kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка 4 класс по теме " Обобщение знаний по теме " Местоимение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщить знания о личных местоимениях и провописании местоимений с предлогами

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка 4 класс по теме " Обобщение знаний по теме " Местоимение"»

Конспект урока по русскому языку 4 класс

Тема урока: «Обобщение по теме «Местоимение»».

Цель урока:

  1. Обобщить знания по теме «Местоимение»

  2. Развивать у учащихся наблюдательность и внимание к русскому языку, речь и мышление через формулировку вывода.

  3. Воспитывать в учащихся интерес к предмету, коммуникативные навыки.

  4. Повторить изученный материал «Местоимение».

  5. Развивать мыслительную активность, познавательный интерес, самостоятельность учащихся, пополнять их словарный запас;

  6. Применить полученные знания и умения в новой языковой ситуации (на новом языковом материале).

Задачи:

предметные :

- совершенствовать навык правильного употребления местоимений в речи;

- закреплять умения заменять имя существительное местоимением соответствующего рода;

- совершенствовать навык правописания местоимений с предлогами;

- способствовать усвоению формулировки правила, формированию орфографической зоркости, умений решать орфографические задачи и осуществлять орфографический самоконтроль;

- формированию умений решать графико-каллиграфические задачи, выработке интонационных навыков учащихся, уточнению и активизации словаря учащихся;

- воспитанию активного отношения к приобретаемым умениям на уроке;

метапредметные: создать условия для самостоятельного осмысления учащимися знаний о местоимениях;

– содействовать формированию универсальных учебных действий (УУД):

регулятивных – пользоваться знаками, символами, приведенными в учебной литературе; строить сообщения в устной форме;

познавательных –  строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;

коммуникативных –  формулировать собственное мнение и позицию; строить понятные для партнера высказывания.

Личностные УУД – создать ситуацию рефлексии для осознания необходимости применять полученные знания в повседневной жизни;

- формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком.

Оборудование: Учебник «Русский язык» 4 класс В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, презентация к уроку, оценочный лист, карточки со словами, карточки с местоимениями, «домик» для местоимений, кроссворд-шарада (на листочках), тест на теме «Местоимение» (на листах), карточка с домашним заданием.

Планируемые результаты:

предметные:

совершенствовать навык правильного употребления местоимений в речи;

закреплять умения заменять имя существительное местоимением соответствующего рода;

совершенствовать навык правописания местоимений с предлогами;

метапредметные:

принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя;

формулировать собственное мнение; выделять существенную информацию;

строить понятные для партнера высказывания;

личностные:

учебно - познавательный интерес к новому учебному материалу; ориентация в нравственном содержании.


Универсальные учебные действия:

Регулятивные:

- определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- учиться работать по предложенному учителем плану;

- производит самоконтроль, самооценку.

Познавательные:

- делать выводы о результате совместной работы класса и учителя;

- умение работать с текстом;

- умение выделять существенное.

Коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- построение речевых высказываний.

Личностные:

- умение оценить ответы одноклассников и оценить их.

Тип урока: урок общеметодологической направленности (обобщение).

Вид контроля:  фронтальный, самоконтроль, взаимоконтроль.


Ход урока


I.    Организационный момент

Цель: осуществить  межличностный контакт; создать комфортную психологическую атмосферу урока, настроить детей на веру в себя, свои знания и умения.


Слайд 1.

1. Психологический настрой к уроку

- Сегодня у нас необычный урок,

На нём подведём мы работы итог.

Сегодня ждут нас старые друзья,

Побываем у них вместе – вы и я!


II. Самоопределение к деятельности.

- А что это за старые друзья вы, надеюсь, догадаетесь, послушав стихотворение о них.

(Учитель читает стихотворение)

- Применяем мы всё это

Вместо имени предмета,

Нам на всё оно укажет,

Но ничьих имён не скажет.

Часто очень применяется,

Сильно очень изменяется.

Без него, как не крутись,

В речи нам не обойтись!

- Ребята, вы догадались о чём идёт речь?

Дети: - Это местоимения!

- Верно, это наши друзья местоимения.


III. Актуализация знаний.

- Сегодня, мы отправимся в гости к местоимениям. Туда приглашают только тех, кто хорошо знаком с этой частью речи. Вы уверены в своих силах? Тогда вперёд!

- Ну, а теперь местоимения открывают свои врата и приглашают к себе в гости, где приготовили для вас много заданий и сюрпризов.


IV. Работа по теме урока.

1. ЧИСТОПИСАНИЕ

- У вас сегодня будет необычное чистописание.

- И начнём мы свой урок,

Несомненно, с этих строк.

Вы на строчки посмотрите-

Что заметили - скажите?

(На доске прикреплены карточки со словами)

- Прочитайте, что же на карточках написано?

(Дети читают, что написано на карточках)

* В, НА, А, НОС, Я, ОН, НО, ПОД, ТЫ, НАС, МНЕ, ВЫ

- Так что же вы заметили?

