Просмотр содержимого документа
«КОНСПЕКТ УРОКА по русскому языку в 1 классе НА ТЕМУ: «Ь» и «Ъ»»
КОНСПЕКТ УРОКА
НА ТЕМУ: «Ь» и «Ъ»
Класс: 1
Предмет: письмо
Учитель: Казакова Вера Васильевна
Форма урока: традиционная
Цель: формирование умения писать ь и ъ.
Задачи:
Образовательные: формирование навыков письма; умение писать ь и ъ знаки; умение правильно ставить логические ударения.
Воспитательные: воспитывать чувство аккуратности; воспитывать культуру поведения на уроке.
Развивающие: развивать речь; память; мышление; и внимание;
Развивать фонетический слух.
Оборудование: наглядности; схемы слов; вьюга, сел, съел; изображение Незнайки.
План.
Организационный момент.
Постановка темы урока.
объяснение учителем правильного написания «Ь»
объяснение учителем правильного написания «Ъ»
Физкультминутка.
Работа в прописях.
прописывание по пунктирным точкам капельки дождя;
прописывают «Ь» и «Ъ».
Работа со схемами.
разборка слов «вьюга»
разборка слов «семья» самостоятельно.
Работа над правилом.
Работа с предложением.
Работа со словами (букв Ь и Ъ) на усвоение правила.
Подведение итогов. Рефлексии.
Ход урока.
Организационный момент.
Здравствуйте, ребята!
- Прозвенел звонок на урок,
Незнайка с нетерпением встречи с вами ждёт.
С новыми буквами он познакомит вас.
Вот в этом конверте принёс их в класс. (Записка).
- Я - Кощей Бессмертный.
Похитил буквы.
Хотите их узнать.
Выполните моё задание.
- Что, ребята, будем спасать буквы?
Незнайка желает вам удачи.
Вот задание – ответить на вопросы:
- Какую нужно добавить букву, чтобы угол превратился в уголь? (Ь).
- Правильно «Ь»!
Мягкий знак – хитрый знак
Не назвать его никак.
Он не произносится.
Но в слово часто просится.
Почему у дома угол
Превратился сразу в уголь.
Без пожара, просто так?
Это буква – мягкий знак.
- Какую букву следует добавить, чтобы слово сел – превратилось слово съел?
- Молодцы! Нужно добавить «Ъ».
- Был мягкий знак высоковат.
Сказала буква строю:
-Эй, наклонись немного!
И так согнулся он чудак,
Что превратился в «твёрдый знак»
- Молодцы! спасли буквы.
2. И тема нашего урока «Ь и Ъ знаки».
- Ребята, на какие буквы похож Ь знак, Ъ знак?
- А из каких элементов эти буквы состоят?
- Ребята, а как вы думаете, написание буквы «Ь» отличается от написания «Ъ»? А чем?
1) – А теперь, ребята посмотрите, как нужно писать Ь знак.
Ь – ставлю мел на верхнюю линию узкой строки, веду маленькую наклонную палочку на себя, не доводя нижней линии узкой строки, делаю закругление вверх и веду это закругление до середины узкой строки, делаю закругление вверх и вниз, вывожу на палочку (замыкаю).
(под счёт … и 1 … и 2 …)
2) – А теперь Ъ знак посмотрите, как нужно писать. ( Под счёт: и1и2и3)
- И напишем букву Ъ знак воздухе.
3. Физкультминутка.
4.
Шёл долговяз
в сырую землю увяз.
(дождь)
Один льёт,
Другой пьёт,
Третий растёт.
(дождь, земля, трава).
- Ребята, чтобы лучше написать буквы Ь и Ъ знаки, откроем прописи на стр. 32, обведём и нарисуем капельки дождя.
2) – А теперь ребята, Незнайка предлагает вам написать буквы Ь и Ъ знаки в прописи.
Но прежде чем начать писать, давайте вспомним, как должен сидеть настоящий ученик. Посмотрите, если что забыл, на мальчика.
- Вы так хорошо написали Ь и Ъ.
5. – А теперь вместе прочитаем слово «вьюга»
- Сколько слогов в этом слове?
- Почему?
- Какой 1слог?
- 2 слог?
- Какой ударный слог?
- А сколько звуков мы слышим в слове вьюга (5)
- Так, а давайте ещё раз вместе сомной прочитаем это слово. (Теням вью).
- Ребята, если буква «Ю» обозначает 2 звука, то каким цветом мы закрасим звук [й].
- На, что показывает гласная «а» во 2 слоге
(на твердые буквы «г»)., то каким цветом мы закрасим.
- Напишите ещё раз это слово.
2) – А теперь 2 слово «семья» разберите сами и закрасти схему.
У кого будут вопросы спрашивайте. И напишите это слово ещё раз.
6. – Ребята, давайте сделаем вывод, что гласные е, ё, ю, я, стоящие после Ь и Ъ знаков, обозначают 2 звука
е ё ю я
/\ / \ / \ / \
й э й о й у й а
- Повторите, пожалуйста, ещё раз правило!
А сейчас давайте, посмотрим на схемы слов сел, съел, семь и съем.
- Сколько слогов в слове сел? – Почему?
- На что показывает гласная «е»
- А каким цветом закрасим звук [л]
- Давайте закрасим схему.
- Давайте разберём схему слова съел.
- Прочитаем это слово. – Сколько здесь слогов?
- Звуков? Почему? – А какие 2 звука? [й, э].
- Каким цветом будем закрашивать схему.
- Ребята давайте повторим правило, что гласные е, ё, ю, я, которые стоят после ь и ъ знаков обозначают 2 звука. (повторим)
7. Гимнастика рук.
- А следующие 2 схемы раскрасите самостоятельно, а я пройду и посмотрю, как вы справились с этим заданием.
- Ребята пропишите эти слова ещё раз. (сел, съел, семь, съем)
- Молодцы!
8. – А теперь прочитаем следующую строчку. Что мы прочитали? Почему это предложение? Где, начало предложения? Что ставится в конце предложения? Сколько слов в предложении? Какие 1, 2, 3?
Давайте посмотрим на 2-е слово этого предложения.
Прочитаем его по слогам. (улице)
-Сколько слогов?
- Почему, какой 1, 2, 3?
-Какой ударный, какие безударные?
- Запишите это слово ещё раз у себя в прописях.
9. – Сейчас я посмотрю, как вы усвоили правило и попрошу вас записать через запятую слова. Которые пишутся с Ь и Ъ. (откроем тетради).