1.Мотивация к учебной деятельности. Цель: актуализиро-вать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создание условий для возникнове-ния у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. 2.Актуализа- ция знаний. Цель: Организовать актуализацию знаний об имени существительном, признаках имен существительных. 3.Постановка темы и цели урока. Цель: организовать постановку цели урока, определить средства достижения. 4.Обощение и систематиза- ция изученного материала. Цель: организовать выполнение обучающимися самостоятельной работы на повторение и закрепление изученного; организовать самопроверку по эталону; организовать выявление места и причины затруднения, работу над ошибками. 5.Рефлексия. Итог урока, оценка деятельности. Цель: - зафиксиро-вать содержание урока; организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. 6.Домашнее задание. | -Ребята, приобрести позитивный настрой и повторить правила работы на уроке помогут нам ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ (устойчивые сочетания слов). -Дайте толкование фразеологизмам: «чувство локтя», «ушки на макушке», «стоять горой». -Вывод: -Ребята, как вы думаете, кто или что является «главным работником» в языке? -Прочитайте отрывок из стихотворения Александра Шибаева. - О чём это стихотворение? - Слова главные работники в языке. С их помощью мы называем предметы, признаки, действия, состояния. А разве могли бы мы без слов сформулировать свои мысли? - На какие группы вы могли бы разделить слова русского языка? - Как вы думаете, какая группа самая многочисленная? - Да, действительно, почти каждое второе слово в нашей речи – имя существительное. - Попробуйте вспомнить, что такое имя существительное и сравнить ваши предположения с тем, как определял имя существительное Митрофанушка Простаков, незадачливый герой комедии Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль». Митрофанушка очень не любил учиться и всячески отлынивал от занятий. И вот однажды ему устроили экзамен: - Правильно ли ответил Митрофанушка Простаков? _ А какое определение имени существительному дадите вы? - Предметность - понятие грамматическое, оно включает в себя: -Перед вами группа слов, найдите лишнее, назовите признак: - инженер, агроном, учитель, класс; - книги, ручки, карандаши, линейка; - небо, солнце, туча, облако. - Россия, Дон, страна, Москва; -Услышали ли вы сейчас какое-то новое определение? - Сегодня весь урок мы будем работать с этими понятиями : род, число, имя собственное-нарицательное, сущ. одушевленное-неодушевленное. - Какова же будет тема нашего урока? - А зачем нам повторять изученное? 1.Одушевленность имени существительного. - Как вы думаете, что надо сделать, чтобы определить одушевленным или неодушевленным является имя существительное? Дифференцированное задание: 1группа: Слайд 7. -Из данной группы слов выпишите в два столбика одушевленные и неодушевленные имена существительные: 2 группа: добавь в каждый столбик еще по два слова 3 группа: выборочный диктант. Ёжики живут в чулане, Мышки скачут по поляне, В камыши залез зайчонок, Напугал его щуренок. Вдоль по берегу тайком Крался кот за окуньком. Из глубин поднялся сом Наподдал коту хвостом. - Как вы считаете, это постоянный или изменяющийся признак имен существительных? - Поставим перед собой еще одну цель: 2.Число имени существительного - Как определить в каком числе стоит имя существительное? 1 группа: работает с учителем: - образуйте существительные во множественном числе. 2 группа: Найди ошибки и вставь в текст имена существительные в нужном числе. Спиши текст. Обозначь число имен существительных. 3 группа: Продолжи текст. Составь и запиши одно сложное предложение. Обозначь число имен существительных. -Некоторые имена существительные имеют только форму единственного числа. - Некоторые имена существительные имеют только форму множественного числа. - Число – постоянный или непостоянный признак имен существительных? 3.Род имени существительного. - Сколько родов вы знаете? - Как определить род имени существительного? - На экране записаны слова. Мне бы хотелось, чтобы они никогда не звучали среди ребят нашего класса. Рядом с этими словами запишите антонимы и определите их род. - Может ли изменяться род имени существительного? Ф ИЗКУЛЬТМИНУТКА 4.Имена собственные и нарицательные. 1 уровень Работа по карточкам. -Образуйте от слов клички животных. 2 уровень Запись под диктовку учителя. -Замени имена собственные, данные в тексте, на придуманные тобой. 3 уровень -Составьте заявку на радиопередачу «Детское время», укажите о ком или о чем вы хотели бы послушать. Можете указать любимого писателя, ученого, героя, любимую книгу. - Как вы считаете, является ли постоянным данный признак имени существительного? 5.Синтаксическая функция существительного. Групповая работа - Каким членом предложения может быть имя существительное? Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю провести мини-исследование: определите, каким членом предложения является выделенное имя существительное. - Консультанты из 3 группы работают с группами 1 уровня. Вывод: Вывод: -Какую цель ставили перед собой? - Достигли ли поставленной цели? - Перед вами лестница знаний. У каждого из вас человечек, символизирующий вас . Если вы справились со всеми заданиями на уроке, поставьте человечка на вершину лесенки, если остались вопросы – в серединку, если было очень трудно и большую часть урока вы не поняли – на нижнюю ступеньку. 1 группа:упр.102, стр.97 2 группа: упр.103, стр.98 3 группа: напиши сказку об имени существительном, его постоянных и непостоянных признаках | - чувство взаимной поддержки и помощи во всех делах; - внимательно слушать; - всеми средствами защищать, отстаивать кого-либо, что-либо. На уроке внимательно слушаем, помогаем друг другу, сотрудничаем, отстаиваем собственное мнение. Записывают дату. Высказывают предположения. Всему название дано – И зверю, и предмету. Вещей вокруг полным - полно, А безымянных – нету! И все, что может видеть глаз- Над нами и под нами,- И все, что в памяти у нас,- Означено словами. - О словах. Слова русского языка можно разделить на части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, наречие, местоимение. - Имя существительное. Двое учеников разыгрывают заранее подготовленную сценку. Правдин (взяв книгу): Это грамматика. Что же вы в ней знаете? Митрофан: Много. Существительна да прилагательна… Правдин: Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное? Митрофан: Дверь? Котора дверь? Правдин: Котора дверь? Вот эта!!! Митрофан: Эта? Прилагательна. Правдин: Почему же? Митрофан: Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит ещё не навешена: так та покамест существительна. - Имя существительное самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопрос кто? что? и обозначает предмет. -лица, - погодные явления, - ощущения и чувства, - состояния, - отношения, - вещества Фронтальная работа. - одушевленный-неодушевл.; - число; - род. - имя собственное или нарицательное; - Нет. - Повторение и обобщение знаний об имени существительном. - Чтобы на основе этих знаний приступить к изучению нового материала. Одушевлённые имена существительные служат названиями людей, животных и отвечают на вопрос кто? Неодушевлённые имена существительные служат названиями неживых предметов, а также предметов растительного мира и отвечают на вопрос что? хозяин дождь гость руки олень сердце люди зима ученик боль водитель зелень Фронтальная проверка ёжики чулан мышки поляна зайчонок камыши щуренок берег кот глубины окунек хвост сом Проверка по эталону, самооценка по карточкам. - Постоянный признак. - Распознать постоянные и непостоянные признаки имен существительных. Постоянные признаки | Непостоянные признаки | Одушевленность - неодушевленность | | | | | | | | - Если имя существительное обозначает один предмет, то оно стоит в ед. числе, если несколько – во множественном. Звено, крыло, стул, перо, лист, край, пень, день, колос, брат. Проверка по эталону. Прошли осенние дождливые денёк. Весело закружились в воздухе лёгкие снежинка. Заискрились шишка на ветках ёлки. На лесной тропах затаилась рыси. Н/п: Белые кружева застыли на березках, а на дубах блестят пушистые шапки. Холод загнал зверьков в норки, а пташки спрятались в гнезда. Фронтальная проверка. - Например: железо, пламя, рожь, молодёжь, человечество. - Например: брюки, каникулы, часы, сумерки, очки, ворота. Постоянные признаки | Непостоянные признаки | Одушевленность-неодушевленность | Число | | | | | | | - Чтобы определить род имени существительного надо заменить имя существительное одним из местоимений (он, она, оно). Работа у доски (1 ученик). Грусть-радость (ж.р.) Зло-добро (ср.р.) Трусость-героизм (м.р.),смелость (ж.р.) Безделье-трудолюбие (ср.р.) Ненависть-любовь (ж.р.) Глупость-ум (м.р.) Жадность-щедрость (ж.р.) Ложь-правда (ж.р.) Грубость-нежность (ж.р.) Равнодушие-сострадание (ср.р.) - Нет. Постоянные признаки | Непостоянные признаки | Одушевленность-неодушевленность | Число | | | Род | | | | Существительное собственное — это индивидуальное название предмета, живого существа, которое отличает его от других подобных. Существительное нарицательное — это обобщённое название однородных предметов, живых существ. друг –Дружок шар – Шарик мурлыкать – Мурка белая – Белянка пёстрая – Пеструшка рыжий – Рыжик черная - Чернушка умный - Умка Проверка по эталону Два друга Воронин Слава и Шишкин Коля живут в Москве. Мальчики гуляют с собакой Тимом и кошкой Муркой. Их улица Строителей самая красивая! Сдают карточки Н/п: Дорогая радиопередача «Детское время», меня зовут Смагина Ира, я ученица 4 класса. Мне очень нравятся сказки Астрид Линдгрен, включите, пожалуйста, радиоспектакль «Малыш и Карлсон». Фронтальная проверка Постоянные признаки | Непостоянные признаки | Одушевленность – неодушевленность | Число | Имя собственное – имя нарицательное | | род | | | | 1 группа: Город тихо спит. На рассвете разведчики тихо вошли в город. 2 группа: Рыбы умеют издавать под водой разные звуки. И звуки музыки прекрасные лились… 3 группа: Интересные истории о птицах и растениях рассказал дедушка внуку. В основу фильма легли истории из жизни великой певицы. 4 группа: Молоко является богатым источником витаминов и минералов. Каштанка стала лакать молоко. 5 группа: Люди всего мира знают русский самовар. Самовар закипел, пар пустил, песней забурлил и на стол встал. 6 группа: Алёнка плетёт венок из ромашек. Венок из васильков украшал голову самой красивой девушки. В предложении имя существительное может являться и главным, и второстепенным членом. Постоянные признаки | Непостоянные признаки | Одушевленность-неодушевленность | Число | Имя собственное-имя нарицательна | Синтаксическая функция | Род | | | | Постоянными признаками имени существительного являются: род, одушевленность, принадлежность к именам собственным или нарицательным. Непостоянными признаками имен существительных являются: число, синтаксическая функция в предложении. - Повторить и обобщить знания об имени существительном, распознать постоянные и непостоянные признаки имен существительных. | Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (коммуникатив-ные УУД). Уметь анализиро- вать объекты с целью выделения признаков (познавательные УУД). Уметь выстраивать логические цепочки рассуждений, анализировать истинность утверждений с опорой на изученное правило (познавательные УУД). Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (регулятивные УУД). Уметь выполнять работу по предложенному плану (регулятивные УУД). Уметь выполнять работу по предложенному плану (регулятивные УУД). Самоконтроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона (регулятивные УУД) Самоконтроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона (регулятивные УУД) Учебное сотрудничество со сверстниками, оценка действий партнера (коммуникатив-ные УУД) Выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы (регулятивные УУД). Освоение личностного смысла учения (личностные УУД) |