Конспект урока.
Русский язык. Система Л.В. Занкова, 2 класс.
Тема урока: Признаки имени существительного, как части речи.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в парах.
Методы: частично-поисковый, практический, информационный, игровой, коллективного способа обучения.
Оборудование: компьютер, проектор, экран.
№ | Этапы урока | Ход урока |
Деятельность учителя | Деятельность учащегося |
1 | Мотивация к учебной деятельности. | Ребята, сейчас у нас урок русского языка. Сядьте правильно, откройте тетради, запишите число, классная работа. (комментированное письмо). Части речи, части речи Бродят всюду по планете Невозможно жить без них Остроумных и простых Забегают со всех ног На обычный наш урок Часто задают загадки Бедным маленьким ребяткам О чем пойдет речь на уроке? Послушайте сказку – загадку и запомните о каких частях речи здесь говорится? | |
| | Инсценировка: Ученик: Встретил я странных путников. Все в плащах с накинутыми на лицо капюшонами. Одного от другого не отличишь. Кто они? Как их зовут? Может быть спросить? Незнакомцы: Как ваше имя? Спросил я первого незнакомца. Мое имя – Существительное! – важно ответил он. А вас как зовут? – обратился я ко второму путнику. Прилагательное. – ответил он. А вас как зовут? – обратился я к третьему путнику. Глагол. – коротко бросил он. Но как же вас узнавать и отличать? – растерялся я. Очень просто: Задавай вопрос. Только каждому свой. Мы и ответим. |
| | Скольких незнакомцев встретил ученик? О каких частях речи говорится в сказке? С какой проблемой столкнулся ученик? | 3 части речи: Имя существительное, имя прилагательное, глагол. Ученик не смог распознать незнакомцев – части речи. Они подсказали, что каждая часть речи отвечает на определенный вопрос. |
2 | Актуализация знаний | Давайте воспользуемся этой подсказкой. На экране таблица. | |
| | Части речи | Отвечает на вопрос | Что обозначают? | Имя прилагательное | | | Глагол | | | Имя существительное | | | |
| | Вопросы | Что обозначают? | Какая? Что делает? Кто? Что сделают? Какой? Что? Какое? | Действия предметов. Признаки предметов. Предметы. | Итак, вы назвали 3 части речи. А что вы о них знаете? Как распознать незнакомцев? Чем различаются эти части речи? Молодцы! Вы помогли распознать незнакомцев. А о какой части речи пойдет сегодня разговор, вы узнаете, если прочитаете зашифрованные слова. На экране задание: 1 | | н | | с | | ш | | ь | | | | | | | | | | | | 2 | | и | | л | | б | | т | | | | | | | | | | | | 3 | | р | | з | | е | | д | | | | | | | | | | | | 4 | | а | | п | | г | | м | | | | | | | | | | | | 5 | | ю | | я | | о | | в | | | | | | | | | | | | | | 1 | | 2 | | 3 | | 4 | | 1)3-2, 2-1, 4-4, 4-1 2)1-2, 1-1, 3-3, 4-3 3)4-4, 3-3, 2-4, 3-3, 2-2, 1-4 4)5-4, 5-3,3-1,5-3,2-3,1-4,2-1 Сегодня вы доказали, что у вас уже есть знания об этой части речи. Зачем мы возвращаемся к ней опять? | Ученики подбирают для каждой части речи свой вопрос и выясняют что она обозначает. Они отличаются вопросами и тем, что они обозначают. Вывод: Чтобы распознать части речи нужно знать на какой вопрос они отвечают, уметь задавать эти вопросы и определять что они обозначают. Зима Снег Метель Воробьи Они отвечают на вопросы кто? что? Некоторые слова вызывают затруднения. Сегодня мы будем изучать имя существительное. Чтобы больше узнать. Уметь распознавать ее среди других частей речи. Правильно писать, использовать в речи. |
3 | Открытие новых знаний | Да, вы совершенно правы. Сегодня цель урока: Формировать более полное понятие «имя существительное». На экране: Прочитайте загадки, назовите отгадки. Определите части речи, что они обозначают. У избы побывал – все окно разрисовал, у реки погостил – во всю реку мост мостил. Не пускает за порог, Бьет, кусает, валит с ног. Это холоду подруга – Белая и злая …… Все вокруг белым – бело – Все дороги замело! Из далёка налетели К нам суровые …. Чернокрылый, красногрудый И зимой найдет приют: Не боится он простуды – С первым снегом, тут как тут Он пришел нежданно Удивил нас всех, Для ребят желанный Белый-белый …… Что это за праздник зимний Нас заждался у ворот? На ветвях деревьев иней Наступает ……. Итак, на какие вопросы отвечали слова- отгадки, что обозначали? | Мороз – отвечает на вопрос что?, обозначает явление природы. Вьюга - отвечает на вопрос что?, обозначает явление природы. Метели - отвечает на вопрос что?, обозначает явление природы. Снегирь - отвечает на вопрос кто?, обозначает предмет. Снег - отвечает на вопрос что?, обозначает предмет. Новый год - отвечает на вопрос что? обозначает событие Вывод: Перед нами слова, которые отвечали на вопросы кто? что? И обозначают предмет, явление природы, события, чувства. |
| Умение работать с информацией. | -Чтобы узнать правы мы или нет, давайте обратимся к учебнику. С 112 правило. Читаем правило и сравниваем его со своими выводами. - И последний самый главный эксперт – Имя существительное, который пришел к нам сегодня в компании незнакомцев. Входит ученик и рассказывает об имени существительном. | Мы были правы. |
| | Имя существительное – древнейшая и важнейшая часть речи. По количеству слов имя существительное – самая представительная часть речи: почти каждое второе слово – имя существительное. Еще первобытные люди, познавая природу, называли окружающие предметы и явления. Весь мир лиц, животных, растений, явления природы, события – все названо, все имеет свое имя и все это имена существительные. Итак, мы с вами смогли определить, что могут обозначать имена существительные и дать ему характеристику как части речи. А сейчас давайте отдохнем. |
| Физкультминутка | Встаньте. Давайте сыграем с вами в игру. Я называю вам слово. Если это имя существительное – вы приседаете, если глагол – маршируете, если прилагательное – хлопаете 1 раз. Слова: Девочка, смелость, день рождения, веселый, летит, гроза, море, песчанный, гладит, честность, песок, красный, гулял. -Определить, что обозначают и на какие вопросы отвечают названные имена существительные. | |
| Развитие умения применения знаний. | Пришло время проверить ваши знания на практике. Самостоятельная работа. На экране картинки: Лопата, береза, карандаш, заяц, пальто, пингвин, дежурный, овчарка. Перечислите, что вы видите. Что общего во всех словах? 1 задание по вариантам: 1 вариант -Найти изображение предметов, которые отвечают на вопрос что? (Лопата, карандаш, пальто, береза) и записать по памяти. Поставить ударение, выделить орфограммы. 2 вариант -Найти изображение предметов, которые отвечают на вопрос кто? (Заяц, пингвин, дежурный, овчарка) и записать по памяти. Поставить ударение, выделить орфограммы. По окончанию работы: Работа в парах Обменяйтесь тетрадями. Сверьте задание ученика с записью на доске. Если задание выполнено верно, то на полях поставьте красный кружок. Если задание выполнено с ошибками, то на полях поставьте зеленый кружок. И последнее задание на доске: Д*кабрь гла* тешит сн*гами, да ухо м*розом рвет. Прочитайте, объясните как вы понимаете пословицу? Какие задания можно выполнить. | - Они отвечают на вопросы кто? что?. Обозначают предметы, значит это имена существительные. Это словарные слова. Вставьте пропущенные буквы, объяснить орфограммы. Определить главные члены предложения. Определить имена существительные и подписать что они обозначают. |
| Рефлексия | Итог: Наш урок подходит к концу. Давайте подведем итоги. Я узнал…. Я научился…. Было интересно …. Было не интересно….. А теперь оцените свою работу. Работал активно Работал хорошо Работал не в полную силу Я хочу поблагодарить всех ребят за плодотворную, творческую работу. | |