Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку»
Конспект урока по русскому языку в 4-В классе 21.03.2024
Тема: «Сложное предложение. Знаки препинания в сложном предложении».
Цели: Формировать знания о сложных предложениях, о способах соединения простых предложений в сложное предложение, о постановке знаков препинания между частями сложного предложения. Развивать устную и письменную речь обучающихся, мышление. Воспитывать любовь к поэзии, русскому языку.
Формы работы: фронтальная, в парах, самостоятельная, коллективная.
Ход урока:
Оргмомент Вот звонок нам дал сигнал: Поработать час настал, Так что время не теряем И работать начинаем.
- Улыбнитесь, ведь улыбки располагают к приятному общению. Повернитесь друг к другу и подарите счастливую улыбку.
Девиз нашего урока: «Хочу всё знать»
2.Актуализация опорных знаний -Сегодня на уроке вам предстоит активно потрудиться, поэтому начнём его с разминки. «Мозговой штурм»: - Ребята, вспомните, что такое предложение? (Предложение – это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль) - Какие бывают предложения по интонации?( Восклицательные и невосклицательные) - Назовите виды предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные). - Продолжите фразу: «Предложения ( по составу) бывают… (Простые и сложные) - Чем отличается простое предложение от сложного? ( В простом предложении одна грамматическая основа, а в сложном две и больше) - Что такое грамматическая основа? (Подлежащее и сказуемое) - Как связаны простые предложения в составе сложного? (По смыслу и интонационно) - Как разделяются части сложного предложения? (Запятой)
- Молодцы! Давайте так же дружно продолжим наше знакомство со сложными предложениями.
3.Изучение нового материала. Тема нашего урока: «Сложное предложение.Знаки препинания в сложном предложении».
- Ребята, а чего вы ждёте от сегодняшнего урока?( Каким он будет?) «Ассоциативный куст». Дети пишут свои «ожидания» на листике с клейкой основой, затем выходят к доске. Наклеивают на рисунок дерева и озвучивают.
-Работа с карточкой №1. Определение видов предложений по составу: простое- сложное.Нахождение грамматической основы. Пояснение знаков препинания. (Работа в парах) -Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.( Простое с союзом) - Ветер весело шумит, судно весело бежит.( Сложное, бессоюзное). -Море вздуется бурливо, закипит, поднимет вой, хлынет на берег пустой. ( Простое с однородными членами). - Ель растёт перед дворцом, а под ней хрустальный дом, белка там живёт ручная, да чудесница какая. (Сложное) - Под окном Гвидон сидит, молча на море глядит.(Простое) -Царь с царицею простился, и царица у окна села ждать его одна. (Сложное с союзом «и»).
- Кто автор этих строк? (А.С.Пушкин) -Как называется произведение? («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»
- Физкультминутка. Я буду читать предложения.Если вы услышите простое предложение – приседаем. Если же предложение сложное – встаём , тянемся вверх, к солнышку. 1) День был прекрасный. 2) Белка песенки поёт, да орешки всё грызёт. 3) Ночь проходит,день приходит. 4) Братья двери отворили, караульщика впустили. 5) Поредел над сопками туман. 6) Реки и озёра засверкали. 7) Опустел сад и осыпались листья. 8) Лето собирает, а зима поедает. 9) Гроза окончилась к вечеру. 10) Начался ливень, и мы побежали к сторожке.
4.Закрепление изученного. - Продолжите предложение, чтобы получилось сложное (карточка №2):
1) На рассвете поднялся ветер,_____________________ . 2) На опушке леса стоял огромный дуб, в его ветвях _________________ .
3) Люди косили на лугу траву, а в траве ________________ .
- «Собери пословицу» (На доске слова вразброс) 1) Труд человека кормит, а лень портит. 2) Глаза страшатся, а руки делают.
- Расставьте знаки препинания. Соедините линией каждое предложение с его схемой. (Раздаточный материал, карточка №3)
5. Итог урока -Над какой темой мы работали? - Какое предложение называется сложным?
- Вспомните, в начале вы говорили о своих ожиданиях от урока. Поразмышляйте, оправдались ли ваши ожидания. Попробуйте одним словом выразить своё впечатление от урока. («Ассоциативный куст»)