Конспект урока Предмет: русский язык. 4 класс Тип урока: комбинированный. Тема урока: Время глагола. Цели урока: Образовательная: Развивающая: Воспитательная: создавать на уроке благоприятную атмосферу, ситуацию успеха, сотрудничества; прививать интерес к родному языку, воспитывать любовь к природе, родному краю. Оборудование: для учителя – учебник, компьютер, карточки для учащихся; для учащихся – учебник, тетради, сигнальные карточки. Ход урока 1. Организационный момент. (2 минуты) Запись числа, классной работы. Презентация 2. Работа над созданием эмоционального настроя на уроке и восприятие предлагаемого материала. (4 минуты) На доске иллюстрация и стихотворение. Слайд №1. У: Рассмотрите иллюстрацию. (Чтение стихотворения учителем.) Е. Русаков «Зима» До марта скованы пруды, Но как теплы дома! В сугробы кутает леса Заботливо зима. Снег осыпается с берез В дремотной тишине. Картины летние мороз Рисует на окне. У: Объясните пропущенные орфограммы. ВЫВОД:, Только человек, любящий природу, может видеть, замечать прекрасное, необычное, интересное. 3. Работа с анаграммами. Слайд № 2. у а м с м (сумма) ь а о с т з р н (разность) а о л л г г (глагол) е ч а о т с н (частное) У: Найдите “лишнее” слово. У: Вспомните все, что вы знаете о глаголе. Работа в группах. У: Рассмотрите слайд № 3, найдите верное утверждение. Поставьте в тетради ту букву, под которой верное утверждение. Докажите. А). Глагол – это часть речи, которая отвечает на вопросы что делает? что сделает? что делают? что сделают? И обозначает действие предмета. В предложении глагол является сказуемым. Глагол имеет начальную форму (неопределённую), которая отвечает на вопросы что делать? что сделать? Неопределённая форма имеет суффиксы –ть-, -ти-. Б). Глагол – это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? и обозначает предмет. В предложении глагол является второстепенным членом предложения. Глагол имеет начальную форму (неопределённую), которая отвечает на вопросы что? кто? 4. Словарная работа. Слайд № 4. Игра «Замени одним словом» Сиять ярким, искристым, прерывистым светом. У: Запишите его в тетрадь, поставьте ударение, подчеркните орфограмму. У: Какой частью речи является это слово? Докажи. У: Как вы понимаете значение слова сверкать? Толковый словарь СВЕРКАТЬ Ярко блестеть, сиять искристым светом. // Ослепительно вспыхивать. // Быть видимым, выделяясь своим ярким цветом. Быть залитым ярким светом, блеском. Блестеть под влиянием каких-л. чувств, переживаний, выражая какие-л. чувства, переживания (о глазах). // перен. Выражаться, обнаруживаться в блеске глаз (о чувствах, переживаниях). перен. Проявляться, обнаруживаться с большой выразительностью. Отличаться, выделяясь яркостью, свежестью, белизной. // перен. Поражать, выделяясь умом, талантом, красотою. У: Какие слова мы называем однокоренными? У: Придумайте однокоренные слова к слову сверкать, запишите их, выделите корень. Сверкать, сверкнуть, сверкание, засверкать, отсверкать, посверкать. Проверка – слайд №4. 5. Работа над новым материалом. Слайды № 4,5. У: Ребята, сегодня мы с вами будем учиться различать временные формы глаголов и правильно их употреблять в речи. Образуйте от глагола неопределённой формы сверкать глагол, действие которого происходит сейчас на данный момент. У: На какой вопрос отвечает этот глагол? (что делает?) У: В какое время происходит действие данного глагола? У: Значит, какого времени будет этот глагол? У: Запишите его (сверкает) У: Образуйте от глагола сверкать глагол, действие которого уже прошло. У: На какой вопрос отвечает этот глагол? У: В какое время происходит действие данного глагола? У: Значит, какого времени будет этот глагол? У: Запишите его (сверкал) У: Образуйте от глагола сверкать глагол, действие которого ещё когда-то совершится. У: На какие вопросы отвечают эти глаголы? У: В какое время происходит действие данного глагола? У: Значит, какого времени будет этот глагол? У: Запишите их (будет сверкать, засверкает) Данные глаголы распределите на 3 группы. Вывод: Что вы можете сказать о глаголах настоящего времени? Что вы можете сказать о глаголах прошедшего времени? Что можете сказать о глаголах будущего времени? 6. Физминутка. 7. Самостоятельная работа. Слайд № 6. У: Прочитайте, что записано на карточках и на слайде? У: Почему вы решили, что это текст? У: Назовите вид текста. (Описание) У: Какой заголовок больше подойдёт, почему? А). Зима. Б). В зимнем лесу. В). Зимой. Солнце осветило вершины деревьев. Тихо в зимнем лесу. Пушистым снегом укрылись ветки елей. Тонкие стволы молодых берёз прогнулись под тяжестью снега. Вот простучал дятел. С широкой еловой ветки упал снежный ком. Вдруг лесную тишину нарушили птичьи голоса. Это стайка клестов летит в воздухе. Удивительно красивы эти птички. Словно яркие красные бусы обсыпали они вершину ели. Ловко и быстро добывают клесты семена из тяжёлых шишек. У: Самостоятельно выпишите из текста глаголы, определите у глаголов время. 7. Коллективная работа. У каждого из вас на столе лежат карточки трёх цветов. Я буду называть глаголы, вы должны показать карточку соответствующего цвета. Потеплело, будут кататься, взял, увидит, катит, упал, стоит, скатился, блестит, повеселились, нарисовал, веселит, будет петь, убежит, нарисует. 11. Итог урока: У: Как определить время глагола? На какие вопросы отвечают глаголы прошедшего времени? Приведите примеры. На какие вопросы отвечают глаголы прошедшего времени? ствующего цвета.в и правильно их употреблять00000000000000000000000000 На какие вопросы отвечают глаголы настоящего и будущего времени? Приведите примеры. Как вы думаете, научились ли вы правильно определять время глагола? Домашнее задание. Спр. пос стр.186-187 правило, упр. 350. Список использованной литературы. В. П. Канакина “Работа над трудными словами в начальных классах”. М., “Просвещение”, 1991. М. Т. Карпенко “Сборник загадок”. М., “Просвещение”, 1988. А. А. Бирюкова, Е. И. Синицина “Начальная школа” справочник школьника. Филологическое общество “Слово”, 1996. |