2.Актуализа ция опорных знаний. | Выявить уровень необходимых знаний обучающихся; активизировать ранее полученные знания обучающихся | Уметь осуществлять анализ объектов; выделение существенных признаков; проводить сравнение, классификацию по заданным критериям; устанавливать причинно-следственные связи; работать с информацией, представленной в тексте. (познавательные УУД) Уметь принимать и сохранять учебную задачу; выполнять учебные действия в умственной форме (Регулятивные УУД). Уметь формулировать собственное мнение и позицию (Коммуникативные УУД). | - Что было задано домашним заданием? - Назовите сходства и различия планет Заполним таблицу. - Назовите планеты, на которых есть жизнь. - Почему только на одной планете есть жизнь? - Давайте полюбуемся на нашу планету. - Венера очень похожа на Землю, но почему на ней нет жизни? | - Подготовить рассказ о том, почему нужно охранять водоемы, беречь воду. - Все планеты вращаются вокруг солнца. - Планеты имеют форму шара. - Они различаются по величине и находятся на разном расстоянии от Солнца. Групповая работа. - Нет воздуха , пригодного для жизни. | |
3.Формулирование темы урока, постановка задач. | | | Кроме Атлантического, Тихого, Северного Ледовитого и Индийского океанов есть на свете ещё один океан – самый большой из всех океанов. Каждый день, каждый час, каждую минуту, сами того не замечая, мы «купаемся» в нём. Прохожие на улице, и кошки, и собаки, и голуби, и даже трамваи с троллейбусами день и ночь «купаются» в этом океане. -Догадались, о чём будем говорить на этом уроке? -Давайте отгадаем загадку. Через нос проходит в грудь И обратный держит путь. Он невидимый и все же Без него мы жить не можем. (Воздух) – Кто сможет назвать тему урока? -Тема сегодняшнего урока: «Воздушная оболочка Земли» -Что бы вы хотели узнать о воздухе? 1. Что такое воздух и из чего он состоит? 2. Какие свойства есть у воздуха? 3. Значение воздуха для жизни на Земле? 5. Отношение человека к воздуху. | Дети отгадывают загадку, определяют совместно с учителем тему урока, ставят цели (на какие вопросы хотели бы получить ответы в течение урока) -Мы будем изучать воздух.
-Воздушная оболочка Земли.
Узнать: -Состав воздуха -Свойства воздуха -Значение воздуха | 3 мин. |
4. Открытие новых знаний. | | | Задание с иллюстрациями и текстом в учебнике «Окружающий мир». - Откройте учебник «Окружающий мир». Как в нём быстро найти тему сегодняшнего урока? -Найдите нужную страницу учебника -Как только не называют пятый океан: воздушная оболочка, воздушный океан, атмосфера. Учёные предпочитают называть воздух, который окружает нашу планету, атмосферой Земли. -Прочитайте этот текст. -Что узнали нового для себя? -Что такое атмосфера? -Какое значение имеет атмосфера Земли? - Атмосфера есть и у некоторых других планет Солнечной системы. Например: у Венеры и Марса. Атмосфера там есть, а жизни – нет. - Почему? Оказывается, для того, чтобы жизнь могла существовать, нужна не любая, а обязательно пригодная для дыхания атмосфера. Дышат все живые существа газом – кислородом. На Венере и Марсе его чрезвычайно мало, а на Юпитере и Сатурне – этот газ вовсе не смогли обнаружить. -Что представляет собой воздух? -Какие основные газы входят в состав воздуха? Вот как художник изобразил воздух. Жёлтым цветом он раскрасил азот. Его больше всего в воздухе. Синим – водород. Зелёным – углекислый газ. И, наконец, красным – кислород. Он самый главный. Ведь когда мы дышим, то, как раз из воздуха «вылавливаем» кислород. Многие задают вопрос: «Почему же говорят, что мы дышим воздухом?» И это правильно. Так как мы вдыхаем воздух, в котором есть кислород, а выдыхаем воздух уже почти без кислорода. Зато теперь в нём стало больше углекислого газа, который не пригоден для дыхания. Хотите проверить? Давайте проведём опыт. Перед вами надувные игрушки. Надувайте! Готово? Теперь попробуйте вдохнуть воздух из игрушки и выдохнуть его обратно. Попытайтесь повторить несколько раз. Не получается? Это потому, что вам не хватает кислорода. Ведь его весь из игрушки «выловили». Если бы сейчас внутри игрушки оказалась бы, например, мышка, она бы задохнулась. Почему пятый океан очень важен для жизни? Ещё один опыт. Попрошу всех встать, выпрямиться. Давайте попробуем глубоко вдохнуть, закрыть рот и нос ладошкой и считать про себя: 1,2,3,… До 60 не досчитаем, как захочется убрать ладошку и глотнуть свежего воздуха. | Дети работают с учебником, находят нужную страницу. -По оглавлению. Дети читают текст в учебнике (стр. 27), участвуют в беседе и отвечают на вопросы. -Воздушная оболочка Земли. -Сохраняет тепло, полученное от Солнца, защищает нашу планету от вредных лучей. Варианты ответов учащихся. -Смесь различных газов -Азот, кислород, углекислый газ Участие детей в опыте. | 15 мин |
5.Интеллектуально – преобразовательная деятельность | | | Задание 1 В классе мы видим доску, парту, стены, за окном – дома, деревья, облака. А можем ли мы видеть воздух? А как доказать, что воздух не пустое место, как доказать его наличие? Предлагаю Вам провести несколько опытов. Опыт 1 Определение цвета воздуха. -Посмотрите вокруг себя: воздух повсюду. Имеет ли он цвет? Опыт 2 Определение запаха воздуха. -Понюхайте, имеет ли воздух запах? Опыт 3 Определение массы воздуха. Пустой стакан переворачивается вверх дном и опускается в сосуд с водой. При наклоне появляются пузырьки. -Что происходит? Что это за пузырьки? Какой вывод можем сделать о массе воздуха? Опыт 4 Определение упругости воздуха. -Надуваем воздушный шарик. Внутри шарика содержится воздух, чем его больше, тем больше шарик. Попробуем его сжать. Легко? Какой вывод можем сделать об упругости воздуха? Опыт 5 Определение свойства движения воздуха. -Попробуем отпустить шарик. Что с ним произошло? Значит, воздух всегда находится в движении. -Прочитайте текст учебника и подготовьте в группах сообщения на темы: -Почему нужен чистый воздух? -Как можно защитить чистоту воздуха? -Чем опасно загрязнение воздуха? -Как улучшить своё самочувствие? | Дети участвуют в беседе, выполняют практические задания, по ходу работы вносят полученные данные в таблицу.
-Воздух прозрачен
-Не имеет запаха
-Воздух легче воды
-Воздух упругий
-Воздух всегда в движении
Учащиеся работают в группах, рассматривают иллюстрации, выявляют степень участия различных объектов в загрязнении воздуха. | 10 мин. |
5.Диагностика качества освоения темы(самос тоятельное применение полученных знаний) | | | Тест по теме «Свойства воздуха» 1.Что такое воздух? а)смесь газов б)чистый кислород в)чистый азот 2. Какого газа в воздухе больше? а)кислорода б)азота в)углекислого газа 3.Какой газ поддерживает дыхание? а)кислорода б)азота в)углекислого газа 4. Какой цвет у воздуха? а)воздух бесцветный б) голубой в)белый 5. Что происходит с воздухом при нагревании? а)расширяется б) сжимается в) не изменяется 6. Как называется воздушная оболочка Земли а)гидросфера б)атмосфера в)литосфера 7. Какой газ поддерживает горение? а)кислород б)азот в)углекислый газ 8. Какой газ человек выдыхает при дыхании? а)кислород б)азот в)углекислый газ 9. Какой запах и вкус у воздуха? а)приятный б)неприятный в)не имеет запаха и вкуса 10. Что происходит с воздухом при охлаждении? а)расширяется б)сжимается в)не изменяется | Самостоятельная работа детей.
| 10 мин |
6.Подведение итогов урока. Рефлексивная деятельность | | | Слайд 7 -Назовите тему урока одним словом. -Какое слово наиболее точно определяет значение воздуха на Земле? -Сделайте вывод. Самоанализ и самооценка ученика -Выбери «погоду», которая была в твоей душе на протяжении урока: «ясно», «переменно», «облачно» | Дети отвечают на вопросы, определяется достижение поставленных целей, осуществляется рефлексия. -Воздух. -Жизнь! -Воздух – условие жизни на Земле. | 2 мин. |