Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку «Заглавная буква в именах собственных»»
Урок русского языка во 2 классе
Тема. «Заглавная буква в именах собственных»
Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся об употреблении в письменной речи заглавной буквы в именах собственных;
3) развивать внимание, логическое мышление и интеллектуальное развитие учащихся.
4) формировать навыки сотрудничества;
Задачи:
· Углубление знаний об именах собственных, совершенствование навыков правописания заглавной буквы в именах собственных.
· Развитие внимания, мышления, памяти; формирование орфографического навыка, развитие исследовательских умений учащихся.
· Формирование навыков сотрудничества.
Планируемые результаты:
Личностные - формирование положительного отношение к учёбе и своим знаниям, развитие творческого воображения.
Метапредметные:
· Регулятивные универсальные учебные действия (УУД) -организация учащимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование; контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности.
· Познавательные УУД – умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос, подбирать сведения из дополнительных источников о значении своего имени и фамилии.
· Коммуникативные УУД – умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение работать в паре, оказывать взаимопомощь.
Предметные - уточнить представления о собственных и нарицательных именах существительных, закрепить знания о правописании заглавной буквы в именах собственных.
1. Организационный момент (психологический настрой)
- Ребята, у нас сегодня необычный урок, к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся!
- А теперь вспомним с вами девиз каждого нашего урока.
Дети произносят хором.
Прозвенел звонок весёлый,
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.
2. Мотивация (самоопределение к деятельности)
-Ребята, предлагаю наш урок начать с высказывания:
«Дойти можно лишь тогда, когда идешь, узнать можно лишь тогда, когда учишься».
-Как вы понимаете эти слова? (Если стоять на месте, то никуда не дойдешь, а если не учиться, то ничего не узнаешь.)
-Мы сегодня вновь пойдем к новым знаниям!
3.Запись числа и классной работы с комментированием.
4. Чистопиание
-На минутке чистописания мы с вами повторяем написание букв:
Рр Мм
3. Словарная работа.
-Как называется страна, в которой мы живем? (Россия)
-Каждая страна имеет столицу- главный город. Назовите столицу России. (Москва)
-Чем является для нас наша огромная, великая страна Россия? (Родиной)
-У каждого из нас есть своя малая Родина- тот уголок земли, где он родился, вырос, где находится его дом.
-Посмотрите видеоролик. (Просмотр видеоролика)
-О чем этот видеоролик? Что вы увидели в видеоролике? (О нашем городе Ессентуки)
-Давайте запишем ниже словарной работы город Ессентуки
-Обратите внимание, слово улица, написано внизу с маленькой буквы!
-С какой буквы мы будем писать название нашего города? Обратите внимание в слове Ессентуки две буквы С.
-А на какой улице расположена наша школа? С какой буквы будем писать название улицы?
-Сколько парков в нашем городе? Как они называются? Чем славится Курортный парк? (Источниками. Наши лечебные источники славятся на весь мир)
-Лечебную воду вы можете набрать на источнике и приобрести в магазине или аптеке. Но пить лечебную воду можно только по назначению врача!
-Что находится в парке Победы? (Вечный огонь, памятник павшим воинам)
-Какая дата приближается? Вся страна готовится к этой знаменательной дате. В память о защитниках нашего Отечества мы носим Георгиевские ленты.
-Давайте положим руку на сердце и скажем вместе «Мы гордимся нашей страной!»
- А теперь запишите внизу парк Победы
_ Какие из данных слов будут являться именами собственными? Как пишутся имена собственные?
Над чем мы будем работать в течении нашего уроке? Определите тему нашего урока. (Заглавная буква в именах собственных)
II. Изучение нового материала –Составим Кластер на основе, только что полученных знаний
Собственные имена (Название стран, городов, улиц, парков)
1. Постановка проблемы.
-Переходим к следующему этапу урока.(2 ученика записывают на доске)
- Запишите под диктовку предложение: У крыльца лежит шарик.
- Поднимите руку, кто написал слово шарик с маленькой буквы? А кто написал с большой? (Шарик – в одном случае с маленькой буквы, в другом с большой)
- Смотрите, одно и то же слово написано по-разному.
- Какое же из этих двух предложений верное? От чего это зависит?
(От значения слова в предложении.)
-Что бы добавим в кластер? Какие еще слова пишутся с большой буквы?
(Клички)
2. Открытие нового знания
-А сейчас мы будем работать в парах
-На столе у вас карточки, на которых записаны предложения. В этих предложениях есть слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному. Ваша задача, посовещавшись, выбрать из двух вариантов правильный и доказать ПОЧЕМУ.
-А прежде чем вы приступите, давайте вспомним правила работы в парах
· Слушать друг друга;
· Уметь уступать;
· Уметь договариваться;
1гр. Под нашим окном расцвела (Роза, роза).
Я и моя подруга (Роза, роза) учимся в первом классе.
2гр. Мою подругу зовут (Лилия, лилия).
В пруду растёт (Лилия, лилия).
ПРОВЕРКА и запись предложений в тетради
-Устно придумайте предложения со словом: серёжка, Серёжка.
Вывод. Итак, какие вам встретились слова, которые нужно писать с заглавной буквы?
( На доске учениками постепенно заполняется Кластер) ИМЕНА.
-А какое полное имя у имени Серёжа? А мое полное имя? Поиграем в игру с мячом. «Как тебя зовут?» Называть только свое полное имя.
Физминутка
-А когда я выросла, меня стали называть не только по имени, но и по …..
-А какое у меня отчество?
-А кто сможет назвать свое отчество?
-А с какой буквы пишутся отчества?
Добавить в Кластер ОТЧЕСТВО
III. Закрепление
-Сегодня на наше имя пришло сообщение, от героя из произведения Эдуарда Успенского. Отгадайте, от кого.
В Простоквашино живёт.
Всё хозяйство там ведёт.
Адрес точно я не знаю,
Но фамилия морская.
- Ребята, кот Матроскин написал заметку в газету о жизни в деревне Простоквашино, просил нас помочь исправить ошибки.
Самостоятельная работа. (карточки двух вариантов)
Зачеркни лишнюю букву.
В (Д,д)еревне (П,п)ростоквашино живут друзья. дядя (Ф,ф)ёдор читает книгу. Его друг (К,к)от (М,м)атроскин доит корову (М,м)урку. Добрый (П,п)ёс (Ш,ш)арик готовит пирог . Любознательный (П,п)очтальон (П,п)ечкин разносит письма и посылки.
Найди и исправь ошибки.
В Деревне Простоквашино живут друзья. Дядя Фёдор читает книгу. Его друг Кот матроскин доит корову Мурку. Добрый Пёс шарик готовит пирог. Любознательный Почтальон Печкин разносит письма и посылки.
Проверка. (Взаимопроверка)
Теперь давайте проверим. Поменяйтесь друг с другом карточками.
-Оцените себя смайликами, а я после проверки оценю вас отметкой.
Какие фамилии встретились в заметке? (Матроскин, Печкин)
- С какой буквы написали фамилии?
- Значит, фамилии тоже пишутся с большой буквы.
Добавить в Кластер Фамилии
- А теперь запишите в тетрадях свою Фамилию, имя и отчество.
-Ребята, а что изображено на этих картинках( Реки, моря, океаны, горы, планета)
-С какой буквы пишутся их названия?
С заглавной буквы пишутся города РЕКИ, МОРЯ, ОКЕАНЫ, ГОРЫ, ПЛАНЕТЫ…
-Как можно назвать это одним словом? (Одним словом можно сказать, что это географические названия.)
Добавить в Кластер Географические названия
IV. 1.Итог. Где же в жизни мы встречаемся со словами, которые необходимо писать с заглавной буквы? (название книг, фильмов, газет, журналов, адрес на конвертах) .
- Как будем писать их названия?
-Послушайте, замечательное стихотворение о большой букве, которой мы посвятили наш урок.
Выросла выше букв – подруг. Смотрят с почтеньем на букву подруги, Но почему? За какие заслуги? Буква расти не сама захотела, Букве поручено важное дело. Ставится буква у строчки в начале, Чтобы начало все замечали. Имя, фамилия пишутся с нею, Чтобы заметней им быть и виднее, Чтобы звучали громко и гордо Имя твоё, имя улицы, города! Буква большая – совсем не пустяк: В букве большой – уважения знак!
2.Домашнее задание (по выбору)
- Выписать слова, которые пишутся с большой буквы из любой сказки или детского журнала
Оценка деятельности на уроке
3. Рефлексия. -Ребята, помните выражение, с которого мы начали наше занятие?
(«Дойти можно лишь тогда, когда идешь, узнать можно лишь тогда, когда учишься»)
-Сегодня на уроке мы с вами прошли небольшую часть длинной дороги знаний. На экране вы видите разноцветные следы. Оцените свою работу на уроке. Выберите цвет нужного следа
Зелёный- я справился со всеми заданиями без ошибок.
Жёлтый – я справился, но допускал ошибки.
Фиолетовый – было очень трудно, я ничего не понял.
Название стран, городов, улиц, парков, клички, имя, фамилия, отчество