Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка "Время глагола"»
Урок русского языка
Тема: Понятие о временных формах глагола. Цели: Предметные: сформировать понятие «время глагола»; развивать умение отличать одну временную форму глагола от другой; развивать грамотность учащихся. Метапредметные: – формировать универсальные учебные действия: интерес к новому учебному материалу, основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, воспитание интереса к предмету через познавательный материал о животном мире, умение ориентироваться в разнообразии способов решения учебной задачи, умение формулировать собственное мнение, контролировать действия партнера, развивать мышление через умение сравнивать, анализировать и обобщать полученные результаты. Оборудование: интерактивная доска, проектор, учебник А.В. Поляковой; мультимедийная презентация урока, карточки для групповой работы. 1. Организационный момент.
Цель: проверить готовность учащихся к началу урока. Итак, русский язык, друзья! На вас надеюсь, как всегда! Мы хороший, дружный класс, Всё получится у нас! Хотите учиться? Значит можно всем садиться. 2. Актуализация знаний.
Цель: активизировать опорные знания, целеполагание. (звучит песня Незнайки) - Какой сказочный герой исполняет эту песню? Ну, раз всё знать невозможно, может и не стоит учиться? - Откройте тетради и запишите. (Слайд 1) Запись: Пятое апреля. Классная работа. - На доске вы видите незаконченное предложение. Я вам предлагаю его закончить. (Слайд 2) Сегодня я пришёл на урок русского языка для того, чтобы…………. - А зачем вам это нужно? Это может в дальнейшем пригодиться? - Я тоже продолжу. - Сегодня я пришла к вам на урок русского языка для того, чтобы помочь вам становиться ещё грамотней. В русском языке ещё много секретов. Мы обязательно постараемся открыть ещё один. (Слайд 3) На доске запись: вглрваере
- Что видите? Эта запись - бессмысленный набор букв. На первый взгляд. Я предлагаю вам переписать эти цепочки букв без ошибок. (ученик называет, другие проверяют)
- Какое задание вы бы предложили? - Возьмите карандаш и вычеркните те буквы, которые повторяются два раза (один человек работает у интерактивной доски) (проверка) врглеваер – г, л, а - в, р, е мягомля –г, о, л -м, я - Перепишите оставшиеся буквы. Можно составить слово? Что получилось?
- Знакомый незнакомец. Почему я так его назвала? Однажды у глагола брали интервью, и вот что он о себе рассказал: (у детей листочки с текстом).
- Когда я буду вам читать, выберите ту информацию, которая вам знакома и поставьте +; о чём бы вам непременно захотелось узнать, поставьте-! (см. приложение) 3. Постановка учебной задачи. - Вернёмся к буквам, которые мы записали в тетради. Рядом со словом глагол запишите вычеркнутые буквы по одному разу (время). - А теперь назовите тему урока. (слайд 4) - Какую цель поставит каждый для себя? Где можем использовать новое знание? Моя цель: помочь вам её достигнуть и получить от этого удовольствие. - Где пригодится новое знание? Я держу в руках толковый словарь. В предисловии к нему сказано, что он предназначен для широкого круга читателей, которые интересуются историей русского языка. Давайте посмотрим, как объяснено значение этого слова. Одна пара учеников находит объяснение, другие в это время высказывают свои мысли. (Слайд 5, 6, 7) Мы постараемся составить сегодня таблицу-памятку. Она состоит из 3 столбиков. (см. приложение) - У вас есть догадки? Гипотезы? Предположения? (предполагают, что времени у глагола 3) 4. Открытие нового знания. Послушайте загадку: Её мудрость не забудешь: «Тише едешь, дальше будешь» «Костяна» её рубаха, Ползёт без страха …….(черепаха) (Слайд 8) Знаете ли вы? (дети по одному зачитывают сведения) 1. Самая большая – морская кожистая черепаха. 2. Её вес может достигать семисот килограммов. 3. Может нырнуть на глубину более одного километра. 4. Может прожить до 150 лет. (Электронная физминутка «Львёнок и черепаха) - Сегодня мудрая черепаха поможет нам разобраться в том, какие же времена есть у глагола. Как же мы будем открывать новое знание? А может посмотрим сразу в учебник, прочитаем правило и всё сразу станет понятно? Попробуем самостоятельно? - Для этого я предлагаю вам поработать в группе. Групповая работа. - Во время работы в группе помните, что вы несёте ответственность не только за себя, но и за всю группу; умейте слушать друг друга, уважать мнение товарищей. Подчеркните глаголы, задайте вопросы и попробуйте определить, по какому признаку они собраны в столбике. Попробуйте определить, когда это происходило, происходит или будет происходить. (Повесить тексты на доску) Была я малышкой, Играла с пустышкой, Гуляла с братишкой И с няней-мартышкой. Сейчас я живу в небольшом зоопарке. Я в школу бужу по утрам малышей. В понедельник или в среду Всё я брошу и уеду, И оставлю их одних, Безобразников моих. Вывод.
- Давайте откроем учебник и посмотрим, правильно ли мы сделали вывод (страница 73). Мы часто с вами пользуемся памятками. Давайте заполним памятку-таблицу по нашей теме. Сколько времен у глагола? Какие вопросы-помощники будем использовать для определения времени глагола? 5. Первичное закрепление. Работа в группах.
Цель: проверить умение учащихся определять время глагола; отработать практические умения по теме через выполнение заданий творческого характера. (прослушиваем аудиозагадки; выписываем глаголы; определяем время) Трек 9 - глаголы: прийдёшь, поищешь, найдёшь- Буд.вр. Трек 15 – подъехал, уступили – прош.вр. Трек 2 – хожу, живу, грызу - наст.вр. Трек 17 – колочу – наст.вр. Трек 6 – люблю, бегаю, прыгаю – наст.вр. Трек 4 – живу, ношу – наст.вр. Кубик Блума (одна группа отвечает, из другой группы при помощи кубика задают вопрос для доказательства) 6. Закрепление полученного знания. - Кто очень хорошо понял тему? Кому ещё трудно – пользуйтесь таблицей –помощницей. (Разноуровневые карточки. Если не останется время на уроке – это будет домашним заданием) У вас на парте лежат карточки №1 и №2 : №1 – задание не очень сложное, а №2 – потруднее. Определитесь и выберите нужную для себя. Внимательно прочитайте задание и выполните. Кому необходима помощь? Проверка (ключ на интер. доске). Поставьте себе оценку. 7. Рефлексия. Постановка учебной задачи на следующий урок. Пришло время подвести итог. (Слайд 9) Вам сегодня пришлось: - навострить уши; - зарубить на носу; - Как называются в русском языке эти фразы? Что они означают? Найдите глаголы и попробуйте определить время. Не получается? Обратиться к интервью глагола в начале урока (времени могу вообще не иметь). Это будет тема нашего урока завтра. - Мне сегодня было очень приятно с вами работать. Если у кого-то не всё получилось – НЕ ВЕШАТЬ НОС! Пустой кубик дети передают друг другу. На ком остановился –отвечает на мой вопрос: - Что нового узнал? - За что бы ты себя похвалил? - Была ли польза от урока? - Что особенно понравилось? - Что-то изменить, чтобы на следующем уроке работали лучше? (Слайд 10) Дети заполняют таблицу (см. приложение)
Приложение.
Карточки для домашней работы.
Карточка №1. Спиши, подчеркни глаголы и укажи время.
Тысячи звуков рождаются весною в ожившем лесу. От пенька к пеньку пробежала и тоненько пискнула мышь. На макушке берёзы скоро закукует кукушка. На самой вершине дуба заворкует дикий голубь. На закате солнца страшно ухнет в лесу филин.
Карточка №2. Напиши небольшой рассказ о том, какой школа была раньше, какая она сейчас и какой она будет через 100 лет.
Карточка для заполнения при актуализации знаний в начале урока.
Фамилия, имя___________________________________
1) Я занимаю второе место по частоте употребления в речи. Впереди меня только имена существительные.
Знаю/Хочу узнать
2) В предложении я являюсь сказуемым.
Знаю/Хочу узнать
3) Я называю слово, которое обозначает действие предмета.
Знаю/Хочу узнать
4) В предложении меня подчёркивают двумя чертами.
Знаю/Хочу узнать
5) Не люблю предлоги.
Знаю/Хочу узнать
6) У меня есть число, род, спряжение, наклонение.
Знаю/Хочу узнать
7) Имею время: у меня их целых три.
Знаю/Хочу узнать
8) Могу времени совсем не иметь.
Знаю/Хочу узнать
9) С частицей не меня пишут раздельно.
Знаю/Хочу узнать
Таблица для составления таблицы-помощницы.
Прош.вр./Наст.вр./Буд.вр.
Что делал?/Что делает?/Что сделает?
Таблица для заполнения на последнем этапе урока. Рефлексия.
1. На уроке я работал активно/пассивно.
2. Своей работой на уроке я доволен/не доволен.
3. Урок для меня показался коротким/длинным.
4. За урок я не устал/устал.
5. Мое настроение стало лучше/стало хуже.
6. Материал урока мне был понятен/не понятен; полезен/бесполезен; интересен/скучен.
7. Теперь я могу………..
8. Домашнее задание мне кажется легким/трудным; интересным/не интересным.