Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку: «Мягкий знак (Ь) на конце имён существительных после шипящих»»
Тема урока:
«Мягкий знак (Ь) на конце имён существительных после шипящих»
Цель: ознакомление с правописанием мягкого знака на конце имён существительных после шипящих.
Задачи:
Коррекционно-дидактические: познакомить с новой орфограммой «Правописание мягкого знака (Ь) на конце имён существительных после шипящих»; выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода путем исследовательской работы учащихся.
Коррекционно-развивающие: развивать внимание, критическое мышление, память учащихся, навыки самоконтроля и оценки собственных результатов; развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения.
Коррекционно-воспитывающие: воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно, толерантное отношение друг к другу, уважение к мнению других.
Специальные: соблюдение санитарно -гигиенических требований специальной школы:
провести гимнастику для глаз,
провести динамическую паузу,
следить за ношением очков,
использовать тифлоприборы.
Оборудование:
карточки с заданиями для исследовательской работы;
приборы прямого чтения;
презентация;
опорная таблица с алгоритмом.
Ход урока
I.Орг. момент.
- Итак, внимание, ребята, начинаем урок Русского языка.
-Какую большую тему мы сейчас изучаем? (мы изучаем тему « Имя существительное» )
-Что вы уже узнали об этой части речи? Повторим «ЦЕПОЧКОЙ»:
Имя существительное - это…(часть речи),
отвечает на вопросы…(кто? что?),
обозначает…(предмет),
изменяется по …(числам, по вопросам (или по падежам –об этом вы скоро узнаете),
не изменяется по …(родам).
- Сегодня мы с вами продолжим исследовать эту часть речи.
И как исследователям, нам нужно быть очень внимательными, активными, старательными. А начнём мы с планирования.
щ - согл., глух., мягкий) – если забыли , ОБРАТИТЕ внимание на ЛЕНТУ букв.
Вспомним орфограммы с этими согласными.
Вспомним рифмовку к правилу:
Жи-ши пиши с буквой И.
ЧА-ЩА пиши с буквой А.
- Молодцы! Давайте применим эти знания.
III.Изучение нового материала.
1. Создание проблемной ситуации.
-Отгадайте загадки, запишите отгадки во множественном числе в столбик, используя эти знания, и подчеркните орфограммы.
1)Я очень острый и стальной Нарезать хлеб вам помогу, Но аккуратнее со мной Порезать пальчик я могу. (Ножи) – составьте звуковую схему к этому слову.
2)Что за серенький зверёк,
Хвостик длинный, как шнурок,
Только кошку увидал,
Сразу в норку убежал… (Мыши)- составьте звуковую схему к этому слову.
Проверяем. (Один ученик работает у доски)
-Что вы заметили в этих словах? Эти слова относятся к какой части речи? Докажите..
(Это имена существительные, т.к. они отвечают на вопрос кто? или что?
И обозначают предметы)
-Можем ли мы у них определить род? Что для этого нужно сделать?
(Поставить существительное в начальную форму – ед.ч.)
Допишите к ним во второй столбик эти же существительные в ед.ч и определите род.:
Ножи – нож (м.р.)
Мыши – мышь(ж.р).
- Что заметили? Как вы думаете, как пишется слово МЫШЬ? Мы можем это проверить?
- Ребята, у нас возникла ПРОБЛЕМА, мы ещё не знаем эту ТАЙНУ имени существительного. Вы хотите её узнать?
Немного из истории языка…
Оказывается в древности Ъ ставили на конце имён существительных и других частей речи, которые оканчивались на согласный, а другие имена существительные оканчивались на Ь. После Октябрьской Социалистической революции в 1918 году на конце слов Ъ отменили, а Ь остался…
Ребята, и вам сегодня предстоит узнать, у каких имён существительных на конце после шипящихпишется мягкий знак – это ЦЕЛЬ нашего урока.
-Кто может сформулировать ТЕМУ урока? («Мягкий знак (Ь) на конце имён существительных после шипящих»), прочтите в учебнике на стр. 31
2. Работа над новым материалом. Построение проекта выхода из проблемной ситуации.
-Вам предстоит сделать ОТКРЫТИЕ и ответить на вопрос: У каких имён существительных на конце после шипящих пишется мягкий знак?
-Как вы предлагаете это сделать?
-Рассмотрите схемы, которые вы составили. Какой звук на конце слова НОЖ?
(твёрдый согласный), а на конце слова МЫШЬ?(тоже твёрдый согласный)
-Но мы решили, что на конце слова МЫШЬ пишется Ь. Какую работу выполняет этот знак в слове МЫШЬ? Он показывает мягкость? (НЕТ) Он что –то разделяет? (нет)
Так какова его функция?.... (что Ь знак пишется после шипящих на конце некоторых слов для указания на определенную словарную форму. В слове МЫШЬ Ь знак указывает на то, что это имя сущ. В форме ж.р. )
-Хорошо, давайте понаблюдаем за другими словами с шипящими на конце.
Запишите слова, которые помогут нам сделать открытие. Прочитайте эти слова.
Малыш…, вещ…, плащ…, луч…, реч…
Подумайте и поделите их на две группы. запишите в два столбика.
Вам поможет этот АЛГОРИТМ ИССЛЕДОВАНИЯ:
Алгоритм исследования
Прочитайте слово.
Определите часть речи.
Какие звуки слышатся на конце слова?
Определите грамматические значения слов.
Определите, на какие группы можно распределить слова.
Запишите слова, распределив их в группы.
Понаблюдайте, где пишется Ь, где не пишется.
Сделайте вывод.
По каким признакам составили группы? (м.р. и ж.р.)
Прочтите слова из первого столбика ( вещь, речь).
Что можете о них сказать? (это сущ. женского рода с шипящим на конце)
Есть какое-то предположение, как нужно писать эти существительные?
(с ь знаком после шипящих) Запишите Ь в этих трёх словах, подчеркните его вместе с шипящим. (Тишь, вещь, речь).
Хорошо, а что записали во второй столбик?
(малыш, плащ, луч)
-Что можете о них сказать? (это сущ. мужского рода с шипящим на конце)
Предположите, как будем писать эти слова?
(без Ь после шипящих)
Где мы можем проверить нашу ГИПОТЕЗУ? (в учебнике)
-Найдите правило в учебнике (с.31) проверьте наше предположение.
Какой вывод можно сделать? (авторы учебника подтвердили выдвинутую нами ГИПОТЕЗУ)
- Вы только что сделали открытие! Запомните, это ОРФОГРАММА.
3. Упражнение на дыхание:
- глубокий вдох через нос;
- медленный выдох через рот.
7. Физминутка (стоя)
И проверим как вы поняли новый материал.
Я буду называть ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ с шипящим на конце, вы должны определить нужен ли в этом слове Ь.
- если это ж.р.- девочки руки вверх + «нужен»
- если это м.р.- приседают мальчики + «не нужен»
Постарайтесь запомнить как можно больше услышанных слов, проверим вашу память.