kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка на тему "Части речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема

Части речи

Педагогическая цель

Закрепить знания о частях речи, их признаках

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка на тему "Части речи"»

министерство общего и профессионального образования Ростовской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области

«Шахтинский педагогический колледж»







Технологическая карта урока русского языка,

проведенного в 4 классе МБОУ СОШ №7 г. Шахты

студенткой ГБПОУ РО «ШПК»

специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Колотуша Анастасией Романовной

Учитель 4 класса: Тарасюк Ольга Петровна











Целевой блок

Тема

Части речи

Педагогическая цель

Закрепить знания о частях речи, их признаках

Планируемые образовательные результаты

Предметные: закреплять знания о частях речи

-самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

-поиск и выделение необходимой информации;

-выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; 

Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; осознают свои возможности в учении.

Метапредметные:

-регулятивные: самостоятельно формулировать тему и задачу урока после предварительного обсуждения.

-познавательные: планировать свою работу по повторению изученного ранее материала; перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

-коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Инструментальный блок

Задачи урока

Образовательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке 

Развивающие: развитие интеллектуальных способностей, учащихся: речи, внимания, мышления, наблюдательности; развитие интереса к способам учебной деятельности.

Воспитательные: воспитание уважения друг к другу; воспитание любви к русскому языку.

Тип урока

Открытие нового знания

Методы и формы обучения

Словесные (рассказ, беседа, объяснение).

Наглядные (показ).

Фронтальная и индивидуальная формы работы.

Образовательные ресурсы

Учебник русского языка 4 класс УМК «Школа России»

Наглядно-демонстрационный материал

Иллюстрации

Оборудование

Для учителя: компьютер, проектор, доска, презентация.

Для учащихся: учебники, рабочие тетради.

Организационно-деятельностный блок

Организация пространства

Классная комната

Межпредметные связи

Литературное чтение

Действия обучающихся

Формулируют тему урока, определяют цель и задачи урока, подводят итоги урока, осуществляют самоконтроль и самооценку.

Диагностика результатов урока (итог урока)

Проведение итогов беседы с обучающимися по содержанию урока.


План урока:

  1. Организация начала урока.

  2. Подготовка к обобщению изученных правил и применение алгоритма.

  3. Выявление всех изученных понятий и правил по теме.

  4. Физминутка.

  5. Обобщение знаний о понятии / правиле.

  6. Итог урока. Рефлексия.

  7. Этап объяснения домашнего задания.

Ход урока


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Организационный момент

-Здравствуйте, ребята!

Прозвенел звонок веселый. 
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.

- Ребята, на уроке нам сегодня предстоит серьёзная работа, чтобы преодолеть все трудности нам нужен серьёзный настрой на работу и хорошее настроение.




Приветствуют учителя, садятся









Оформлять свои мысли в устной речи; слушать других.

Актуализация знаний

Распределительный диктант

- Запишите слова в три столбика.

Прелестный, пробегал, беседка, гигантский, дремал, закуска, капустный, честный, засадил, брошь, сторож, счастливый, приближался, глядит, подготовка, проездной, местный, летишь, жираф, сковородка, грустный, берёзка, опередить, положу.

- По какому признаку вы распределили слова по группам?

- Что общего у всех групп слов?

- Подчеркните орфограммы. 

-Обменяйтесь тетрадками и проверьте, правильно ли выполнили задание ваши соседи по парте.

— Как вы думаете, сколько слов в русском языке? А во всех языках, вместе взятых?

— Представьте себе огромный мешок, из которого высыпались слова. Что делать? Конечно, наводить порядок. А как? Надо их как-то сгруппировать. Но если мы положим на одну «полку» слова молоко исмеяться, на другую — по и восемь, будет ли порядок? 

— Что же делать?

— Рассмотрите схему.

— По какому признаку можно сгруппировать слова? 

— Дополните схему

-Как вы думаете какова тема урока?

-Тема нашего урока «Закрепление знаний о…»

- Чтобы достичь цели нашего урока, нам нужно поставить задачи.

1. Мы вспомним, на какие 2 большие группы можно разделить части речи.

2. Мы вспомним, признаки частей речи.

3. Мы выполним практические задания.

- Сегодня мы будем работать по плану, обратите внимание на план.

1. Мы вспомним, на какие 2 большие группы можно разделить части речи.

