kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русскому языку по теме «Правописание слов с суффиксами –онок-, -ёнок-.»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические приемы изучения темы: Наблюдение над значением суффиксов. Работа с алгоритмом суффикса. Отработка действия нахождения суффикса в слове.

Цели урока:

1. Формирование личностных УУД:

- формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к учению и учебно-познавательного интереса

- развивать способность к самооценке на основе критериев успешной деятельности

- ориентировать на понимание причин успеха в учении, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата

2. Формирование регулятивных УУД:

- планировать свои действия в связи с поставленной задачей

- сохранять алгоритм действий в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем

- сравнивать своё и чужое высказывание, корректировать его и осуществлять самооценку с помощью критериев

3.Формирование познавательных УУД:

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных

- строить рассуждения и сообщения в устной форме

- осуществлять поиск информации и запись информации с помощью ИКТ

- прогнозировать необходимость использования дополнительных источников для уточнения значения незнакомого слова

4.Формирование коммуникативных УУД:

- использовать речь для регуляции своего действия

- учитывать различные точки зрения, формулировать своё мнение и стремиться к сотрудничеству в коллективе

Задачи урока: формирование общих учебных умений в условиях решения учебных задач таких, как познавательная деятельность, речевая деятельность и работа с информацией, организационная деятельность;

Форма обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная;

Оборудование: учебно-методическая литература: учебник “Русский язык” 2 класс I часть; автор: С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова (УМК “Начальная школа ХХ1 века”), Москва: Вентана-Граф, 2012 г., с.117-120; карточки для работы в группе; мультимедийный проектор,

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку по теме «Правописание слов с суффиксами –онок-, -ёнок-.»»

Тема: «Правописание слов с суффиксами –онок-, -ёнок-.»

Методические приемы изучения темы: Наблюдение над значением суффиксов. Работа с алгоритмом суффикса. Отработка действия нахождения суффикса в слове.

Цели урока:

1. Формирование личностных УУД:

- формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к учению и учебно-познавательного интереса

- развивать способность к самооценке на основе критериев успешной деятельности

- ориентировать на понимание причин успеха в учении, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата

2. Формирование регулятивных УУД:

- планировать свои действия в связи с поставленной задачей

- сохранять алгоритм действий в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем

- сравнивать своё и чужое высказывание, корректировать его и осуществлять самооценку с помощью критериев

3.Формирование познавательных УУД:

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных

- строить рассуждения и сообщения в устной форме

- осуществлять поиск информации и запись информации с помощью ИКТ

- прогнозировать необходимость использования дополнительных источников для уточнения значения незнакомого слова

4.Формирование коммуникативных УУД:

- использовать речь для регуляции своего действия

- учитывать различные точки зрения, формулировать своё мнение и стремиться к сотрудничеству в коллективе

Задачи урока: формирование общих учебных умений в условиях решения учебных задач таких, как познавательная деятельность, речевая деятельность и работа с информацией, организационная деятельность;

Форма обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная;

Оборудование: учебно-методическая литература: учебник “Русский язык” 2 класс I часть; автор: С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова (УМК “Начальная школа ХХ1 века”), Москва: Вентана-Граф, 2012 г., с.117-120; карточки для работы в группе; мультимедийный проектор,





Ход урока.

  1. Организационный момент

- Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Ребята, вы рады гостям? Вижу ваши улыбки, значит рады. Повернитесь и поделитесь своей радостью с гостями.

Весёлый прозвенел звонок,
Мы начинаем свой урок.
Мы с русским языком идём в дорогу.
А настроение хорошее берём в подмогу.
Настроение каково?
- ВО-О-О!

-Тихонько сели.

2.Актуализация знаний.

-Слово делится на части

Ах, какое это счастье!

Может каждый грамотей

Сделать слово из частей.

-О каких частях идет речь. (Слово состоит из суффикса, корня, окончания).

