kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка на тему "Части речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема

Части речи

Педагогическая цель

Закрепить знания о частях речи, их признаках

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка на тему "Части речи"»

министерство общего и профессионального образования Ростовской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области

«Шахтинский педагогический колледж»







Технологическая карта урока русского языка,

проведенного в 4 классе МБОУ СОШ №7 г. Шахты

студенткой ГБПОУ РО «ШПК»

специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Колотуша Анастасией Романовной

Учитель 4 класса: Тарасюк Ольга Петровна











Целевой блок

Тема

Части речи

Педагогическая цель

Закрепить знания о частях речи, их признаках

Планируемые образовательные результаты

Предметные: закреплять знания о частях речи

-самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

-поиск и выделение необходимой информации;

-выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; 

Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; осознают свои возможности в учении.

Метапредметные:

-регулятивные: самостоятельно формулировать тему и задачу урока после предварительного обсуждения.

-познавательные: планировать свою работу по повторению изученного ранее материала; перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

-коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Инструментальный блок

Задачи урока

Образовательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке 

Развивающие: развитие интеллектуальных способностей, учащихся: речи, внимания, мышления, наблюдательности; развитие интереса к способам учебной деятельности.

Воспитательные: воспитание уважения друг к другу; воспитание любви к русскому языку.

Тип урока

Открытие нового знания

Методы и формы обучения

Словесные (рассказ, беседа, объяснение).

Наглядные (показ).

Фронтальная и индивидуальная формы работы.

Образовательные ресурсы

Учебник русского языка 4 класс УМК «Школа России»

Наглядно-демонстрационный материал

Иллюстрации

Оборудование

Для учителя: компьютер, проектор, доска, презентация.

Для учащихся: учебники, рабочие тетради.

Организационно-деятельностный блок

Организация пространства

Классная комната

Межпредметные связи

Литературное чтение

Действия обучающихся

Формулируют тему урока, определяют цель и задачи урока, подводят итоги урока, осуществляют самоконтроль и самооценку.

Диагностика результатов урока (итог урока)

Проведение итогов беседы с обучающимися по содержанию урока.


План урока:

  1. Организация начала урока.

  2. Подготовка к обобщению изученных правил и применение алгоритма.

  3. Выявление всех изученных понятий и правил по теме.

  4. Физминутка.

  5. Обобщение знаний о понятии / правиле.

  6. Итог урока. Рефлексия.

  7. Этап объяснения домашнего задания.

Ход урока


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Организационный момент

-Здравствуйте, ребята!

Прозвенел звонок веселый. 
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.

- Ребята, на уроке нам сегодня предстоит серьёзная работа, чтобы преодолеть все трудности нам нужен серьёзный настрой на работу и хорошее настроение.




Приветствуют учителя, садятся









Оформлять свои мысли в устной речи; слушать других.

Актуализация знаний

Распределительный диктант

- Запишите слова в три столбика.

Прелестный, пробегал, беседка, гигантский, дремал, закуска, капустный, честный, засадил, брошь, сторож, счастливый, приближался, глядит, подготовка, проездной, местный, летишь, жираф, сковородка, грустный, берёзка, опередить, положу.

- По какому признаку вы распределили слова по группам?

- Что общего у всех групп слов?

- Подчеркните орфограммы. 

-Обменяйтесь тетрадками и проверьте, правильно ли выполнили задание ваши соседи по парте.

— Как вы думаете, сколько слов в русском языке? А во всех языках, вместе взятых?

— Представьте себе огромный мешок, из которого высыпались слова. Что делать? Конечно, наводить порядок. А как? Надо их как-то сгруппировать. Но если мы положим на одну «полку» слова молоко исмеяться, на другую — по и восемь, будет ли порядок? 

— Что же делать?

— Рассмотрите схему.

— По какому признаку можно сгруппировать слова? 

— Дополните схему

-Как вы думаете какова тема урока?

-Тема нашего урока «Закрепление знаний о…»

- Чтобы достичь цели нашего урока, нам нужно поставить задачи.

1. Мы вспомним, на какие 2 большие группы можно разделить части речи.

2. Мы вспомним, признаки частей речи.

3. Мы выполним практические задания.

- Сегодня мы будем работать по плану, обратите внимание на план.

1. Мы вспомним, на какие 2 большие группы можно разделить части речи.

2. Мы вспомним, признаки частей речи.

3. Мы выполним практические задания.

-Первый способ — слова с непроизносимыми согласными, с безударными гласными, с парными согласными в корне. Второй способ— по частям речи.

-Это слова с орфограммами в корне, они проверяются способом подбора однокоренных слов.

-Нет

-Слова нужно сгруппировать так, чтобы в одной группе оказались слова, обладающие общими признаками

-По частям речи

-Части речи


Обращают внимание на план

Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.


Подготовка к обобщению изученных правил и применение алгоритма


- Прочитайте материал на слайде

-На какие две большие группы можно разделить слова русского языка? 

- Перечислите самостоятельные части речи. Приведите примеры.

- Назовите грамматические признаки каждой группы слов.

- Перечислите служебные части речи. Приведите примеры.

- Почему эти части речи называются служебными?

-Запишите в тетради примеры самостоятельных и служебных частей речи на разных строках. Укажите части речи. 

- …, прочитай, что у тебя получилось

- Обратите внимание на 296 упражнение на 135 странице.

- Выполняем

- Прочитайте, что у вас получилось.


-Самостоятельные и служебные части речи.

- Существительное, прилагательное, глагол – стол, деревянный, стоит

–Они не имеют своих грамматических признаков, служат для связи слов в предложении и словосочетании.







Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения




Выявление всех изученных понятий и правил по теме


- Итак, приведите примеры служебных частей речи.

- Мы выполнили 1 пункт плана?

-Отлично

Части речи в русском языке стоят на «трех китах» - трех признаках.

Давайте выясним, что же это за «три кита».

- Вставьте пропущенные буквы в следующие слова:

Адр…с, в…рона, р…бота, м…роз

- Чем похожи все слова?

- Образуйте от каждого слова имя прил. и глагол.

- Как можно отличить каждую часть речи?

-Эти признаки лежат в основе «первого кита».

Начинается построение кластера.

Обучающиеся обозначают в кластере 3 части речи и для каждой из них указывают опознавательные признаки: вопросы и грамматическое значение каждой части речи.

- Распределите следующие слова по столбикам, в зависимости от частей речи:

Т…тра…ь, пр…лес…ный, улыбат…ся, уч…ник, п…нал, кла…ный, б…лить, в…сёлые, б…ж…шь, к…р…ндаш…, м…лч…т, м…лоч…ный.

- А теперь немного отдохнем.



















Планировать свою работу по повторению изученного ранее материала; перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;





Физминутка










- Физминутка у нас будет не простая, а с секретом, будьте внимательны.

Существительное «парта».

Мы встаем, «встаем» - глагол.

Руки дружно поднимаем

И на плечи их кладем.

Снова руки поднимаем

И тихонько опускаем.

Поворот направо – желтая стена.

Прилагательное «желтая» она.

Поворот налево – белое окно.

Снова прилагательное «белое» оно.

Части речи все мы знаем

И урок наш продолжаем.



Дети слушаю учителя


Дети повторяют движения







Обобщение знаний о понятии / правиле


- Ребята, вы отдохнули, теперь можем приступать к работе.

Чтобы узнать, какое название носит «второй кит», нужно выполнить следующее задание:

- Спишите предложение и укажите часть речи над каждым словом.

Присяпала колявая калуша.

- Давайте подумаем, какими частями речи могут быть эти непонятные слова. Учитель, в случае затруднения ответов детей, задает наводящие вопросы:

- На какой вопрос отвечает слово?

- На что указывает окончание?


- Сейчас вы незаметно для себя рассказали о признаке «второго кита».

Открывается запись «Морфологические признаки».

- На какие группы можно разделить все имена сущ.?

- Как изменяются имена сущ.?

Обучающиеся дополняют кластер, включая в него морфологические признаки частей речи.

Аналогично разбираются глаголы и имена прил. Продолжается работа над кластером.

Какая часть речи имеет больше всего грамматических категорий?

- Как вы думаете, почему?

- А какой же третий общий признак, объединяющий все части речи?

- Прочитайте записанные слова:

Бабочка из весной вылетела убежище

- Можем ли мы назвать их предложением? Почему?

- Словами какой части является каждое слово?

- Поставьте слова в определенной форме, чтобы получилось предложение.

- Докажите, что получилось предложение.

- Найдите основу предложения и второстепенные члены.

- Определить член предложения – значит узнать, какую синтаксическую роль выполняет слово в предложении. Это и есть «третий кит».

Обучающиеся дополняют кластер.

- Расскажите с опорой на кластер порядок разбора слова как части речи.

- Мы вспомнили, признаки частей речи?

-Молодцы.

- А теперь выполним практические задания.

Задание по рядам:

- Из предложения:

Наступило солнечное утро.

выберите

1 ряд – имя сущ. 2 ряд – имя прил. 3 ряд – глагол

и разберите как часть речи.

- Сравните свою работу с правильным вариантом на экране. Оцените свою работу.

- Определите часть речи следующих слов:

Печь ,пила, больной.

- Докажите свое мнение.

- Придумайте предложения, чтобы каждое из этих слов являлось разными частями речи.

Определить часть речи следующих слов:доч..., мощ..ный, мурав…и, скуч…ет, ч…рный, быстро

- Как определяли часть речи?

В каждой строчке найти лишнее слово и определить часть речи:

  • б..реза, пч…ла, ле…кий, м…лина;

  • з…лёная, соч…ная, ж…вёт, праз…нич…ный;

  • п…лзет,ж…леет, уч…ник, к…ч…ет.

- Как вы находили лишнее слово?

От данных слов образовать однокоренные прилагательные, глаголы, наречия:

Веселье,…, …, … .

Шум, …, …, … .

Скука, …, …, … .

-Отлично, выполнили 3 пункт плана.


Дети выполняют задание















Высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы





Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний

Итог урока. Рефлексия

- Ребята, наш урок подходит к концу.

- Какова была цель нашего урока?

- Какие знания мы открыли?

- На что мы будем опираться при разборе слов как части речи?

  1. Какая часть речи обозначает людей и животных?

  2. На какой вопрос отвечают слова думать, решать, считать?

  3. Что обозначает имя прил.?

  4. Выбери лишнее слово: роза, шарик, Анна, вера.

  5. В каком времени могут стоять глаголы?

  6. Как определить падеж имени прил.?

  7. Каким членом предложения чаще всего явл. глагол?

  8. Согласны ли вы, что имя сущ. в предложении всегда подлежащее?

  9. Какое слово не явл. именем сущ. в женском роде: речь, рожь, грач, печь?

  10. Чем выбранное слово по написанию отличается от остальных?

Проверка в парах.

- Какое задание было самым трудным? Почему?

- Как вы думаете, над чем нам надо будет еще поработать?

- Оцените свою работу:

- Я благодарю вас за урок.


1. Я считаю, что занятие было

интересным ___________________ скучным.

2.Я научился

многому _______________________ малому.

3. Я думаю, что слушал других

внимательно __________________ невнимательно.

4. Я принимал участие в дискуссии

часто _________________________ редко.

5. Результатами своей работы на уроке я

доволен______________________ не доволен

Вы хорошо поработали на уроке.

Урок окончен. До свидания!


- Откройте дневники и запишите домашнее задание .

Найдите в сборниках пословиц и поговорок или в учебнике литературы такие, в которых используются слова одной части речи.

 

Высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы





Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока русского языка на тему "Части речи"

Автор: Колотуша Анастасия Романовна

Дата: 01.06.2020

Номер свидетельства: 552130

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Конспект урока русского языка и культуры речи "Правописание обращений, вводных слов"."
    ["seo_title"] => string(81) "konspiekturokarusskoghoiazykaikulturyriechipravopisaniieobrashchieniivvodnykhslov"
    ["file_id"] => string(6) "266776"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450248597"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Конспект урока по теме "Части речи""
    ["seo_title"] => string(37) "konspekt_uroka_po_teme_chasti_rechi_1"
    ["file_id"] => string(6) "638042"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1697377738"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Конспект урока русского  языка.Тема: "Настоящее и будущее время глагола" "
    ["seo_title"] => string(87) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-tiema-nastoiashchieie-i-budushchieie-vriemia-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "119331"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413386934"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Конспект урока русского языка. Тема: "Местоимение" 7 класс "
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-tiema-miestoimieniie-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "159743"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421942015"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) ": Конспект урока русского языка в 7 классе по тем:"Правописание частиц не ни "."
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-7-klassie-po-tiem-pravopisaniie-chastits-nie-ni"
    ["file_id"] => string(6) "247453"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446562252"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства