Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку»
Учитель С.Ю.Харина
Тема: « Имя существительное »
Класс: 2 класс, II полугодие, 1-й урок, 40 мин.
Тип урока: введение «нового» понятия
Цель урока: ознакомление с именем существительным (по определенным признакам) и распознавание имени существительного среди других слов.
Планируемые результаты:
Регулятивные УУД:
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение.
Познавательные УУД:
Уметь находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные УУД:
Уметьоформлять свои мысли в устной и письменной форме;слушать и понимать речь других.
ХОД УРОКА:
Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности
- Наш урок начинаем с девиза:
С малой удачи начинается большой успех.
– Как вы объясните смысл данного высказывания?
II. Этап актуализации и пробного учебного действия
– Из чего состоит наша речь? (из слов, предложений, тесно связанных между собой).
– Из чего состоят предложения? (из слов).
Задание: на доске даны слова ( на карточках):
Красный, прыгать, зелень, школа, тетрадь, девочка, мяч, скакалка
- Разделите эти слова на группы. (работа на доске)
- Сколько групп получилось?
СЛАЙД с правильным ответом (2 или 3 группы)
III. Этап выявления места и причины затруднения.
- Где возникло затруднение при выборе слов в группах?
-Почему? ( а какие слова были трудными?)
- С помощью чего нужно получить эти знания? (задания в учебнике, правило)
IV. Этап построения проекта выхода из затруднения.
- А знаем ли мы эти правила?
- Чему должны научиться на уроке, чтобы получить знания?
( -как называются слова
-на какие вопросы отвечают
- что обозначают)
Вывод: познакомиться с новой частью речи;
научиться распознавать ее среди других слов;
узнать, на какие вопросы она отвечает.
V. Этап реализации построенного проекта
Прочитайте слова и разделите на 2 группы ( на карточках , в паре)
- По какому признаку разделили эти слова? ( по вопросам)
Вывод: Слова, которые называют людей и животных, отвечают на вопрос кто? (карточка – КТО?)
Слова, которые называют все остальные предметы, отвечают на вопрос что? (карточка- ЧТО?)
-Как вы думаете? Какую часть речи будем изучать? ( имя существительное )
(Карточка – ИМЯ СУЩЕСТВТЕЛЬНОЕ?)
- Как понимаете понятие «существительное»? От какого слова оно произошло?
Вывод: Все эти предметы существуют. Они есть. Они сущие.
-Отгадайте кроссворд и вы узнаете, что обозначает имя существительное. Слова – по горизонтали. Отгадка – по вертикали.
-Эти отгадки вокруг нас!
п
е
н
а
л
т
е
т
р
а
д
ь
м
е
л
д
о
с
к
а
п
е
р
е
м
е
н
а
л
и
н
е
й
к
а
п
о
р
т
ф
е
л
ь
Я на сумочку похож, 2. То я в клетку, то в линейку. Ручки ты в меня кладешь. Написать по ним сумей-ка! Школьник, ты меня узнал? Можешь и нарисовать...
Ну, конечно, я -... (пенал) Что такое я? — ... (тетрадь)
3. По зеленому белым пишут то и дело. (доска и мел)
4. Что любят дети больше всего в школе? (перемена)
5. Линию прямую, ну-ка, 6. До чего же, скучно, братцы,
Сам нарисовать сумей-ка! На чужой спине кататься
Это сложная наука! Дал мне кто бы пару ног, Пригодится здесь... (линейка) Чтобы сам я бегать мог!
(ранец, портфель)
( Карточка- ПРЕДМЕТ)
- Что сможете рассказать об имени существительном?
- Давайте, посмотрим правило в учебнике, верно ли мы сформулировали правило?
Вывод: имя существительное обозначает предмет
На вопрос КТО? или ЧТО? Отвечают слова, которыми люди обозначают всё то, что они могут увидеть, услышать, потрогать, или даже то, о чём они способны подумать, как о чём-то существующем. И называется эта часть речи - имя существительное.
VI. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.
Физминутка ( найти в классе слова, которые являются именами существительными)
VII. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону ( 2 человека выполняют на доске).
Упражнение 75, стр. 45
VIII. Этап включения в систему знаний и повторения ( на карточках, на доске)
- На доске слова, надо собрать схему определения, правила имени существительного.
Имя существительное
обозначает предмет
Кто? Что ?
– Схему, которую мы сегодня составили – это опорная схема. Мы её будем на следующих уроках дополнять и пользоваться ею.
- Расскажите эту схему друг другу в паре.
- Кто скажет, какую часть речи мы изучали?
- Что надо сделать, чтобы определить, какой частью речи является слово?
– Что вы знаете об имени существительном?
IХ. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
- Давайте вспомним, какую цель мы ставили перед собой в начале урока.
– Достигли мы заданной цели?
Вспомним наш девиз «С малой удачи начинается большой успех.»
Мы изучали сложную тему. Найдите имена существительные в этом предложении, даже пятиклассникам трудно определить имена существительные.