Конспект урока
по теме: «Фразеологизмы»
разработала: учитель
начальных классов
Головина И.В.
2018-2019 учебный год
Цель: познакомить с понятием «фразеологизмы», формировать умения находить в предложении фразеологизмы, развивать интерес к русскому языку, слову.
Ход урока.
Актуализация знаний
У: Прочитайте слова.
Фраза, мысль, логика.
Подумайте, по каким признакам их можно объединить в одну группу.
Д: Эти слова сообщают о возможности человека думать, строить рассуждения.
Д: По грамматическим признакам.
У: А если нам понадобится разделить эти слова на две группы?
Д: В одну группу можно поместить слова «мысль» и «фраза», так как «фраза» - это словесное выражение мысли. В другую группу нужно поместить слово «логика», так как оно подразумевает правильные рассуждения.
У: Давайте выберем букву для минуты чистописания. Она есть в одном из указанных слов. Его лексическое значение - «словесное выражение мысли», это буква глухого согласного звука.
Д: Это буква Ф.
Минута чистописания.
У: Наши рассуждения о значении слов «фраза», «мысль», «логика» нам сегодня пригодятся.
Прочитайте предложения.
У: Подумайте, на какие группы можно их разделить. Постарайтесь объяснить свой выбор.
Артём внимательно смотрит спортивную передачу | Витя развесил уши. |
На уроке мы работаем дружно. | Маша висит на телефоне. |
Д: В первой группе предложения, смысл которых сразу понятен. Во второй группе в предложениях есть необычные словосочетания.
У: Чем эти словосочетания отличаются от тех, к которым мы привыкли?
Д: Мы затрудняемся объяснить их значение.
Проблематизация
У: Кто догадался, что будет темой нашего урока?
Д: Необычные словосочетания.
Целеполагание
У: Что нам нужно будет понять, какие знания приобрести?
Д: Что это за словосочетания, для чего такие словосочетания используют в речи.
Критерии оценки результата деятельности
У: Как сможем понять, что цель достигнута? / Проверим себя. Если цель достигнута, то мы сможем отличать эти словосочетания от уже известных/
У: Для того, чтобы вы смогли зафиксировать и оценить результаты своей работы, предлагаю вам следующую оценочную таблицу.
- Посмотрите, за что и какое максимальное количество баллов вы можете получить? /12/
Критерий | Конкретизация критерия | Кол-во баллов | Мой результат |
Понимание, того, чем отличаются новые словосочетания от ранее изученных | Я не понял, чем необычные словосочетания отличаются от уже изученных Я понял, чем необычные словосочетания отличаются от уже изученных, но мне трудно это объяснить. Я понял, чем необычные словосочетания отличаются от уже изученных и могу объяснить товарищам. | 0 1 2 | |
Проверка умения выделять в речи новые словосочетания | в одном предложении в двух предложениях в трёх предложениях в четырёх предложениях во всех предложениях | 0 1 2 3 4 5 | |
Проверка умения работать над смысловым содержанием изучаемых словосочетаний | в одном предложении в двух предложениях в трёх предложениях в четырёх предложениях во всех предложениях | 0 1 2 3 4 5 | |
Максимальное количество баллов | | 12 | |
Перевод: 11, 12 – 5
8, 9, 10 – 4
6, 7 – 3
Планирование
У: Напомните, какую цель мы перед собой поставили?
- Давайте составим план достижения нашей цели. /Восстанавливаем правильную последовательность действий/
Деформированный план | Правильная последовательность действий |
Выполнить проверочную работу. Выяснить, с какой целью эти словосочетания можно использовать в речи. Найти информацию о необычных словосочетаниях в учебной литературе, проанализировать её. Выполнить тренировочные упражнения по включению в речь фразеологизмов. Выяснить, где можно узнать о лексическом значении этих словосочетаний. | Найти информацию о необычных словосочетаниях в учебной литературе, проанализировать её. Выяснить, где можно узнать о лексическом значении этих словосочетаний. Выполнить тренировочные упражнения по включению в речь фразеологизмов. Выполнить проверочную работу. Выяснить, с какой целью эти словосочетания можно использовать в речи. |
Основная часть / Реализация плана/
У: Приступим к работе по плану.
Работа с учебником. Знакомство с определением фразеологизмов, анализ полученных сведений.
Мы узнали, что в русском языке есть устойчивые (постоянные) сочетания слов, которые называют фразеологизмами.
-Для того, чтобы добиться хороших результатов, нам нужно работать «засучив рукава».
-Что это означает? / Нужно очень стараться/
«Засучив рукава» - это фразеологизм. Давайте рассмотрим лексическое значение каждого слова в отдельности. Каким словарем воспользуемся? /Толковым/
Засучить – завернуть кверху (рукава).
Рукава – часть одежды, покрывающая руку.
У: В старину верхняя одежда шилась с длинными рукавами, иногда они доходили до колен. Работать в такой одежде было неудобно.
У: Сейчас такой проблемы нет. Смысл словосочетания остался прежним?
Д: Нет. Он изменился, выражение получило переносное значение.
У: Попробуйте заменить любое из этих слов. Смысл словосочетания сохранится?
Д: Нет, в таких оборотах невозможно заменить одно слово другим, теряется смысл фразы.
У: Так почему же фразеологизмы называют устойчивыми сочетаниями слов?
Д: В них смысл имеет вся фраза в целом, так как выражение приобретает переносное значение.
У: Как вы думаете, как называется словарь, в котором даётся толкование фразеологизмов?
Засучив рукава Неизм. Не жалея сил, много и усердно, старательно, энергично, с большим энтузиазмом. (В. Овечкин.) |
Выяснение лексического значения фразеологизмов. Работа со словарём.
У: Давайте потренируемся в определении значения фразеологизмов.
Перед вами рисунки, догадайтесь, о каких фразеологизмах идет речь. Совместите фразеологизм с соответствующим рисунком. /Устанавливают соответствие/
витать в облаках делать из мухи слона водить за нос
развесить уши висеть на телефоне
У: Попробуйте объяснить, что означают эти фразеологизмы.
У: Проверим, верны ли ваши предположения. Определите лексическое значение каждого фразеологизма, воспользовавшись словарем.
/Каждая группа получает один фразеологизм/
водить за нос - обманывать,
делать из мухи слона - преувеличивать
развесить уши - слушать с чрезмерным увлечением
висеть на телефоне - долго разговаривать по телефону
витать в облаках – мечтать, быть далёким от действительности
Выполнение тренировочных упражнений по использованию фразеологизмов в речевой ситуации. Работа с карточками. Работа в парах.
У: Какие слова можно заменить в следующих предложениях данными фразеологизмами? Подчеркните их.
Миша, не обманывай меня!
Как будет звучать предложение? (Миша, не води меня за нос!)
Девочки, не переживайте так сильно?
Как будет звучать предложение? (Девочки, не делайте из мухи слона?)
Бабушка секретничает с соседкой, а Витя с интересом слушает.
Как будет звучать предложение? (Бабушка беседует с соседкой, а Витя развесил уши.)
Таня целый вечер разговаривает по телефону.
Как будет звучать предложение? (Таня целый вечер висит на телефоне.)
Учитель рассказывает о природных зонах, а Катя думает о другом.
Как будет звучать предложение? (Учитель рассказывает о природных зонах, а Катя витает в облаках.)
У: Как вы думаете, зачем люди используют фразеологизмы? /Варианты ответов/
Самостоятельная работа.
У: Из данных предложений выберите те, в которых есть фразеологизмы.
Пользуйтесь фразеологическими словарями.
Маме некогда отдыхать, у неё хлопот полон рот. Моей сестрёнке два года, а у неё полон рот зубов. Сестрёнки как две капли воды похожи друг на друга. Рома набрал в рот воды и прополоскал горло. Он ничего не говорил, словно в рот воды набрал. Новая учительница сразу же понравилась ребятам. Гости должны прийти с минуту на минуту. Арина и Саша были очень похожи друг на друга. Новая учительница с первого взгляда понравилась ребятам. |
Запишите фразеологизмы, объясните их значение. Пользуйтесь словарём.
Проверьте результат.
Самостоятельная работа с оцениванием :
У: Сейчас мы выполним небольшую самостоятельную работу. На столах у вас карточки с заданием. Подпишите свою фамилию вверху карточки. Вам нужно среди этих фраз найти фразеологизмы и подчеркнуть их одной линией.
____________________
Вариант 1. Найдите фразеологизмы и подчеркните их. Образец: Бить баклуши.
Падать духом. Получить пятёрку. Капля в море. Ломать голову. Быстро читать. Слушать музыку. Душа в пятки. | ____________________
Вариант 1. Найдите фразеологизмы и подчеркните их. Образец: Бить баклуши.
Падать духом. Получить пятёрку. Капля в море. Ломать голову. Быстро читать. Слушать музыку. Душа в пятки. |
___________________ Вариант 2. Найдите фразеологизмы и подчеркните их. Образец: Бить баклуши. Надуть губы. Брать на буксир. Смотреть в небо. Идти на поводу. Быстро читать. Семь пятниц на неделе. Внимательно слушать. | ___________________
Вариант 2. Найдите фразеологизмы и подчеркните их. Образец: Бить баклуши.
Надуть губы. Брать на буксир. Смотреть в небо. Идти на поводу. Быстро читать. Семь пятниц на неделе. Внимательно слушать. |
Собирает карточки для проверки.
Работа с оценочной таблицей. Фиксирование результата.
Оценивание результата и рефлексия.
У: Какую цель мы хотели достигнуть на уроке?
Д: Мы должны были узнать о необычных словосочетаниях, которые нам встретились, понять, для чего они используются в речи.
У: Для того, чтобы определить, достиг ли каждый цели урока, посмотрите на результаты оценочной таблицы.
- Кто набрал наибольшее количество баллов?
- Кто испытывал трудности в работе? Что было наиболее трудным?
- Что нужно сделать, чтобы достигнуть максимального результата?
У: Сегодня мы много работали с фразеологизмами. Вы будете их использовать в своей речи? / Да, фразеологизмы украшают нашу речь, делают ее яркой. /
У: Для того, чтобы сделать ещё один шаг в улучшении своего результата, давайте составим синквейн о фразеологизмах.
- Составление синквейна.
Фразеологизм.
Мудрый, поучительный,
Выражает, украшает, дополняет.
Речь яркая и эмоциональная.
Устойчивое выражение.
Домашнее задание.
Выбери одно из предложенных заданий и выполни его.
Запиши несколько предложений с фразеологическими оборотами.
Выполни иллюстрацию, отражающую устойчивый оборот.
Зашифруй фразеологические обороты в анаграммах.
Найди историю возникновения фразеологизма.
Придумай игру с использованием фразеологизмов.
Список используемой литературы:
1. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: учебник для 3 класса четырехлетней начальной школы. Москва. Просвещение, 2014.
2. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Рабочая тетрадь для учащихся 3 класса в 2-х частях, часть 1, Москва. Просвещение, 2017.
3. Канакина В.П., Фомичева Г.А. Методическое пособие к комплекту Русский язык, Москва, Просвещение 2015.
4. Лаврова Н.М. Журнал «Начальная школа». Статья «Учебник нового поколения для современной начальной школы» 2004г. №11.
5. Большой фразеологический словарь для детей. Москва ОЛМА Медиа Групп 2009 224 с., ил. Составитель Розе Т.В.