2. Мы вспомним, признаки частей речи.

3. Мы выполним практические задания.

-Первый способ — слова с непроизносимыми согласными, с безударными гласными, с парными согласными в корне. Второй способ— по частям речи.

-Это слова с орфограммами в корне, они проверяются способом подбора однокоренных слов.

-Нет

-Слова нужно сгруппировать так, чтобы в одной группе оказались слова, обладающие общими признаками

-По частям речи

-Части речи


Обращают внимание на план

Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.


Подготовка к обобщению изученных правил и применение алгоритма


- Прочитайте материал на слайде

-На какие две большие группы можно разделить слова русского языка? 

- Перечислите самостоятельные части речи. Приведите примеры.

- Назовите грамматические признаки каждой группы слов.

- Перечислите служебные части речи. Приведите примеры.

- Почему эти части речи называются служебными?

-Запишите в тетради примеры самостоятельных и служебных частей речи на разных строках. Укажите части речи. 

- …, прочитай, что у тебя получилось

- Обратите внимание на 296 упражнение на 135 странице.

- Выполняем

- Прочитайте, что у вас получилось.


-Самостоятельные и служебные части речи.

- Существительное, прилагательное, глагол – стол, деревянный, стоит

–Они не имеют своих грамматических признаков, служат для связи слов в предложении и словосочетании.







Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения




Выявление всех изученных понятий и правил по теме


- Итак, приведите примеры служебных частей речи.

- Мы выполнили 1 пункт плана?

-Отлично

Части речи в русском языке стоят на «трех китах» - трех признаках.

Давайте выясним, что же это за «три кита».

- Вставьте пропущенные буквы в следующие слова:

Адр…с, в…рона, р…бота, м…роз

- Чем похожи все слова?

- Образуйте от каждого слова имя прил. и глагол.

- Как можно отличить каждую часть речи?

-Эти признаки лежат в основе «первого кита».

Начинается построение кластера.

Обучающиеся обозначают в кластере 3 части речи и для каждой из них указывают опознавательные признаки: вопросы и грамматическое значение каждой части речи.

- Распределите следующие слова по столбикам, в зависимости от частей речи:

Т…тра…ь, пр…лес…ный, улыбат…ся, уч…ник, п…нал, кла…ный, б…лить, в…сёлые, б…ж…шь, к…р…ндаш…, м…лч…т, м…лоч…ный.

- А теперь немного отдохнем.



















Планировать свою работу по повторению изученного ранее материала; перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;





Физминутка










- Физминутка у нас будет не простая, а с секретом, будьте внимательны.

Существительное «парта».

Мы встаем, «встаем» - глагол.

Руки дружно поднимаем

И на плечи их кладем.

Снова руки поднимаем

И тихонько опускаем.

Поворот направо – желтая стена.

Прилагательное «желтая» она.

Поворот налево – белое окно.

Снова прилагательное «белое» оно.

Части речи все мы знаем

И урок наш продолжаем.



Дети слушаю учителя


Дети повторяют движения







Обобщение знаний о понятии / правиле


- Ребята, вы отдохнули, теперь можем приступать к работе.

Чтобы узнать, какое название носит «второй кит», нужно выполнить следующее задание:

- Спишите предложение и укажите часть речи над каждым словом.

Присяпала колявая калуша.

- Давайте подумаем, какими частями речи могут быть эти непонятные слова. Учитель, в случае затруднения ответов детей, задает наводящие вопросы:

- На какой вопрос отвечает слово?

- На что указывает окончание?


- Сейчас вы незаметно для себя рассказали о признаке «второго кита».

Открывается запись «Морфологические признаки».

- На какие группы можно разделить все имена сущ.?

- Как изменяются имена сущ.?

Обучающиеся дополняют кластер, включая в него морфологические признаки частей речи.

Аналогично разбираются глаголы и имена прил. Продолжается работа над кластером.

Какая часть речи имеет больше всего грамматических категорий?

- Как вы думаете, почему?

- А какой же третий общий признак, объединяющий все части речи?

- Прочитайте записанные слова:

Бабочка из весной вылетела убежище

- Можем ли мы назвать их предложением? Почему?

- Словами какой части является каждое слово?

- Поставьте слова в определенной форме, чтобы получилось предложение.

- Докажите, что получилось предложение.

- Найдите основу предложения и второстепенные члены.