Части слова





Корень


Суффикс


Окончание



Общая часть родственных слов





Для образования новых слов



Для изменения формы слова


- Что такое корень? (Общая часть родственных слов)

- Что такое окончание? (Часть слова, которая служит для изменения формы слова)

- Что такое суффикс? (Часть слова, которая служит для образования новых слов)

I. Подготовка руки к письму.

-работу свою начнем с минутки чистописания, но чтобы красиво написать , надо пальчики размять.

Гимнастика для пальчиков.

– Что за скрип?

– Что за хруст?

– Это что ещё за куст?

– Как же быть без хруста,

Если я – капуста?

– Мы капусту рубим, рубим,



Мы капусту
солим, солим.


Мы капусту жмем, жмем.



-А вы догадались кто из животных любит капусту?

Минутка чистописания

1.( на доске записаны буквы.)

Ш, Н, Ж, Ч,

- Какая буква здесь лишняя? Обоснуйте свой ответ. ( Н.)

- Что вы о них знаете?

Характеристика звуков [ж], [ш], [ч]

-Давайте пропишем чередуя эти буквы. ж ш ч



2.работа с предложением

-Посмотрите на доску и прочитайте четверостишье.

Кот живет у нас на крыше,

А в чулане живут мыши.

-Какие орфограммы встретились. Спишите в тетрадь и подчеркните орфограммы. Давайте вспомним каким цветом мы подчеркиваем буквы, обозначающие твердые и мягкие согласные звуки. Подчеркните буквы, обозначающие твердые (мягкие )шипящие согласные звуки





- Сегодня мы с вами отправимся в гости в зоопарк. Но у наших животных – беда. - Они потеряли своих детенышей. Давайте вернем детенышей мамам

Словарная работа.

-Сейчас мы попробуем отгадать какие звери потеряли своих детенышей, выполнив словарную работу.

Хозяин лесной, просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой.
(Медведь)

Как назовем детеныша медведя? (медвежонок).

Вот медвежонок и вернулся к маме.
- Выделите окончание и корень в этих словах -медведь и медвежонок (медведь//ж) -Какая часть слова помогла нам назвать детеныша медведя? (Волшебник ОНОК).

Маленький, беленький,
По лесочку прыг-прыг!
По снежочку тык-тык! (заяц) (зайчонок) (заяц//зайч)

Рыжий молокозавод
День жует и ночь жует:
Ведь траву не так легко
Переделать в молоко! ( корова) телёнок

Задание вы, ребята, выполнили правильно, и теперь все звери со своими
детьми очень рады тому, что находятся вместе.

- Какая часть слова помогла нам назвать детенышей животных? (Волшебник- суффикс ОНОК, ЕНОК).



Сообщение темы и цели урока

- Сегодня у нас тема урока… (Суффиксы, называющие детенышей животных).

- А вы обратили внимание, что мы пишет то суффикс –онок-, то –ёнок-.

-а знаете почему?

-Значит какая цель нашего урока? ( узнать когда пишем данный суффикс)

ФИЗМИНУТКА для глаз

IV Постановка учебной задачи.

1. Фронтальная беседа.

- Прочитайте слова на слайде:

-Выделим корень и суффикс

-Попробуйте выяснить, как определить когда в слове пишется суффикс –онок–, а когда суффикс –ёнок–.

лосёнок                мышонок

тигрёнок               медвежонок

 утёнок                галчонок

– Догадались? Прочитайте слова ещё раз, выделите суффиксы –онок, –ёнок. И обратите внимание на согласные перед суффиксами.

-Когда же пишется суффикс –онок? (Суффикс –онок пишется после твердых согласных или шипящих «ш», «ж» и мягкой «ч».)

- А когда пишется суффикс –ёнок? (Суффикс – ёнок пишется после мягких согласных , кроме согласной «ч».)



Составим алгоритм выбора суффикса:

выделить корень

определить, какой согласный звук перед суффиксом

если шипящие [ш], [ж], и мягкий согласный [ч], пишем суффикс –онок-, если нет, пишем суффикс –ёнок-.

Работа с учебником:

- Давайте сравним свои выводы с правилом в учебнике.

-Прочитайте правило на стр120 его выучить

Выборочное письмо:

- Выполним упр 2 на стр122 (Задание выполняется комментировано под руководством учителя) применяя алгоритм



Музыкальная Физминутка

Работа в парах по карточкам:

- Измени слово ЗАЯЦ по смыслу так, чтобы получился связный рассказ.

Жил в лесу (заяц)__________. Вместе с ним жила (заяц)_________________.
У них был маленький (заяц)______________. Рядом с ними жила еще одна (заяц)______________ семья.

- Какие это слова?

-Почему они родственные? (Одинаковый смысл).
- Назови слово, называющее детеныша зайца. (Зайчонок).
- С помощью чего образовать слово? (Суффикс ОНОК).

-А маму зайчонка?

- С помощью чего образовать слово? (Суффикс их).







Самостоятельная работа по вариантам.

Исправь ошибки в словах и выдели суффикс

Iв – слова –онок

IIв- слова -ёнок

Два человека у доски. (в руках карточки, а класс списывает с проектора)

стрижёнок, лисёнок, страусёнок, мышёнок, лягушонок. ребёнок.

козлонок, грачёнок

- Проверьте, как вы выполнили задание

(На доске:

Iв IIв

стрижонок, лисёнок,

мышонок, страусёнок,

лягушонок. ребёнок.

грачонок козлёнок,



6. Игра для самых внимательных ребят.(Устная работа с картинками животных).

-Слушайте начало предложения и добавляйте конец по смыслу, называя взрослое
животное или его детеныша. Будьте внимательны. Не попадитесь в ловушку.
Жил-был маленький щенок, он подрос, однако.
И теперь он не щенок, а взрослая …… (собака).
Жеребенок с каждым днем подрастал и стал…. (конем).
Бык, могучий великан в детстве был … (теленком).
Этот важный кот Пушок – маленьким …. (котенком).
А отважный петушок – крохотным … (цыпленком).
А из маленьких гусят вырастают утки …..
Специально для ребят, тех, кто любит шутки.

- Какую ошибку заметили в стихотворении? (Вместо УТКИ надо добавить слово ГУСИ).
- Как одним словом назвать этих животных? (Домашние животные).
-Как нужно обращаться с дом животными? Особенно с детёнышами?

-А если встретит диких (лесных детенышей)

Домашнее задание.

Выполните задание в рабочих тетрадях №1. стр68 № 1,2,

10. Итог урока. Рефлексия.

- Какова была тема урока? А проблема?

- Что нового вы сегодня узнали?

-Суффиксы онок енок обозначают названия детенышей.

-Давайте вспомним, чтобы не ошибаться в написании суффиксов –онок- и –ёнок-, нужно:

1. выделить корень

2.определить, какой согласный звук перед суффиксом

3.если это твёрдый согласный и шипящие [ш], [ж], [ч], пишем суффикс –онок-, если нет, пишем суффикс –ёнок-.

-Ответьте честно, за что вы можете себя похвалить на уроке?

- - С каким настроением уходите с урока











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Лапшина Елена Викторовна

Дата: 31.10.2020

Номер свидетельства: 561934

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Конспект урока русского языка в 6 классе по УМК М.Т.Баранова и др. "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-6-klassie-po-umk-m-t-baranova-i-dr"
    ["file_id"] => string(6) "130886"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416017909"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "конспект урока русского языка на тему "Суффикс" "
    ["seo_title"] => string(49) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-suffiks"
    ["file_id"] => string(6) "142218"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418235410"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Конспект урока на тему: " Гласные о и е после шипящих  в суффиксах существительных" "
    ["seo_title"] => string(96) "konspiekt-uroka-na-tiemu-glasnyie-o-i-ie-poslie-shipiashchikh-v-suffiksakh-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "182290"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425487423"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства