4 5 6 1 3 Вспоминаем то, что знаем. Работу можно проводить индивидуально, в парах или группах. 1. Роль имён существительных в речи (работа в группах). Упр. 101 – развивается умение находить в тексте слова разных частей речи, выявлять существительные как самые частотные в употреблении. Задание для группы. – Прочитайте и сделайте вывод: какие части речи преобладают в тексте и почему? Вывод: В тексте преобладают имена существительные (их 19). Слов всех других частей речи – 34. Почти каждое второе слово в нашей речи – имя существительное. Частота их употребления связана с тем, что имена существительные обозначают всё, что нас окружает: предметы, явления, состояния. – О какой особенности имён существительных свидетельствует это упражнение? Учитель записывает на доске: Роль имён существительных в речи. 2. Признаки имён существительных (индивидуальная работа). Упр. 102 – выявляются постоянные (одушевлённость/неодушевлённость, род) и непостоянные (число) признаки существительных. Выполнению предшествует коллективная беседа: – Что нужно сделать, чтобы определить, одушевлённым или неодушевлённым является существительное? – Какого рода бывают имена существительные и как его определить? – Как изменяются имена существительные? (По числам.) – Продолжите фразу: постоянные признаки имён существительных – это …., непостоянные признаки – это … – Как вы понимаете выражение «постоянный признак»? (Признак, который есть в любой форме данного слова, он есть всегда.) Первый пример (избушке) разбирают коллективно, затем выполняют самостоятельно по заданию. Проверка с помощью мультимедиа. Результаты выводятся на слайде, ученики сравнивают свои записи с образцом. одуш. неодуш. охотник – м.р., ед.ч. избушка – ж.р., ед.ч. Емеля – м.р., ед.ч. лес – м.р., ед.ч. внучок – м.р., ед.ч. земля – ж.р., ед.ч. Гришутка – м.р., ед.ч. свет – м.р., ед.ч. окно – ср.р., ед.ч. крыша – ж.р., ед.ч. труба – ж.р., ед.ч. кирпичи – м.р., мн.ч. забор – м.р., ед.ч. ворота – мн.ч. сарай – м.р., ед.ч. – Что мы повторяли в процессе выполнения этого упражнения? Учитель записывает на доске: Постоянные и непостоянные признаки имён существительных. 3. Синтаксическая функция имён существительных (выполняется в парах). Упр. 103 – разграничение имён существительных в роли главных и второстепенных членов предложения. Ученики обсуждают в парах написание (вставляют пропущенные буквы), списывают предложение, в котором есть сложное слово. Затем находят имена существительные в тексте и делают вывод. – Какими членами предложения являются имена существительные? (Главными (подлежащее) и второстепенными.) – Приведите примеры существительных в роли главных; в роли второстепенных. – Что важного об имени существительном вы узнали из этого упражнения? Учитель записывает на доске: Член предложения. 4. Разбор имени существительного как части речи. Упр. 104 – развивается умение различать существительные и местоимения в тексте, проводить морфологический разбор имён существительных. Последовательность выполнения. 1) Расстановка запятых в учебнике. 2) Списывание последнего предложения. 3) Запись однокоренных слов. Вывод: Среди однокоренных слов могут быть слова разных частей речи. 4) Разбор имён существительных как части речи. Обратить внимание детей на порядок разбора, сокращённую запись слов. Работа проходит под руководством учителя. – Что вспомнили при выполнении этого упражнения? Учитель записывает на доске: Морфологический разбор имени существительного. – Что мы сегодня делали? Какие умения развивали? |