- Определить член предложения – значит узнать, какую синтаксическую роль выполняет слово в предложении. Это и есть «третий кит».

Обучающиеся дополняют кластер.

- Расскажите с опорой на кластер порядок разбора слова как части речи.

- Мы вспомнили, признаки частей речи?

-Молодцы.

- А теперь выполним практические задания.

Задание по рядам:

- Из предложения:

Наступило солнечное утро.

выберите

1 ряд – имя сущ. 2 ряд – имя прил. 3 ряд – глагол

и разберите как часть речи.

- Сравните свою работу с правильным вариантом на экране. Оцените свою работу.

- Определите часть речи следующих слов:

Печь ,пила, больной.

- Докажите свое мнение.

- Придумайте предложения, чтобы каждое из этих слов являлось разными частями речи.

Определить часть речи следующих слов:доч..., мощ..ный, мурав…и, скуч…ет, ч…рный, быстро

- Как определяли часть речи?

В каждой строчке найти лишнее слово и определить часть речи:

  • б..реза, пч…ла, ле…кий, м…лина;

  • з…лёная, соч…ная, ж…вёт, праз…нич…ный;

  • п…лзет,ж…леет, уч…ник, к…ч…ет.

- Как вы находили лишнее слово?

От данных слов образовать однокоренные прилагательные, глаголы, наречия:

Веселье,…, …, … .

Шум, …, …, … .

Скука, …, …, … .

-Отлично, выполнили 3 пункт плана.


Дети выполняют задание















Высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы





Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний

Итог урока. Рефлексия

- Ребята, наш урок подходит к концу.

- Какова была цель нашего урока?

- Какие знания мы открыли?

- На что мы будем опираться при разборе слов как части речи?

  1. Какая часть речи обозначает людей и животных?

  2. На какой вопрос отвечают слова думать, решать, считать?

  3. Что обозначает имя прил.?

  4. Выбери лишнее слово: роза, шарик, Анна, вера.

  5. В каком времени могут стоять глаголы?

  6. Как определить падеж имени прил.?

  7. Каким членом предложения чаще всего явл. глагол?

  8. Согласны ли вы, что имя сущ. в предложении всегда подлежащее?

  9. Какое слово не явл. именем сущ. в женском роде: речь, рожь, грач, печь?

  10. Чем выбранное слово по написанию отличается от остальных?

Проверка в парах.

- Какое задание было самым трудным? Почему?

- Как вы думаете, над чем нам надо будет еще поработать?

- Оцените свою работу:

- Я благодарю вас за урок.


1. Я считаю, что занятие было

интересным ___________________ скучным.

2.Я научился

многому _______________________ малому.

3. Я думаю, что слушал других

внимательно __________________ невнимательно.

4. Я принимал участие в дискуссии

часто _________________________ редко.

5. Результатами своей работы на уроке я

доволен______________________ не доволен

Вы хорошо поработали на уроке.

Урок окончен. До свидания!


- Откройте дневники и запишите домашнее задание .

Найдите в сборниках пословиц и поговорок или в учебнике литературы такие, в которых используются слова одной части речи.

 

Высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы





Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока русского языка на тему "Части речи"

Автор: Колотуша Анастасия Романовна

Дата: 01.06.2020

Номер свидетельства: 552130

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Конспект урока русского языка и культуры речи "Правописание обращений, вводных слов"."
    ["seo_title"] => string(81) "konspiekturokarusskoghoiazykaikulturyriechipravopisaniieobrashchieniivvodnykhslov"
    ["file_id"] => string(6) "266776"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450248597"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Конспект урока по теме "Части речи""
    ["seo_title"] => string(37) "konspekt_uroka_po_teme_chasti_rechi_1"
    ["file_id"] => string(6) "638042"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1697377738"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Конспект урока русского  языка.Тема: "Настоящее и будущее время глагола" "
    ["seo_title"] => string(87) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-tiema-nastoiashchieie-i-budushchieie-vriemia-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "119331"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413386934"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Конспект урока русского языка. Тема: "Местоимение" 7 класс "
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-tiema-miestoimieniie-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "159743"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421942015"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) ": Конспект урока русского языка в 7 классе по тем:"Правописание частиц не ни "."
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-7-klassie-po-tiem-pravopisaniie-chastits-nie-ni"
    ["file_id"] => string(6) "247453"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446562252"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства