kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе "Путешествие по Москве".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по окружающему миру на тему "Путешествие по Москве".( 2 класс)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру во 2 классе "Путешествие по Москве".»

Конспект урока по окружающему миру на тему: «Путешествие по Москве» (2 класс).

Цель урока:

- познакомить детей с историей основания Москвы, с некоторыми достопримечательностями города;

- развивать кругозор детей;

- воспитывать любовь к Родине.

Планируемые результаты:

Предметные: знать некоторые сведения из истории основания Москвы; – уметь читать план, карту.

Личностные: уметь проводить рефлексию собственных действий, чувств, настроения.

Метапредметные: а) регулятивные УУД: – уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, высказывать своё мнение;

б) коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; работать в паре и группе.

в) познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания используя, свой жизненный опыт, дополнительную литературу и информацию, полученную на уроке.

Основные понятия: карта, план, достопримечательность.

Межпредметные связи: история, русский язык, литературное чтение.

Ресурсы:

1) Учебник «Окружающий мир» (автор Плешаков А.А., 2 класс)

2) Карточки для индивидуальной и парной работы.

Организация пространства: групповая, фронтальная, парная, индивидуальная работа.























Ход урока.

I этап: Мотивация к деятельности.

Начинается урок.

Он пойдёт ребятам впрок.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

Смело, чётко говорим

И тихонечко сидим.

II этап: Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

- Ребята, скажите, как называется раздел с которым мы знакомимся? (Путешествия)

- Где, по чему мы начали путешествие? (По родной стране).

- Как называется наша родная страна? (Россия)

- Ребята, сегодня по дороге в школу я случайно услышала такой разговор трёх мальчиков.

1 мальчик говорит: – Я не боюсь отправиться в путешествие, потому что я хорошо знаю русский язык.

2 мальчик говорит: – А я подавно не боюсь путешествовать. Я, кроме русского языка, знаю еще иностранный язык.

3 мальчик говорит: – А я знаю ещё и третий язык – географический. С ним не заблудишься.

- Что ребята это за язык такой – географический? (Это язык карт.)

- Как вы думаете, с кем из этих ребят можно смело путешествовать? Почему?

- Теперь мы с вами посмотрим, кто из вас может быть на месте этого третьего мальчика.

- Давайте вспомним, что такое карта? Дополните на тексте недостающие слова и прочитайте. Обсудите в паре.

Карта – уменьшенное ___________ земной поверхности на __________ с помощью ________ __________.

(Карта – уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков)

-Учитель: Ну что ж, давайте проверим, насколько хорошо вы знаете «язык карт».

1) Как определить по карте стороны горизонта? (Север – вверху, юг – внизу, восток – справа, запад – слева).

2) Что обозначают на карте различные цвета?

Задание: Соотнесите цвет с географическими названиями, составив схему.

Учитель: Что обозначают другие условные знаки?

Тонкой голубой линией на карте обозначают... (реки)

Часть водного пространства, врезающаяся в сушу, – это… (море)

Коричнево-желтые пятна на карте, причем, чем темнее, тем выше... (горы)

Часть суши, окружённая со всех сторон водой - это… (остров)

Точками на карте обозначены… (города)

Учитель: Молодцы! Поменяйтесь листочками, давайте проверим, на сколько мы с вами эрудированны.

Дети отвечают, называя поочередно правильные ответы. Взаимопроверка работ.

- Молодцы! – Ребята, у кого задания не вызвали затруднения? А кто для себя выявил какие-то затруднения?

Физкультминутка.

- Ну что, продолжим путешествие. Откройте карту на странице учебника с. 90-91. Вы должны проследить маршрут моего движения по карте и назвать мне пункт назначения. Работаем в парах.

С Кавказских гор я двигаюсь по Каспийскому морю на север. Попадаю на реку Волга. Плыву по Волге на север. Проплываю города: Астрахань, Волгоград, Самара, Казань, Нижний Новгород. С Нижнего Новгорода плыву по реке Ока и попадаю …

- Назовите пункт назначения. (Москва) – Что такое Москва? Кто был в центре Москве? Поднимите руку. Что запомнилось?

Постановка проблемной ситуации: – Ребята, а как быть тем, кто в Москве не был, но очень хочет познакомиться с этим городом?

- Проблема? Какие вы предложите варианты решения проблемы? Какой вариант подходит для нас?

