kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка на тему: "Звуки и буквы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока. Звуки и буквы.

    Цели урока: уметь называть различие между звуком и буквой, уметь давать характеристику гласным и согласным звукам, работать со звуковыми схемами слов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка на тему: "Звуки и буквы"»



Урок по русскому языку, проведенный в 1 классеМАОУ СОШ№ 35 г.Тамбов

Учитель Н.Ф.Соловова. 2015-2016 учебный год.

Тема урока. Звуки и буквы.

Цели урока: уметь называть различие между звуком и буквой, уметь давать характеристику гласным и согласным звукам, работать со звуковыми схемами слов.

Задачи урока:

Повысить интерес к предмету.

Активизировать деятельность учащихся через использование ИКТ.

Способствовать расширению словарного запаса, успешному развитию речи учащихся.

Тип урока: повторительно-обобщающий

Оборудование: компьютер, презентация;

карточки со словами: “звуки”, “буквы”, “гласные”, “согласные”, “твёрдые”, “мягкие”, “звонкие”, “глухие”, “ударные”, “безударные”;

набор значков для обозначения звуков;

карточки зеленого, красного цветов;

карточки для индивидуальной работы

I .Организационный момент.

Долгожданный дан звонок, начинается урок.

 Русский язык необычный ,к нам пришли гости. Мы рады им? Чтобы наш урок и мы с вами понравились гостям, что для этого нужно?

Давайте пожелаем друг другу удачи и хлопнем ладошками друг другу.

– Вместе с нами отправится в путь по дороге знаний ваши любимые герои Аня и Ваня.

II  . Минутка чистописания:

Работа в тетради . Вспомните правила положения тетради и посадки. Запишите число.

Минутка чистописания (Слайд )

В этой букве нет угла,

 Оттого она кругла.

 До того она кругла,

 Покатиться бы могла.

– О какой букве идет речь?  Что вы можете о ней сказать?

  III. Постановка проблемы урока.  

Только родившись, человек попадает в мир звуков. Их так много, что перечислить все просто невозможно.

ш - ш – ш                  р - р – р                кап – кап           ж-ж-ж             тик - так

Звуки в природе и звуки речи — не одно и то же.
Много времени прошло с тех пор, как поселились в одной волшебной стране звуки. Были они невидимками, но зато любили петь.  Однажды в той стране появился волшебник из другого королевства. Ему так там понравилось, что он хотел поближе познакомиться с ее жителями. А когда узнал, что все жители – невидимки, то очень огорчился. Но он все-таки был волшебником, причем очень добрым. И решил он каждому жителю подарить по волшебному платью. Каждый звук получил платье, не похожее на другие. Стоило его только надеть, как сразу звук становился видимым и превращался в букву. Букву можно было видеть, изобразить, нарисовать, написать. Волшебник был очень доволен. Ведь теперь, он называл звук по имени. Так они и познакомились

Понравилась ли вам сказка? О чем она? Какова главная мысль сказки?

Так о чем пойдет речь на нашем уроке? Кто определит тему нашего урока? (Слайд 1)

Звуки и буквы

 ІV. V. Актуализация и систематизация знаний о звуках и буквах

- Звуки речи возникают тогда, когда работают речевые органы. Какие?

- Язык, губы, зубы, голосовые связки

- Прочитайте слова: 

- Произнесите первый звук в каждом из данных слов. А теперь понаблюдаем, как работают органы речи. Расскажите о своих наблюдениях.

-   Солнечным утром ,когда ты видишь  первую  зелень травы и слышишь щебет птиц, хочется всех поприветствовать какими-то вежливыми словами ?


      VІ. Решение проблемы урока.  Уточнение представлений о букве как значке звука.

Прочитайте сообщение профессора Самоварова на стр.46

Упр.83 3 загадку записывают Серегин Витя,ИсаеваМаша, Кудинов Сергей ,Гончарова Ангелина,Тюркина Виктория,Болохов Даниил, Мещеряков Илья и Никитина Елизавета. 1 ряд-1 загадку, 2 ряд- 3 загадку.

Взаимопроверка

 Проверьте Работу друг друга.

Оцените работу друг друга

Красный  -   Всё верно!

Зелёный -   Есть недочеты.

Синий -  Нужна помощь!

- Что же помогло вам записать загадки? (буквы)



(Составление таблицы. Цель: повторить чем различаются звуки и буквы)

- Какой   вопрос можно здесь задать? (Чем отличаются звуки и буквы?)

Затем отвечаем на этот вопрос: “Звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем и видим”.

- Какими бывают звуки речи? (Гласные и согласные).

На магнитной доске под карточкой “звуки” появляются карточки со словами “согласные” и “гласные”. Между ними снова появляется знак вопроса. Учитель снова спрашивает:

- А здесь, какой умный вопрос можно задать? (Чем отличаются гласные и согласные звуки?)

Дети отвечают на этот вопрос, приводят примеры.

- Какими бывают гласные звуки? (Ударными и безударными)

Соответствующие значки дети выставляют на магнитной доске.

 -  Теперь давайте выясним всё о согласных звуках. Какие бывают согласные звуки? (Глухие и звонкие, твёрдые и мягкие)

Соответствующие значки выставляются на магнитной доске. В результате этой работы на магнитной доске появляется следующая схема:

      Буквы                                                 Звуки

                                      Гласные                                    согласные

                Ударные       безударные                 глухие          звонкие

                                                                                           твердые           мягкие

-Что мы повторяли , составляя данную таблицу? (Чем отличаются буквы и звуки)

Физкультминутка

Ну-ка, детки, встаньте в ряд

 Звуки пусть заговорят.

 с-с-с- змеиный слышен свист (руки)

ш-ш-ш - шуршит опавший лист ( ходьба)

 ж-ж-ж – шмели в саду  жужжат (руки)

р-р-р – моторы тарахтят (кулачки)

 Мчится поезд – чух-чух-чух.

 Плачет филин – ух-ух-ух.

 А теперь такая шутка:

 Сесть вы можете без звука.

7. Закрепление изученного материала.

А вот какая неприятная история произошла с нашими героями Аней и Ваней . Однажды они решили пригласить в гости все звуки русского языка . И как вы думаете, сколько они поставил стульев? Они поставил ровно столько стульев, сколько букв в алфавите. Что там началось?! Гости стали ссориться, браниться друг с другом. А почему? Оказывается, звуков в русском языке больше, чем букв. Их – 42, букв – 33!!!

Скажите, ребята, так чего в русском языке больше звуков или букв? (Звуков)

А почему? (Согласные могут обозначать два звука - твердый и мягкий)

 Посмотрим, насколько хорошо вы разбираетесь в звуках гласных и согласных, твердых и мягких. (У каждого ученика на парте три карточки - зеленая, красная, синяя)

Игра "Молчанка".

Задание 1. Учитель читает слова, дети поднимают карточку, соответствующую первому звуку,   (ворона , аист, медведь, иголка, заяц.)

Задание 2. Учитель показывает слова, написанные крупным шрифтом, дети выполняют то же самое задание. (учитель, карандаш, пенал, ребята )

(Если в процессе заданий случаются ошибки, то они сразу же разбираются вслух)

- Что повторили! (различие гласных и согласных звуков)

-Какие слова нам в этом помогли? ( словарные, написание которых нужно запомнить)

  Звукобуквенный анализ слов (Слайд 3)

VI Применение новых знаний

1.Игра “Буквы заблудились“  (Слайд )

– Ребята наш Ваня что-то напутал в стихотворении, а теперь никак не может понять , о чем там говориться.  Давайте ему поможем.

Тает снег, течет ручей,

 На ветвях полно врачей. (грачей)

Мишка дров не напилил,

 Печку кепками топил. (щепками)

 На болоте нет дорог,

 Я по кошкам – скок да скок. (кочкам)

- Что пожелаем Ване?

Игра «Составь слова» Работа в группах.(Задание в рабочей тетради стр.)

2. Проверочный тест    

– Вы сегодня очень хорошо потрудились. А теперь я хочу проверить ваши знания. Если вы уверены в своих знаниях, вы можете выполнить весь тест. А если вы сомневаетесь, тогда сделайте то, что можете.  

Кто раньше выполнит текст получает карточку с заданием составить слова .(Составь и запиши новые слова.

Со… (м,к,н,р) … ень (д, л, п )

   Карточки с заданиями:

1. Голос, камень, шар, иголка, письмо, терка.

Подчеркнуть слова, в которых все согласные звуки твердые.

2. А, О, Е, У, Ы, Э.

Зачеркни лишнюю букву.

3. Моль, ручка, маяк.

Укажите количество букв и звуков в данных словах.)

  Проверка теста. Доска.

– Ребята, а теперь внимательно сверьте свои записи с правильными ответами на доске.

– Молодцы, кто выполнил все задания!!!

–Хорошо , кто выполнил 2 задания!

–Остальные – подтянитесь!

  Итог урока. (Слайд )

- Скажите, на какой  главный вопрос  мы помогли Ване ответить? (чем буквы отличаются от звуков?)

- В начале урока мы перед  собой поставили цели.  Каких целей достигли?

Что повторили? Кого мы сегодня можем отметить, поблагодарить? Кто нам помогал?

Рефлексия учебной деятельности.

-Как оцениваете свою работу? Над чем еще надо поработать?

- Какой вид работы запомнился больше всего?

-Возьмите зеркальце , произнесите звук И.

Пусть такое позитивное настроение сопровождает  вас целый день.
 



Приложение

1. Голос, камень, шар, иголка, письмо, терка.

Подчеркнуть слова, в которых все согласные звуки твердые.



2. А, О, Е, У, Ы, Э.

Зачеркни лишнюю букву.



3. Моль, ручка, маяк.

Укажите количество букв и звуков в данных словах.)

1. Голос, камень, шар, иголка, письмо, терка.

Подчеркнуть слова, в которых все согласные звуки твердые.





2. А, О, Е, У, Ы, Э.

Зачеркни лишнюю букву.



3. Моль, ручка, маяк.

Укажите количество букв и звуков в данных словах.)

Составь и запиши новые слова.

Со… (м,к,н,р) … ень (д, л, п )

… оль (с,м,б,н,в) … айка (г,н,м,з)

Составь и запиши новые слова.

Со… (м,к,н,р) … ень (д, л, п )

… оль (с,м,б,н,в) … айка (г,н,м,з)

Составь и запиши новые слова.

Со… (м,к,н,р) … ень (д, л, п )

… оль (с,м,б,н,в) … айка (г,н,м,з)

Составь и запиши новые слова.

Со… (м,к,н,р) … ень (д, л, п )

… оль (с,м,б,н,в) … айка (г,н,м,з)

Составь и запиши новые слова.

Со… (м,к,н,р) … ень (д, л, п )

… оль (с,м,б,н,в) … айка (г,н,м,з)

Составь и запиши новые слова.

Со… (м,к,н,р) … ень (д, л, п )

… оль (с,м,б,н,в) … айка (г,н,м,з)

Составь и запиши новые слова.

Со… (м,к,н,р) … ень (д, л, п )

… оль (с,м,б,н,в) … айка (г,н,м,з)

Составь и запиши новые слова.

Со… (м,к,н,р) … ень (д, л, п )

… оль (с,м,б,н,в) … айка (г,н,м,з)



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока русского языка на тему: "Звуки и буквы"

Автор: Соловова Наталья Федоровна

Дата: 18.12.2019

Номер свидетельства: 532574

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Конспект урока русского языка «Перспектива» "звук и буква й", 2 класс"
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-pierspiektiva-zvuk-i-bukva-i-2-klass"
    ["file_id"] => string(6) "253893"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447679478"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Конспект урока русского языка «Перспектива» "звук и буква й", 2 класс"
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-pierspiektiva-zvuk-i-bukva-i-2-klass-1"
    ["file_id"] => string(6) "253894"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447679484"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Конспект урока русского языка "Письмо заглавной и строчной буквы Б, б.""
    ["seo_title"] => string(68) "konspekt_uroka_russkogo_iazyka_pismo_zaglavnoi_i_strochnoi_bukvy_b_b"
    ["file_id"] => string(6) "489714"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1544352054"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "план-конспект урока  русского языка "Обозначение мягкости согласных с помощью букв Е, Ё, Ю, Я, И". "
    ["seo_title"] => string(108) "plan-konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-oboznachieniie-miaghkosti-soghlasnykh-s-pomoshch-iu-bukv-ie-io-iu-ia-i"
    ["file_id"] => string(6) "148997"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419918060"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Конспект урока русского языка во 2 классе "Алфавит" "
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-vo-2-klassie-alfavit"
    ["file_id"] => string(6) "128378"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415476418"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства