- воспитанию активного отношения к приобретаемым умениям на уроке;
метапредметные: создать условия для самостоятельного осмысления учащимися знаний о местоимениях;
– содействовать формированию универсальных учебных действий (УУД):
регулятивных – пользоваться знаками, символами, приведенными в учебной литературе; строить сообщения в устной форме;
познавательных – строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;
коммуникативных – формулировать собственное мнение и позицию; строить понятные для партнера высказывания.
Личностные УУД – создать ситуацию рефлексии для осознания необходимости применять полученные знания в повседневной жизни;
- формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком.
Оборудование: Учебник «Русский язык» 4 класс В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, презентация к уроку, оценочный лист, карточки со словами, карточки с местоимениями, «домик» для местоимений, кроссворд-шарада (на листочках), тест на теме «Местоимение» (на листах), карточка с домашним заданием.
Планируемые результаты:
предметные:
совершенствовать навык правильного употребления местоимений в речи;
закреплять умения заменять имя существительное местоимением соответствующего рода;
совершенствовать навык правописания местоимений с предлогами;
метапредметные:
принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя;
учебно - познавательный интерес к новому учебному материалу; ориентация в нравственном содержании.
Универсальные учебные действия:
Регулятивные:
- определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- учиться работать по предложенному учителем плану;
- производит самоконтроль, самооценку.
Познавательные:
- делать выводы о результате совместной работы класса и учителя;
- умение работать с текстом;
- умение выделять существенное.
Коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
- построение речевых высказываний.
Личностные:
- умение оценить ответы одноклассников и оценить их.
Тип урока: урок общеметодологической направленности (обобщение).
Вид контроля: фронтальный, самоконтроль, взаимоконтроль.
Ход урока
I. Организационный момент
Цель: осуществить межличностный контакт; создать комфортную психологическую атмосферу урока, настроить детей на веру в себя, свои знания и умения.
Слайд 1.
1. Психологический настрой к уроку
- Сегодня у нас необычный урок,
На нём подведём мы работы итог.
Сегодня ждут нас старые друзья,
Побываем у них вместе – вы и я!
II. Самоопределение к деятельности.
- А что это за старые друзья вы, надеюсь, догадаетесь, послушав стихотворение о них.
(Учитель читает стихотворение)
- Применяем мы всё это
Вместо имени предмета,
Нам на всё оно укажет,
Но ничьих имён не скажет.
Часто очень применяется,
Сильно очень изменяется.
Без него, как не крутись,
В речи нам не обойтись!
- Ребята, вы догадались о чём идёт речь?
Дети: - Это местоимения!
- Верно, это наши друзья местоимения.
III. Актуализация знаний.
- Сегодня, мы отправимся в гости к местоимениям. Туда приглашают только тех, кто хорошо знаком с этой частью речи. Вы уверены в своих силах? Тогда вперёд!
- Ну, а теперь местоимения открывают свои врата и приглашают к себе в гости, где приготовили для вас много заданий и сюрпризов.
- Я предлагаю вам выписать только местоимения к себе в тетрадь. Красиво и аккуратно!
(Дети самостоятельно выписывают местоимения к себе в тетрадь.)
- А теперь поменяйтесь тетрадочками и проверьте своего соседа, правильно ли он справился с заданием.
Слайд 3.
Тетрадь и оценочный лист верните соседу
- Ребята, назовите мне части речи, которые вам встретились?
Дети: - Предлоги: В, НА, ПОД.
Д.- Союзы: А, НО.
Д.- НОС, что? НОС – это существительное.
Д. – Личные местоимения: Я, ОН, ТЫ, НАС, МНЕ, ВЫ.
- Вы замечательно справились с заданием, нашли все местоимения, им не удалось вас обхитрить.
- А кто мне скажет, что мы с вами повторили, выполнив это задание?
Дети: - Повторили части речи.
Дети: - Смогли среди частей речи найти личные местоимения.
- Молодцы.
- Вот мы и в гостях у местоимений. А местоимения, как вы заметили народ весёлый, озорной.
- Давайте посмотрим, какое следующее задание они вам приготовили…
Слайд 4.
2.СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ.
- Вот и следующее задание подготовили для вас местоимения…
- Откройте орфографический словарик и выпишите словарные слова (по 2 слова), которые можно заменить местоимениями ОН, ОНО, ОНА?
Слайд 5.
1-й ряд: местоимение – ОН (по 2 слова – любых)
2-й ряд: местоимение – ОНО (по 2 слова – любых)
3- ряд: местоимение – ОНА (по 2 слова – любых)
- По 1 человеку из ряда идёт к доске и записывает свои 2 слова на доске под нужной карточкой.
(Дети самостоятельно выписывают слова из словаря. По одному человеку от каждого ряда выходят к доске и выписывает свои найденные слова на неё.)
ОН ОНО ОНА
агроном богатство заря
восток животное посуда
- Проверьте, ребята грамотное написание слов и правильность выполнения задания.
(Ученик зачитывает свои слова и объясняет, почему он их выбрал.)
Дети: - Например: агроном – он, мой, существительное относится к мужскому роду, значит, его можно заменить местоимением ОН. И так проговаривают каждое слово… Богатство – оно, моё; относится к среднему роду, значит, могу заменить его местоимением ОНО и т.д…Заря – она, моя; существительное женского рода, значит, можно заменить местоимением ОНА и т.д…
- У кого из ряда есть другие слова?