Постановка цели урока: – Скажите, пожалуйста, чем мы сегодня займёмся на уроке?

- Сформулируйте цель урока.

Учитель: Правильно, сегодня мы совершим путешествие по Москве. В этом путешествии мы с вами узнаем, когда и кем была образована Москва, познакомимся с некоторыми достопримечательностями города, узнаем интересные факты о них.

III этап: Открытие нового знания.

- Ребята, а что вы знаете о Москве? – Кто знает когда, где и кем была основана Москва?

Город чудный, город древний,

Ты вместил в свои концы

И посады и деревни,

И палаты и дворцы!

Опоясан лентой пашен,

Весь пестреешь ты в садах;

Сколько храмов, сколько башен

На семи твоих холмах!

На твоих церквах старинных

Вырастают дерева;

Глаз не схватит улиц длинных...

Это матушка Москва! (“Москва” Ф. Глинка)

- Откройте учебник на странице 98, прочитайте самостоятельно 1 абзац под фотографией Москвы и ответьте на вопросы. – Когда, где и кем была основана Москва? ( Более 850 лет назад, на берегах реки Москва. Юрием Долгоруким)

Учитель: Действительно, Москва веками строилась. У городов точная дата рождения в паспорте стоит редко. Особенно это относится к старинным городам. Поэтому принято принимать дату, когда впервые упоминается о городе в историческом документе. Для Москвы это 4 апреля 1147 года. Город Москва – это столица нашей Родины. Построен он на берегах какой реки?

Дети: Москва.

Учитель: Правильно. Основал город князь Юрий Владимирович Долгорукий, которому теперь установлен памятник в центре города. - Кто такой Юрий Долгорукий? СЛАЙД 7

Давно это было. Жил на свете князь. Звали его Юрием или Георгием. Князь много воевал. Завоёванные земли присоединял к своему княжеству. Он поднимал руку и на ближнего, и на дальнего соседа. За это прозвали его Долгоруким (длинные руки). Но князь Юрий Долгорукий был не только воином. Был он и градостроителем. На крутом холме между реками Москвой и Неглинной срубили люди топорами маленький городок среди могучего бора. Место было водное, лесное, рыбное, охотничье. У холма пересекались водные и конные дороги. Получился город крепкий, и стали его называть по имени реки, у которой он стоял - “город Москвы”. Юрия Долгорукого с тех пор считают основателем Москвы. А случилось это в 1147 года. С тех пор прошло более 850 лет

- Ребята, как думаете, почему Москву назвали Москвой? Существует несколько версий, почему Москву назвали Москвой.

Учитель:

1. Имя города в переводе с древнеславянского означает болотистую местность или сырость. Наша столица действительно была заложена на топком месте.

Ученые предполагают, что название пошло от древнеславянского корня “моск” или “мозг”, что значит “мокнуть”(а места здесь, действительно, в древности были болотистые). В современном русском языке есть еще слово “промозглое”, т.е сырое, влажное. Значит, название “Москва” имеет смысл – “топкая, болотистая, мокрая”. Вероятно, такой ее впервые увидели наши далекие предки – славяне больше тысячи лет назад – топкой, болотистой.

2. Существует также библейский вариант происхождения этого имени: Мосох (внук Ноя) в стародавние времена поселился на берегу реки и впоследствии основал там город. Реку и город назвали в честь самого Мосоха и его жены Ква – таким образом получилось слово Москва.

3. Но большинство историков считает, что город получил своё название от реки.

В одной старинной летописи написано: «Князь великий Юрий Долгорукий взошёл на гору и обозрел с неё очами по обе стороны Москвы- реки и возлюбил сёла и повелел на месте том сделать мал деревян город и прозвали его званием реки той Москва- град”.

Нельзя не сказать о гербе города. Что такое герб?

Дети: Герб – это эмблема города.

Учитель: В каждом городе своя эмблема. На гербе Москвы изображен всадник с копьём, поражающий змея. Вы знаете, кто это?

Дети: Это Святой Георгий Победоносец.

