kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по окружающему миру по теме: "Природные зоны России. Зона степей."

Нажмите, чтобы узнать подробности

С помощью технологии педагогических мастерских, используя групповую работу, самостоятельную исследовательскую деятельность учащихся, учитель ведёт их к открытию нового знания. Ребята знакомятся с особенностями живой и неживой природы зоны степей, с их тесным взаимодействием на примере своего родного края.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру по теме: "Природные зоны России. Зона степей."»

Педагогическая мастерская

Предмет: окружающий мир, 4 класс.

«Окружающий мир» А.А. Плешаков

Автор – составитель: А.А. Снегирёва,

учитель начальных классов

МОУ СОШ № 3 г. Новоалександровска

Тема: «Природные зоны России. Зона степей».


Цели:

1. Сформировать у учащихся представление о природной зоне степей на основе сравнения с природой Ставропольского края, других природных зон; рассмотреть влияние факторов неживой природы на живую природу; подвести к выводу о том, что природа зоны разнообразна, но она – единое целое.

2. Раскрывать творческий, эмоциональный потенциал ребенка, как личности. Развивать умение искать информацию, наблюдать, сравнивать, делать выводы, вести дискуссию в группе.

3. Воспитывать любовь к природе страны, родного края; бережное отношение к ней; развивать эстетическое восприятие природы на отрывках из произведений художественной литературы.

Этапы

Действия учителя

Действия учащихся

1. Индукция – создание эмоционального настроя, включение чувств ученика, личного отношения к предмету обсуждения.

Предлагает детям прослушать русскую народную песню «Ой, ты, степь широкая».

- Кто догадался, куда мы с вами сегодня отправимся?

- А какую степь вы себе представили?

Слушают песню «Ой, ты, степь широкая».

- Мы отправимся в зону степей.

Описывают степь, которую они себе представили при прослушивании песни.

2. Самоконструкция – индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.

Предлагает детям прослушать отрывок из произведения Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» и записать то, что они себе представили.

- В какое время года степь бывает такой?

- А теперь внимательно послушайте, подумайте, запишите. Какую степь описывает А.П. Чехов в своей повести «Степь».

- А что вы сейчас описывали?

- А на какие две части можно разделить природу?

Слушают отрывок из художественного произведения, записывают возникающие ассоциации.

- Яркое солнце.

- Синее небо.

- Много цветов, трав.

- Птичьи голоса.

- Это степь весной.

- Палит солнце.

- Обдувает горячий ветер.

- Сухие травы.

- Жизнь замерла.

- Унылая степь.

- Это степь летом.

- Природу зоны степей.

- Неживая природа и живая природа.

3. Социоконструкция – работа учащихся в парах по построению нужных элементов.

Обсудите в парах и запишите, что влияет на неживую природы зоны, то есть на климат. Выполните практическую работы с карточкой-помощницей.

Обменяйтесь листами. Обсудите. Выскажите свое мнение.

Выслушивает мнения детей.

Крепит солнце над линией горизонта.

- Что же влияет на климат зоны?

Предлагает, сделанные выводы отображать в схеме «особенности неживой и живой природной зоны». Крепит таблички.

Климат

Географ. положение

Освещенность

Работают в парах. Выполняют практическую работу с картой. Уточняют: где расположена зона степей, какую территорию она занимает по сравнению с другими зонами, наносят на контурную карту; обсуждают: в каком тепловом поясе находится зона, как она нагревается и освещается солнцем, как выглядит земная поверхность. Записывают:

- Зона расположена в умеренном поясе, но ближе к северному тропику.

- Находится ближе к экватору, чем зона лесов, солнце поднимается выше над линией горизонта, больше тепла.

- Далеко от северных морей, поэтому холодные ветра будут дуть реже.

- Далеко от океанов, осадков меньше, чем в зоне лесов.

- Зима короче, теплее, весна наступает раньше, лето жаркое и продолжительное.

- Географическое положение и освещенность.

4. Социализация – выступление ученика в группе (сопоставление, сверка, оценка, коррекция)

- Давайте перейдем к обсуждению живой природы. Что к ней относится?

- А кто изучает жизнь растений и животных?

Предлагает разделиться на группы: ботаников, зоологов, экологов. Поработать с учебником, атласом-определителем. Обсудить в группе, какие растения и животных можно встретить в зоне степей.

- Растения, животные.

- Ученые: ботаники, зоологи, экологи.

- Делятся на группы.

Работают с учебником, атласом-определителем, энциклопедиями. Отбирают изображения только тех растений и животных, которые относятся к зоне степей, занесенных в Красную книгу.

Готовят групповое сообщение. Записывают:

1. Ковыль, типчак, тюльпаны, пионы, маки, ирисы, таволга.

2. Кобылка, кузнечик, шмель, степной жаворонок, дрофа, серая куропатка, журавль-красавка, суслики, хомяки, мыши-полевки, степной орел, степной хорек, степная гадюка.

3. Журавль-красавка, степной орел, дрофа, кузнечик, степная дыбка, пион тонколистный

5. Афиширование – предъявление коллективных работ учеников.

Выслушивает сообщения групп.

Крепит отобранные изображения растений, животных.

Физминутка «Растения степи»

Рассказывают о растениях, животных, которых можно встретить в зоне степей, в то числе и занесенных в Красную книгу.

























6 . Разрыв – внутреннее осознание участником мастерской неполноты или несоответствия своего прежнего знания новому.

Предлагает послушать слова о живой природе А. Брема: «Недостаточно знать, что одно существо живет в лесу, другое в степи, а третье в море. Необходимо знать, как устроены эти леса, степи, моря. Каждое отдельное животное характерно имен но для своей родины… Когда мы сопоставляем среду, образ и условие обитания животного, мы постигаем его жизнь».

- О чем эти слова?

Предлагает группе ботаников найти и обсудить информацию о том, как растения приспособились к засушливым условиям жизни в степи.

Предлагает группе зоологов найти и обсудить информацию о том, как животные приспособились к жизни в степи.

Предлагает группе экологов найти и обсудить информацию о том, какие экологические проблемы возникли в зоне степей по вине человека.

Предлагает всем группам пользоваться карточкой-помогайкой и подготовить сообщение.

Выслушивает сообщения групп.

- От чего зависит жизнь растений и животных?

В схеме появляются таблички.



Географ. положение

Освещенность


Климат





Жизнь растений

Жизнь животных



Человек




- Что же у нас получилось?

Эти слова о том, что недостаточно просто знать, что животное или растение встречается в степи, а нужно знать, как оно приспособилось.








Работают в группе. Осуществляют поиск информации в учебнике, энциклопедиях. Обсуждают, готовят групповое сообщение. Записывают:

1. Тюльпаны, ирисы, пионы, маки, крокусы цветут только весной, потом листья и стебли отмирают, луковицы ввинчиваются глубоко в землю. Ковыль и типчак, плотный куст, узкие листья, длинные корни.

2. В траве много насекомых, значит много птиц. Гнезда в траве, на земле. Грызуны делают норы, чтобы прятаться от хищников. Окрас под цвет растительности – так они приспособились к жизни в степи.

3. Неумеренные заготовки лекарственных трав. Распашка степей – гибнут травы, птицы. Неумеренный выпас скота. Браконьерство.


Жизнь растений и животных зависит от климата. Жизнь животных зависит от растений и наоборот. Человек оказывает влияние на жизнь растений и животных и наоборот.


Природа зоны степей очень разнообразна, но она представляет собой единое целое.





7. Рефлексия

- А как вы думаете, почему лес не растет в степи?

Запишите названия растений, животных степи, которые вы запомнили.

Проверьте себя по учебнику, атласу-определителю.

Нарисуйте одну из рожиц:


Из-за недостатка влаги. К засухам степей приспособились только травы.

Записывают запомнившиеся названия растений и животных степи.

Проверяют выполненную работу самостоятельно. Оценивают свой уровень знаний и настроение.























Отрывок из произведения Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

«Степь, чем далее, тем становилась прекраснее… Вся поверхность земли представлялась зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки (васильки); желтый дрок выскакивал вверх своей пирамидальною верхушкою; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности; занесенный бог знает, откуда колос пшеницы наливался в гуще. Под тонкими их корнями шныряли куропатки, вытянув свои шеи. Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов… Степи, как вы хороши!»


Отрывок из произведения А.П. Чехова «Степь»


«…Роса испарилась, воздух застыл, и обманутая степь приняла свой унылый июльский вид. Трава поникла, жизнь замерла. Загорелые холмы, буро-зеленые, вдали лиловые, со своими покойными, как тень, тонами; равнина с туманной далью и опрокинутое над ними небо, которое в степи, где нет лесов и высоких гор, кажется странно глубоким и прозрачным, представлялись теперь бесконечными, оцепеневшими от тоски… Как душно и уныло!»


Карточка-помогайка для работы в парах


1. Где расположена зона степей? Наш край?

2. Какую территорию она занимает по сравнению с другими зонами?

3. В каком тепловом поясе находится зона степей? Как она нагревается и освещается солнцем?

4. Как выглядит земная поверхность зоны?

5. Нанесите зону на контурную карту.

6. Научитесь показывать зону на карте.


Карточка-помогайка для работы в группе


Ботаники

Как разные растения зоны степей приспособились к природным условиям (корень, стебель, листья)?


Зоологи

Как разные животные зоны степей приспособились к природным условиям (размер, форма, окрас)?


Экологи

Какие проблемы возникли в зоне степей по вине человека?




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Конспект урока по окружающему миру по теме: "Природные зоны России. Зона степей."

Автор: Снегирева Алла Александровна

Дата: 11.10.2019

Номер свидетельства: 522319

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Конспект урока по окружающему миру по теме "Природные зоны нашей России". "
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-po-tiemie-prirodnyie-zony-nashiei-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "137964"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417453723"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Конспект урока по окружающему миру по теме "Природные зоны нашей России Степи". "
    ["seo_title"] => string(89) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-po-tiemie-prirodnyie-zony-nashiei-rossii-stiepi"
    ["file_id"] => string(6) "137977"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417454584"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(204) "Конспект урока окружающего мира в 4 классе по теме: «Природные зоны России. Степь» (УМК «Начальная школа 21 века»)"
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_okruzhaiushchiegho_mira_v_4_klassie_po_tiemie_prirodnyie_zony_ro"
    ["file_id"] => string(6) "423233"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1498501671"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Конспект урока на тему "Зона лесов" "
    ["seo_title"] => string(36) "konspiekt-uroka-na-tiemu-zona-liesov"
    ["file_id"] => string(6) "196068"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427994457"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Конспект урока на тему "Почва России""
    ["seo_title"] => string(38) "konspiekt_uroka_na_tiemu_pochva_rossii"
    ["file_id"] => string(6) "364382"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1480525823"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства