Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка во 2 классе "Антонимы"»
Самоопределение к деятельности.
- Здравствуйте! Ребята, сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Они хотят посмотреть, чему мы научились на уроках русского языка. Начинаем наш урок. Повторим правило, которое помогает нам в учёбе:
слайд № 1
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно!
- Молодцы! Садитесь на свои места.
2. Актуализация опорных знаний.
Хорошо, молодцы! А сейчас мы проверим, как же красиво и правильно вы пишите.
Я тетрадочку открою и как надо положу,
Я друзья от вас не скрою- ручку правильно держу.
Запишите число и классная работа.
Обменяйтесь тетрадями и подчеркните буквы, которые написаны некрасиво.
Напишите подчеркнутые буквы красиво и аккуратно.
Зачем нам нужна минутка чистописания?
Продолжите фразу: слайд № 2
Урок у нас сегодня будет…
занимательный, интересный, увлекательный.
Что можете о них сказать?
-Повторим, что мы знаем о синонимах .
-Какие слова называются синонимами? слайд № 3
Синонимы – это слова близкие по значению.
- Для чего используют синонимы в речи?
Благодаря использованию синонимов речь становится богатой, яркой, выразительной, без повторов.
3.Постановка учебной задачи.
Сейчас я хочу предложить вам задание, которое предлагали детям –шестилеткам на подготовке.Им предложил сравнить разные предметы. У них получились такие высказывания.
Этот пруд чистый, а тот глубокий. слайд №4
Этот ребёнок весёлый, а тот вежливый. слайд №5
Этот дом новый, а тот просторный. слайд №6
-Всё ли вам нравится в этих предложениях? (Дети неправильно сравнили)
Давайте исправим эти предложения. слайд № 7
-Какие значения у слов чистый-грязный, весёлый – грустный, новый-старый? (противоположные)
Объясните орфограмму в слове грустный, весёлый.
-Эти слова похожи на синонимы?
Значит, это другие слова. Кто знает как они называются? А хотите узнать?
Итак, мы подошли к теме нашего урока. слайд № 8
(антонимы)
Давайте поставим перед собой задачи. слайд № 9
Что узнаем?(что такое антонимы, для чего нужны антонимы)
Чему будем учиться?(подбирать антонимы, употреблять их в речи)
Как будем работать? (Активно, дружно, быть внимательными, стараться т .д.)
4.Построение проекта и выхода из затруднения.
-Можем ли мы уже сейчас после выполнения первого упражнения вывести правило о том, какие слова называются антонимами?
слайд № 10
Антонимы – это слова противоположные по значению.
Прочитайте предложения. слайд № 11
Этот пруд чистый, а тот глубокий.
Этот ребёнок весёлый, а тот вежливый.
Этот дом новый, а тот просторный.
-В чём ошибка человека, который составил эти предложения? ( не умеет правильно подбирать антонимы).
- Какой становится от этого речь? ( Его речь смешная, неправильная).
-Можно ли сделать вывод о роли антонимов в нашей речи?
слайд № 12
Антонимы делают нашу речь красивой, правильной, более точной.
Исходя из этого упражнения, подумайте, где мы сталкиваемся с тем, что нам необходимо правильно подобрать антонимы? ( когда мы сравниваем что-то противоположное)
Например, героев мультфильмов, сказок, рассказов.
-Приведите такие примеры противоположных героев.
Волк и Заяц слайд № 13, Том и Джерри слайд № 14, Марфушенька и Настенька слайд № 15
- А как их звали в сказке «Мороз Иванович» Одоевского?
( Ленивица и Рукодельница) слайд № 16
- Что это за слова? (антонимы)
- Сейчас я предлагаю вам задание, похожее на то, что мы делаем на уроке чтения при составлении характеристики героя .
Работа в группах (карточки)
-Составьте характеристику этих героев, используя антонимы.
Поблагодарите друг друга за плодотворную работу и отправимся дальше.
Поиск антонимов. слайд №17
Вам предлагаются карточки со словами. Надо составить из них пары антонимов.
толстый сладкий
горький продавать
строить неприятель
рука разрушать
друг тонкий
покупать старый
молодость
- Я смотрю у вас остались слова. Давайте разбираться.
-Почему ?
- А почему осталось слово рука? ( у этих слов нет антонимов)
- Какой вывод напрашивается? слайд № 18 (не все слова имеют антонимы).
Почему молодость и старость не являются антонимами?
слайд №19
Антонимы отвечают на один и тот же вопрос и являются одной частью речи.
6. Физминутка для глаз.
слайд № 20
7.Самостоятельная работа с проверкой.
слайд № 21
Прочитайте текст.
Сегодня на улице холодный день. Стоит пасмурная погода. По небу плывут тяжёлые чёрные тучи. Под ногами сырая земля.
- Какое настроение возникает после прочтения текста? (грустное, печальное, тоскливое)
- С помощью каких слов передается это настроение?
С помощью слов антонимов замените пропущенные слова.
Тёплый, ясная, лёгкие, белые, сухая.
Сегодня на улице ___________ день. Стоит _______________ погода. По небу плывут _______________ ___________________ тучи. Под ногами __________ земля.
Проверка. слайд № 22
Запишите 3 предложение и найдите главные члены предложения
Прочитайте текст
- Какое настроение передает ваш текст?
- Изменилось ли настроение? Весёлое радостное, праздничное
Почему? (использовали антонимы – слова противоположные по смыслу)
С таким настроение мне бы хотелось закончить наш урок.
Вспомните, какие задачи мы ставили в начале урока. Нашли ли ответ на поставленные вопросы?
слайд № 23
Что такое антонимы. ( противоположные слова.) – На какие вопросы отвечают слова – антонимы. (Антонимы – слова одной части речи, отвечают на один и тот же вопрос.) – Для чего нужно использовать слова – антонимы? (Делают речь более выразительной, яркой. Умело включенные в речь АНТОНИМЫ могут сделать фразу острой, убедительной. Повышают и обогащают культуру речи.) – Как работали на уроке, чтобы выполнить поставленные задачи?
– (Работали дружно, были внимательными, старались?)
- Какие задания вам показались наиболее трудными? Наиболее важными? Наиболее интересными? При выполнении, какого задания вы чувствовали себя уверенно? Почему?
Чтобы наше настроение не ухудшилось, давайте украсим наш класс цветами. У вас на столах цветочки красного, желтого и синего цвета. Возьмите их в руки. Вспомните весь наш урок и оцените всю свою работу на уроке. Прикрепите на доску с помощью магнитов.
слайд № 24
красные цветочки- многое не понял, работа не удалась,
голубые цветочки- было интересно, но при выполнении заданий вы испытывали затруднения