Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка»
1. Организационное начало урока.
Лес чудесным снегом и инеем покрыт (звучит музыка)
Как под покрывалом,
Лед под снегом спит,
А вокруг снежинки кружатся, летят,
Всех ребят в округе мерцаньем веселят.
Ребята, представьте, что вы- снежинки. Вот пошёл сильный снег, снежинки весело кружат в воздухе, постепенно опускаясь на землю. Сначала опустились самые маленькие, хрупкие снежинки (сели девочки), затем снежинки побольше (сели мальчики).
Все снежинки оказались на земле. Они обрадовались морозному дню, улыбнулись.
II.Актуализация опорных знаний с выявлением затруднения.
Минутка чистописания
- Откройте свои тетради и запишите число, классная работа.
II. Минутка чистописания
Учитель:. Посмотрите на доску, там записаны слова:
Учитель: Ребята, что вы видите общего в этих словах?
Ответы детей: Они все начинаются с букв М, м;
Учитель: Чем отличаются данные слова?
Ответы детей: Одни написаны с маленькой буквы, другие с большой;
- Как вы думаете, какую букву и буквосочетание будем сегодня писать? Ответы детей: М,м.
Учитель: Верно, пропишем заглавную и строчную буквы М,м и слоги с этими буквами: М, м, Мо, мо, Ми, ми – пропишите до конца строки в данной закономерности.
III. Актуализация знаний
Словарная работа:
Учитель: Посмотрите ещё раз на наши слова. Как вы думаете, какое слово является лишним?
Ответы детей: Миша.
Учитель: Почему?
Ответы детей: Оно не словарное слово.
Учитель: Запишите себе в тетрадь словарные слова, подчеркните буквы, которые нужно запомнить, поставьте ударение.
( Дети списывают все слова, кроме слова Миша, подчеркивают буквы, ставят ударение). 1 человек у доски вставляет буквы
2. «Соберём шкатулку знаний».
- А сейчас мы соберём шкатулку знаний, необходимые нам на уроке.
Давайте поиграем в игру «Верю-не верю», отвечая только «да» или «нет». В шкатулку поместим только те знания, на которые ответим «да»:
1. Имя существительное относится к служебным частям речи. ( нет)
2. Имя существительное - самостоятельная часть речи. (да)
3. Имя существительное обозначает признак предмета. (нет)
4. Имя существительное обозначает предмет. (да)
5. Имя существительное отвечает на вопросы: где? куда? когда? откуда? как? (нет)
6. Имя существительное отвечает на вопросы: кто? что?. (да)
7. Одушевленные существительные отвечают на вопрос что? (нет)
8. Одушевленные существительные отвечают на вопрос кто? (да)
Вывод: - Что же такое имя существительное?
(Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы: кто? что? Одушевленные существительные отвечают на вопрос кто?, неодушевленные – на вопрос что?)
3. Создание проблемной ситуации
- Всё ли мы знаем об имени существительном? А вы хотите узнать?
- Тогда вы должны помочь решить проблему.
(Поворачиваюсь спиной к классу): — Настя, когда у тебя день рождения? (молчание) ---А почему возникла пауза? (В классе3 человека носят имя Настя) — Какой выход из ситуации? (назвать фамилию).
---Запишите каждый свою фамилию.
— Давайте рассмотрим ещё одну ситуацию. У меня в классе учились два Семёновых Михаила. И причём они были одной комплекции, одного роста, имели одинаковый цвет глаз и волос. Я думала, как мне к ним обращаться? Я нашла выход из данной ситуации, какой же это выход? (Называть мальчиков по имени отчеству).
--- Запишите в тетради свою своё имя и отчество.
4. «Открытие» новых знаний
---Как вы записали слова? Почему?
- Что значит- собственные?
«Собственное» - это значит ваше, оно принадлежит вам, и никто не имеет права его отнять.
- У нас это - имя, у животного – ? , у страны, у города, у улицы, у площади – это….
1. Работа в парах с таблицей.
- У вас лежат таблицы. Распределите слова по этим группам .
1.
Имена, фамилии, отчества
2.
Имена сказочных героев
3.
географические названия
4.
Слова для справок: Корней Иванович Чуковский, Буратино, Незнайка, берёза,
Волга, Саранск, сирень
2) Фронтальный опрос учащихся
- Какие слова остались не вставленными в таблицу? Давайте соберём их в отдельный 4 столбик.
- Чем отличаются слова трёх первых столбиков от слов 4 столбика?
Ответы учащихся.( Написанием)
---Почему они записаны с маленькой буквы?
--Что значит «нарицательные»?
---Ребята, «нарицать» со старославянского языка это значит называть.Нарицательные имена существительные называют только предмет, но не называют его имя, кличку или название.
- Добавьте по одному слову в каждую строчку.
--Определите тему и цель урока.
V. Изучение нового материала
Учитель: Чтобы нам узнать, как же называются слова, которые пишутся с заглавной буквы, а какие со строчной, давайте обратимся к нашему учебнику. Рассмотрим упражнение 22 (устно) на странице 15.
Работа с учебником.
Беседа. Фронтальная работа.
Упражнение 22
Поэт Василий Андреевич Жуковский, мальчик Алёша, девочка Алиса, город Вологда, площадь Победы, страна Болгария, озеро Байкал, улица Мира, богатырь Илья Муромец, корова Зорька, кот Базилио, гора Эльбрус.
Задание:
1) Прочитайте. Какие из этих слов собственные, а какие нарицательные? Ответы детей: поэт, мальчик, девочка, город, площадь, страна, озеро, улица, богатырь, корова, кот, гора – это нарицательные;
Василий Андреевич Жуковский, Алёша, Алиса, Вологда, Победы, Болгария, Байкал, Мира, Илья Муромец, Зорька, Базилио, Эльбрус – это собственные).
2)Почему имена существительные, которые написаны с большой буквы называются – собственные?
Ответы детей: Имена существительные, которые написаны с большой буквы называются – собственными, потому что они называют конкретное лицо, город, озеро, улицу, кличку животного, страну).
Учитель: Молодцы! Всё правильно. А подтвердить ваши ответы нам поможет правило на странице 15.
Учитель: Давайте сделаем вывод. Как называются слова, которые пишутся с заглавной буквы? Ответы детей: Эти слова называются имена собственные
Учитель: Как пишутся имена собственные?
Ответы детей: Имена собственные пишутся с большой буквы.
Учитель: Послушайте, какое замечательное стихотворение о большой букве написал Е. Измайлов.
Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше всех букв-подруг.
Смотрят с почтеньем на букву подруги.
Но почему? За какие заслуги?
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее,
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твое, имя улицы, города!
Буква большая – совсем не пустяк:
В букве большой – уважения знак!
Учитель: Какие же важные дела у большой буквы? Ответы детей: Она пишется в словах, которые называют имена, фамилии, города, улицы, моря озёра, страны. Также заглавная буква стоит вначале предложения
Учитель: Все имена существительные можно разделить на 2 большие группы. Одни существительные пишутся с заглавной буквы, другие – строчной. Давайте поработаем в тетрадях. Рассмотрим упражнение 23 на странице 16. Как вы думаете, какое задание вам предстоит выполнить?
Ответы детей: Распределить слова на две группы. В одну группу записать имена собственные, во вторую - нарицательные.
Учитель: После выполнения работы, обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и сделайте взаимопроверку. У кого всё выполнено верно поставьте на полях тетради отметку «5», у кого допущена 1 или 2 ошибки поставьте отметку «4», у кого более 3-х ошибок ставим отметку «3».
4. Физкультминутка.
Если я называю имена существительные собственные, то вы приседаете, а если имена нарицательные – хлопаете в ладоши.
Лес, ворона, Ирина, машина, Рома, Пушкин, мама, волк, Англия, Новгород, муравей, Барсик, яблоко, художник, Иванович, Надежда
Игра «Собери пару».
5. Первичное закрепление новой темы.
Упр 25 Р,Т, (по времени)
Тест
Итог
- Какие существительные называются собственными?
- С какой буквы они пишутся?
- Какие имена собственные заключаются в кавычки?
- Какие существительные называются нарицательными? Рефлексия
Тема урока:Имена существительные собственные и нарицательные
Тип урока:Урок открытия нового знания
Цель урока: учить различать имена существительные собственные и нарицательные, классифицировать слова, решать проблемные задачи.
Познавательные действия: (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение высказывания в устной и письменной форме)
Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)
Методы обучения: системно-деятельностный подход
Информационный материал:
• русский язык: учебник для 3 класса: в 2 ч. Ч. 2. - М.:
• раздаточный материал – карточки.
Здоровьесберегающие технологии: физкультминутка, смена видов деятельности на уроке.