Дети: - Здесь записаны разные части речи.

- Какие части речи вы здесь заметили?

Дети: - Предлоги, союзы, существительное, местоимения.

- Я предлагаю вам выписать только местоимения к себе в тетрадь. Красиво и аккуратно!

(Дети самостоятельно выписывают местоимения к себе в тетрадь.)

- А теперь поменяйтесь тетрадочками и проверьте своего соседа, правильно ли он справился с заданием.

Слайд 3.

Тетрадь и оценочный лист верните соседу

- Ребята, назовите мне части речи, которые вам встретились?

Дети: - Предлоги: В, НА, ПОД.

Д.- Союзы: А, НО.

Д.- НОС, что? НОС – это существительное.

Д. – Личные местоимения: Я, ОН, ТЫ, НАС, МНЕ, ВЫ.

- Вы замечательно справились с заданием, нашли все местоимения, им не удалось вас обхитрить.

- А кто мне скажет, что мы с вами повторили, выполнив это задание?

Дети: - Повторили части речи.

Дети: - Смогли среди частей речи найти личные местоимения.

- Молодцы.

- Вот мы и в гостях у местоимений. А местоимения, как вы заметили народ весёлый, озорной.

- Давайте посмотрим, какое следующее задание они вам приготовили…

Слайд 4.

2.СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ.

- Вот и следующее задание подготовили для вас местоимения…

- Откройте орфографический словарик и выпишите словарные слова (по 2 слова), которые можно заменить местоимениями ОН, ОНО, ОНА?

Слайд 5.

1-й ряд: местоимение – ОН (по 2 слова – любых)

2-й ряд: местоимение – ОНО (по 2 слова – любых)

3- ряд: местоимение – ОНА (по 2 слова – любых)

- По 1 человеку из ряда идёт к доске и записывает свои 2 слова на доске под нужной карточкой.

(Дети самостоятельно выписывают слова из словаря. По одному человеку от каждого ряда выходят к доске и выписывает свои найденные слова на неё.)

ОН ОНО ОНА

агроном богатство заря

восток животное посуда

- Проверьте, ребята грамотное написание слов и правильность выполнения задания.

(Ученик зачитывает свои слова и объясняет, почему он их выбрал.)

Дети: - Например: агроном – он, мой, существительное относится к мужскому роду, значит, его можно заменить местоимением ОН. И так проговаривают каждое слово… Богатство – оно, моё; относится к среднему роду, значит, могу заменить его местоимением ОНО и т.д…Заря – она, моя; существительное женского рода, значит, можно заменить местоимением ОНА и т.д…

- У кого из ряда есть другие слова?

- Проверьте, ребята, сами себя и оцените. Количество полученных баллов запишите в оценочный лист.

- Сосчитайте правильное количество подобранных слов к данному местоимению, за каждое слово вы получаете 1 балл. Максимальное количество баллов за это задание – 2 баллов.

- Что мы с вами повторили, выполнив это задание?

Дети: - Можно заменять имена существительные местоимениями, подходящими по роду.

- Правильно.


3. Домики (Работа в паре)

- Посмотрите, ребята, местоимения выстроили для себя новый дом, а как заселиться в него не знают.

- Ваша задача сейчас будет поработать в паре. Надо расселить правильно по своим квартирам местоимения.







МЕСТОИМЕНИЯ

МЕСТОИМЕНИЯ




ЛИЦО

ЕДИНСТВЕННОЕ

ЧИСЛО

МНОЖЕСТВЕННОЕ

ЧИСЛО

1



2



3




- Что мы с вами повторили, выполняя это задание?

Дети: - Повторили, какое местоимение, к какому лицу и числу относится.

Слайд 6.

4. Работа по учебнику

Упражнение (Упражнение выполняют под руководством учителя)


Слайд 7. (образец выполнения упражнения)

Слайд 8.

V. Физкультминутка

- А ну-ка, всем не унывать и только весело шагать!

Кто шагает с рюкзаком? (шаг)
Мы, туристы!
Кто со скукой не знаком? (рывки руками)
Мы, туристы!
Нас вперед ведут Дороги! (повороты)
Наш девиз: “Всегда вперед!” (приседания)
Эй, ребята, тверже шаг! (шаг)
Что турист берет в дорогу? (прыжки)
Песню, ложку и рюкзак! (вдох, потягивания, исходное положение)

VI. ПРОДОЛЖЕНИЕ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ УРОКА


- Скажите мне, а что вы знаете о местоимениях 3-го лица?


Дети: - Изменяются по числам.

Дети: - Когда появляется рядом с местоимением 3-го лица предлог, то надо начинать писать его с согласной «Н».

- Сейчас вы поработаете редакторами. Кто такой редактор?

Дети: - Человек, занимающийся исправлением ошибок в тексте, который собираются выпустить в печать.

- Вот текст, который надо отредактировать.

Слайд 9.

«Исправь ошибки»

- Прочитайте рассказ и запишите его без ошибок. Укажите местоимения и определите падеж.

Вася и Петя играли во дворе. К им подошла Маша. У её не было подруг. Мальчики пригласили девочку играть с ими.

Слайд 10. Проверка

Вася и Петя играли во дворе. К ним подошла Маша. У неё не было подруг. Мальчики пригласили девочку поиграть с ними.

а)- На какое правило допущены ошибки?(Правописание местоимений с предлогами)

- Что нам говорит это правило?

Слайд 11.

М естоимения, как и существительные,  могут употребляться с предлогами.  Предлог пишется от местоимений отдельно.
Зайду
к тебе. Приходи ко мне.

К огда местоимения он, она, оно, они употребляются с предлогами, то начинаются со звука н, например:
Ты был
у них?
Я пришёл
к нему и вручил ему книгу.
Глядь, опять
перед ним землянка. Проверка:

б) определение падежей местоимений. (В исправленном тексте)

(Выполняют с комментированием с места)

- Молодцы, потрудились вы на славу!

3. - Но перед нами ещё одно испытание.

Слайд 12.

Кроссворд – шарада.

В клетке со знаком вопроса сами впишите недостающие буквы.



  1. Какие два местоимения мешают движению на дорогам?

  2. Сколько личных местоимений в слове семья?

  3. Первый слог – личное местоимение. Второй – звук, который издаёт лягушка. Вместе овощ.

  4. Первый слог – личное местоимение. Второй слог ты найдешь в словах: сварщик, пильщик, барабанщик. Вместе означают вместилище для чего-нибудь.

  5. Первый слог – личное местоимение, второй и третий – то же, что ненастье. Вместе означают – мелкая клевета или клеветник.

Ответы: 1- ямы, 2-семь, 3-тыква, 4-ящик, 5-ябеда. Местоимение.

-Вот мы с вами и дошли до страны «Местоимение». А, чтобы стать полноправными гражданами этого государства, нам необходимо пройти тестирование.

Тест

Слайд 13-14.

Слайд 15. Проверка теста

- Молодцы. Вы сегодня очень хорошо поработали на уроке.

Слайд 16.

VII. Итог работы.

- Как называется часть речи, которую мы на уроке повторяли?

- Что вы знаете о местоимениях?


- Нам предстоит выполнить еще много заданий. Но сегодня мы выполнили все, хорошо потрудились и теперь нас окружает множество прекрасных цветов, которые требуют к себе бережного отношения.


VIII. Рефлексия:

- А теперь давайте проверим ваше настроение после урока.

- Поднимите, руку у кого всё получилось и он уходит с урока в хорошем настроении?

Дети поднимают руки…

- Поднимите руку те, у кого не всё получилось и он немного грустен от этого?

Дети поднимают руку.

- Я очень рада за вас всех. Вы сегодня все молодцы. Хорошо работали, ну, а если у кого-то что-то не вышло – не отчаивайтесь, мы обязательно доработаем все ваши недочёты.


Слайд 17.

IX. Домашнее задание. (на карточках)

- Я сегодня хочу задать вам необычное задание: найти и записать в тетрадь пословицы и поговорки (5 штук), в которых есть местоимения. Постараться объяснить их смысл.

- Спасибо за урок!

Слайд 18.














10



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока русского языка 4 класс по теме " Обобщение знаний по теме " Местоимение"

Автор: Попрыгина Ирина Николаевна

Дата: 15.02.2022

Номер свидетельства: 600306

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Конспект урока русского языка в 4 классе на тему "Обобщение знаний о местоимении" "
    ["seo_title"] => string(91) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-4-klassie-na-tiemu-obobshchieniie-znanii-o-miestoimienii"
    ["file_id"] => string(6) "191372"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427298237"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(227) "Конспект открытого урока русского языка в 6 классе по теме:  "Местоимение.  Обобщение и систематизация изученного материала" "
    ["seo_title"] => string(140) "konspiekt-otkrytogho-uroka-russkogho-iazyka-v-6-klassie-po-tiemie-miestoimieniie-obobshchieniie-i-sistiematizatsiia-izuchiennogho-matieriala"
    ["file_id"] => string(6) "109943"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1405271006"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Конспект урока русского языка в 8 классе по теме "Односоставные предложения" "
    ["seo_title"] => string(85) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-8-klassie-po-tiemie-odnosostavnyie-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "191374"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427298411"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Конспект урока русского языка по теме "1 и 2 српяжение глагола" "
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-1-i-2-srpiazhieniie-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "106466"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403017685"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Конспект  урока русского языка  в 7 классе по теме: «Союз. Повторение и обобщение по теме». "
    ["seo_title"] => string(100) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-7-klassie-po-tiemie-soiuz-povtorieniie-i-obobshchieniie-po-tiemie"
    ["file_id"] => string(6) "191252"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427287453"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства