kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русскому языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку в 3 классе. УМК "Школа России".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку»

Проектирование урока по теме:

Роль имени прилагательного в тексте


Учитель: Хохлова Н.М.

Предмет: Русский язык

Класс 3 «А»

УМК: Школа России

Тема урока: Роль имени прилагательного в тексте

Тип урока: комбинированный

Оборудование: проектор, ноутбук, учебник

ЭОР: Презентация «Роль имени прилагательного в тексте»

Основная цель темы: формировать знания о роли имён прилагательных в речи



Задачи

С точки зрения учителя

С точки зрения ученика

Образовательные

сформировать у учащихся знания об имени прилагательном как о части речи, о его взаимосвязи с именем существительным.

Расширить представление об Имени Прилагательном ; научиться находить прилагательные в тексте.

Развивающие

Продолжать работу по развитию речи (устной, письменной, расширение словарного запаса), памяти, мышления и внимания; развивать навыки грамотного письма; формировать орфографическую зоркость

Учиться сравнивать, обобщать и делать выводы. Внимательно слушать учителя, активно отвечать на уроке и выполнять задания

Воспитательные

Воспитывать дисциплинированность, аккуратность, самостоятельность, интерес к родному языку, культуру устной и письменной речи.

Аккуратно выполнять письменные задания в тетради, дисциплинированно и ответственно выполнять задания учителя, при ответе одноклассников слушать друг друга.


Предмет усвоения: части речи, Имя существительное, Имя прилагательное/


Средства усвоения:

Опорные знания

Опорные умения

Знания о частях речи



Уметь определять части речи в тексте

Первоначальные знания об Имени существительном

Уметь выполнят задания в парах


Соответствие этапов усвоения и этапов данного урока

Этапы усвоения:

Этапы урока:


Организация начала урока, мотивация к учебной деятельности.

Цель: создать благоприятный психологический настрой на работу, активизировать внимание детей.

Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

С гостями поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу, класс наш хоть куда.

Мы начнём урок, друзья.

- Здравствуйте, ребята. Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем удачи!

1. Подготовка к восприятию

Актуализация опорных знаний, умений.

Цель: подготовить к изучению новой темы

Название вида учебной работы: повторение материала прошлого урока

  • Учебная задача для учителя: повторить материал прошлого урока, помочь сформулировать тему урока.

  • Учебная задача для учащихся: продемонстрировать знания прошлого урока, сформулировать тему урока.

  • Организация работы детей: фронтальная

  • Формы и организация контроля за работой: учитель и учащиеся контролируют ответы друг друга

  • Подведение результатов работы: рефлексия


  • Учебное задание 1: повторить тему прошлого урока «Части речи»

  • Задача для учащихся: сформулировать тему урока

  • Задача для учителя: помочь сформировать тему урока

  • Форма контроля: учитель и учащиеся контролируют ответы друг друга

  • Содержание задания:


Ребята. Посмотрите на рисунок, что вы видите?

Верно. На рисунке изображены мальчик, девочка и шарики.

Давайте опишем рисунок. Какая девочка? Какой мальчик? Какого цвета шарики?

Ребята, а что делают дети? А что делают шарики?

Какие части речи мы повторили, когда рассматривала рисунок?

Молодцы, сейчас мы с вами повторили Имя существительное, когда называли предметы на рисунке. Глагол, когда говорили, что они делают, а также Имя прилагательное.

Какой части речи сегодня будет посвящен наш урок вы сейчас узнаете. Сегодня я предлагаю вам представить себя художниками. Людям этой профессии необходимо быть чуткими, внимательными и очень восприимчивыми. Сегодня нам на уроке поможет одна часть речи, которую еще называют художницей, а кто она отгадайте:

Художницу нашу знает весь свет.

Раскрасит художница всякий предмет.

Ответит всегда на вопросы такие:

Какой? Какая? Какое? Какие?

(ответ: Имя прилагательное)


Какую цель мы с вами поставим на урок и на какой ответим вопрос?