«Герб города Москвы представляет собой изображение на темно-красном геральдическом щите развернутого вправо от зрителя всадника — Святого Георгия Победоносца в серебряных доспехах и голубой мантии (плаще), на серебряном коне, поражающего золотым копьем черного Змея»

Святой великомученик Георгий Победоносец

Святой великомученик Георгий жил в 284-305 гг. во времена правления римского императора Диоклетиана. Он был сыном богатых и благородных родителей, исповедовавших христианскую веру. Когда Георгий был еще ребенком, его отца замучили за исповедание Христа. Получивший блестящее образование и отличавшийся крепким телосложением, красотой и мужеством юноша уже в 20 лет стал одним из самых близких к императору людей. Но, почтив Георгия за выдающуюся храбрость званием воеводы, Диоклетиан не знал еще, какой он веры. Его мать скончалась, когда ему было 20 лет, и он получил богатое наследство. Георгий отправился ко двору, надеясь достичь высокого положения, но когда начались гонения на христиан, он, будучи в Никомидии, раздал имущество бедным и перед императором объявил себя христианином, его арестовали и стали пытать.

В 1-й день, когда его стали толкать в темницу кольями, одно из них сломалось чудесным образом, словно соломинка. Затем его привязали к столбам, а на грудь положили тяжёлый камень

На следующий день его подвергли пытке колесом, утыканным ножами и мечами. Диоклетиан счёл его мёртвым, но вдруг явился ангел, и Георгий приветствовал его, как это делали воины, тогда император понял, что мученик ещё жив. Его сняли с колеса и увидели, что все раны исцелились.

Затем его бросили в яму, где была негашёная известь, но и это не повредило святому.

Через день ему перебили кости на руках и ногах, но наутро они опять стали целыми.

Его заставили бежать в раскалённых докрасна железных сапогах (вариант — с острыми гвоздями внутри). Всю следующую ночь он молился и наутро опять предстал перед императором.

Его избили плетьми (воловьими жилами) так, что со спины слезла кожа, но он восстал исцелённым.

На 7-й день его принудили выпить две чаши со снадобьями, приготовленные волхвом Афанасием, от одной из которых он должен был лишиться разума, а от второй — умереть. Но они не повредили ему. Затем он совершил несколько чудес (воскресил умершего и оживил павшего вола), что заставило многих обратиться в христианство[1].

Ему отрубили голову.

Много пословиц сложено о Москве: Прикрепить на доску пословицы.

1. Москва – всем городам мать.

2. Москва – сердце Родины.

3. Москва - всему голова.

4. Москва верстой далека, да сердцу рядом.

5. За Москву-мать не страшно умирать.

6. Москва – Родины украшенье, врагам – устрашенье.

7. Москвой-столицей весь народ гордится.

8. От Московского Кремля земля счастьем отцвела.

9. Москва людей не боится.

10. Москва слезам не верит, ей дело подавай.

11. Москва веками строилась.

Учитель: В старину говорили: «Кто в Москве не бывал, красоты не видал».

Учитель: Москва – огромный город. Число жителей нашей столицы превысило 11 миллионов человек . Каждый день в Москву прибывает больше миллиона человек. Люди приезжают по делам, на учебу, в гости и в отпуск. В нем около 4тыс. улиц и площадей. Ориентироваться в таком городе достаточно сложно, особенно людям, которые приехали в него впервые. Что же может помочь гостям ориентироваться в городе?

Дети: Карта.

Учитель: Не совсем карта, а план города. Подумайте, что такое план?

На странице учебника 99, во 2 абзаце, прочитаем, что такое план.

-Что такое план? (План – это чертеж местности)

Рассмотрите план Москвы на стр.99.

- Что мы можем увидеть на плане города? ( главные улицы, дороги , реку, рисунки некоторых достопримечательностей, достопримечательности,).

– Поможет ли нам план при путешествии по городу?





-Ребята, а на что приезжают в Москву посмотреть туристы? (на достопримечательности)

-Что такое достопримечательности? – Какие достопримечательности Москвы вы знаете? – Давайте посмотрим и послушаем рассказы о некоторых достопримечательностях Москвы. (Доклады)

- О какой достопримечательности пойдёт речь?

Учитель:

Мы учили песенку, а в песенке слова:

Здравствуй, наша Родина, город наш Москва

Что за площадь есть в Москве? Там где башня Спасская?

Эту площадь знают все, это площадь Красная!

Ученик: Красная площадь – сердце Москвы. В древности Красная площадь называлась Торгом. Целый день шла здесь бойкая торговля. Здесь собирались и москвичи, и приезжие из других городов. Часто возникали пожары на площади, где горели торговые ряды, Случалось, площадь выгорала дотла, но вскоре отстраивалась заново. После опустошительного пожара, во время которого сгорели торговые ряды, площадь стали называть Пожаром . Когда площадь была отстроена красивыми каменными зданиями, то она стала называться Красная . Красная – значит красивая .

Учитель: На Красной площади проходили и проходят праздничные шествия, парады. Еще на Красной площади есть храм Василия Блаженного СЛАЙД 13, очень красивый. Купола на нем как леденцы разноцветные и всякой разной формы: и круглые, и луковкой, и башенкой, и стрелочкой. Храм этот царь Иван Грозный построил в честь победы над Казанским ханом.

На берегу Москва-реки стоит Храм Христа Спасителя. Посмотрите, какой он красивый, именно в нём происходят все праздничные богослужения, которые показывают по телевидению.

- Ребята, если вы приедете в Москву на самом деле, то непременно спуститесь в метро. Что же это такое ?

Ученик: Талантливые умы и руки создавали московское метро. Метро помогала строить вся страна, из разных мест присылали сюда мрамор, гранит. Метро – подземная московская сказка, в которой столько чудес и такие быстрые поезда. Поезду метро не мешают ни автомобили, ни пешеходы. Он идет в тоннеле, глубоко под землей. Нужно всего полчаса, чтобы доставить пассажиров из одного конца большого города в другой. Метро – самый удобный, быстрый и надежный вид городского транспорта. Метро любят все москвичи. Это гордость нашей столицы.

Московское метро считается самым лучшим в мире.

Учитель: Посетив Москву нельзя не побывать в Третьяковской галерее, которая названа в честь купца Павла Михайловича Третьякова. Многие считали его чудаком, потому что все деньги он тратил на покупку картин, которые развешивал по комнатам своего просторного дома. Третьяков разрешал смотреть свои картины всем желающим. А потом он подарил картины и галерею городу Москве. Это – мировая сокровищница. В ней

хранится около 35 тысяч картин. Москвичи там частые гости, а приезжие обязательно стремятся туда попасть.

- Но самым известным памятникам старины на территории Красной площади является, конечно же Кремль.

Ученик: Одним из самых красивых сооружений города является Кремль. Сначала стены Кремля были деревянными, затем они были сделаны из белого известняка. Белокаменный Кремль простоял более 100 лет. Он пережил вражеские нападения, пожары, даже землетрясения. Но каждый раз отстраивался заново, становясь еще краше. И только спустя много лет когда Русь освободилась от татарского ига, были возведены красные зубчатые стены, стройные башни из красного кирпича. Его стены и башни сохранились до сих пор. Кремль – это волшебный город. Царь – пушка и царь-колокол – словно великаны из сказки. Кремль – сердце нашей земли, с ним связаны многие страницы русской истории.

На стенах Кремля 19 башен и все они разные. На главных башнях горят пятиконечные рубиновые звезды.

Учитель: Подробно о Кремле, его башнях и соборах мы поговорим на следующем уроке, но хочется сказать несколько слов о Спасской башне Кремля. На ней находятся большие часы с золотыми цифрами - куранты. Бой Кремлевских курантов передают по радио в 6 часов утра и в 12 часов ночи.

Исторический музей

Музей истории России со времен палеолита до наших дней открыт в 1883 году, в 48 залах музея представлено 4,5 млн экспонатов: памятники археологии, собрание рукописей, старопечатных книг, нумизматическая коллекция, изделия стекольных и всех керамических производств, коллекция народной одежды всех регионов России, собрание русской усадебной мебели, коллекция русского и европейского боевого и охотничьего оружия.

20 – Царь-колокол, царь-пушка

Царь-колокол в Москве – одна из достопримечательностей Московского Кремля. Никогда не звонивший он поражает туристов своими гигантскими размерами. Расположен на Ивановской площади, является памятником литейного искусства 18 века. Отлит он был мастерами Моториными - Иваном и его сыном Михаилом. Известные мастера литейного дела отлили десяток пушек, а колокола их работы звонили не только в Москве, но и в Петербурге, Киеве и других русских городах.

Царь-пушка в Москве – одна из достопримечательностей Московского Кремля. Это мощное орудие, расположенное на Ивановской площади, является памятником русской артиллерии. Крупнейшая по калибру в мире, она стала памятником литейного дела. Такие орудия применяют лишь для разрушения стен.