- Проверьте, ребята, сами себя и оцените. Количество полученных баллов запишите в оценочный лист.
- Сосчитайте правильное количество подобранных слов к данному местоимению, за каждое слово вы получаете 1 балл. Максимальное количество баллов за это задание – 2 баллов.
- Что мы с вами повторили, выполнив это задание?
Дети: - Можно заменять имена существительные местоимениями, подходящими по роду.
- Правильно.
3. Домики (Работа в паре)
- Посмотрите, ребята, местоимения выстроили для себя новый дом, а как заселиться в него не знают.
- Ваша задача сейчас будет поработать в паре. Надо расселить правильно по своим квартирам местоимения.
МЕСТОИМЕНИЯ
МЕСТОИМЕНИЯ
ЛИЦО
ЕДИНСТВЕННОЕ
ЧИСЛО
МНОЖЕСТВЕННОЕ
ЧИСЛО
1
2
3
- Что мы с вами повторили, выполняя это задание?
Дети: - Повторили, какое местоимение, к какому лицу и числу относится.
Слайд 6.
4. Работа по учебнику
Упражнение (Упражнение выполняют под руководством учителя)
Слайд 7. (образец выполнения упражнения)
Слайд 8.
V. Физкультминутка
- А ну-ка, всем не унывать и только весело шагать!
Кто шагает с рюкзаком? (шаг) Мы, туристы! Кто со скукой не знаком? (рывки руками) Мы, туристы! Нас вперед ведут Дороги! (повороты) Наш девиз: “Всегда вперед!” (приседания) Эй, ребята, тверже шаг! (шаг) Что турист берет в дорогу? (прыжки) Песню, ложку и рюкзак! (вдох, потягивания, исходное положение)
VI. ПРОДОЛЖЕНИЕ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ УРОКА
- Скажите мне, а что вы знаете о местоимениях 3-го лица?
Дети: - Изменяются по числам.
Дети: - Когда появляется рядом с местоимением 3-го лица предлог, то надо начинать писать его с согласной «Н».
- Сейчас вы поработаете редакторами. Кто такой редактор?
Дети: - Человек, занимающийся исправлением ошибок в тексте, который собираются выпустить в печать.
- Вот текст, который надо отредактировать.
Слайд 9.
«Исправь ошибки»
- Прочитайте рассказ и запишите его без ошибок. Укажите местоимения и определите падеж.
Вася и Петя играли во дворе. К им подошла Маша. У её не было подруг. Мальчики пригласили девочку играть с ими.
Слайд 10. Проверка
Вася и Петя играли во дворе. К ним подошла Маша. У неё не было подруг. Мальчики пригласили девочку поиграть с ними.
а)- На какое правило допущены ошибки?(Правописание местоимений с предлогами)
- Что нам говорит это правило?
Слайд 11.
М естоимения, как и существительные, могут употребляться с предлогами. Предлог пишется от местоимений отдельно. Зайду к тебе. Приходи ко мне.
К огда местоимения он, она, оно, они употребляются с предлогами, то начинаются со звука н, например: Ты был у них? Я пришёл к нему и вручил ему книгу. Глядь, опять перед ним землянка. Проверка:
б) определение падежей местоимений. (В исправленном тексте)
(Выполняют с комментированием с места)
- Молодцы, потрудились вы на славу!
3. - Но перед нами ещё одно испытание.
Слайд 12.
Кроссворд – шарада.
В клетке со знаком вопроса сами впишите недостающие буквы.
Какие два местоимения мешают движению на дорогам?
Сколько личных местоимений в слове семья?
Первый слог – личное местоимение. Второй – звук, который издаёт лягушка. Вместе овощ.
Первый слог – личное местоимение. Второй слог ты найдешь в словах: сварщик, пильщик, барабанщик. Вместе означают вместилище для чего-нибудь.
Первый слог – личное местоимение, второй и третий – то же, что ненастье. Вместе означают – мелкая клевета или клеветник.
-Вот мы с вами и дошли до страны «Местоимение». А, чтобы стать полноправными гражданами этого государства, нам необходимо пройти тестирование.
Тест
Слайд 13-14.
Слайд 15. Проверка теста
- Молодцы. Вы сегодня очень хорошо поработали на уроке.
Слайд 16.
VII. Итог работы.
- Как называется часть речи, которую мы на уроке повторяли?
- Что вы знаете о местоимениях?
- Нам предстоит выполнить еще много заданий. Но сегодня мы выполнили все, хорошо потрудились и теперь нас окружает множество прекрасных цветов, которые требуют к себе бережного отношения.
VIII. Рефлексия:
- А теперь давайте проверим ваше настроение после урока.
- Поднимите, руку у кого всё получилось и он уходит с урока в хорошем настроении?
Дети поднимают руки…
- Поднимите руку те, у кого не всё получилось и он немного грустен от этого?
Дети поднимают руку.
- Я очень рада за вас всех. Вы сегодня все молодцы. Хорошо работали, ну, а если у кого-то что-то не вышло – не отчаивайтесь, мы обязательно доработаем все ваши недочёты.
Слайд 17.
IX. Домашнее задание. (на карточках)
- Я сегодня хочу задать вам необычное задание: найти и записать в тетрадь пословицы и поговорки (5 штук), в которых есть местоимения. Постараться объяснить их смысл.