1. Сформировать у учащихся представление о природной зоне степей на основе сравнения с природой Ставропольского края, других природных зон; рассмотреть влияние факторов неживой природы на живую природу; подвести к выводу о том, что природа зоны разнообразна, но она – единое целое.
2. Раскрывать творческий, эмоциональный потенциал ребенка, как личности. Развивать умение искать информацию, наблюдать, сравнивать, делать выводы, вести дискуссию в группе.
3. Воспитывать любовь к природе страны, родного края; бережное отношение к ней; развивать эстетическое восприятие природы на отрывках из произведений художественной литературы.
Этапы | Действия учителя | Действия учащихся |
1. Индукция – создание эмоционального настроя, включение чувств ученика, личного отношения к предмету обсуждения. | Предлагает детям прослушать русскую народную песню «Ой, ты, степь широкая». - Кто догадался, куда мы с вами сегодня отправимся? - А какую степь вы себе представили? | Слушают песню «Ой, ты, степь широкая». - Мы отправимся в зону степей. Описывают степь, которую они себе представили при прослушивании песни. |
2. Самоконструкция – индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта. | Предлагает детям прослушать отрывок из произведения Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» и записать то, что они себе представили. - В какое время года степь бывает такой? - А теперь внимательно послушайте, подумайте, запишите. Какую степь описывает А.П. Чехов в своей повести «Степь». - А что вы сейчас описывали? - А на какие две части можно разделить природу? | Слушают отрывок из художественного произведения, записывают возникающие ассоциации. - Яркое солнце. - Синее небо. - Много цветов, трав. - Птичьи голоса. - Это степь весной. - Палит солнце. - Обдувает горячий ветер. - Сухие травы. - Жизнь замерла. - Унылая степь. - Это степь летом. - Природу зоны степей. - Неживая природа и живая природа. |
3. Социоконструкция – работа учащихся в парах по построению нужных элементов. | Обсудите в парах и запишите, что влияет на неживую природы зоны, то есть на климат. Выполните практическую работы с карточкой-помощницей. Обменяйтесь листами. Обсудите. Выскажите свое мнение. Выслушивает мнения детей. Крепит солнце над линией горизонта. - Что же влияет на климат зоны? Предлагает, сделанные выводы отображать в схеме «особенности неживой и живой природной зоны». Крепит таблички. Климат Географ. положение Освещенность | Работают в парах. Выполняют практическую работу с картой. Уточняют: где расположена зона степей, какую территорию она занимает по сравнению с другими зонами, наносят на контурную карту; обсуждают: в каком тепловом поясе находится зона, как она нагревается и освещается солнцем, как выглядит земная поверхность. Записывают: - Зона расположена в умеренном поясе, но ближе к северному тропику. - Находится ближе к экватору, чем зона лесов, солнце поднимается выше над линией горизонта, больше тепла. - Далеко от северных морей, поэтому холодные ветра будут дуть реже. - Далеко от океанов, осадков меньше, чем в зоне лесов. - Зима короче, теплее, весна наступает раньше, лето жаркое и продолжительное. - Географическое положение и освещенность. |
4. Социализация – выступление ученика в группе (сопоставление, сверка, оценка, коррекция) | - Давайте перейдем к обсуждению живой природы. Что к ней относится? - А кто изучает жизнь растений и животных? Предлагает разделиться на группы: ботаников, зоологов, экологов. Поработать с учебником, атласом-определителем. Обсудить в группе, какие растения и животных можно встретить в зоне степей. | - Растения, животные. - Ученые: ботаники, зоологи, экологи. - Делятся на группы. Работают с учебником, атласом-определителем, энциклопедиями. Отбирают изображения только тех растений и животных, которые относятся к зоне степей, занесенных в Красную книгу. Готовят групповое сообщение. Записывают: 1. Ковыль, типчак, тюльпаны, пионы, маки, ирисы, таволга. 2. Кобылка, кузнечик, шмель, степной жаворонок, дрофа, серая куропатка, журавль-красавка, суслики, хомяки, мыши-полевки, степной орел, степной хорек, степная гадюка. 3. Журавль-красавка, степной орел, дрофа, кузнечик, степная дыбка, пион тонколистный |
