Открытие нового знания. Цель: сформировать знания о роли Имени прилагательном в тексте Название вида учебной работы: работа с учебником Учебная задача для учителя: сформировать знания о роли Имени Прилагательном в тексте Учебная задача для учащихся: уяснить знания о роли имени прилагательном в тексте Организация работы детей: фронтальная, парная Формы и организация контроля за работой: наблюдение Подведение результатов работы: похвала Учебное задание 3. Словарная работа Учебная задача для учителя: продемонстрировать значение слова Учебная задача для учащихся: запомнить значение слова Форма организации: фронтальная Форма контроля: наблюдение. Ребята, наша тема урока звучит так: «Роль имени прилагательного в тексте». А что такое текст? Верно, толковый словарь гласит, что текст – это «всякая записанная речь (литературное произведение, сочинение, документ и т. п., а также часть, отрывок из них). письменная или звучащая, которая внутренне организована и относительно закончена. Связность и законченность — важнейшие признаки текста.» Учебное задание 4. Учебная задача для учителя: выполнить упражнение с целью выделения описания предмета из текста, сформировать понятие о роли, функции прилагательного Учебная задача для учащихся: продемонстрировать умение Форма организации: фронтальная, парная. Форма контроля: наблюдение. Откройте учебник на странице 68, выполним упражнение 118. Прочитайте текст. О ком в нем говорится в тексте? Это текст-описание? Докажите, что это текст описание (много слов, описывающих птицу, много прилагательных). Найдите в тексте описание внешнего вида птицы. Прочитайте. Какой заголовок можно подобрать к тексту? (Синяя птица). Назовите имена прилагательные. Какие словосочетания встречаются в тексте. Какую роль в тексте выполняют прилагательные? (Описывают внешность птицы, делают речь более красивой) Спишите описание птицы и подчеркните имена прилагательные. Взаимная проверка в парах.. Учебное задание 5. Задача для учителя: сформирования роль имен прилагательных в тексте. Задача для учащихся: уяснить полученные знания Форма организации: Фронтальная Форма контроля: наблюдение Откройте учебники на странице 68, найдите упражнение 119. Прочитаем первый текст Зинаиды Александровой Знакомимся с текстом Анатолия Онегова. В чём сходство этих двух текстов? (о ромашке) А в чём различие? (первый – стихотворение, второй – научное описание) Какой текст описывает предмет наиболее образно? (первый) Какой текст описывает предмет наиболее точно? (второй) Как вы думаете, какой стиль первого текста? Почему вы так решили? Верно, первый текст – это лирическое стихотворение о ромашке и принадлежит к художественному стилю. Давайте вспомним его черты. Учебное задание 6. Задача для учителя: повторить знания о стилях речи с целью расширения кругозора учащихся Задача для учащихся: уяснить полученные знания Форма организации: Фронтальная Форма контроля: наблюдение Художественный стиль речи – это язык литературы и искусства. Он используется для передачи эмоций и чувств, художественных образов и явлений. Этот стиль отличается образностью, эмоциональностью, выразительностью. Этому стилю характерно наличие художественных выразительных средств, таких как эпитеты, метафоры, олицетворения. Главная функция этого стиля - это донести до читателя всю красоту и выразительность предметов, явлений. А к какому стилю принадлежит второй текст? Верно - это научный стиль. А вы помните его отличительные черты? Научный стиль текста – это язык науки, научной сферы деятельности. Он используется при написании заметок, статей, научных работ. Он характеризуется точностью, наличием сложных научных терминов. Главная функция этого стиля - передача фактов, понятий. Ребята, обратите внимание как об одной ромашке можно сказать разными прилагательными и литературными стилями. В каком тексте ромашка описана более образно? А в каком более точно? Объясните, с какой целью употреблены имена прилагательные в данных текстах? Молодцы. Мы делаем вывод, что от выбора прилагательного, могут зависеть литературные стили. Мы можем их использовать для более образности и выразительности, тогда это будет художественный стиль. Но если нам нужна точность и логичность, научные формулировки, тогда это будет научный стиль. ФИЗМИНУТКА. Наши тонкие цветки распускают лепестки, Ветерок чуть дышит, лепестки колышет. Наши алые цветки закрывают лепестки, Тихо засыпают, головой качают. Весной бабочка проснулась, улыбнулась, потянулась. росой она умылась, - изящно покружилась. Качнулась и присела, и к цветочкам полетела. Учебное задание 7. Задача для учителя: сформировать знания о роли имени прилагательного в речи. Задача для учащихся: уяснить знания Форма организации: Фронтальная Форма контроля: учитель и учащиеся контролируют ответы друг друга. Ребята, в начале урока мы сказали, что имя прилагательное – это художница. Давайте это докажем вместе, прочитав стихотворение о весне, ведь сегодня 2 марта! Черемуха душистая С весною расцвела И ветки золотистые, Что кудри завила. И кисточки атласные Под жемчугом росы Горят как серьги ясные У девицы-весны. | А рядом у проталинки В траве между корней Бежит, струится маленький Серебряный ручей. Черемуха душистая Развесившись стоит А зелень золотистая На солнышке блестит | Ребята, это стихотворение вам понравилось? А теперь давайте его прочитаем без прилагательных. Получилось не очень красиво и не понятно. Как вы думаете, какую еще роль выполняют прилагательные в тексте? Прилагательные украшают нашу речь, делают ее намного ярче. Ребята, а вы никогда не задумывались, почему имя прилагательное назвали прилагательным?(Предположения детей) Правильно, ребята, потому что эту часть речи всё время прилагают, а вот к чему, к какой части речи? (Предположения детей). Докажите свои предположения. (Дети доказывают свои предположения) Правильно, ребята, к имени существительному. И вместе с именем существительным оно составляет…..(словосочетание). Давайте найдем словосочетания из нашего стихотворения. Произнесите отдельно существительное из этого словосочетания. Легко ли это получилось? Всё понятно? А теперь произнесите имя прилагательное. Что заметили? Давайте сделаем вывод. (Дети делают вывод) Вывод: имена прилагательные без имён существительных не употребляются. Учебное задание 8. Задача для учителя: показать учащимся, что прилагательные несут точную смысловую нагрузку, помогает раскрыть смысл высказывания. Задача для учащихся: усвоить знания Форма организации: Фронтальная Форма контроля: парная - Ребята, прочитайте загадки и подумайте, о каких предметах идет речь. Круглый, как мяч, с виду зеленый, в середине красный, на вкус сладкий. (Арбуз) Доброе, хорошее, светлое, теплое, на весь мир глядит, но себя не видит. (Солнце) Как вы определили, о чем говорится в загадках? (По признакам предметов, очень точно названных именами прилагательными). Спишите загадки в тетрадь. Чем является имя прилагательное в тексте? Верно, определением. Подчеркните имя прилагательное в записанных загадках волнистой линией. А сейчас в парах подберите прилагательные к словам: лимон, кофе. Какие признаки могут называть имена прилагательные? (Цвет, запах, вкус, форму, размер, принадлежность, отношение к предмету.) |