Что нам необходимо узнать, чтобы достичь цели?

Молодцы! Сегодня мы с вами более подробно поговорим об имени прилагательном, узнаем его роль в тексте, ответим на вопрос: «Правда ли имя прилагательное можно назвать художницей»


Учебное задание 2.

Учебная задача для учителя: повторить правописание словарных слов, повторение частей речи

Учебная задача для учащихся: продемонстрировать навык каллиграфического письма

Форма организации: фронтальная

Форма контроля: наблюдение.

Ребята, откройте тетрадь, запишите число, классная работа.

Отгадайте загадку.

Дышит, растёт,

А ходить не может? (растение)

Это наше новое словарное слово.

Запишите его себе в тетрадь, выделите орфограмму и запомните написание слова.

Вспомним правила работы в парах и группах

- У вас на столе карточки с загадкой. Задание: вставьте в текст загадки подходящие по смыслу опорные слова и отгадайте загадку.

У ………… солнышка

Лучи не горячи,

У ………… солнышка

……………. лучи.

Что это? (ромашка)

(опорные слова: жёлтенького, белые)

Прочитаем составленную загадку.

Что это? (ромашка)

Может быть у кого-то другой ответ?

Это наше новое словарное слово.

Запишите его себе в тетрадь, выделите орфограмму и запомните написание слова.

Ребята, мы сейчас записали два слова: растение и ромашка. Это словарные слова.

Что мы еще можем сказать об этих словах?

Верно это существительные.

Ребята, а теперь давайте приукрасим эти существительные, добавим к ним имя прилагательное. (белая ромашка, высокое растение)

2. Восприятие

3. Осмысление


Открытие нового знания.

Цель: сформировать знания о роли Имени прилагательном в тексте

Название вида учебной работы: работа с учебником

  • Учебная задача для учителя: сформировать знания о роли Имени Прилагательном в тексте

  • Учебная задача для учащихся: уяснить знания о роли имени прилагательном в тексте

  • Организация работы детей: фронтальная, парная

  • Формы и организация контроля за работой: наблюдение

  • Подведение результатов работы: похвала


Учебное задание 3. Словарная работа

Учебная задача для учителя: продемонстрировать значение слова

Учебная задача для учащихся: запомнить значение слова

Форма организации: фронтальная

Форма контроля: наблюдение.

Ребята, наша тема урока звучит так: «Роль имени прилагательного в тексте». А что такое текст?

Верно, толковый словарь гласит, что текст – это «всякая записанная речь (литературное произведение, сочинение, документ и т. п., а также часть, отрывок из них). письменная или звучащая, которая внутренне организована и относительно закончена. Связность и законченность — важнейшие признаки текста.»


Учебное задание 4.

Учебная задача для учителя: выполнить упражнение с целью выделения описания предмета из текста, сформировать понятие о роли, функции прилагательного

Учебная задача для учащихся: продемонстрировать умение

Форма организации: фронтальная, парная.

Форма контроля: наблюдение.

Откройте учебник на странице 68, выполним упражнение 118.

Прочитайте текст.

О ком в нем говорится в тексте? Это текст-описание? Докажите, что это текст описание (много слов, описывающих птицу, много прилагательных).

Найдите в тексте описание внешнего вида птицы. Прочитайте.

Какой заголовок можно подобрать к тексту? (Синяя птица).

Назовите имена прилагательные. Какие словосочетания встречаются в тексте.

Какую роль в тексте выполняют прилагательные? (Описывают внешность птицы, делают речь более красивой)

Спишите описание птицы и подчеркните имена прилагательные.

Взаимная проверка в парах..


Учебное задание 5.

Задача для учителя: сформирования роль имен прилагательных в тексте.

Задача для учащихся: уяснить полученные знания

Форма организации: Фронтальная

Форма контроля: наблюдение

Откройте учебники на странице 68, найдите упражнение 119.

Прочитаем первый текст Зинаиды Александровой

Знакомимся с текстом Анатолия Онегова.