5. Афиширование – предъявление коллективных работ учеников. | Выслушивает сообщения групп. Крепит отобранные изображения растений, животных. Физминутка «Растения степи» | Рассказывают о растениях, животных, которых можно встретить в зоне степей, в то числе и занесенных в Красную книгу. |
6 . Разрыв – внутреннее осознание участником мастерской неполноты или несоответствия своего прежнего знания новому. | Предлагает послушать слова о живой природе А. Брема: «Недостаточно знать, что одно существо живет в лесу, другое в степи, а третье в море. Необходимо знать, как устроены эти леса, степи, моря. Каждое отдельное животное характерно имен но для своей родины… Когда мы сопоставляем среду, образ и условие обитания животного, мы постигаем его жизнь». - О чем эти слова? Предлагает группе ботаников найти и обсудить информацию о том, как растения приспособились к засушливым условиям жизни в степи. Предлагает группе зоологов найти и обсудить информацию о том, как животные приспособились к жизни в степи. Предлагает группе экологов найти и обсудить информацию о том, какие экологические проблемы возникли в зоне степей по вине человека. Предлагает всем группам пользоваться карточкой-помогайкой и подготовить сообщение. Выслушивает сообщения групп. - От чего зависит жизнь растений и животных? В схеме появляются таблички. Географ. положение Освещенность Климат Жизнь растений Жизнь животных Человек - Что же у нас получилось? | Эти слова о том, что недостаточно просто знать, что животное или растение встречается в степи, а нужно знать, как оно приспособилось. Работают в группе. Осуществляют поиск информации в учебнике, энциклопедиях. Обсуждают, готовят групповое сообщение. Записывают: 1. Тюльпаны, ирисы, пионы, маки, крокусы цветут только весной, потом листья и стебли отмирают, луковицы ввинчиваются глубоко в землю. Ковыль и типчак, плотный куст, узкие листья, длинные корни. 2. В траве много насекомых, значит много птиц. Гнезда в траве, на земле. Грызуны делают норы, чтобы прятаться от хищников. Окрас под цвет растительности – так они приспособились к жизни в степи. 3. Неумеренные заготовки лекарственных трав. Распашка степей – гибнут травы, птицы. Неумеренный выпас скота. Браконьерство. Жизнь растений и животных зависит от климата. Жизнь животных зависит от растений и наоборот. Человек оказывает влияние на жизнь растений и животных и наоборот. Природа зоны степей очень разнообразна, но она представляет собой единое целое. |
7. Рефлексия | - А как вы думаете, почему лес не растет в степи? Запишите названия растений, животных степи, которые вы запомнили. Проверьте себя по учебнику, атласу-определителю. Нарисуйте одну из рожиц: | Из-за недостатка влаги. К засухам степей приспособились только травы. Записывают запомнившиеся названия растений и животных степи. Проверяют выполненную работу самостоятельно. Оценивают свой уровень знаний и настроение. |
«Степь, чем далее, тем становилась прекраснее… Вся поверхность земли представлялась зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки (васильки); желтый дрок выскакивал вверх своей пирамидальною верхушкою; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности; занесенный бог знает, откуда колос пшеницы наливался в гуще. Под тонкими их корнями шныряли куропатки, вытянув свои шеи. Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов… Степи, как вы хороши!»
«…Роса испарилась, воздух застыл, и обманутая степь приняла свой унылый июльский вид. Трава поникла, жизнь замерла. Загорелые холмы, буро-зеленые, вдали лиловые, со своими покойными, как тень, тонами; равнина с туманной далью и опрокинутое над ними небо, которое в степи, где нет лесов и высоких гор, кажется странно глубоким и прозрачным, представлялись теперь бесконечными, оцепеневшими от тоски… Как душно и уныло!»
1. Где расположена зона степей? Наш край?
2. Какую территорию она занимает по сравнению с другими зонами?
3. В каком тепловом поясе находится зона степей? Как она нагревается и освещается солнцем?
4. Как выглядит земная поверхность зоны?
5. Нанесите зону на контурную карту.
6. Научитесь показывать зону на карте.
Как разные растения зоны степей приспособились к природным условиям (корень, стебель, листья)?
Как разные животные зоны степей приспособились к природным условиям (размер, форма, окрас)?