарисовал больших квадратов? (6 квадратов) - А мы знаем, сколько Петя нарисовал маленьких квадратов? (Да, 4 квадрата) - Что еще сказано в задаче? (Что Петя раскрасил 7 квадратов) - Какой вопрос задачи? (Сколько квадратов осталось нераскрашенными?) - Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? (Нет) - Почему? (Потому что мы не знаем сколько всего было нарисованных квадратов) - Как мы можем это узнать? (Сложить количество больших квадратов и количество маленьких квадратов) - Сколько получилось? (Всего Петя нарисовал 10 квадратов) - Зная, сколько всего нарисовал Петя квадратов и сколько раскрасил квадратов, мы можем ответить на вопрос задачи? (Да, можем) - Что нам нужно сделать? (Нам нужно из общего количества квадратов вычесть количество раскрашенных квадратов) - Сколько квадратов осталось нераскрашенными? (Осталось 3 квадрата) - Прочтите вторую задачу: 2) Саша принес 6 морковок, а Оля – 4. Они отдали кроликам 8 морковок. Сколько морковок осталось? - О ком говорится в задаче? (О Саше и Оле) - Сколько морковок принес Саша? (Саша принес 6 морковок) - А сколько принесла морковок Оля? (Оля принесла 4 морковки) - Что нам еще сказано в задаче? (Что ребята отдали кроликам 8 морковок) - Какой вопрос задачи? (Сколько морковок осталось?) - Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? (Нет) - Почему? (Потому что мы не знаем сколько всего принесли ребята морковок) - Как мы можем узнать, сколько всего ребята принесли морковок? (Нужно сложить количество морковок принесенных Сашей с количеством морковок, которые принесла Оля) - Сколько всего принесли ребята морковок? (Ребята всего принесли 10 морковок) - Зная, сколько всего морковок принесли ребята и сколько отдали кроликам, можем ли мы узнать, сколько морковок осталось? (Да, можем.) - Как мы можем это узнать? (Мы из общего количества морковок вычтем количество отданных кроликам морковок) - Сколько же осталось у ребят морковок? (У ребят осталось 2 морковки) | Активизирует работу учащихся над задачами в учебнике (устно). | Работают устно над задачами по учебнику. | Познавательные: обще-учебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса результатов деятельности; Логические: анализ, сравнение, синтез. Регулятивные: контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия). Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Коммуникативные УУД: Высказывать и обосновывать свою точку зрения. Познавательные: обще-учебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса результатов деятельности; Логические: анализ, сравнение, синтез. Регулятивные: контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия). |
| 3.Решение задачи | - Прочитайте задачу 4-ую (с. 81 учебника). - Является ли прочитанный вами текст задачей. (Да, является. Потому что, есть главный вопрос задачи). - А сейчас положите свою руку в учебник и закройте книгу. - О ком говорится в задаче? (О мальчика.) - Нам известно, сколько поделок сделал Саша? (Да, известно. Саша сделал 5 поделок) - Знаем ли мы, сколько поделок сделал Дима? (Нет, не знаем. Но мы знаем, что Дима сделал на 2 поделки меньше, чем Саша.) - Какой вопрос в задаче? (Сколько всего поделок сделали мальчики?) - Сколько действий будет в решении этой задачи? (Два действия) - Значит нужно сделать краткую запись. Запишите в тетради Задача 4 На доске: - Какие опорные слова мы выделим в задаче для краткой записи? (Саша и Дима) - Запишите в тетради: С. Д. - Нам известно, сколько поделок сделал Саша? (Да, известно. Саша сделал 5 поделок) С. – 5 п. - Знаем ли мы, сколько поделок сделал Дима? (Нет, не знаем. Но мы знаем, что Дима сделал на 2 поделки меньше, чем Саша.) С. – 5 п. Д. -? п., на 2 п. - ?п.. Какой вопрос в задаче? (Сколько всего поделок сделали мальчики?) С. – 5 п. Д. - ? п., на 2 п. - Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? (Нет, не можем. Потому что, мы не знаем сколько поделок сделал Дима) - А мы можем узнать, сколько поделал сделал Дима? (Да, можем) - Каким действием? (Вычитанием. Мы из большего вычтем меньшее) - Какую математическую запись мы сделаем в первом действии? 1) 5 – 2 = 3 (п.) – Дима - А теперь мы можем ответить на вопрос задачи? (Да, можем.) - Каким действием? (Сложением. Мы сложим количество Сашиных поделок и Диминых) - Какую математическую запись мы сделаем во втором действии? 2) 5 + 3 = 8 (п.) – Что узнаете первым действием? (Сколько поделок сделал Дима.) – Что узнаете вторым действием? (Сколько поделок сделали мальчики вместе.) – Запишите решение в тетрадь. 1) 5 – 2 = 3 (п.) – Дима 2) 5 + 3 = 8 (п.) - Запишите ответ: Ответ: 8 поделок всего. | Осуществляет подробный разбор задачи. Формулирует и задает вопросы учащимся. Контролирует работу учащихся. | Работают над разбором задачи. Записывают решение задачи в тетрадь. | Познавательные: обще-учебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса результатов деятельности; Логические: анализ, сравнение, синтез. Регулятивные: контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия). Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: обще-учебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса результатов деятельности; Логические: анализ, сравнение, синтез. Регулятивные: контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия). Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
VI. Закрепление изученного Цель: закрепить ранее полученные знания и умения. | Индивидуальная. Словесный. Практический. | - Найдите в учебнике на стр.82-ой, задание 2. В тетрадях запишите №2. Самостоятельно решите первый и второй столбики выражений. Начинаем писать, отступив от края 4 клеток в пятой пишем. 12 – 2 + 4 12 – 2 + 5 12 – 2 + 7 | Создает благоприятные условия для самостоятельно работы учащихся. | Самостоятельно выполняют в тетради №2. | Логические: анализ, сравнение, синтез. Регулятивные: контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия). |
VII. Подведение итогов. Цель: откорректировать выявленные пробелы в знаниях и способах действий учащихся в рамках изученной темы. | Словесный. Наглядный. Фронтальная. Индивидуальная. 1.Беседа 2.Рефлексия | - Итак, ребята, а сейчас давайте подведем итог нашего урока. - Чему вы сегодня научились на уроке? - Что вызвало у вас затруднения? - Что получилось лучше всего? - На столах у вас лежат карточки с изображением тучки и солнышка. Если вам на уроке было интересно, на ваш взгляд вы работали активно, то раскрасьте яркими цветами солнышко, а если на уроке вам что-то было не понятно или вы работали недостаточно активно, то раскрасьте темными цветами тучку. - Урок наш окончен. Спасибо вам за активную работу. До свидания. | Организация деятельности учащихся по коррекции выявленных недостатков учащихся. Рефлексия своей деятельности на уроке. | Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке. Оценивают свою деятельность на уроке. | Регулятивные: волевая само-регуляция, осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. Коммуникативные: умения выражать свои мысли, оценивание качества своей и общей учебной деятельности. |