В чём сходство этих двух текстов? (о ромашке)

А в чём различие? (первый – стихотворение, второй – научное описание)

Какой текст описывает предмет наиболее образно? (первый)

Какой текст описывает предмет наиболее точно? (второй)

Как вы думаете, какой стиль первого текста?

Почему вы так решили?

Верно, первый текст – это лирическое стихотворение о ромашке и принадлежит к художественному стилю. Давайте вспомним его черты.


Учебное задание 6.

Задача для учителя: повторить знания о стилях речи с целью расширения кругозора учащихся

Задача для учащихся: уяснить полученные знания

Форма организации: Фронтальная

Форма контроля: наблюдение

Художественный стиль речи – это язык литературы и искусства. Он используется для передачи эмоций и чувств, художественных образов и явлений. Этот стиль отличается образностью, эмоциональностью, выразительностью. Этому стилю характерно наличие художественных выразительных средств, таких как эпитеты, метафоры, олицетворения.
Главная функция этого стиля - это донести до читателя всю красоту и выразительность предметов, явлений.

А к какому стилю принадлежит второй текст?

Верно - это научный стиль. А вы помните его отличительные черты?

Научный стиль текста – это язык науки, научной сферы деятельности. Он используется при написании заметок, статей, научных работ. Он характеризуется точностью, наличием сложных научных терминов.

Главная функция этого стиля - передача фактов, понятий.

Ребята, обратите внимание как об одной ромашке можно сказать разными прилагательными и литературными стилями.

В каком тексте ромашка описана более образно? А в каком более точно?

Объясните, с какой целью употреблены имена прилагательные в данных текстах?

Молодцы. Мы делаем вывод, что от выбора прилагательного, могут зависеть литературные стили. Мы можем их использовать для более образности и выразительности, тогда это будет художественный стиль. Но если нам нужна точность и логичность, научные формулировки, тогда это будет научный стиль.


ФИЗМИНУТКА.

Наши тонкие цветки распускают лепестки,

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

Наши алые цветки закрывают лепестки,

Тихо засыпают, головой качают.

Весной бабочка проснулась, улыбнулась, потянулась.

росой она умылась,

- изящно покружилась.

Качнулась и присела,

 и к цветочкам полетела.


Учебное задание 7.

Задача для учителя: сформировать знания о роли имени прилагательного в речи.

Задача для учащихся: уяснить знания

Форма организации: Фронтальная

Форма контроля: учитель и учащиеся контролируют ответы друг друга.

Ребята, в начале урока мы сказали, что имя прилагательное – это художница. Давайте это докажем вместе, прочитав стихотворение о весне, ведь сегодня 2 марта!

Черемуха душистая

С весною расцвела

И ветки золотистые,

Что кудри завила.


И кисточки атласные

Под жемчугом росы

Горят как серьги ясные

У девицы-весны.

А рядом у проталинки

В траве между корней

Бежит, струится маленький

Серебряный ручей.


Черемуха душистая

Развесившись стоит

А зелень золотистая

На солнышке блестит


Ребята, это стихотворение вам понравилось? А теперь давайте его прочитаем без прилагательных.

Получилось не очень красиво и не понятно.

Как вы думаете, какую еще роль выполняют прилагательные в тексте?

Прилагательные украшают нашу речь, делают ее намного ярче.

Ребята, а вы никогда не задумывались, почему имя прилагательное назвали прилагательным?(Предположения детей)

Правильно, ребята, потому что эту часть речи всё время прилагают, а вот к чему, к какой части речи? (Предположения детей). Докажите свои предположения. (Дети доказывают свои предположения)

Правильно, ребята, к имени существительному. И вместе с именем существительным оно составляет…..(словосочетание). Давайте найдем словосочетания из нашего стихотворения. Произнесите отдельно существительное из этого словосочетания. Легко ли это получилось? Всё понятно? А теперь произнесите имя прилагательное. Что заметили? Давайте сделаем вывод. (Дети делают вывод)

Вывод: имена прилагательные без имён существительных не употребляются.

                              

Учебное задание 8.

Задача для учителя: показать учащимся, что прилагательные несут точную смысловую нагрузку, помогает раскрыть смысл высказывания.

Задача для учащихся: усвоить знания

Форма организации: Фронтальная

Форма контроля: парная

- Ребята, прочитайте загадки и подумайте, о каких предметах идет речь.

Круглый, как мяч, с виду зеленый, в середине красный, на вкус сладкий. (Арбуз)

Доброе, хорошее, светлое, теплое, на весь мир глядит, но себя не видит. (Солнце)

Как вы определили, о чем говорится в загадках? (По признакам предметов, очень точно названных именами прилагательными).

Спишите загадки в тетрадь.

Чем является имя прилагательное в тексте?

Верно, определением. Подчеркните имя прилагательное в записанных

загадках волнистой линией.

А сейчас в парах подберите прилагательные к словам: лимон, кофе.

Какие признаки могут называть имена прилагательные? (Цвет, запах, вкус, форму, размер, принадлежность, отношение к предмету.)

4. Закрепление

Закрепление новых знаний, умений (первичное закрепление).

Цель: закрепить знания по теме «Имя существительное как часть речи»

Название вида учебной работы: работа с учебником

  • Учебная задача для учителя: закрепить знания по полученной теме

  • Учебная задача для учащихся: усвоить материал урока

  • Организация работы детей: фронтальная

  • Формы и организация контроля за работой: учитель и учащиеся контролируют ответы друг друга, групповая

  • Подведение результатов работы: похвала, рефлексия


Учебное задание 9.

Задача для учителя: применить полученные знания

Задача для учащихся: продемонстрировать полученные знания

Форма организации: Фронтальная, групповая.

Форма контроля: наблюдение

Ребята, а как сделать так, чтобы именно сейчас к нам в класс вошла весна? Почему?

И это волшебство в вашей власти. Я предлагаю вам побыть в роли настоящих волшебников. Сейчас мы нарисуем весну, но без карандашей и красок. А как вы сможете совершить такое чудо? Совершенно верно, вместо красок мы возьмём с вами наших новых друзей, имена прилагательные, и нарисуем чудесную весеннюю картину.

Я предлагаю вам разделиться на группы. Каждой группе представлен текст. Прочитайте его, вставьте подходящие имена прилагательные. Подумайте, какой это стиль.

(Оживает лес. Начинает растаивать _____ снег. Скоро начнет распускаться _______ листва. Побегут _______ ручьи. А сейчас а деревьях поют свои ________ песни птицы, радуясь приходу _______ весны. По ветвям скачут______ белки. Вот бежит_______ заяц. А за________ кустом спряталась________ лисица.)


Учебное задание 10

Задача для учителя: подвести итог урока

Задача для учащихся: продемонстрировать полученные знания

Форма организации: Фронтальная

Форма контроля: учитель и учащиеся контролируют ответы друг друга

Ребята, прилагательные мы можем встретить не только в тексте произведений, где они приукрашивают речь, но и в окружающем мире.

Представьте, если бы мир был бы серым?

Прилагательные в природе также делают предметы ярче.

Представьте, если бы из мира вдруг исчезли все краски? Что бы произошло?

Верно, мир был бы скучным и серым.

Ребята, прилагательные украшают и делают речь полнее, например, если я скажу: наступил день. Нам не понятно - что за день? Для чего он наступил. Но если я скажу: наступил первый весенний теплый день, вы сразу поймете, что я имела в виду первый день весны.

Для чего нужны еще прилагательные?

Ребята, скажите, прилагательное – важная часть речи? Почему?

5. Применение

Включение в систему знаний и повторение учебного содержания.

Цель: применить полученные знания

Название вида учебной работы: фронтальный опрос, работа с раздаточным материалом

  • Учебная задача для учителя: закрепить полученные знания

  • Учебная задача для учащихся: применить полученные знания

  • Организация работы детей: фронтальная парная

  • Формы и организация контроля за работой: учитель и учащиеся контролируют ответы друг друга

  • Подведение результатов работы: похвала

Учебное задание 11

Задача для учителя: закрепить полученные знания

Задача для учащихся: применить полученные знания

Форма организации: Фронтальная

Форма контроля: учитель и учащиеся контролируют ответы друг друга

Ребята, а сейчас мы поиграем в игру: Я вам буду говорить фразы, если вы согласны – все дружно хлопаем в ладоши, если нет – то топаем ногами.

Имя прилагательное относится к служебным частям речи (нет).

Имя прилагательное – самостоятельная часть речи (да)

Имя прилагательное обозначает предмет (нет).

Имя прилагательное обозначает признак предмета (да).

Имя прилагательное отвечает на вопросы где? куда? откуда? как? (нет).

Имя прилагательное отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? (да)

Имя прилагательное в предложении чаще всего бывает определением? (да)

Имя прилагательное изменяется по родам, числам и падежам (да)

Имя прилагательное совсем не нужна в тексте(нет)

Имя прилагательное украшает и обогащает речь (да)

Имя прилагательное без существительного не употребляется(да)


Рефлексия учебной деятельности.

Цель: самооценивание учебной деятельности на уроке

  • Название вида учебной работы: рефлексия

  • Учебная задача для учителя: проверить все ли усвоили новый материал

  • Учебная задача для учащихся: оценить свою деятельность

  • Организация работы детей: фронтальная

  • Формы и организация контроля за работой: наблюдение

  • Подведение результатов работы: спросить: «В чем были трудности?»

Ребята, какая у нас сегодня была тема урока?

Что вам понравилось?

Что у вас получилось?

А что было сложно?

Вы согласны, что имя прилагательное – это художница в тексте?

Какие роли у имени прилагательного в тексте?

Ребята, а вы знаете, что у нашего настроения тоже есть свой цвет? Например, красный цвет обозначает радость, оранжевый – восторг, зелёный – спокойствие, а чёрный – грусть, тоску и плохое настроение. Выберите, пожалуйста, карточку, отражающую ваше настроение после сегодняшнего урока, и поднимите её вверх. У нас получится радуга нашего с вами сегодняшнего настроения. (Дети поднимают цветные карточки) Посмотрите, как получилось красиво!

Обсуждение и запись домашнего задания.

Цель: объяснить суть домашнего задания

Название вида учебной работы

Учебная задача для учителя: объяснить суть домашней работы

Учебная задача для учащихся: усвоить суть домашней работы

Организация работы детей: фронтальная

Формы и организация контроля за работой: наблюдение

Подведение результатов работы: Спросить: «Все ли понятно?»

Ребята, откройте дневники и запишите домашнее задание: упражнение 120 на странице 69. Спасибо за урок!








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Конспект урока по русскому языку

Автор: Хохлова Наталья Михайловна

Дата: 01.08.2018

Номер свидетельства: 475469

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) ": Конспект урока русского языка в 7 классе по тем:"Правописание частиц не ни "."
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-7-klassie-po-tiem-pravopisaniie-chastits-nie-ni"
    ["file_id"] => string(6) "247453"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446562252"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Конспект урока русского языка по теме "Имя прилагательное" 6 класс"
    ["seo_title"] => string(73) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-imia-prilaghatiel-noie-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "252040"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447326990"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Конспект урока русского  языка.Тема: "Настоящее и будущее время глагола" "
    ["seo_title"] => string(87) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-tiema-nastoiashchieie-i-budushchieie-vriemia-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "119331"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413386934"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Конспект урока русского языка в 1 классе "Заглавная буква в словах" "
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-1-klassie-zaghlavnaia-bukva-v-slovakh"
    ["file_id"] => string(6) "128510"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415530333"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Конспект урока русского языка на тему ,,Лексика" "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-lieksika"
    ["file_id"] => string(6) "109624"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404830894"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства