kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе по теме: " Разнообразие растений"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе по теме: " Разнообразие растений" составлен по УМК Школа России по учебнику А,А. Плешакова

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру во 2 классе по теме: " Разнообразие растений"»

Урок окружающего мира для 2 класса. Школа России по теме: « Разнообразаие растений»

Цели: формировать представления о многообразии растений, Умение группировать их (деревья, кустарники, травы, лиственные и хвойные растения); познакомить с некоторыми конкретными представителями каждой группы, встречающимися в родном крае; Учить распознавать их.

Планируемые результаты:

учащиеся научатся классифицировать растения; приводить примеры деревьев, кустарников, трав своего края; работать со схемами.

Коммуникативные УУД:

- формировать умение оформлять свои мысли в устной речи;

- формировать умение слушать, понимать речь других, участвовать в диалоге;

- формирование умение работать в парах

Познавательные:

- формировать умение находить необходимую информацию (в учебнике, словаре);

- формировать умение перерабатывать информацию и делать простые выводы;

- формировать умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной речи;

- формировать общеучебные умения (анализ, синтез, сравнение)

Регулятивные:

- формировать умение определять цель учебной деятельности;

- формировать умение выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- формировать умение контролировать свою деятельность, делать самопроверку;

Личностные:

- развитие любознательности, наблюдательности.

- формирование чувства гармонии человека с природой

- создать условия для формирование основ экологической культуры.

Оборудование: шифр слова «растение» на доске, картинки с изображением растений, фотографии, «Разнообразие и красота растений», школьный словарик «Растения России»; у учащихся — цветные карандаши или фломастеры, альбомный лист.



Ход урока

I. Организационный момент

Начинаем ровно в срок

Наш любимейший урок

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся

Пусть сегодня для нас всех

На урок придет успех

Поприветствуем гостей

С ними нам вдвойне теплей!

Пожелайте нам удачи

И успешности в придачу.

II. Актуализация знаний

— Какое значение имеет вода для животных, растений, человека?

— Почему загрязняется вода?

— Что каждый из вас может сделать, чтобы помочь охране воды?

— Кто придумал свою загадку про воду?

— Кто приготовил фоторассказ на тему «Красота воды»? (Можно использовать КИМы (тест 12, с. 18).)

III. Самоопределение к деятельности

(На доске запись.) 18, 1, 19, 20,6, 15, 10,6.

— Ребята, с помощью этих цифр зашифровано слово. Кто подскажет ключ к шифру? (Каждая цифра соответствует порядковому номеру буквы в алфавите.)



— Расшифруйте это слово. (Растение.)

— Предположите, о чем мы будем говорить на уроке. (О растениях.)

— Прочитайте тему урока на с. 56 учебника. (Какие бывают растения.)

— А что вы уже знаете по этой теме? (У растений есть общие части: корень, стебель, лист, цветок, плод, семена. Есть комнатные и садовые растения. Деревья бывают лиственные и хвойные.)

— Что еще вы хотели бы узнать по этой теме?

— Какие учебные задачи мы поставим перед собой? (Ответы детей.)

— Прочитайте в учебнике, что говорит об этом наш Муравьишка.

Сегодня на уроке мы продолжим разговор о царствах живой природы.

-Давайте вспомним, на какие царства можно разделить всю живую природу?

- Какие царства мы изучили?

-А какое царство мы будем сегодня изучать, вы узнаете, когда отгадаете загадку:

Дышит, растет, а ходить не может. (Растение)

-Подумайте, какой будет тема нашего урока?

IV. Работа по теме урока

Итак, тема нашего урока - разнообразие растений.

- Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке по данной теме?

Выслушав вас, я выделила главные вопросы, на которые мы должны ответить:

1.Какая наука изучает растения?

2.Из каких частей состоит растение?

3.На какие группы делятся растений?

4. Какую пользу растения приносят человеку?

Чтобы ответить на эти вопросы приступим к работе.

5.Построение проекта выхода из затруднения.

-Может быть кто-то уже знает, какая наука изучает растения? предположения).

  - А вот чтобы узнать, как называется наука, которая изучает растения, вам необходимо убрать буквы, которые зашифрованы в цифрах.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

д

у

б

р

о

м

т

р

в

а

м

а

н

ж

и

в

к

л

р

а

шифр:



1

2

4

6

8

9

11

12

14

16

18

19

Ответ : Ботаника

Ботаника – наука о растениях.

Значение слова из словаря.

1. Водоросли

Водоросли – растения, живущие в водной среде. Они не имеют корня, стебля, листьев, цветов. Некоторые водоросли выживают и в очень горячей воде /+80/, а есть и такие, которые вмерзают в лед, а при оттаивании начинают двигаться. Водоросль хлорелла даже побывала в космосе на космическом корабле. Она выделяет кислород больше, чем другие растения. Водоросли активно используются человеком. Например, в магазинах продаются консервы морской капусты. Морская капуста – это водоросль, ламинария. Она богата содержанием йодистого вещества, который укрепляет организм человека. Самая длинная водоросль, бурая, обитает в Тихом океане, ее длина 60 метров, а за сутки она вырастает на 45 см. Встречаются водоросли зеленого, реже желтого цвета.

Дополнение : Это самые древние представители растительного мира. Появились около 2 млрд. лет назад. Родоначальники растительных организмов. Людям известны различные морские водоросли: бурые, красные, зелёные. Зелёная пена на воде стоячих прудов – это водоросли. В отличие от других растений у водорослей нет корня, стебля, листьев. Самые крохотные водоросли настолько малы, что в литре морской воды их насчитывается миллионы. Самые крупные – бурые водоросли, достигают в длину около 60 метров.

2. Мхи

Мхи – низкорослые растения, стелющиеся по земле, чаще всего распространённые во влажных затенённых местах под покровом деревьев. Мох как губка впитывает много влаги, в 5 раз больше чем вата. Мох продолжает расти и под глубоким снегом при температуре – 14о. Перегнивая во влажной почве, мох образует торфяные болота. А торф – это и удобрение, и горючее вещество. Устроены мхи несложно. У них нет корней, не бывает цветков, плодов. Есть стебли и листья. Мхи очень выносливы. Бывали случаи, когда они оживали, пролежав несколько лет в гербарной папке (один пролежал 19 лет, но потом, смоченный водой, начал расти) Выживают в суровых условиях, растут даже в ледяной зоне. Мхов на Земле очень много, около 27 тыс. видов.

Дополнение: Мхи играют важную роль в формировании почв, на которых потом могут укореняться и другие растения. Отмирая, они обогащают почву перегноем. Сфагнум или торфяной мох, отмирая, образует слои торфа в воде. Нарезанные и высушенные брикеты торфа служат хорошим топливным материалом. Причудливо ветвящиеся мхи используются для создания художественных композиций. Многие знают, что пучки сухого сфагнового мха кладут меж брёвен при постройке деревянных домов для того, чтобы в доме лучше сохранялось тепло.Сфагновый мох имеет ещё одно замечательное свойство. Он содержит вещества, губительно действующие на растения. Пучки сухого мха прикладывают к ранам в качестве перевязочного материала. Мох может с успехом заменить вату или марлю, так как хорошо впитывает выделения из раны, и, кроме того, оказывает обеззараживающее действие.

Физминутка

Мы заходим в зимний лес.(шагаем)

Сколько здесь вокруг чудес! (кружится)

Справа елочки стоят,

Слева сосенки шумят.

Вот и зайка проскакал.(прыгаем)

От лисы он убежал.(бегаем)

Вот серый волчище рыщет.

Он себе добычу ищет.

Все мы спрячемся сейчас.(присели)

Не найдет тогда он нас.

В лесу такая красота!

Но за работу нам пора…



3. Папоротники, хвощи, плауны.

Папоротники, знакомые многим, как декоративные комнатные или садовые растения растут и в дикой природе, в лесах, даже в тундре. У этих растений нет цветков.  Молодые листья скручены как пружина, находятся у поверхности земли и постепенно разворачиваются.

Гигантские древовидные папоротники росли на Земле более 300 млн. лет назад. Они широко распространились на планете, достигали в высоту 30 метров с толщиной ствола в диаметре до одного метра. Папоротники легко узнать по красивым листьям, похожим на большие перья. Кроме листьев, у них есть корни и стебли. Цветков, плодов и семян у них не бывает. Самые большие папоротники достигают в высоту 24 метра, а длина листьев у них 5 метров. Самый маленький папоротник обнаружен в Америке. Длина его листьев всего 12 мм.

Дополнение : В эту группу входит около 10000 видов растений. Эти растения можно встретить на севере, в тундре, в тропиках. Они могут жить как во влажных, так и в сухих местах. У папоротников нет цветков, но есть листья, стебли и корни. Стебли их обычно не видны, так как растут под землёй. Видимая часть растений – это листья. По народному поверью в ночь на Ивана Купалу папоротник цветёт и кто сорвёт цветок папоротника будет обладать способностью находить клады, будет богат….Почему же мы можем точно сказать, что это легенда?

- Как можно узнать папоротники? Чем отличаются они от других растений?

4.Хвойные растения

Хвойные растения – деревья и кустарники с листьями – иголками – хвоинками. У этих растений есть корень, стебель, видоизмененные листья – хвоинки. Плодов и цветков у них нет, семена образуются в шишках. Большинство хвойных – вечнозелёные.

Хвойных насчитывают около 600 видов. Представители хвойных растений: сосна, можжевельник, ель, кедр.

Сосна растёт на сухих местах. Воздух в сосновом бору всегда чистый, т. к.запах сосны убивает всех микробов.
Можжевельник часто имеет форму куста. Ягоды первый год зелёные. Второй год серые и только на третий год сине-чёрные. Слово можжевельник происходит от слов между и ельник т. е. растущий между елями. Можжевельник очищает воздух от микробов.
У ели каждая иголка хвоинка живёт 5-7 лет.



Ребята, а как вы думаете шишка – это плод?

Долгое время ботаники не могли определить, как образовались шишки. Оказалось, что шишки — это бывшие ветки, а кроющие чешуи — бывшие листья, а семенные чешуи — видоизмененные веточки. Так что шишки никак нельзя считать ни цветами, ни плодами. В один из сухих дней чешуйки шишек раскрываются, освобождая созревшие семена.

- Итак, какие части есть у хвойных растений? ( корень, стебель, листья, семена, но нет цветов и плодов). Заполняют таблицу.

5. Цветковые растения:

Цветковые растения – деревья, кустарники, травы, у которых в результате развития появляются цветки. Имеют корни, стебель, листья, плоды и семена. Цветковые растения – самая большая группа растительного мира. Их насчитывают 250 тысяч видов. Они населяют сушу от берегов Арктики до Антарктиды

Заполняют таблицу

Группы растений

Стебли

Листья

Цветы

Корни

Плоды и семена

Цветковые растения

+

+

+

+

+

Хвойные растения

+

+ хвоинки

_

+

_

шишки

Папоротники

+

+

_

+

_

Мхи

+

+

_

_

_

Водоросли

_

_

_

_

_



Давайте вернемся к тем вопросам, которые мы ставили в начале урока .

- Смогли мы на них ответить?

- А на какой вопрос мы еще не ответили?

-Какую пользу растения приносят человеку.

Растения – единственный источник кислорода. Человек использует растения в пищу.  Кроме того, древесина идёт на строительство домов, для изготовления мебели, бумаги, спичек, используется для отопления; из волокна растений вырабатывают  ткани, мешковину, канаты, а также многие лекарства (настойка женьшеня, облепиховое масло и другие).



Растения щедро рассыпаны на земле, подобно звездам на небе, но звезды далеко, а растения у моих ног .. Ж.Ж.Руссо.

- Как вы понимаете эти слова?

6.Первичное закрепление (проговаривание во внешней речи)

- Какая группа отличается от всех остальных особенно? Почему? Водоросли
- Водоросли относятся к низшим растениям. А как можно назвать остальные группы растений?(высшие)

–  К какой группе относятся растения, имеющие все органы? ЦВ РАСТЕНИЯ
–  У какой группы имеются только стебли и листья? МХИ
–  Какая группа растений имеет хвоинки? ХВ РАСТЕНИЯ
–  У какой группы растений есть корень, стебель, листья, но никогда не бывает цветов, плодов и семян? ПАПОРОТНИКИ

Работа по учебнику.

— Рассмотрите схему на с. 56. Выполните задание.

— Проверьте себя. Прочитайте текст, приведенный ниже.

— Прочитайте вопросы на с. 57. Обсудите их в парах.

— Проверьте себя. Прочитайте текст на с. 140.

— Какое слово вы вставили в первое предложение? (Хвойных.)

— Какое слово вы вставили во второе предложение? (Лиственных.)

Работа над загадками

— Отгадайте загадку и скажите, к какой группе можно отнести эти растения.

• Не огонь, а жжется. (Крапива — трава.)

• Красненькая матрешка, беленькое сердечко. (Малина - кустарник.)

• Этой бабке сто лет, горба у нее нет,

Высоконько торчит, далеконько глядит,

Придет смерть за старушкой,

Станет бабка избушкой. (Сосна — дерево.)

Деревья: береза, рябина, ель, дуб, тополь, клен, сосна, лиственница, кедр...

Кустарники: сирень, калина, орешник, ива, смородина, шиповник, малина, крыжовник...

Травы: одуванчик, мать-и-мачеха, репейник, колокольчик, ромашка, зверобой, мята, душица...

(Учитель показывает картинки с изображением этих растений, фотографии)

4. Беседа, работа по учебнику

— Прочитайте рассказ «Красота растений» на с. 58.

— Какую пользу приносят человеку растения? (Выделяют кислород, радуют нас своей красотой, дают продукты питания и строительные материалы, еще есть различные лекарственные растения.)

— Какой вывод из этого можно сделать? (Растения надо беречь.)

VII. Рефлексия

— Оцените свои достижения на уроке.

-Если вам было интересно на уроке, и вы активно работали, вам есть за что похвалить себя – то покажите весёлого оранжевого смайлика.

Если вам было интересно на уроке, и вы не очень были активны – то покажите желтого смайлика

-Если вам не понравилось на уроке или было скучно – то покажите грустного смайлика.

(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)

VIII. Подведение итогов урока

— Какую тему мы сегодня изучали?

— Что нового вы узнали по этой теме?

— Что показалось вам самым интересным?

— Что еще вам хотелось бы узнать о растениях?

Домашнее задание

Подготовить фоторассказ на тему «Красота растений».

Прочитать в книге «Зеленые страницы» рассказ о растении. Подготовить о нем сообщение.

Дополнительный материал

Какие бывают растения

Куда бы вы ни посмотрели, повсюду увидите растения. Растения живут на лугах, в лесах, в степях и высоко в горах, в безводных пустынях и топких болотах. Множество растений поселилось в морях, океанах, озерах, прудах и реках всех стран мира. Даже в Арктике и Антарктиде они есть.



Разнообразие растительного мира велико: растения отличаются друг от друга продолжительностью жизни, окраской, формой стеблей, цветков, плодов и листьев. Например, в Московском ботаническом саду летом ежегодно цветет тропическое водное растение виктория-круциана. Листья ее так велики, что на них, как на плот, садится трехлетний ребенок и лист свободно держится на воде. А у сорного растения мокрицы листья меньше ногтя. У некоторых растений листья превратились в крошечные зеленые чешуйки, а у некоторых — в колючки, как, например, у кактуса, верблюжьей колючки и многих других.

Загадки

О деревьях

Русская красавица

Стоит на поляне

В зеленой кофточке,

В белом сарафане. (Береза.)



Кудри в речку опустила

И о чем-то загрустила,

А о чем она грустит,

Никому не говорит. (Ива.)



Весной зеленела,

Летом загорала,

Осенью надела

Красные кораллы. (Рябина.)



Никто не пугает,

А она вся дрожит. (Осина.)







О травах

На припеке у пеньков

Много тонких стебельков.

Каждый тонкий стебелек

Держит алый огонек.

Разгибаем стебельки,

Собираем огоньки. (Земляника.)



Шел я лугом по тропинке,

Видел солнца на травинке,

Но совсем не горячи

Солнца белые лучи. (Ромашка.)



Кто ни прикасается,

За того цепляется,

Привязчивый и колкий,

Кругом торчат иголки. (Репейник.)

В весенний солнечный денек

Золотой расцвел цветок.

На короткой толстой ножке

Все дремал он на дорожке,

А проснулся — улыбнулся:

Вот пушистый я какой,

Удивляю всех красой! (Мать-и-мачеха.)

А знаете ли вы, что мать-и-мачеха лекарственное растение? Из его листьев и цветков заваривают чай и пьют от кашля и простуды. Вот какой замечательный цветок мать-и-мачеха!

Был цветочек золотой,

За неделю стал седой,

А денечка через два

Облысела голова. (Одуванчик.)

Горел в траве росистой

Фонарик золотой,

Потом померк, потух

И превратился в пух. (Одуванчик.)

Пушистый, белый, а не зайчик.

Он просто... (одуванчик).

Одуванчику и луга для жизни подходят, и лесные опушки, да и сады и огороды он не обходит. Одуванчик пробивается сквозь трещину в асфальте, а может даже вырасти на старой крыше дома. Вот какой он стойкий и смелый путешественник!

Из одуванчика варят мед и варенье. Из его корней делают напиток, похожий на кофе. Из молодых листьев одуванчика готовят салат. Это тоже лекарственное растение, из него готовят лекарства от бессонницы, зубной боли и глазных болезней.

О кустарниках

Две сестры летом зелены,

К осени одна краснеет,

Другая чернеет. (Черная и красная смородина.)

Знаете ли вы, что...

• Василек является лекарственным растением. На поле он сорняк, а в медицине — целитель. Значит, надо беречь любой цветок, сохранять его для других поколений.

• Лесной цветок ландыш занесен в Красную книгу. Этот цветок постепенно исчезает из наших лесов из-за невежественного отношения к нему людей. Собирать букеты из ландышей и продавать их запрещено законом.

• Есть цветы, которые люди вывели упорным и долголетним трудом, сделали их разнообразными по форме и цвету. Это декоративные цветы.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Конспект урока по окружающему миру во 2 классе по теме: " Разнообразие растений"

Автор: Наталья Евгеньевна Угарова

Дата: 03.11.2022

Номер свидетельства: 616633

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Конспект урока окружающего мира на тему: "Разнообразие растений на Земле" "
    ["seo_title"] => string(83) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-na-tiemu-raznoobraziie-rastienii-na-ziemlie"
    ["file_id"] => string(6) "234990"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443555123"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Конспект урока окружающего мира на тему "Разнообразие растений" "
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-na-tiemu-raznoobraziie-rastienii"
    ["file_id"] => string(6) "175751"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424317643"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Конспект урока окружающего мира "Ягодные растения. Ядовитые ягоды", 1 класс, УМК "Гармония""
    ["seo_title"] => string(102) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-iaghodnyie-rastieniia-iadovityie-iaghody-1-klass-umk-garmoniia"
    ["file_id"] => string(6) "248454"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446728338"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "КОНСПЕКТ ДИСТАНЦИОННОГО УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ ДЛЯ 3 КЛАССА ПО ТЕМЕ: Разнообразие растений"
    ["seo_title"] => string(105) "konspiekt_distantsionnogo_uroka_po_okruzhaiushchiemu_miru_dlia_3_klassa_po_tiemie_raznoobraziie_rastienii"
    ["file_id"] => string(6) "349035"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1476390846"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "КОНСПЕКТ ДИСТАНЦИОННОГО УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ ДЛЯ 3 КЛАССА ПО ТЕМЕ: Разнообразие растений"
    ["seo_title"] => string(107) "konspiekt_distantsionnogo_uroka_po_okruzhaiushchiemu_miru_dlia_3_klassa_po_tiemie_raznoobraziie_rastienii_1"
    ["file_id"] => string(6) "349036"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1476390849"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства