2. Подготовка к первичному восприятию 3. Демонстрация источника речи | Учитель читает наизусть стихотворение Е. Благининой Ещё в домах пылают печки, И поздно солнышко встаёт, Ещё у нас по нашей речке Спокойно ходят через лёд. Ещё мы все тепло одеты- В фуфайки, в ватные штаны, А всё – таки весны приметы Во всём, во всём уже видны. -Какие приметы весны видны в природе? - Природу можно изобразить по -разному. Поэты выражают своё отношение к ней словами, композиторы – музыкой, а художники разговаривают с нами при помощи красок. Известный художник Исаак Ильич Левитан в своих картинах изображал русскую природу. Для своих произведений он выбирал такие моменты, когда в природе происходили изменения. Свою картину «Март» он написал больше 100 лет назад под Москвой, в имении своих друзей. Выполнял непосредственно на природе, на открытом воздухе. А теперь попробуем представить, что мы входим в картинную галерею, проходим один зал, другой, третий. И вот, наконец, мы видим большую, занимающую чуть ли не всю стену, картину. Перед ней останавливаются и дети, и взрослые, настолько она притягивает взгляд. Попробуйте и вы всмотреться в картину И.И. Левитана «Март» и увидеть, что посчастливилось запечатлеть художнику на ней. | Длиннее становится день, тает снег, капает с крыш, солнце поднимается выше и греет теплее. Уч-ся рассматривают репродукцию под тихую музыку Клода Дебюси «Времена года. Весна» |
4. Анализ первичного восприятия 5. Языковая подготовка 6. Итоговое восприятие текста 7. Создание текста 8.Редактирование текста, самопроверка. 9. Рефлексия | Метод беседы - Расскажите, что вы видите на картине. - Какие чувства возникли у вас, когда вы рассматривали репродукцию картины? Почему? - Весна – это утро года, когда всё в природе начинает просыпаться, улыбаться и радоваться. Природа с радостью встречает весну. И мы эту радость чувствуем, когда смотрим на картину Левитана. - На картине художник изобразил снег, сугробы, запряжённую в крестьянские сани, лошадку. Что он хотел этим показать? - И всё – таки здесь уже чувствуется весна. Какой день изобразил художник? - Чем вы можете подтвердить это? - Взгляните на небо. Какое оно? - Опишите снег, лежащий на земле. - Что вы можете сказать про ком снега на крыше? - Какие краски являются главными на этом полотне? - Обратите внимание на лошадь у крыльца. Что вы можете сказать о ней? - Несмотря на безмолвие и покой здесь можно обнаружить и следы невидимого присутствия человека. Что указывает на это? - Представьте, что вы оказались в этих местах. Что бы вам захотелось сделать? - Что бы вы могли там услышать? - Сравните первое впечатление с последним. Какие мысли и чувства выразил художник в этой картине? Лексическая работа Задание - Подберите синонимы к словам и запишите их в тетрадь, распространите их. художник картина создал Задание - Подберите к существительным подходящие по смыслу прилагательные и глаголы. Запишите полученные словосочетания, предложения. День… Небо (какое?)… (что делает?)… Солнце (что делает?)… Снег (какой?)… (что делает?)… Деревья (какие?)… (что делают?)… Лошадь (какая?)… (что делает?)… Составление плана - Сколько частей будет в сочинении? - Как называются части? - О чём в них расскажем? Орфографическая работа Языковой материал В.сен.яяпр.рода В.сёлаяк.пель Нежно-г.лубое небо К.ч.ютсяшепч.тсятон.н.киед.р.вца Задание Составьте и запишите предложения с данными словосочетаниями Пунктуационная работа Задание Составьте предложения по картине с однородными членами. Запишите их. - Каким предложением можно закончить сочинение? Запишите. Текстовая работа Учитель читает текст. Передо мной – картина известного художника И.И. Левитана «Март». Когда я смотрю на неё, у меня возникает чувство радости от того, что наступает весна. Художник изобразил тёплый, солнечный день. На стены дома, на стволы молодых берёзок падает солнечный свет. Снег стал серым, грязным, на нём лежат тени и отпечатано много следов. Поёт звонкая, весёлая капель. На фоне нежно-голубого неба качаются и как бы шепчутся между собой тоненькие деревца. У крыльца дома художник изобразил лошадь. Она пригрелась на солнышке, стоит и дремлет. Глядя на картину И.И. Левитана, чувствуется, что он любит русскую природу и радуется тёплому весеннему дню. - Ещё раз рассмотрите репродукцию картины. - А сейчас попробуйте в черновиках написать, создать свой текст – описание картины. - Проверьте свою работу еще раз очень внимательно. Аккуратно перепишите в тетради. - Что мы сегодня делали? ─ Как вы думаете, вы справились? В чем возникли трудности? ─ Спасибо за хорошо проделанную работу. Вы ─ молодцы! Урок окончен. | Дом с крыльцом; лошадку, запряжённую в сани; деревья, снег, небо; скворечник, который ждёт своих крылатых гостей. Чувства радости, восторга от долгожданного прихода весны, хорошего настроения. Что зима ещё хозяйка природы. Тёплый,солнечный. Солнечный свет лежит на деревьях, на крыльце, на стене дома, видны тени от деревьев. Оно не просто голубое, оно чистое, прозрачное. Снег серый, рыхлый, на дороге подтаял, стал грязным. Он подтаял и скоро с шумом упадёт на землю. Три основных цвета – жёлтый, голубой и зелёный. Она пригрелась на солнышке, стоит и дремлет. Ей очень нравится этот весенний день. Открытая дверь, лошадка, которая смирно дожидается своего хозяина. Покататься на лошадке, побегать по снегу, погреться на крыльце под лучами солнца. Весеннюю капель, крики птиц, шелест веток на ветерке. Передаёт красоту, любовь к русской природе, радуется наступлению весны. автор, живописец произведение, полотно написал, изобразил, нарисовал, запечатлел тёплый, весенний, солнечный голубое, ясное, высокое, сияет светит, греет, освещает рыхлый, мокрый, оседает, темнеет стройные, хрупкие, тянутся усталая, рыжая, греется Три части. 1 часть - вступление. В ней мы расскажем о наших впечатлениях о картине. 2 часть – основная. В ней будем описывать картину. 3 часть – заключение. В ней расскажем об основной идее картины. На картине передано состояние весенней природы. Поёт весёлая капель. На фоне нежно-голубого неба качаются и как бы шепчутся между собой тоненькие деревца. Рыхлый снег темнеет и оседает. Поёт звонкая, весёлая капель. Чувствуется, что художник любит русскую природу. Трудно оставаться равнодушным, когда видишь красоту русской природы. Слушают текст. Пишут сочинение-описание. Отвечают на вопросы. |