|   - Ребята, вы отдохнули, теперь можем приступать к работе.  Чтобы узнать, какое название носит «второй кит», нужно выполнить следующее задание:  - Спишите предложение и укажите часть речи над каждым словом.  Присяпала колявая калуша.  - Давайте подумаем, какими частями речи могут быть эти непонятные слова. Учитель, в случае затруднения ответов детей, задает наводящие вопросы:  - На какой вопрос отвечает слово?  - На что указывает окончание?      - Сейчас вы незаметно для себя рассказали о признаке «второго кита».  Открывается запись «Морфологические признаки».  - На какие группы можно разделить все имена сущ.?  - Как изменяются имена сущ.?  Обучающиеся дополняют кластер, включая в него морфологические признаки частей речи.  Аналогично разбираются глаголы и имена прил. Продолжается работа над кластером.  - Какая часть речи имеет больше всего грамматических категорий?  - Как вы думаете, почему?  - А какой же третий общий признак, объединяющий все части речи?  - Прочитайте записанные слова:  Бабочка из весной вылетела убежище  - Можем ли мы назвать их предложением? Почему?  - Словами какой части является каждое слово?  - Поставьте слова в определенной форме, чтобы получилось предложение.  - Докажите, что получилось предложение.  - Найдите основу предложения и второстепенные члены.  - Определить член предложения – значит узнать, какую синтаксическую роль выполняет слово в предложении. Это и есть «третий кит».  Обучающиеся дополняют кластер.  - Расскажите с опорой на кластер порядок разбора слова как части речи.  - Мы вспомнили, признаки частей речи?  -Молодцы.  - А теперь выполним практические задания.  Задание по рядам:  - Из предложения:    Наступило солнечное утро.  выберите  1 ряд – имя сущ. 2 ряд – имя прил. 3 ряд – глагол  и разберите как часть речи.  - Сравните свою работу с правильным вариантом на экране. Оцените свою работу.  - Определите часть речи следующих слов:  Печь ,пила, больной.  - Докажите свое мнение.  - Придумайте предложения, чтобы каждое из этих слов являлось разными частями речи.  Определить часть речи следующих слов:доч..., мощ..ный, мурав…и, скуч…ет, ч…рный, быстро  - Как определяли часть речи?   В каждой строчке найти лишнее слово и определить часть речи:    б..реза, пч…ла, ле…кий, м…лина;   з…лёная, соч…ная, ж…вёт, праз…нич…ный;   п…лзет,ж…леет, уч…ник, к…ч…ет.    - Как вы находили лишнее слово?  От данных слов образовать однокоренные прилагательные, глаголы, наречия:  Веселье,…, …, … .  Шум, …, …, … .  Скука, …, …, … .  -Отлично, выполнили 3 пункт плана.   |