логические: развивать умение осознанно и произвольно строить речевое
высказывание, анализировать, синтезировать;
личностные УУД: содействовать формированию положительного отношения к
учебной деятельности; формировать представление о здоровьесберегающем
поведении.
Планируемые результаты: учащиеся научатся различать предложения и группу слов,
оформлять предложение на письме; аргументировано отвечать, доказывать своё
мнение, писать по памяти предложения, видеть орфограммы в словах; оценивать
свою работу на уроке.
1. Организационный момент.
- Доброе утро, ребята! Тихо сядут за парты наши умные, аккуратные девочки. Теперь ещё тише сядут за парты наши сообразительные, воспитанные мальчики!
- Проверим готовность к уроку (учебник, тетрадь, дневник, пенал, папка открытий новых знаний)
- Проконтролируем свою посадку.
- На улице уже целую неделю идёт дождь, стоит пасмурная погода. Чтобы поднять нам всем настроение, я пригласила на урок «Солнышко» (картинка) и героев нашего учебника (картинки на доске).
Кого вы знаете? (Вова Колесников, Катюша Персикова и Петя Зайцев)
Они приготовили для вас интересные задания. А сначала поработаем в тетради.
2. Работа в тетради, повторение орфограмм.
- Записываем в тетради число, «Классная работа».
- Обращаем внимание на осанку. Проверим положение головы и локтей при письме.
- Карандашом подчеркнём орфограммы. Герой нашего учебника Вова кКолесников тоже подчёркивал орфограммы. Проверьте, правильно ли он это сделал.
Какие орфограммы он пропустил? (Да, молодцы, он не подчеркнул гласную Я с слове «сентября»). Это орфограмма проверяемая или Я надо запомнить? (Да, можно проверить: сентября – сентябрь). Спасибо, вы очень помогли Вове Колесникову.
3. Введение в тему урока. Задачи урока.
- Чтобы узнать тему урока, выполним задание героя нашего учебника Пети Зайцева.
Работаем в 7 группах (каждая группа получает оранжевый квадратик).
- Посмотрите на доску.
1. На улице солнечная погода.
2. Солнце гулять вкусная.
3. У твоего папы трудная работа?
4. Как я люблю Россию!
Ваша задача:
Прочитать
Выбрать лишнюю строчку, записать её номер на оранжевом квадратике
Обосновать свой выбор
Обсуждение в группах (выбирают, кто читает задание, кто пишет ответ, кто будет отвечать у доски). Покажите, что ваша группа уже готова (держатся все за руки)!
Ответы на оранжевых квадратиках эксперты групп прикрепляют на доску (для каждой группы на доске выделено определённое место с номерами групп). Для тех групп, которые сомневаются - отдельное место сомнений или разрешается не прикреплять совсем.
Анализ работы групп, обоснование своих ответов.
- Почему строчка №2 лишняя? (это отдельные слова, не связанные по смыслу)
- Как назвать одним словом строчки №1, 3, 4? (это предложения)
- Определите тему нашего урока (Предложение). Запишем в тетрадь, выделим орфограммы.
- Определим задачи нашего урока. На доске плакат-опора:
Повторим ………….
Узнаем …………….
Научимся …………
Потренируемся ……………..
Вместе с учителем ученики определяют задачи урока:
- повторим, что такое предложение
- узнаем признаки предложения
- научимся отличать предложение от группы слов
- потренируемся грамотно оформлять предложение на письме
Спишите любое предложение (по выбору).
Найдём тему нашего урока в учебнике . Каждый раздел учебника начинается с «фотографий» (картинок с героями нашего учебника). Рассмотрим картинку.
- Что вы видите на рисунке? (Герои учебника показывают спектакль в театре)
- Как это связано с темой нашего урока? (Петя в образе принца делает предложение принцессе Катюше Персиковой).
- Мы тоже будем изучать «предложение», но другое по смыслу.
- Где мы в жизни встречаемся с предложениями?
Вспомним предложения с интерактивной доски (включаю доску).
4.Признаки предложения. Отличие предложения от группы слов.
А. Наблюдение за признаками предложения (снова обращаемся к заданию групп с интерактивной доски).
- Как мы отличали предложение от группы слов?
- Как записывается начало предложения?
- Какие знаки ставятся в конце? Зачитайте предложение со знаком !, теперь с ?, потом с точкой. А какой ещё знак бывает? (многоточие)
- Когда ставится знак !, ?, а когда точка?
Б. Работа в учебнике . Работа в паре.
- Поставьте карандашом знак «+», если это предложение, знак « - «, если это простая группа слов.
Работа в парах . Покажите готовность обсудить результаты работы (сцепленные руки держим вверху).
Обсуждение задания (Прочитайте только предложения). Покажите знаком «Согласен-не согласен» (ладошки), кто сделал также.
Давайте обобщим наши знания о предложении.
-Из чего состоит предложение? (из слов)
-Чем отличается предложение от слова или группы слов? (в предложении слова связаны по смыслу и выражают законченную мысль).
Чтобы лучше запомнилось давайте покажем это жестами (связаны по смыслу - покажем ладошками, как будто что-то лепим; выражает законченную мысль – указательным пальчиком дотрагиваемся до виска).
-Как оформляется предложение на письме? (первое слово с большой буквы, в конце знаки .!?...)
В. Физминутка. Игра «Будь внимателен».
Я буду читать вам группы слов и предложения. Если услышите предложение, то надо хлопать и прыгать, если группа слов – приседайте.
(Устно из Дидактического материала Упр. 1, 2)
Мы с нетерпением ждём уроков русского языка.
