Кто может поставить учебную задачу на данном этапе урока? (объяснение правописания словарных слов)
Вот что растет в нашем саду:
- очень вкусное и сладкое, сочное и наливное, это - …? ( яблоко)
- Яблочко «живое», форма этого фрукта помогает запомнить правописание слова. Какая буква пишется на месте красивых яблочек? ( буква о)
Ученик 1: многие думают, что этот фрукт появился у нас недавно. А вот и не так. Еще 300 лет богатеи охотно лакомились привозимыми из Голландии фруктами. Их называли «китайскими яблоками» . По голландски аппель – яблоко, сина – Китай. Так эти два слова стали обозначать один фрукт, какой?(апельсин)
Выполним орфографичесий анализ слова:
Апельсин – ударение падает на 3 слог, безударные гласные в корне слова а и е. Подчеркиваем одной чертой.
Ученик 2: если рассказать об этом слове совсем коротко, то получится «золотое яблоко». А происходит это слово от итальянского «помидоро». Какой овощ можно найти в нашем саду? (помидор)
Выполним орфографический анализ слова:
Помидор – ударение падает на 3 слог, безударные гласные в корне слова о и и. подчеркиваем одной чертой.
Ученик 3: это слово восходит к латинскому языку и буквально обозначает «скороспелый». Слово новое для нас , попробуйте сложить его из данных частей: кос+аб+ри (абрикос)
Выполним орфографический анализ этого слова:
Абрикос – ударение падает на 3 слог, безударные гласные в корне слова а и и, подчеркиваем одной чертой.
Слайд № 4.
Запишите однокоренные слова к слову апельсин. Обозначьте орфограммы.
Апельсин, …новый, …чик.
Самопроверка:
Апельсин, апельсиновый, апельсинчик.
Выставление самооценок за словарную работу в дневник урока.
II. Актуализация знаний:
Слайд № 5.
На доске:
Красивая л.са, голова пос.дела,
могучие л.са, пос.дела на лавочке.
Обозначьте задание к выполнению. ( вставить пропущенные буквы)
(с каждым словосочетанием работает отдельный ребенок)
Объясните выбор буквы.
Пример рассуждения:
Красивая л.са – вставим букву и, проверочное слово красивые лисы, под ударением в слове «лисы» в корне лис отчетливо слышится и.
Сколько букв пропущено в каждом слове?( одна)
В какой части слова пропущены буквы? (в корне)
С какой орфограммой будем работать? (безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением)
Как мы работаем с данной орфограммой?( подбираем проверочное слово так, чтобы проверяемая гласная стояла под ударением)
В жизни трудящихся звуков
Разное может случиться:
Могут они оказаться
В слабой и сильной позиции.
Под удареньем мы пишем,
Все без сомненья, что слышим,
Если звук без ударенья,
Вызывает он сомненья!
Слайд № 6
III. Локализация проблемы исследовательско-проектной деятельности:
Слайды № 7, 8
- Посмотрите на словосочетания и обозначьте тему нашего исследования: з.л.неет травка, з.л.тая осень.
- Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением.
- Отличаются ли данные слова от тех, с которыми мы работали раньше по этой орфограмме?
- Отличаются тем, что в предложенных словах две пропущенные безударные гласные.
- Как вы думаете, какую проблему вы будете решать в ходе исследования?
- Мы найдем объяснение тому, как правильно написать две безударные гласные в корне слова.
Предлагаем вам провести исследование и попытаться решить этот непростой вопрос.
Результаты ваших исследований лягут в основу алгоритма «Правописание двух безударных гласных в корне слова», кроме того вы попробуете самостоятельно разработать тест для проверки знаний своих одноклассников по данной теме.
На доске:
З.л.неет травка, з.л.тая осень.
Обозначим задачу к выполнению. (вставить буквы)
Вот интересные слова – сомнительных здесь звука – два!
IV. Построение проекта выхода из затруднения:
Постепенное построение алгоритма на доске или при возможности проявление в слайдах:
Слайд № 9
Какое действие мы выполняем со словом первым? (читаем) и т.д.
