- Ребята, во время словарной работы мы с вами познакомились с пятью словами, которые начинаются со звуков [п] - [п']. Давайте вспомним их.
(Слова записаны на доске с пропуском орфограмм. Открыть после того, как дети назовут все слова.)
пенал
помидор
пшеница
петух
праздник
- Назовите первые звуки в этих словах. Как мы их произносим? (Я называю слова – дети произносят звук.)
- Какое слово здесь может быть лишним? (Праздник.) Почему? (Орфограмма непроизносимый согласный.)
- А в остальных словах какая орфограмма? (Безударный гласный.)
- Заполним пропуски. (Дети по одному выходят к доске.)
IV. Актуализация знаний
- Составьте простые нераспространенные предложения с этими словарными словами. (К словам на доске я приписываю те слова, которые назовут дети.)
Например: пенал лежит
помидор упал
пшеница созрела
петух закукарекал
праздник закончился
- Какие у нас получились предложения? (Простые, нераспространенные.)
- Из чего состоят простые нераспространенные предложения? (Из подлежащего и сказуемого.)
- Добавьте к подлежащим по одному второстепенному члену. (Запись детьми в тетрадь.)
Красивый пенал лежит.
Большой помидор упал.
Густая пшеница созрела.
Голосистый петух закукарекал.
Веселый праздник закончился.
- Какими стали предложения? (Простыми, распространенными.)
- На какие вопросы отвечают слова? (Кто? Что? Что делает? Что сделал? Что сделала? Какой? Какая?)
Проблема!
- Почему у слов разные вопросы? (Ответы детей.)
V. Самоопределение к деятельности
- На какие группы мы можем разделить эти слова? (Имя существительное, имя прилагательное, глагол.) (Добавить таблички над словами.)
- Как можно назвать все эти группы? (Части речи.)
- Сформулируйте тему урока.
VI. Работа по теме урока
- Наша с вами задача сегодня на уроке: вспомнить все, что мы знаем о частях речи и узнать новое.
(На доске остаются таблички: имя существительное, имя прилагательное, глагол. На столе возле доски таблички: Кто? Что? Какой? Какая? Какое? Какие? Что делать? Что сделать? Что делает? Что делал? Предмет, признак предмета, действие предмета, подлежащим, сказуемым, второстепенным членом предложения, одушевленное и неодушевленное, собственное и нарицательное.)
- Надо соотнести эти таблички (на столе) с табличками на доске.
Имя существительное Имя прилагательное Глагол
кто? какой? что делать?
что? какая? что сделать?
предмет какое? что делает?
подлежащим какие? что делал?
второст.член признаки пред. дейст.предм.
одуш. и неодуш. втор.член сказуемым
собст. и нариц.
- А теперь рассказываем все, что знаем о каждой части по алгоритму:
Отвечает на вопросы…
Обозначает…
Бывает …
В предложении является…
Примеры
Вывод: Что называется частью речи? (Группа слов, которая имеет общие грамматические признаки.)
- Мы сегодня говорим только о трех частях речи, но чтобы вспомнить какие еще части речи вы знаете, посмотрите на слайд и скажите, к каким частям речи относятся эти слова.
а) слова в, на, о, к (предлоги)
б) слово не (частица)
в) слова и, а, но (союзы)
- Мы вспомнили шесть наименований частей речи, а всего их 10. Вам еще предстоит познакомиться с такими частями речи: местоимение, имя числительное, наречие, междометие.
- Все части речи делятся на самостоятельные и служебные.
самостоятельные служебные
имя существительное предлог
имя прилагательное союз
глагол частица
наречие междометие
имя числительное
местоимение
В предложении выполняют Служат для связи слов в
роль членов предложения. словосочетании.
VII. Первичное закрепление
- А теперь наступило время использовать наши знания.
1) Работа в паре
- Распределите слова по группам: 1 ряд – имя существительное;
2 ряд – имя прилагательное;
3 ряд – глагол.
- Найдите слова своей группы, подчеркните их и запишите в тетрадь.