Парта коридор бегать
Зелёные прыгать дом
Я учусь во втором классе.
Друг товарищ читать
Мне очень нравятся уроки чтения.
5. Применение нового знания.Индивидуальная работа.
- Мы успешно поработали в группах, в парах, сделали физминутку по теме урока. Теперь каждый попробует выполнить упражнение сам.
Учитель выдаёт индивидуальные карточки.
Выпиши в тетрадь только предложения.
Улетели на юг птицы.
Небо тучи морской мыть
Настала чудная пора!
Ветер качает вершины деревьев.
Одна ученица работает за доской.
Проверка работы у доски.
Ученица делает анализ своей работы по плану (плакат самооценки висит на стене в классе):
Какое было задание?
Полностью выполнил или частично?
Сам или с чьей-то помощью?
Правильно или были ошибки?
Смотрим на нормы оценок, выставляем оценку.
Затем после анализа работы ставит оценку учитель.
Самопроверка работы в тетради (дети ставят зелёной пастой себе оценку за работу Например, С.: 5)
Взаимопроверка в парах (дети меняются тетрадями, исправляют ошибки соседа зелёной пастой и ставят ему предварительную оценку Например, В.: 4)
После сбора тетрадей оценку поставит учитель Например, У.: 5)
Снова обобщим наши знания о предложении.
-Из чего состоит предложение? (из слов)
-Чем отличается предложение от слова или группы слов? (в предложении слова связаны по смыслу и выражают законченную мысль).
Чтобы лучше запомнилось давайте покажем это жестами (связаны по смыслу - покажем ладошками, как будто что-то лепим; выражает законченную мысль – указательным пальчиком дотрагиваемся до виска).
-Как оформляется предложение на письме? (первое слово с большой буквы, в конце знаки .!?...)
6. Работа по интерактивной доске. ЦОР «Знаки в конце предложения» (выполняем коллективно с обсуждением).
7. Проверка теоретических знаний по теме. Работа в группах.
Группа № ____.
Допишите фразы до конца.
1). Предложение выражает _______________________ ________ .
2). Предложение состоит из ___________ .
3). С большой буквы пишется ___________ слово в предложении.
4). В конце предложения ставятся такие знаки: _________________ .
Обсуждение в группах (выбирают, кто читает задание, кто пишет ответ, кто будет отвечать у доски). Покажите, что ваша группа уже готова (держатся все за руки)!
Ответы на листочках эксперты групп прикрепляют на доску (для каждой группы на доске выделено определённое место с номерами групп). Для тех групп, которые сомневаются - отдельное место сомнений или разрешается не прикреплять совсем.
Анализ работы групп, обоснование своих ответов.
- Молодцы, вы смогли продолжить почти все фразы.
- Мне понравилось, что теперь все группы смогли повесить результаты на доску. Если в начале урока ответы разместили на доску только 5 групп из 7, то теперь все 7 групп уверены за свои результаты.
Проверка правил по учебнику. Работа с учебником.
Сравним наши выводы с выводом в учебнике . Читаем. Чтобы лучше запомнилось давайте снова покажем это жестами (связаны по смыслу - покажем ладошками, как будто что-то лепим; выражает законченную мысль – указательным пальчиком дотрагиваемся до виска).
8. Экспресс-проверка теоретических знаний.
- А что же за задание приготовила для нас Катюша Персикова?
Она даёт вам Экспресс-проверку ваших теоретических знаний.
Если вы согласны с его утверждением, ставьте в тетради +, если нет, ставьте -.
(1 ученик выполняет задание за доской).
«Утром я с радостью иду в школу» - это предложение
Предложение состоит из букв
В конце предложения всегда ставится точка
Первое слово в предложении пишется с заглавной буквы
В конце предложения «Вы хорошо знаете русский язык?» надо поставить знак вопроса
Получается запись: + - - + +
Проверка работы у доски.
Учитель вешает плакат на доску:
+ - - + +
«5» - нет ошибок.
«4» - 1-2 ошибки.
«3» - 3-4 ошибки.
«2» - 5 ошибок.
Ученик делает анализ своей работы по плану (плакат самооценки висит на стене в классе):
Какое было задание?
Полностью выполнил или частично?
Сам или с чьей-то помощью?
Правильно или были ошибки?
Смотрим на нормы оценок, выставляем оценку.
Затем после анализа работы ставит оценку учитель.
Самопроверка работы в тетради (дети ставят зелёной пастой себе оценку за работу Например, С.: 5)
Взаимопроверка в парах (дети меняются тетрадями, исправляют ошибки соседа зелёной пастой и ставят ему предварительную оценку Например, В.: 4)
После сбора тетрадей оценку поставит учитель Например, У.: 5)
Встаньте, у кого «5», у кого «4». Молодцы! Катюша Персикова очень довольна такой качественной работой.
9. Работа с папкой открытия новых знаний.
Мы сделали много открытий на уроке, вывели сами много новых правил по теме «Предложение». Получите листок-памятку с теорией по теме (раздаём листочки с правилами), вставьте их в следующий пустой файл нашей папки новых знаний.
10. Подведение итогов урока. Выполнение задач урока. Рефлексия.
Какую тему начали изучать?
Что нового узнали?
Что получалось легко?
Что было трудно?
Что стало получаться лучше, чем вчера?
Назовите самое трудное задание
Назовите самое интересное задание
Оценим свою работу на уроке.
- Помашите правой рукой, кто доволен своей работой
- Помашите левой рукой, кто доволен работой своей группы
- Похлопайте в ладоши, кому понравился урок.
Домашнее задание.
Вы умницы! Очень хорошо работали. Все задачи урока выполнены. Урок окончен.