Алгоритм:
Прочитай слово.
Поставь ударение.
Выдели корень.
Подчеркни безударные гласные в корне.
Подбери проверочные слова. Сколько безударных гласных в корне, столько и проверочных слов.
Напиши слово, вставь буквы.
Обозначь орфограмму.
V. Реализация проекта:
З.л.неет травка – в слове «зеленеет» ударение падает на 3 слог, в корне слова две безударных гласных, значит подбираем два проверочных слова: зелень, зеленый. Вставим две буквы «е», обозначим орфограмму.
З.л.тая осень - в слове «золотая» ударение падает на 3 слог, в корне слова две безударных гласных, значит подбираем два проверочных слова: золото, позолоченный. Вставим две буквы «о», обозначим орфограмму.
Первичное закрепление с проговариванием – исследование проектных задач:
Слайды № 10 – 12.
Работа по строчкам.
Предлагаю провести исследование: во всех ли случаях работает алгоритм, который мы составили
Головы, голова, головка.
Деревянный, дерево, деревья.
Говорит, говор, разговор.
Шаг №1
Прочитай. Что интересного в этих словах? (в каждом слове есть безударная гласная в корне. А в одном слове безударных гласных две.)
Шаг №2
Поставим во всех словах ударение.
Шаг № 3
Выделим корень.
Шаг № 4
Подчеркнем безударные гласные.
Шаг № 5
Подберем проверочные слова.
Учитель:
Что заметили?
Ученик:
Эти слова помогают проверить друг друга. Здесь есть проверочные слова.
- Назовите в каждой строчке проверяемое слово с двумя безударными гласными в корне, его вы будете записывать последним.
Учитель:
О какой орфограмме мы говорим на уроке? (безударная гласная в корне слова)
В словах зеленеет, золотая сколько безударных гласных в корне? (две)
Есть ли у нас слово с двумя безударными гласными в корне? Назовите его. (голова)
Как объяснить правописание слова «голова»? (нужно подобрать два проверочных слова)
Назовите проверочные слова для этого слова. (головка, головы)
Как работает наш алгоритм? ( помогает пошагово проверить написание слов с двумя безударными гласными в корне слова)
Запишем сначала проверочные слова, а потом проверяемое.
Далее работа продолжается аналогично.
Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу:
Слайды № 13 – 16.
- сформулируйте задание:
Х.л.док, к.л.тил, п.л.са, м.л.дой.
- Вставить пропущенные безударные гласные в корне. Обозначить орфограммы. Для проверки подбираем два слова.
Самопроверка по образцу.
Самоанализ выполнения задания.
При анализе ошибок работа проходит по алгоритму.
Выставление самооценки в дневник урока.
Включение в систему знаний и повторение:
Какие знания вы сегодня усвоили на уроке? (правописание в корне двух безударных гласных)
Где это знание вам может пригодиться? (при оформлении разных документов)
Каждый из вас заполнит сейчас биографическую справку.
Форма раздаточного материала:
Имя, фамилия.
Я р.дился в селе Грачевка.
Мой папа работает дома.
Моя мама д.мохозяйка.
Я учусь в третьем классе.
Я люблю сп.ртивные соревнования, заниматься оз.л.нением классной комнаты, в.ч.рочком пос.деть на лавочке с родителями.
Слайд № 17.
Проверка по образцу. Анализ ошибок, выставление оценок в дневник урока.
VI. Рефлексия учебной деятельности
- Что нового узнали на уроке?
- Помогли ли вам приобретенные ранее знания в изучении нового материала?
- Трудно или легко было работать на уроке?
- Интересно ли вам было на уроке?
- Сможете ли вы объяснить другим ребятам, как писать слова с двумя безударными гласными в корне?
- В течение урока вы вносили в дневник урока себе оценки. Прокомментируйте их.
Выставление оценок учителем.
Слайд № 18.
VII. Домашнее задание: подобрать по 5 слов по исследованной проблеме для составления тестов по проверке умения правописания двух безударных гласных в корне слова.