Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка.»
Тема : УСТНАЯ И ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ
Цель: создать условия для формирования представления об интонации, умения правильно интонировать предложение в соответствии с целью высказывания.
Планируемые результаты:
предметные: получат возможность познакомиться с понятиями «устная» и «письменная» речь; научатся различать устную и письменную речь; метапредметные:
регулятивные - адекватно воспринимают оценку своей работы учителями, товарищами; познавательные - проводят аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;
коммуникативные - адекватно используют вербальные и невербальные средства устного общения для решения коммуникативных задач; личностные УУД: имеют внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе.
Ход урока:
Весна, весна! Как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.
Весна, весна! Как высоко,
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака!
Шумят ручьи! Блестят ручьи!
Взревев, река несет
На торжествующем хребте
Поднятый ею лед!
Слайд (Видео)
- Ребята, как вы думаете, какое время года показано на видео?
- Какое настроение вызывает эта музыка?
-Что вы увидели? (тающий снег, бежит ручей)
- Да, наступает весна, всё ярче светит солнышко, ласкает своими лучами и природу, и детей, и к нам в класс сегодня заглянуло солнышко.
- ребята, а какие звуки услышали в видео?
- В природе мы слышим многообразие звуков: журчание ручейков, звуки капели, пение птиц!
- Да, в природе много звуков, а с помощью чего общаемся мы, люди? ( тоже с помощью звуков)
- Хорошо. Наши звуки складываются слова, слова….в предложения, а из предложений состоит вся наша речь! Речь отличает человека от других обитателей нашей планеты. Именно потому, что человек имеет речь, он называется существо разумное.
тема
- Ребята, как вы думаете, какая же сегодня тема урока? (РЕЧЬ. устная и письменная речь)
–очень хорошо!
цель
Сегодня вы узнаете какая еще бывает речь и для чего речь нужна человеку.
Итак, начинаем работу с традиционной минутки чистописания.
-Сели ровненько, выпрямили спинки, взяли ручку, поставили на локоток. (Включаю) Посмотрите, минутка чистописания у нас тоже весенняя. Скажите, элементы каких букв мы будем писать? (К,Н)
-Хорошо. А на что похож этот элемент? (подснежник).
- Итак, приготовились. Показываю. И раз, и два, и три…… Пишем красиво в тетради. На второй строке прописываем заглавную букву К и заглавную и строчную буквы Кк чередуя. Молодцы.
(В это время выставляю словарные слова и капель).
Словарная работа
Посмотрите на доску солнышко пригревает и с крыш капает весенняя капель, но не простая, а с буквами. Как вы думаете, что нам с ними нужно сделать?
- Правильно, нужно вставить буквы в слова с пропусками. Просмотрите минутку глазками слова, прочитайте, какие это слова, вспомните.
- Кто готов к работе, кто начнёт вставлять буквы? Сначала читаем слово, потом ставим букву.
-Хорошо. А какую букву нужно вставить в слово ПОГОДА? Затруднение, сомневаетесь? Давайте разбираться! Как называются все те слова, в которые вы вставили нужные буквы? (словарные)
- -Конечно словарные!
-А почему они называются словарными? (Их нельзя проверить)
Ребята, ПОГОДА тоже словарное слово, его надо запомнить!
Что же такое ПОГОДА?
-А теперь давайте посмотрим определение в словаре. Открываем словарь, находим слово погода, читаем про себя. А сейчас Софья прочитает нам.
-Итак, (Слайд) погода - это …..
Запишем слово в тетрадь. Взяли ручки, сели ровненько, выпрямили спинки. (пишу на доске). Прочитаем это слово. Разделим на слоги. Поставим ударение. А теперь положили ручки. Работаем со мной устно.
сделаем звуко-буквенный анализ слова. (Пишу на доске)
Итак, чем отличается написание слова от произношения?
Да, говорим пАгода, а пишем пОгода. Запомните!
- Ребята, а какую речь мы использовали при работе со словарными словами? Устную или письменную?
-Конечно, использовали и письменную и устную речь.
Я вам объясняла, т.е. говорила, а вы слушали! Это…устная речь.
-Итак, устная речь – это слушание и говорение. (слайд) Хорошо.
Физкультминутка Слайд
Посмотрите ребята, у вас нас на столах конвертики. И вам предстоит работа в парах.
Достаем содержимое конвертов, разложите перед собой. Что вы видите?? (Слова)
Как вы думаете, какое задание можно с ними выполнить?? Составить предложение.
-Прочитайте все слова, посовещайтесь и составьте предложение. Работаем.
(на доске креплю слова).
-Давайте проверим. У меня на доске те же слова. Кто расставит их в правильном порядке. (вызываю одного к доске, составляет и читает (Слайд с подснежником) ученик, а потом читаем хором)
-Кто составил такое же предложение, поднимите руку? Хорошо. Молодцы. Ребята, а как вы понимаете Апрельский цветок ломает снежок.? (Да, ещё лежит снег, а цветочек сквозь него тянется к солнцу к жизни, как бы прорезая корку твёрдого снега.)
-Записываем предложение с комментированием.
-Проверяем: ставим пальчик на первое слово, я читаю, вы проверяете.
-Кто написал все правильно, поднимите руку. Положите ручки и возьмите карандаш и линейку. Найдите главные члены предложения, т.е. главные слова и подчеркните их.
-о ком идет речь? (о цветочке) ЧТО это?........слово названия предмета подчеркиваем одной чертой.
-хорошо. Что делает?..........слово названия действия, подчеркиваем двумя чертами.
-А теперь еще раз назовём главные члены предложения.
-Хорошо. Молодцы. Положили карандаш и линейку на место сели ровненько.
-А какую речь мы сейчас использовали во время записи предложения? (письменную)
-Значит письмо и чтение- это письменная речь.
-Молодцы.
-А теперь подведем первые итоги: (Слайд) какая же бывает речь? (Щелчок)
-Что относиться к устной речи? (слушание и говорение) (Щелчок)
-Что относиться к письменной речи? (письмо и чтение) (Щелчок)
-Хорошо.
-Хорошо, мы знаем есть слушание, говорение, чтение, письмо. А если я буду молчать, ничего не говорить и думать…. У меня в голове будут складываться какие-то стихи, рассказы… Как выдумаете это-то речь…
Мы можем отнести ее к письменной? а к устной?
- Это, ребята, внутренняя речь. (Щелчок)
-Итак, речь бывает письменная, устная и внутренняя!!
Физкультминутка
Ну, а сейчас выполним несколько заданий, и посмотрим, как внимательны вы были на уроке. (Интерактив).
Вы просто молодцы! Очень хорошо справились с заданиями! Наш урок подходит к концу. (Слайд солн. и обл)Весеннее солнышко сияет и дарит свои лучи, а вот облачко не понятно, нет ротика. Какое у него настроение…
У каждого из вас есть такое облачко. Нарисуйте ему ротик. (На слайде)
Все понял, все понравилось …..
Не совсем понял материал….
Было трудно …..
А теперь тихо выходим и размещаем облачко на доске около солнышка. Тихонечко сели. (Говоришь про красивые облака. )
Я тоже довольна сегодня вашей работой, вы молодцы! И в конце урока, я предлагаю продолжить смотреть на пробуждение природы. (Видео)
На этом наш урок окончен. Встали все. Спасибо вам и нашим гостям. отдыхайте.