Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку»
МЮБУ «СОШ № 26» города Оби
Конспект урока по русскому языку
Тема:
«Имя прилагательное. Закрепление».
Подготовила:
Учитель начальных классов Бельских М.С.
Ход урока
Организационный момент
(Поздороваемся с гостями)
- Ребята, давайте поприветствуем наших гостей! Всем здравствуйте!
Прозвенел звонок, начался урок,
Друг на друга посмотрели, улыбнулись, тихо сели!
-Посмотрите, всё ли у Вас готово к уроку (учебник, тетрадь, карандаш, ручка)
- Послушайте внимательно стихотворение
Уж тает снег, бегут ручьи, в окно повеяло весною,
Засвищут скоро соловьи, и лес оденется листвою,
Чиста небесная лазурь, теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь опять, на долго миновала.
- Ребята, о чем вы услышали? Какие слова вам помогли? Что произошло весной со снегом? (растаял) Почему он растаял? (Весной солнышко греет, снег тает) Правильно!!!
- Сегодня солнышко нам будет светить не только за окном, но и в классе, оно будет в гостях на нашем уроке. Посмотрите, какое у нас солнышко? (грустное), оно грустное, потому что совсем не знает вас, поэтому оно будет наблюдать весь урок, как вы себя ведете и как работаете, и если ему понравится ваша работа, то в конце урока мы увидим его веселым, улыбающимся!!! Вы готовы поднять ему настроение? Тогда начинаем работать.
II.Актуализация знаний
- Прежде, чем начнём работать в тетрадях, мы должны сделать гимнастику для пальчиков.
1.Оформление тетради.
- Открываем тетради, начинам работать.
- Запишите число, классная работа.
2. Чистописание.
- Сегодня мы будем писать букву «П»
- Кто помнит стихотворение с первого класса про букву «П»?
Стихотворение о букве «П». Влез на букву озорник. Он решил, что «П» - турник.
- Хорошо, пишем строчку с буквой «П», чередуя заглавную и строчную.
3. Словарная работа
- Ребята, сейчас я прочитаю загадки, вы их отгадаете, отгадки запишем в тетрадь. С места не выкрикиваем, поднимаем руку.
Окраской сероватая, повадкой вороватая.
Крикунья хрипловатая, известная персона
И кто она ворона……..? (Ворона)
- Почему это ворона, какие слова помогли узнать её (пёстрая, вороватая)
- Правильно, записываем слово «ворона» с красной строки с заглавной буквы.
Непоседа пестрая - птица длиннохвостая,
Птица говорливая, самая болтливая. (Сорока)
- Почему так решили? Записываем.
По дороге идёт пыль метёт. Шагом быстрым С молодецким свистом…(Ветер)
- Записали, поставили точку. Что можно сказать про три этих слова? (Это словарные слова) Правильно, поставьте ударение, подчеркните орфограмму, непроверяемую безударную гласную.
III. Самоопределение к деятельности. Постановка цели.
- Давайте вспомним, какие части речи вы знаете? (существительное, прилагательное, глагол, предлог, местоимение)
- Какую букву мы сегодня писали? (Пэ) какая часть речи начинается на эту букву? (Прилагательное) Как вы думаете, о какой части речи будем говорить на уроке?(О прилагательном)
- Правильно, сегодня мы вспомним и закрепим знания об имени прилагательном.
1.Повторение
С существительным дружу
И нисколько не тужу.
Моя основная примета:
Обозначаю признак предмета.
Лед какой? Холодный, гладкий.
Чай какой? Горячий, сладкий.
Изменяюсь по родам,
Числам и падежам.
Люблю детей внимательных.
Кто я?... (прилагательное)
- Что такое прилагательное? (часть речи, которая отвечает на вопросы Какое? Какая? Какой? Какие?) Что обозначает прилагательное? (признак предмета).
(Работа в парах)
- На столах у детей карточки с двумя столбиками слов:
Трава широкие
Улицы зелёная
Человек деревянное
Кресло хитрый
- Прочитайте слова левого и правого столбиков, составьте пары слов, соединяя линиями.
- На какие вопросы отвечают слова первого столбика?
- Что обозначают слова, первого столбика? (предметы)
- Как называется часть речи, которая обозначает предметы и отвечает на вопросы кто? Что? (Имя существительное)
- Что обозначают слова второго столбика? (зеленая - цвет, хитрый- внутреннее качество человека, широкие - размер, деревянный - материал) Какая это часть речи? Как мы подчёркиваем прилагательные (волнистой линией). Подчеркните.
- Ребята, послушайте стихотворение
У существительных подчас Ни жизнь, а просто скука. Ни цвета нет у них без нас, Ни запаха, ни звука! Но если нас к ним приложить, Им веселее станет жить: Вот громкий стук, Вот желтый шар, Вот сокрушительный удар, Вот звонкий колокольчик, А вот и сладкий пончик.
- О каких словах рассказывает поет? (об именах прилагательных)
- С какой частью речи «дружит» имя прилагательное? (с именем существительным)
- Для чего нам нужны имена прилагательные?
- Послушайте и определите о ком идет речь?
1. У него уши, хвост, шерсть. (несколько картинок с животными)
2. У него длинные уши, короткий хвост. Летом шерсть серая, а зимой белая. (картинка с зайцем)
- Какие слова во втором тексте помогают догадаться, о ком говориться в тексте?
-Это имена прилагательные. Они украшают, уточняют нашу речь, помогают понять, о чем или о ком говорят.
Подчеркните волнистой линией имена прилагательные.
(Проверка - один ученик читает подчёркнутые слова, остальные учащиеся проверяют себя. Если выполнено правильно на полях выставляют «+», если нет «-»)
- Поднимите руку, у кого всё правильно?
-Ребята, как по другому сказать небольшое облачко? (маленькое)
голубой колокольчик? (синий, васильковый)
косматые волосы? (лохматые, не расчесанные)
- Как называются такие слова? (синонимы) Что такое синонимы?
-Сейчас я буду читать предложение, нужно вставить подходящее по смыслу имя прилагательное.
Муравей маленький, а слон……….
Уголь чёрный, а снег………..
Дорога широкая, а тропинка……
- Назовите имена прилагательные в этих предложениях?
-Какое значение имеют эти слова? (противоположное)
-Как называются слова, которые имеют противоположное значение? (антонимы)
3.Работа в группах.
(раздаю карточки с текстом, нужно найти имена прилагательные и подчеркнуть их, чья группа справится первой, поднимает руку)
Этот маленький зверёк живёт в лесу. У него длинные уши и короткий хвост. Передние лапы короткие, а задние длинные. Шубка у зверька летом – серая, а зимой – белая. Морковка и капуста – любимые лакомства животного.
Проверка по очереди.
IV.Рефлексия
(На доске запись)
Лиса ………., торт ……., дерево ……., друзья ………, книга ……, семья ……
- Запишите словосочетания, вместо точек вставляем подходящее по смыслу слово. Подчеркните имена прилагательные.
(Проверка, поменялись тетрадями с соседом по парте, Если выполнено правильно на полях выставляют «+», если нет «-»)
Игра «Кто это? Что это?»
- Я называю прилагательные, а вы должны быстро угадать какие это слова.
- Добрая, любимая, родная - ………..
Весенний, звонкий, говорливый -…….
Интересна, библиотечная, любимая- ……
Хитрая, рыжая, пушистая-…………
Вкусный, шоколадный, свежий-…..
Круглый, деревянный, обеденный-….
Косолапый, белый, неуклюжий-……
Настольная, яркая, удобная-….
Зимние, тёплые, красивые-……
Новогодний, весёлый, долгожданный-…..
Морозный, ясный, зимний-…..
Полевой, садовый, лесной-……
Сочное, вкусное, спелое-….
Новые, многоэтажные, красивые-…..
Горячий, мясной, вкусный-…..
Грецкие, лесные, земляные-……
Настенные, карманные, ручные-…..
Чистая, прозрачная, питьевая-……
- Что мы описываем с помощью имён прилагательных? (форму, цвет, вкус, размер)
V. Подведение итогов. Рефлексия.
- О какой части речи мы говорили на уроке?
- Что обозначают имена прилагательные?
-Какое задание вам было интересно выполнять?
- Давайте посмотрим, каким стало солнышко к концу урока?
- Опишите солнышко, какое оно?
- Как называются слова, которыми мы описываем солнышко?
- Солнышку понравился ваш урок, оно говорит вам СПАСИБО!
- А вам понравился наш урок? Какое у Вас сейчас настроение? (возьмите цветные карандаши и нарисуйте на полях солнышко, которое соответствует вашему настроению!)