Настрой на продуктивную работу. Определение темы урока | - Здравствуйте, ребята. Рада вас всех видеть. Начинаем урок русского языка. Проверьте ваше рабочее место. На столах у Вас должен лежать учебник и пенал. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий. - А сейчас внимание на экран. Поиграем в игру «Что лишнее?» Душистая сирень, ранняя весна, весёлая песня, дерево Спустя рукава, зарубить на носу, бить баклуши, сверкает на солнце Пришла весна, сильный дождь, растёт в саду - На основе выполненного задания сформулируйте тему урока, о чём пойдёт речь? - Вы уже в целом знаете, знакомы со словом, словосочетаниями и предложениями. Как вы думаете, какая цель урока? - Какие учебные задачи поставим перед собой, чему будем учиться? - Верно. Продолжим работу над словосочетанием и узнаем в чём отличие слова от словосочетания и словосочетания от предложения. | Приветствуют учителя - дерево – это слово - сверкает на солнце – это словосочетание - пришла весна – это предложение - слово, словосочетание, предложение - повторить и обобщить всё, что мы знаем о словосочетании и предложении. - находить словосочетания в предложении, составлять словосочетания | Концентрированное внимание учащихся на изучаемом материале, заинтересованность Самостоятельное определение обучающимися темы и цели урока | Презентация |
Актуализировать прежние знания, навыки и умения, непосредственно связанные с темой урока. Подготовка учащихся к работе на уроке | - Но сначала давайте вспомним что мы знаем о словосочетании. - А какие сочетания не являются словосочетаниями? - Какие фразеологизмы вы знаете? Что такое фразеологизм? - Хорошо, отлично. - Откройте тетрадки. Положите их с наклоном, возьмите ручки в руки, сядьте правильно: выпрямите спинки, поставьте на место ножки. Запишите сегодняшнее число, классная работа. - На минутке чистописания ребят мы с вами будем работать с фразеологизмами - Соотнести фразеологизмы с объяснением. Баклуши бить – бездельничать Воды в рот набрал -молчать Толочь в ступе воду - заниматься бесполезным делом. Бурчать под нос - ворчать, ворчливо, невнятно бормотать. Каша во рту - человек невнятно говорит. Чужими руками жар загребать - пользоваться плодами чужой работы Мало помалу – не торопясь, понемногу. - Сейчас ваша задача придумать предложение с одним фразеологизмом и записать его в тетрадь. Пишем аккуратно и разборчиво. - Если закончили, то идем дальше. Давайте послушаем, у кого что получилось. - Теперь нам предстоит вспомнить, как на письме распознать словосочетания. Что такое главное и второстепенное слово в словосочетании? - Верно. Итак, сейчас ваша задача определить в словосочетаниях главные и зависимые слова, вставить пропущенные орфограммы. Есть желающие выйти и записать первое словосочетание. Радос_ное настроение, р_шать задачу, готовит_ся к праз_нику, поз_но встать, вкус_но поесть. - Все верно! | - Словосочетание – это такое соединение слов, в котором слова связаны по смыслу подчинительной связью, от одного слова к другому можно задать вопрос. Словосочетание входит в состав предложения, распространяя его. - Фразеологизмы, однородные члены, грамматическая основа предложения. - бить баклуши… устойчивое неделимое сочетание слов, употребляемое в переносном смысле. - да, нет. - Главное слово в словосочетании то, от которого мы задаем вопрос к зависимому слову и обозначается знаком «крестик». | Актуализация знаний о словосочетании, типах сочетаний, предложении Выполнение минутки чистописания Развитое критическое мышление, умеют ставить вопросы, анализировать, сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы, развитые устная и письменная речь учащихся. | Презентация |
Повышение уровня осмысления изученного материала и глубины его понимания, выработать соответствующие навыки и умения | - Посмотрите на рисунки. Можно ли, одним словом, назвать все эти предметы? Каким? - А сейчас выйдите и покажите мне стол. - Ни этот. - Выйди и покажи мне стол. - Ни этот. - Что же мне нужно сказать, чтобы вы точно показали тот стол, который мне нужен? - Назовите точное название каждого стола. - Стол – это слово. - Сравните, что точнее, конкретнее называет предмет – слово или словосочетание. - Хорошо. Идем дальше. Работаем с теми же «столами». Перед вами карточки (приложение 1), на этих карточках записано задание: нужно составить словосочетания со словом «стол» по размеру, форме, материалу и по назначению. В итоге образуется 4 столбика со словосочетаниями. 1 столбик – словосочетания со словом стол по размеру, 2 - словосочетания со словом стол по форме и т.д. - Четыре человека будут работать у доски. Есть желающие выйти к доске? - Давайте теперь проверим. Первый столбик образует словосочетания со словом «стол» по размеру. Стол (какой?), давайте обозначим главное слово (стол), большой (зависимое слово) - Отлично! Какой вывод можем сделать опять? Слово – единица языка, которая называет предмет, действие, признак. Словосочетание – два слова, которые связаны по смыслу подчинительной связью, называет предмет, действие, признак, но только точнее, конкретнее. - Сейчас обратите внимание на левую часть доски, а именно на рамочку сверху. - Прочитайте записи под цифрой 1 и 2. - Чем отличаются эти строчки? - Давайте вспомним что такое предложение и что мы о нем знаем? - А давайте попробуем дать характеристику этому предложению. Какое оно? - Отлично. Правильно, а теперь попробуйте дать характеристику словосочетаниям. - Почему? - Верно. Может ли словосочетание входить в состав предложения? Если входит, то какую функцию выполняет? - Хорошо, давайте мы в этом убедимся. Убедимся в том, что словосочетание отличается от предложения тем, что не выражает законченной мысли. Для этого обратимся к учебнику. Страница 114, самый первый абзац, первое правило. Зачитайте его про себя, теперь кто-то зачитает вслух. - Ребята, правильно ли мы думали? Наши рассуждения совпадают с правилом, данным авторами учебника. - Отлично, идем дальше. | - Стол - сказать точнее, конкретнее - журнальный стол, письменный стол, обеденный стол, теннисный стол - Словосочетание - словосочетания со словом «стол» по размеру и форме Слова для справок: большой, маленький, круглый, прямоугольный, низкий, высокий, широкий, резной, овальный, квадратный; Словосочетания со словом «стол» по материалу Слова для справок: деревянный, стеклянный, пластмассовый, металлический, полированный, пластиковый; Составить словосочетания со словом «стол» по назначению Слова для справок: журнальный, письменный, обеденный, теннисный, учительский, ученический С пасмурного неба изредка падали одинокие снежинки. Падали с неба, падали изредка, одинокие снежинки, с пасмурного неба. - В первой строке написано предложение, во второй – словосочетание. - Предложение – это одно или несколько слов, связанных между собой по смыслу, выражающие законченную мысль. Предложение по интонации бывает восклицательное и невосклицательное. - Повествовательное, невосклицательное, распространенное, грамматическая основа «снежинки падали», однородных членов нет. - Нельзя - потому что не выражает законченную мысль. Не можем определить вид словосочетания по цели высказывания. Не можем произнести словосочетание с восклицательной или невосклицательной интонацией - Словосочетание входит в состав предложения, распространяя его. - да, совпадают. Значит правильно думали. | Умеют перечислять признаки словосочетания и предложения на основе их сравнения Умеют находить и выписывать словосочетания из предложения; обогащение словарного запаса, более прочное и сознательное усвоение изученного на уроке материала | Презентация |
Обеспечить физическую активность | -Встали из-за парт, отдохнём немного. Называю словосочетания – хлопок и руки вверх, если не словосочетания – хлопок с приседанием. Машина едет, младшая сестра, спустя рукава, работать в саду, спать крепко, сидеть на диване, водить за нос, водить в садик, шарики и мячики, яркие шарики, звонко и радостно, озеро в лесу. | Слушают учителя, выполняют поручения | Повышение интереса к физическим упражнениям и спорту, к здоровому образу жизни Определение словосочетаний по их признакам | - |
Зафиксировать полученное знание, рассмотреть, как новое знание укладывается в систему ранее изученного | - А сейчас поработаем устно. Я буду называть слова или иногда словосочетания, ваша задача устно придумать словосочетание, если назову слово, если назову словосочетание, то предложение. Примеры: окно, хороший класс, летний дом, мел…… | Придумывают словосочетания и предложения с ними | Развитие коммуникативных умений, выражать свои мысли, слушать остальных | - |
Дать анализ успешности овладения знаниями и способами деятельности Зафиксировать новое содержание | - В заключении урока я хочу, чтобы мы еще раз вспомнили над какой темой мы сегодня работали. - Ребята, чем словосочетание отличается от предложения? - А что точнее конкретнее называет предмет, признак, действие слово или словосочетание? - Хорошо, а сейчас давайте с вами убедимся в том, что вы действительно разобрались в теме. Будем составлять синквейн. Знаете, что это такое? - Давайте послушаем 2-3 синквейна. Остальные я потом почитаю. -Молодцы, спасибо за урок. Записывайте домашнее задание: Используя различные словосочетания, напишите дома мини сочинение о весне. Выделите в них словосочетания, подчеркните | Отвечают на вопросы рефлексии - Словосочетание не употребляется в речи вне предложения. - Словосочетание. - Да, нет | Проявление навыков самооценивания Развитие умения соотносить достигнутые результаты с поставленными задачами, оценивать результаты совместной деятельности Умеют находить и выписывать словосочетания из предложения Приобщение к красоте народной речи Проявляют любовь к русскому языку Проявляют творческие способности. | Презентация |