21 – Цирк на Цветном бульваре

Московский цирк был открыт 12 октября 1880 года Альбертом Саламонским. Интересно то, что до Саламонского цирк не считался зрелищным заведением для детей. Саламонский первый осознал, что дети — замечательная публика для цирка.



22 – Театр зверей имени Владимира Дурова или «Уголка дедушки Дурова».

В этом театре актёрами выступают животные: бегемот, слон, ворон, пеликан, енот и многие другие. Театр основан 8 января 1912 года Владимиром Леонидовичем Дуровым, основателем знаменитой династии, потомки которого и сейчас работают в театре. Сам Владимир Дуров был известным цирковым артистом, клоуном, дрессировщиком, писателем.

23 – Большой театр, Библиотека, Московский университет им. Ломоносова, Триумфальная арка

Триумфа́льная а́рка — архитектурный памятник, представляющий собой большую торжественно оформленную арку. Триумфальные арки устраиваются при входе в города, в конце улиц, на мостах, на больших дорогах в честь победителей или в память важных событий

24 – Стадион Лужники

Лужники является домашним стадионом московского клуба «Спартак» и сборной России по футболу.

- Ну, а теперь проверим, насколько внимательны вы были на уроке.

- Вам предлагаются вопросы и варианты ответов. Найти правильный вариант ответа.

Проверочная работа.

1. Город Москва был основан:

а) более 300 лет назад; б) более 850 лет назад; в) более 100 лет назад.

2. Основателем Москвы был:

а) Георгий Победоносец; б) Юрий Долгорукий

3. На гербе Москвы изображён:

а) Георгий Победоносец; б) Юрий Долгорукий

4. Выберите, что не является достопримечательностью Москвы:

а) Кремль; б) Третьяковская галерея; в) Петродворец; г) Храм Христа Спасителя..

- Самопроверка.

- У кого нет ошибок? Молодцы!

Беседа по вопросам учителя:

-Как называются часы, по которым сверяет время вся страна? (куранты)

-Основатель Москвы? (Долгорукий)

-Что со всех сторон окружало Москву? (ров)

-Как называется известнейший театр в Москве? (Большой)

-Фамилия купца, открывшего картинную галерею? (Третьяков)

-Как называют главный город страны? (столица)

V этап: Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

- Давайте подведём итог. Какую цель ставили? Достигли цели?

- Какие задания вам показались особенно интересными? Что запомнилось больше всего?

Сегодня на уроке я….

Удивился

Понял

Узнал

Научился

- Оцените свою деятельность на уроке, используя смайликов. Если вы считаете, что поработали плодотворно и урок пошёл вам на пользу, то покажите улыбающегося смайлика, если нет, то грустного.

- С помощью этих же смайликов покажите своё настроение.

VI Домашнее задание запишите в дневник: прочитать текст учебника на стр. 98 – 101, выполнить задания в тетради с. 43 – 45 №3. По желанию подготовить сообщение о любой достопримечательности Москвы.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Конспект урока по окружающему миру во 2 классе "Путешествие по Москве".

Автор: Жуковская Татьяна Николаевна

Дата: 18.11.2022

Номер свидетельства: 617703

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Конспект урока окружающего мира в 4 классе по теме: "Для чего и как мы дышим"."
    ["seo_title"] => string(90) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-v-4-klassie-po-tiemie-dlia-chiegho-i-kak-my-dyshim"
    ["file_id"] => string(6) "326741"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1463302545"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Конспект урока окружающего мира, презентация для урока по теме "Водоёмы" "
    ["seo_title"] => string(85) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-priezientatsiia-dlia-uroka-po-tiemie-vodoiomy"
    ["file_id"] => string(6) "166039"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422895799"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Конспект урока окружающего мира "Обычаи разных народов. Праздники" "
    ["seo_title"] => string(73) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-obychai-raznykh-narodov-prazdniki"
    ["file_id"] => string(6) "112887"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1408972907"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(24) "Город на Неве"
    ["seo_title"] => string(15) "gorod_na_nievie"
    ["file_id"] => string(6) "358278"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1479015590"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "Конспект урока по предмету "Окружающий мир" на тему "Путешествие по Золотому кольцу России" "
    ["seo_title"] => string(101) "konspiekt-uroka-po-priedmietu-okruzhaiushchii-mir-na-tiemu-putieshiestviie-po-zolotomu-kol-tsu-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "100338"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402377600"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства