Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Единицы массы. Центнер. Тонна" 4 класс»
Конспект урока по математике 4 класс
Тема: « Единицы массы. Центнер. Тонна.»
Цель: познакомить с новыми единицами массы - центнер, тонна; совершенствовать вычислительные навыки; закреплять умение преобразовывать величины, решать задачи.
Планируемые результаты: учащиеся узнают новые единицы массы; научатся выполнять мыслительные операции анализа и синтеза, делать умозаключения; продолжат отработку умения работать в паре, анализировать и оценивать свою деятельность на уроке и её результаты.
Какая величина «лишняя»? Почему? Для чего нужны единицы массы? Какие знаете единицы массы?
Решите задачи.
Волку нужно, чтобы поужинать 2 кг мяса, но если он голоден, то может съесть в 5 раз больше. Сколько мяса съест голодный волк?
Какова масса пеночки, если известно, что в день она может съесть 18 г корма, а это в 2 раза больше массы самой птички?
Весной у тюленей появляются детёныши. Масса детёныша- 20 кг. Это составляет 1/20 часть массы взрослого тюленя. Какова масса взрослого тюленя?
Как измеряют массу предметов? Назовите, какие бывают весы? Виды весов. (Картинки.)
Отгадайте загадку.
Серая скала, У скалы – два крыла, Длинный трос К скале прирос, Скала на месте не стоит – Топчет землю и трубит. (Слон)
Сообщение о слоне. Слон – самое большое животное на суше. Передвигается быстро. За сутки может съесть около трёхсот килограммов травы. Слоны очень умные животные. Однако считаются одними из самых опасных на планете. Из-за огромных размеров слону приходится спать стоя.
(Слайд с картинкой слона.)
Расшифруйте запись. Тр го тр лу тр бой тр а к а и а т а (Голубой кит)
Сообщение о голубом ките. Длина голубого кита 33 метра. У него на спине запросто могут уместиться 30 слонов. Киты превосходные ныряльщики. Эти животные живут до 50 лет. ( Слайд с картинкой.)
Подойдут ли известные меры длины для нахождения массы этих животных или потребуются другие? Сформулируйте цель урока. Предположения детей. Учитель корректирует, дополняет высказывания детей.
Цель урока. Познакомиться с новыми единицами массы, научиться записывать, соотносить с другими единицами массы, использовать при решении задач.
Работа по теме урока.
Работа по учебнику с. 45. Прочитайте название новых единиц массы.
( На доске прикрепляются карточки с новыми единицами массы.) Запишите в тетрадь и запомните.
Подумайте, сколько в 1тонне центнеров? Рассуждения. Вывод записывается. 1т = 10ц.
Для взвешивания больших грузов используют грузовые весы. (Слайд.)
Работа в парах. Карточка 1.
Выразите в килограммах: 2ц, 8ц , 10ц, 2т.
Выразите в центнерах: 1т, 1т 5ц, 200кг.
Проверка.
Карточка 2. Прочитайте и решите задачу.
Детёныш синего кита при рождении имеет массу 2 тонны. Китёнок быстро растёт, прибавляя за трое суток 300 кг. Какова будет масса китёнка через 2 недели после рождения?
Какие величины надо преобразовать для решения задачи?
2 недели – 14 дней. 2 тонны – 2 000 кг.
Что известно в задаче? Что нужно узнать? Можем сразу ответить на вопрос задачи?
Зная, сколько прибавляет в весе китёнок за 3 суток, что узнаем? Зная, сколько в сутки прибавляет в весе детёныш синего кита, что можем узнать? Зная, сколько весит китёнок при рождении, зная, сколько прибавил в весе за 14 дней, что узнаем?
Запишите решение задачи. Один ученик работает с обратной стороны доски.
Кому требуется помощь? (Выдаются карточки – помощницы.)
1)300: 3 =100 ( кг) – в 1 сутки
2)14 х 100 = 1400 (кг) – за 14 дней.
3)2000+1400= 3400 (кг) – масса китёнка через 2 недели.
Ответ. 3400 кг.
Проверка.
Учебник с. 56. Рассмотрите рисунки и составьте задачу про бегемота и зубра.
Масса бегемота 4т. Масса зубра равна одной четвёртой массы бегемота. Чему равна масса зубра? 4000: 4= 1000 кг. Или 4:4 = 1 т
Что узнаем выражением: 4000: 4+4 000? (массу зубра и бегемота вместе)
Чему равна масса зубра и бегемота?
Физкультминутка.
Если утверждение, верно, то хлопните в ладоши 1 раз, если неверно – топните ногой один раз.
Верно ли, что в 1 центнере 100 кг? +
Верно ли, что в 1 тонне 1000 кг? +
Верно ли, что грамм – самая маленькая единица массы?+
Верно ли, что 1 центнер самая большая единица массы?-
Верно ли, что в 1 тонне 10 центнеров? +
Верно ли, что голубой кит самое большое животное на планете? +
Карточка 3. Решите примеры и расшифруйте пословицу.
40х6=
М
126+51=
Р
17х5=
А
39х3=
Т
10х30=
З
159х1=
Н
305+93=
О
5х30=
И
248-94=
Л
200:100=
К
99:9=
Д
50:2=
Г
240
85
154
300
398
154
398
117
159
150
2
11
85
11
398
177
398
25
Пословица. Мал золотник, да дорог.
Золотник – старинная мера веса – 4г. Так говорят о чём-то небольшом, но очень ценном.
Старинные меры длины.
Берковец – 10 пудов.
Пуд – 40 фунтов – 16,38 кг.
Фунт (гривна) 96 золотников – 0, 41 кг
Лот = 3 золотника – 13 г.
Золотник – 4 г.
Итог. С какими единицами массы познакомились на уроке? Назовите все известные единицы массы в порядке возрастания.
Рефлексия. Оцените свою работу на уроке при помощи шкалы оценивания.
Активно работал, не очень активно работал, не проявил интереса.