Русский язык необычный ,к нам пришли гости. Мы рады им? Чтобы наш урок и мы с вами понравились гостям, что для этого нужно?
Давайте пожелаем друг другу удачи и хлопнем ладошками друг другу.
– Вместе с нами отправится в путь по дороге знаний ваши любимые герои Аня и Ваня.
II . Минутка чистописания:
Работа в тетради . Вспомните правила положения тетради и посадки. Запишите число.
Минутка чистописания (Слайд )
В этой букве нет угла,
Оттого она кругла.
До того она кругла,
Покатиться бы могла.
– О какой букве идет речь? Что вы можете о ней сказать?
III. Постановка проблемы урока.
Только родившись, человек попадает в мир звуков. Их так много, что перечислить все просто невозможно.
ш - ш – ш р - р – р кап – кап ж-ж-ж тик - так
Звуки в природе и звуки речи — не одно и то же. Много времени прошло с тех пор, как поселились в одной волшебной стране звуки. Были они невидимками, но зато любили петь. Однажды в той стране появился волшебник из другого королевства. Ему так там понравилось, что он хотел поближе познакомиться с ее жителями. А когда узнал, что все жители – невидимки, то очень огорчился. Но он все-таки был волшебником, причем очень добрым. И решил он каждому жителю подарить по волшебному платью. Каждый звук получил платье, не похожее на другие. Стоило его только надеть, как сразу звук становился видимым и превращался в букву. Букву можно было видеть, изобразить, нарисовать, написать. Волшебник был очень доволен. Ведь теперь, он называл звук по имени. Так они и познакомились
– Понравилась ли вам сказка? О чем она? Какова главная мысль сказки?
– Так о чем пойдет речь на нашем уроке? Кто определит тему нашего урока? (Слайд 1)
Звуки и буквы
ІV. V. Актуализация и систематизация знаний о звуках и буквах
- Звуки речи возникают тогда, когда работают речевые органы. Какие?
- Язык, губы, зубы, голосовые связки
- Прочитайте слова:
- Произнесите первый звук в каждом из данных слов. А теперь понаблюдаем, как работают органы речи. Расскажите о своих наблюдениях.
- Солнечным утром ,когда ты видишь первую зелень травы и слышишь щебет птиц, хочется всех поприветствовать какими-то вежливыми словами ?
VІ. Решение проблемы урока. Уточнение представлений о букве как значке звука.
Прочитайте сообщение профессора Самоварова на стр.46
(Составление таблицы. Цель: повторить чем различаются звуки и буквы)
- Какой вопрос можно здесь задать? (Чем отличаются звуки и буквы?)
Затем отвечаем на этот вопрос: “Звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем и видим”.
- Какими бывают звуки речи? (Гласные и согласные).
На магнитной доске под карточкой “звуки” появляются карточки со словами “согласные” и “гласные”. Между ними снова появляется знак вопроса. Учитель снова спрашивает:
- А здесь, какой умный вопрос можно задать? (Чем отличаются гласные и согласные звуки?)
Дети отвечают на этот вопрос, приводят примеры.
- Какими бывают гласные звуки? (Ударными и безударными)
Соответствующие значки дети выставляют на магнитной доске.
- Теперь давайте выясним всё о согласных звуках. Какие бывают согласные звуки? (Глухие и звонкие, твёрдые и мягкие)
Соответствующие значки выставляются на магнитной доске. В результате этой работы на магнитной доске появляется следующая схема:
Буквы Звуки
Гласные согласные
Ударные безударные глухие звонкие
твердые мягкие
-Что мы повторяли , составляя данную таблицу? (Чем отличаются буквы и звуки)
Физкультминутка
Ну-ка, детки, встаньте в ряд
Звуки пусть заговорят.
с-с-с- змеиный слышен свист (руки)
ш-ш-ш - шуршит опавший лист ( ходьба)
ж-ж-ж – шмели в саду жужжат (руки)
р-р-р – моторы тарахтят (кулачки)
Мчится поезд – чух-чух-чух.
Плачет филин – ух-ух-ух.
А теперь такая шутка:
Сесть вы можете без звука.
7. Закрепление изученного материала.
А вот какая неприятная история произошла с нашими героями Аней и Ваней . Однажды они решили пригласить в гости все звуки русского языка . И как вы думаете, сколько они поставил стульев? Они поставил ровно столько стульев, сколько букв в алфавите. Что там началось?! Гости стали ссориться, браниться друг с другом. А почему? Оказывается, звуков в русском языке больше, чем букв. Их – 42, букв – 33!!!
Скажите, ребята, так чего в русском языке больше звуков или букв? (Звуков)
А почему? (Согласные могут обозначать два звука - твердый и мягкий)
Посмотрим, насколько хорошо вы разбираетесь в звуках гласных и согласных, твердых и мягких. (У каждого ученика на парте три карточки - зеленая, красная, синяя)
Задание 2. Учитель показывает слова, написанные крупным шрифтом, дети выполняют то же самое задание. (учитель, карандаш, пенал, ребята )
(Если в процессе заданий случаются ошибки, то они сразу же разбираются вслух)
- Что повторили! (различие гласных и согласных звуков)
-Какие слова нам в этом помогли? ( словарные, написание которых нужно запомнить)
Звукобуквенный анализ слов (Слайд 3)
VI Применение новых знаний
1.Игра “Буквы заблудились“ (Слайд )
– Ребята наш Ваня что-то напутал в стихотворении, а теперь никак не может понять , о чем там говориться. Давайте ему поможем.
Тает снег, течет ручей,
На ветвях полно врачей. (грачей)
Мишка дров не напилил,
Печку кепками топил. (щепками)
На болоте нет дорог,
Я по кошкам – скок да скок. (кочкам)
- Что пожелаем Ване?
Игра «Составь слова» Работа в группах.(Задание в рабочей тетради стр.)
2. Проверочный тест
– Вы сегодня очень хорошо потрудились. А теперь я хочу проверить ваши знания. Если вы уверены в своих знаниях, вы можете выполнить весь тест. А если вы сомневаетесь, тогда сделайте то, что можете.
Кто раньше выполнит текст получает карточку с заданием составить слова .(Составь и запиши новые слова.
Со… (м,к,н,р) … ень (д, л, п )
Карточки с заданиями:
1. Голос, камень, шар, иголка, письмо, терка.
Подчеркнуть слова, в которых все согласные звуки твердые.
2. А, О, Е, У, Ы, Э.
Зачеркни лишнюю букву.
3. Моль, ручка, маяк.
Укажите количество букв и звуков в данных словах.)
Проверка теста. Доска.
– Ребята, а теперь внимательно сверьте свои записи с правильными ответами на доске.
– Молодцы, кто выполнил все задания!!!
–Хорошо , кто выполнил 2 задания!
–Остальные – подтянитесь!
Итог урока. (Слайд )
- Скажите, на какой главный вопрос мы помогли Ване ответить? (чем буквы отличаются от звуков?)
- В начале урока мы перед собой поставили цели. Каких целей достигли?
Что повторили? Кого мы сегодня можем отметить, поблагодарить? Кто нам помогал?
Рефлексия учебной деятельности.
-Как оцениваете свою работу? Над чем еще надо поработать?
- Какой вид работы запомнился больше всего?
-Возьмите зеркальце , произнесите звук И.
Пусть такое позитивное настроение сопровождает вас целый день.
Приложение
1. Голос, камень, шар, иголка, письмо, терка.
Подчеркнуть слова, в которых все согласные звуки твердые.
2. А, О, Е, У, Ы, Э.
Зачеркни лишнюю букву.
3. Моль, ручка, маяк.
Укажите количество букв и звуков в данных словах.)
1. Голос, камень, шар, иголка, письмо, терка.
Подчеркнуть слова, в которых все согласные звуки твердые.
2. А, О, Е, У, Ы, Э.
Зачеркни лишнюю букву.
3. Моль, ручка, маяк.
Укажите количество букв и звуков в данных словах.)