Конспект урока по русскому языку по теме «Правописание слов с суффиксами –онок-, -ёнок-.»
Конспект урока по русскому языку по теме «Правописание слов с суффиксами –онок-, -ёнок-.»
Методические приемы изучения темы: Наблюдение над значением суффиксов. Работа с алгоритмом суффикса. Отработка действия нахождения суффикса в слове.
Цели урока:
1. Формирование личностных УУД:
- формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к учению и учебно-познавательного интереса
- развивать способность к самооценке на основе критериев успешной деятельности
- ориентировать на понимание причин успеха в учении, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата
2. Формирование регулятивных УУД:
- планировать свои действия в связи с поставленной задачей
- сохранять алгоритм действий в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем
- сравнивать своё и чужое высказывание, корректировать его и осуществлять самооценку с помощью критериев
3.Формирование познавательных УУД:
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных
- строить рассуждения и сообщения в устной форме
- осуществлять поиск информации и запись информации с помощью ИКТ
- прогнозировать необходимость использования дополнительных источников для уточнения значения незнакомого слова
4.Формирование коммуникативных УУД:
- использовать речь для регуляции своего действия
- учитывать различные точки зрения, формулировать своё мнение и стремиться к сотрудничеству в коллективе
Задачи урока: формирование общих учебных умений в условиях решения учебных задач таких, как познавательная деятельность, речевая деятельность и работа с информацией, организационная деятельность;
Форма обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная;
Оборудование: учебно-методическая литература: учебник “Русский язык” 2 класс I часть; автор:С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова (УМК “Начальная школа ХХ1 века”), Москва: Вентана-Граф, 2012 г., с.117-120; карточки для работы в группе; мультимедийный проектор,
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку по теме «Правописание слов с суффиксами –онок-, -ёнок-.»»
Тема: «Правописание слов с суффиксами –онок-, -ёнок-.»
Методические приемы изучения темы: Наблюдение над значением суффиксов. Работа с алгоритмом суффикса. Отработка действия нахождения суффикса в слове.
Цели урока:
1. Формирование личностных УУД:
- формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к учению и учебно-познавательного интереса
- развивать способность к самооценке на основе критериев успешной деятельности
- ориентировать на понимание причин успеха в учении, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата
2. Формирование регулятивных УУД:
- планировать свои действия в связи с поставленной задачей
- сохранять алгоритм действий в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем
- сравнивать своё и чужое высказывание, корректировать его и осуществлять самооценку с помощью критериев
3.Формирование познавательных УУД:
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных
- строить рассуждения и сообщения в устной форме
- осуществлять поиск информации и запись информации с помощью ИКТ
- прогнозировать необходимость использования дополнительных источников для уточнения значения незнакомого слова
4.Формирование коммуникативных УУД:
- использовать речь для регуляции своего действия
- учитывать различные точки зрения, формулировать своё мнение и стремиться к сотрудничеству в коллективе
Задачи урока: формирование общих учебных умений в условиях решения учебных задач таких, как познавательная деятельность, речевая деятельность и работа с информацией, организационная деятельность;
Форма обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная;
Оборудование: учебно-методическая литература: учебник “Русский язык” 2 класс I часть; автор:С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова (УМК “Начальная школа ХХ1 века”), Москва: Вентана-Граф, 2012 г., с.117-120; карточки для работы в группе; мультимедийный проектор,
Ход урока.
Организационный момент
- Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Ребята, вы рады гостям? Вижу ваши улыбки, значит рады. Повернитесь и поделитесь своей радостью с гостями.
Весёлый прозвенел звонок, Мы начинаем свой урок. Мы с русским языком идём в дорогу. А настроение хорошее берём в подмогу. Настроение каково? - ВО-О-О!
-Тихонько сели.
2.Актуализация знаний.
-Слово делится на части
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Сделать слово из частей.
-О каких частях идет речь. (Слово состоит из суффикса, корня, окончания).
Части слова
Корень
Суффикс
Окончание
Общая часть родственных слов
Для образования новых слов
Для изменения формы слова
- Что такое корень? (Общая часть родственных слов)
- Что такое окончание? (Часть слова, которая служит для изменения формы слова)
- Что такое суффикс? (Часть слова, которая служит для образования новых слов)
I. Подготовка руки к письму.
-работу свою начнем с минутки чистописания, но чтобы красиво написать , надо пальчики размять.
Гимнастика для пальчиков.
– Что за скрип?
– Что за хруст?
– Это что ещё за куст?
– Как же быть без хруста,
Если я – капуста?
– Мы капусту рубим, рубим,
Мы капусту солим, солим.
Мы капусту жмем, жмем.
-А вы догадались кто из животных любит капусту?
Минутка чистописания
1.( на доске записаны буквы.)
Ш, Н, Ж, Ч,
- Какая буква здесь лишняя? Обоснуйте свой ответ. ( Н.)
- Что вы о них знаете?
Характеристика звуков [ж], [ш], [ч]
-Давайте пропишем чередуя эти буквы. ж ш ч
2.работа с предложением
-Посмотрите на доску и прочитайте четверостишье.
Кот живет у нас на крыше,
А в чулане живут мыши.
-Какие орфограммы встретились. Спишите в тетрадь и подчеркните орфограммы. Давайте вспомним каким цветом мы подчеркиваем буквы, обозначающие твердые и мягкие согласные звуки. Подчеркните буквы, обозначающие твердые (мягкие )шипящие согласные звуки
- Сегодня мы с вами отправимся в гости в зоопарк. Но у наших животных – беда. - Они потеряли своих детенышей. Давайте вернем детенышей мамам
Словарная работа.
-Сейчас мы попробуем отгадать какие звери потеряли своих детенышей, выполнив словарную работу.
Хозяин лесной, просыпается весной, А зимой, под вьюжный вой, Спит в избушке снеговой. (Медведь)
Как назовем детеныша медведя? (медвежонок).
Вот медвежонок и вернулся к маме. - Выделите окончание и корень в этих словах -медведь и медвежонок (медведь//ж) -Какая часть слова помогла нам назвать детеныша медведя? (Волшебник ОНОК).
Маленький, беленький, По лесочку прыг-прыг! По снежочку тык-тык! (заяц) (зайчонок) (заяц//зайч)
Рыжий молокозавод День жует и ночь жует: Ведь траву не так легко Переделать в молоко! ( корова) телёнок
Задание вы, ребята, выполнили правильно, и теперь все звери со своими детьми очень рады тому, что находятся вместе.
- Какая часть слова помогла нам назвать детенышей животных? (Волшебник- суффикс ОНОК, ЕНОК).
Сообщение темы и цели урока
- Сегодня у нас тема урока… (Суффиксы, называющие детенышей животных).
- А вы обратили внимание, что мы пишет то суффикс –онок-, то –ёнок-.
-а знаете почему?
-Значит какая цель нашего урока? ( узнать когда пишем данный суффикс)
ФИЗМИНУТКА для глаз
IV Постановка учебной задачи.
1. Фронтальная беседа.
- Прочитайте слова на слайде:
-Выделим корень и суффикс
-Попробуйте выяснить, как определить когда в слове пишется суффикс –онок–, а когда суффикс –ёнок–.
лосёнок мышонок
тигрёнок медвежонок
утёнок галчонок
– Догадались? Прочитайте слова ещё раз, выделите суффиксы –онок, –ёнок. И обратите внимание на согласные перед суффиксами.
-Когда же пишется суффикс –онок? (Суффикс –онок пишется после твердых согласных или шипящих «ш», «ж» и мягкой «ч».)
- А когда пишется суффикс –ёнок? (Суффикс – ёнок пишется после мягких согласных , кроме согласной «ч».)
Составим алгоритм выбора суффикса:
выделить корень
определить, какой согласный звук перед суффиксом
если шипящие [ш], [ж], и мягкий согласный [ч], пишем суффикс –онок-, если нет, пишем суффикс –ёнок-.
Работа с учебником:
- Давайте сравним свои выводы с правилом в учебнике.
-Прочитайте правило на стр120 его выучить
Выборочное письмо:
- Выполним упр 2 на стр122 (Задание выполняется комментировано под руководством учителя) применяя алгоритм
Музыкальная Физминутка
Работа в парах по карточкам:
- Измени слово ЗАЯЦ по смыслу так, чтобы получился связный рассказ.
Жил в лесу (заяц)__________. Вместе с ним жила (заяц)_________________. У них был маленький (заяц)______________. Рядом с ними жила еще одна (заяц)______________ семья.
- Какие это слова?
-Почему они родственные? (Одинаковый смысл). - Назови слово, называющее детеныша зайца. (Зайчонок). - С помощью чего образовать слово? (Суффикс ОНОК).
-А маму зайчонка?
- С помощью чего образовать слово? (Суффикс их).
Самостоятельная работа по вариантам.
Исправь ошибки в словах и выдели суффикс
Iв – слова –онок
IIв- слова -ёнок
Два человека у доски. (в руках карточки, а класс списывает с проектора)
6. Игра для самых внимательных ребят.(Устная работа с картинками животных).
-Слушайте начало предложения и добавляйте конец по смыслу, называя взрослое животное или его детеныша. Будьте внимательны. Не попадитесь в ловушку. Жил-был маленький щенок, он подрос, однако. И теперь он не щенок, а взрослая …… (собака). Жеребенок с каждым днем подрастал и стал…. (конем). Бык, могучий великан в детстве был … (теленком). Этот важный кот Пушок – маленьким …. (котенком). А отважный петушок – крохотным … (цыпленком). А из маленьких гусят вырастают утки ….. Специально для ребят, тех, кто любит шутки.
- Какую ошибку заметили в стихотворении? (Вместо УТКИ надо добавить слово ГУСИ). - Как одним словом назвать этих животных? (Домашние животные). -Как нужно обращаться с дом животными? Особенно с детёнышами?
-А если встретит диких (лесных детенышей)
Домашнее задание.
Выполните задание в рабочих тетрадях №1. стр68 № 1,2,
10. Итог урока. Рефлексия.
- Какова была тема урока? А проблема?
- Что нового вы сегодня узнали?
-Суффиксы онок енок обозначают названия детенышей.
-Давайте вспомним, чтобы не ошибаться в написании суффиксов –онок- и –ёнок-, нужно:
1. выделить корень
2.определить, какой согласный звук перед суффиксом
3.если это твёрдый согласный и шипящие [ш], [ж], [ч], пишем суффикс –онок-, если нет, пишем суффикс –ёнок-.
-Ответьте честно, за что вы можете себя похвалить на уроке?