kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Слово. Словосочетание. Предложение" 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока "Слово. Словосочетание. Предложение" 4 класс

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Слово. Словосочетание. Предложение" 4 класс»

Тема урока: Слово. Словосочетание. Предложение.

Цель урока (для учителя): научить выделять отличительные признаки слова и словосочетания, словосочетания и предложения.

Задачи урока:

Образовательные:

  • повторить признаки словосочетания и предложения на основе их сравнения;

  • закрепить умение находить и выписывать словосочетания из предложения;

  • способствовать обогащению словарного запаса, более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке материала.

Развивающие:

  • развивать зрительное внимание, коммуникативные способности;

  • развивать умение сравнивать между собой предложение и словосочетание, слово;

  • развивать критическое мышление, умение ставить вопросы, анализировать, сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы, устную и письменную речь учащихся.

Воспитательные:

  • приобщать к красоте народной речи;

  • воспитывать любовь к русскому языку;

  • развивать творческие способности.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • умеют перечислять признаки словосочетания и предложения на основе их сравнения;

  • умеют находить и выписывать словосочетания из предложения;

  • обогащение словарного запаса, более прочное и сознательное усвоение изученного на уроке материала.

Метапредметные:

  • развитое зрительное внимание, коммуникативные способности;

  • умеют сравнивать между собой предложение и словосочетание, слово;

  • развитое критическое мышление, умеют ставить вопросы, анализировать, сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы, развитые устная и письменная речь учащихся.

Личностные:

  • приобщение к красоте народной речи;

  • проявляют любовь к русскому языку;

  • проявляют творческие способности.

Тип урока: урок комбинированного характера

Методы и приемы: словесные, практические, фронтальная работа, работа у доски.

Понятия, формируемые на уроке: слово, словосочетание, предложение.

Оборудование урока для учителя: презентация, проектор, классная доска.

Оборудование урока для учащихся: презентация, классная доска, тетрадь, карточки (рефлексия, для практических работ).



Оформление классной доски

  1. С пасмурного неба изредка падали одинокие снежинки.

  2. Падали с неба, падали изредка, одинокие снежинки, с пасмурного неба.

Шестнадцатое апреля

Классная работа



План урока


Дидактическая задача каждого этапа урока

Содержание этапа

Планируемые результаты этапа урока

ЦОР

Деятельность учителя

Деятельность учащихся





Мотивация к учебной деятельности (3 минуты)

Настрой на продуктивную работу.

Определение темы урока

- Здравствуйте, ребята. Рада вас всех видеть. Начинаем урок русского языка. Проверьте ваше рабочее место. На столах у Вас должен лежать учебник и пенал. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает
много интересных заданий, новых открытий.

- А сейчас внимание на экран. Поиграем в игру «Что лишнее?»


Душистая сирень, ранняя весна, весёлая песня, дерево


Спустя рукава, зарубить на носу, бить баклуши, сверкает на солнце


Пришла весна, сильный дождь, растёт в саду



- На основе выполненного задания сформулируйте тему урока, о чём пойдёт речь?


- Вы уже в целом знаете, знакомы со словом, словосочетаниями и предложениями. Как вы думаете, какая цель урока?


- Какие учебные задачи поставим перед собой, чему будем учиться?


- Верно. Продолжим работу над словосочетанием и узнаем в чём отличие слова от словосочетания и словосочетания от предложения.


Приветствуют учителя








- дерево – это слово




- сверкает на солнце – это словосочетание


- пришла весна – это предложение




- слово, словосочетание, предложение



- повторить и обобщить всё, что мы знаем о словосочетании и предложении.

- находить словосочетания в предложении, составлять словосочетания

Концентрированное внимание учащихся на изучаемом материале, заинтересованность


Самостоятельное определение обучающимися темы и цели урока

Презентация

Актуализации (5 минут)

Актуализировать прежние знания, навыки и умения, непосредственно связанные с темой урока.

Подготовка учащихся к работе на уроке


- Но сначала давайте вспомним что мы знаем о словосочетании.









- А какие сочетания не являются словосочетаниями? 

- Какие фразеологизмы вы знаете? Что такое фразеологизм?

- Хорошо, отлично.

- Откройте тетрадки. Положите их с наклоном, возьмите ручки в руки, сядьте правильно: выпрямите спинки, поставьте на место ножки. Запишите сегодняшнее число, классная работа.  

- На минутке чистописания ребят мы с вами будем работать с фразеологизмами

- Соотнести фразеологизмы с объяснением.

  1. Баклуши бить – бездельничать

  2. Воды в рот набрал -молчать

  3. Толочь в ступе воду - заниматься бесполезным делом.

  4. Бурчать под нос - ворчать, ворчливо, невнятно бормотать.

  5. Каша во рту - человек невнятно говорит.

  6. Чужими руками жар загребать - пользоваться плодами чужой работы

  7. Мало помалу – не торопясь, понемногу.

- Сейчас ваша задача придумать предложение с одним фразеологизмом и записать его в тетрадь. Пишем аккуратно и разборчиво.

- Если закончили, то идем дальше. Давайте послушаем, у кого что получилось.


- Теперь нам предстоит вспомнить, как на письме распознать словосочетания. Что такое главное и второстепенное слово в словосочетании?

- Верно. Итак, сейчас ваша задача определить в словосочетаниях главные и зависимые слова, вставить пропущенные орфограммы. Есть желающие выйти и записать первое словосочетание.


Радос_ное настроение, р_шать задачу, готовит_ся к праз_нику, поз_но встать, вкус_но поесть.


- Все верно!

- Словосочетание – это такое соединение слов, в котором слова связаны по смыслу подчинительной связью, от одного слова к другому можно задать вопрос. Словосочетание входит в состав предложения, распространяя его.




- Фразеологизмы, однородные

члены, грамматическая основа предложения.

- бить баклуши… устойчивое неделимое сочетание слов, употребляемое в переносном смысле.





- да, нет.























- Главное слово в словосочетании то, от которого мы задаем вопрос к зависимому слову и обозначается знаком «крестик».






Актуализация знаний о словосочетании, типах сочетаний, предложении


Выполнение минутки чистописания


Развитое критическое мышление, умеют ставить вопросы, анализировать, сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы, развитые устная и письменная речь учащихся.


Презентация

Закрепления (15 минут)

Повышение уровня осмысления изученного материала и глубины его понимания, выработать соответствующие навыки и умения

- Посмотрите на рисунки.  Можно ли, одним словом, назвать все эти предметы? Каким? 

- А сейчас выйдите и покажите мне стол.

- Ни этот.

- Выйди и покажи мне стол. 

- Ни этот.

- Что же мне нужно сказать, чтобы вы точно показали тот стол, который мне нужен?

- Назовите точное название каждого стола.




- Стол – это слово.

- Сравните, что точнее, конкретнее называет предмет – слово или словосочетание.


- Хорошо. Идем дальше. Работаем с теми же «столами». Перед вами карточки (приложение 1), на этих карточках записано задание: нужно составить словосочетания со словом «стол» по размеру, форме, материалу и по назначению. В итоге образуется 4 столбика со словосочетаниями. 1 столбик – словосочетания со словом стол по размеру, 2 - словосочетания со словом стол по форме и т.д.

- Четыре человека будут работать у доски. Есть желающие выйти к доске?

- Давайте теперь проверим. Первый столбик образует словосочетания со словом «стол» по размеру. Стол (какой?), давайте обозначим главное слово (стол), большой (зависимое слово)

- Отлично! Какой вывод можем сделать опять? Слово – единица языка, которая называет предмет, действие, признак. Словосочетание – два слова, которые связаны по смыслу подчинительной связью, называет предмет, действие, признак, но только точнее, конкретнее.


- Сейчас обратите внимание на левую часть доски, а именно на рамочку сверху.

- Прочитайте записи под цифрой 1 и 2.




- Чем отличаются эти строчки? 



- Давайте вспомним что такое предложение и что мы о нем знаем? 






- А давайте попробуем дать характеристику этому предложению. Какое оно?






- Отлично. Правильно, а теперь попробуйте дать характеристику словосочетаниям.


- Почему?







- Верно. Может ли словосочетание входить в состав предложения? Если входит, то какую функцию выполняет?

- Хорошо, давайте мы в этом убедимся. Убедимся в том, что словосочетание отличается от предложения тем, что не выражает законченной мысли. Для этого обратимся к учебнику. Страница 114, самый первый абзац, первое правило. Зачитайте его про себя, теперь кто-то зачитает вслух.

- Ребята, правильно ли мы думали? Наши рассуждения совпадают с правилом, данным авторами учебника.


- Отлично, идем дальше.

- Стол






- сказать точнее, конкретнее


- журнальный стол,

письменный стол,

обеденный стол,

теннисный стол      


- Словосочетание



- словосочетания со словом «стол» по размеру и форме

Слова для справок: большой, маленький, круглый, прямоугольный, низкий, высокий, широкий, резной, овальный, квадратный;


Словосочетания со словом «стол» по материалу

Слова для справок: деревянный, стеклянный, пластмассовый, металлический, полированный, пластиковый;


Составить словосочетания со словом «стол» по назначению

Слова для справок: журнальный, письменный, обеденный, теннисный, учительский, ученический





  1. С пасмурного неба изредка падали одинокие снежинки.

  2. Падали с неба, падали изредка, одинокие снежинки, с пасмурного неба.

- В первой строке написано предложение, во второй – словосочетание.


- Предложение – это одно или несколько слов, связанных между собой по смыслу, выражающие законченную мысль. Предложение по интонации бывает восклицательное и невосклицательное.

- Повествовательное, невосклицательное, распространенное, грамматическая основа «снежинки падали», однородных членов нет.

- Нельзя


- потому что не выражает законченную мысль. Не можем определить вид словосочетания по цели высказывания. Не можем произнести словосочетание с восклицательной или невосклицательной интонацией

- Словосочетание входит в состав предложения, распространяя его.











- да, совпадают. Значит правильно думали.


Умеют перечислять признаки словосочетания и предложения на основе их сравнения



Умеют находить и выписывать словосочетания из предложения;

обогащение словарного запаса, более прочное и сознательное усвоение изученного на уроке материала

Презентация

Физминутка (1 мин)

Обеспечить физическую активность

-Встали из-за парт, отдохнём немного. Называю словосочетания – хлопок и руки вверх, если не словосочетания – хлопок с приседанием. 

Машина едет, младшая сестра, спустя рукава, работать в саду, спать крепко, сидеть на диване, водить за нос, водить в садик, шарики и мячики, яркие шарики, звонко и радостно, озеро в лесу.

Слушают учителя, выполняют поручения

Повышение интереса к физическим упражнениям и спорту, к здоровому образу жизни


Определение словосочетаний по их признакам

-

Включения в систему знаний и повторения (6 минут)

Зафиксировать полученное знание, рассмотреть, как новое знание укладывается в систему ранее изученного

- А сейчас поработаем устно. Я буду называть слова или иногда словосочетания, ваша задача устно придумать словосочетание, если назову слово, если назову словосочетание, то предложение.


Примеры: окно, хороший класс, летний дом, мел……

Придумывают словосочетания и предложения с ними


Развитие коммуникативных умений, выражать свои мысли, слушать остальных


-

Рефлексии учебной деятельности (10 минут)

Дать анализ успешности овладения знаниями и способами деятельности


Зафиксировать новое содержание

- В заключении урока я хочу, чтобы мы еще раз вспомнили над какой темой мы

сегодня работали.

- Ребята, чем словосочетание отличается от предложения?

- А что точнее конкретнее называет предмет, признак, действие слово или словосочетание?

- Хорошо, а сейчас давайте с вами убедимся в том, что вы действительно разобрались в теме. Будем составлять синквейн. Знаете, что это такое?

- Давайте послушаем 2-3 синквейна. Остальные я потом почитаю.

-Молодцы, спасибо за урок. Записывайте домашнее задание: Используя различные словосочетания, напишите дома мини сочинение о весне. Выделите в них словосочетания, подчеркните


Отвечают на вопросы рефлексии


- Словосочетание не употребляется в речи вне предложения.


- Словосочетание.



- Да, нет

Проявление навыков самооценивания


Развитие умения соотносить достигнутые результаты с поставленными задачами, оценивать результаты совместной деятельности


Умеют находить и выписывать словосочетания из предложения


Приобщение к красоте народной речи

Проявляют любовь к русскому языку

Проявляют творческие способности.


Презентация





Приложение 1

ЗАДАНИЕ: В 4 столбика составить словосочетания со словом «стол» по размеру, форме, материалу и по назначению.

СЛОВА ДЛЯ СПРАВОК: большой, маленький, круглый, прямоугольный, низкий, высокий, широкий, резной, овальный, квадратный, деревянный, стеклянный, пластмассовый, металлический, полированный, пластиковый, журнальный, письменный, обеденный, теннисный, учительский, ученический.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока "Слово. Словосочетание. Предложение" 4 класс

Автор: Петренко Светлана Евгеньевна

Дата: 17.10.2025

Номер свидетельства: 675633

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Конспект урока "Обучение грамоте"-1 класс "
    ["seo_title"] => string(45) "konspiekt-uroka-obuchieniie-ghramotie-1-klass"
    ["file_id"] => string(6) "110792"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1406625096"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "конспект урока русского языка 4 класс "Окончание имён прилагательных" "
    ["seo_title"] => string(76) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-4-klass-okonchaniie-imion-prilaghatiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "208418"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430812297"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(206) "Конспект урока логопедии в 4 классе на тему : “Слова-признаки, отвечающие на вопросы: КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?” "
    ["seo_title"] => string(119) "konspiekt-uroka-loghopiedii-v-4-klassie-na-tiemu-slova-priznaki-otviechaiushchiie-na-voprosy-kakoi-kakaia-kakoie-kakiie"
    ["file_id"] => string(6) "232276"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442786050"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "конспект урока  " Грамматическая основа предложения" "
    ["seo_title"] => string(56) "konspiekt-uroka-grammatichieskaia-osnova-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "242305"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445437394"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Конспект урока математики по теме "Деление дробей" 6 класс"
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt-uroka-matiematiki-po-tiemie-dielieniie-drobiei-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "274521"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452417563"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства