- Ребята, вы отдохнули, теперь можем приступать к работе. Чтобы узнать, какое название носит «второй кит», нужно выполнить следующее задание: - Спишите предложение и укажите часть речи над каждым словом. Присяпала колявая калуша. - Давайте подумаем, какими частями речи могут быть эти непонятные слова. Учитель, в случае затруднения ответов детей, задает наводящие вопросы: - На какой вопрос отвечает слово? - На что указывает окончание? - Сейчас вы незаметно для себя рассказали о признаке «второго кита». Открывается запись «Морфологические признаки». - На какие группы можно разделить все имена сущ.? - Как изменяются имена сущ.? Обучающиеся дополняют кластер, включая в него морфологические признаки частей речи. Аналогично разбираются глаголы и имена прил. Продолжается работа над кластером. - Какая часть речи имеет больше всего грамматических категорий? - Как вы думаете, почему? - А какой же третий общий признак, объединяющий все части речи? - Прочитайте записанные слова: Бабочка из весной вылетела убежище - Можем ли мы назвать их предложением? Почему? - Словами какой части является каждое слово? - Поставьте слова в определенной форме, чтобы получилось предложение. - Докажите, что получилось предложение. - Найдите основу предложения и второстепенные члены. - Определить член предложения – значит узнать, какую синтаксическую роль выполняет слово в предложении. Это и есть «третий кит». Обучающиеся дополняют кластер. - Расскажите с опорой на кластер порядок разбора слова как части речи. - Мы вспомнили, признаки частей речи? -Молодцы. - А теперь выполним практические задания. Задание по рядам: - Из предложения: Наступило солнечное утро. выберите 1 ряд – имя сущ. 2 ряд – имя прил. 3 ряд – глагол и разберите как часть речи. - Сравните свою работу с правильным вариантом на экране. Оцените свою работу. - Определите часть речи следующих слов: Печь ,пила, больной. - Докажите свое мнение. - Придумайте предложения, чтобы каждое из этих слов являлось разными частями речи. Определить часть речи следующих слов:доч..., мощ..ный, мурав…и, скуч…ет, ч…рный, быстро - Как определяли часть речи? В каждой строчке найти лишнее слово и определить часть речи: б..реза, пч…ла, ле…кий, м…лина; з…лёная, соч…ная, ж…вёт, праз…нич…ный; п…лзет,ж…леет, уч…ник, к…ч…ет. - Как вы находили лишнее слово? От данных слов образовать однокоренные прилагательные, глаголы, наречия: Веселье,…, …, … . Шум, …, …, … . Скука, …, …, … . -Отлично, выполнили 3 пункт плана. |