kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по окружающему миру по теме: «Мы - жители Вселенной»

Нажмите, чтобы узнать подробности

учебная деятельностьь  по окружающему миру 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру по теме: «Мы - жители Вселенной»»

7


Приложение

Конспект урока по окружающему миру

с использованием здоровьесберегающих, игровых технологий, музыкотерапии,

художественного слова


Тема: «Мы - жители Вселенной»

Цель: познакомить со строением Вселенной.

Планируемые результаты: учащиеся научатся видеть взаимо­связь Земли и Вселенной, определять по схеме в учебнике число планет, их названия и порядок расположения в Солнечной систе­ме, аргументированно отвечать, доказывать свое мнение, анали­зировать, делать выводы, сравнивать.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, аудиозапись песни «Притяжение Земли» (муз. Д. Тухманова, сл. Р. Рождественско­го), фотографии Вселенной с телескопа Хаббл, фотографии или рисунки больших планет Солнечной системы, таблички с назва­ниями планет.

Ход урока:

Организационный момент

Актуализация знаний

Проверка домашнего задания

Учитель: - Что означает название «Российская Федерация»?

(Слово «федерация» означает «объединение», «союз»)

Учитель: - Сколько народов живет в России? Перечислите некоторые из них. (Более 150народов.)

Учитель: - Зачем народам России необходим государственный язык?

(Общий язык объединяет разные народы в общем Отечестве. На нем составляют государственные документы, ведут пере­говоры на международных встречах, учатся в школах и других учебных заведениях)

Учитель: - Что объединяет народы России в единый союз? (Общая ис­тория, общий язык, искреннее желание жить в мире.)

Самоопределение к деятельности

Учитель: - Отгадайте загадку:

Океан бездонный,

Океан бескрайний,

Безвоздушный, темный

И необычайный!

В нем живут вселенные,

Звезды и кометы.

Есть и обитаемые,

Может быть, планеты. (Космос)

Учитель: - Сегодня на уроке мы будем говорить о нашей Вселенной.

(Учащиеся отвечают на вопросы в рубрике «Вспомним» на с. 8 учебника)

Работа по теме урока

1. Беседа

Устройство Вселенной.

Людей с глубокой древности интере­совали тайны неба, особенно ночного. Много тысяч лет назад огромное количество звезд ночного неба древние греки назвали космосом, или Вселенной, что означало весь необъятный мир вне Земли.

(Учитель записывает термин на доске)

Вселенная - это весь окружающий нас бесконечный и вечный мир. Часто вместо слова «Вселенная» употребляют равнозначное ему слово «космос». В наблюдаемой нами части Вселенной пре­обладают самые легкие из веществ — газы водород и гелий. Из них в основном состоят звезды — огромные раскаленные небесные тела. Это самосветящиеся газовые шары, в центре которых темпе­ратура достигает многих миллионов градусов, а на поверхности — тысяч градусов. Солнце — одна из звезд.

Луч света распространяется в пространстве со скоростью 300 000 км/с. Значит, за секунду он сможет 9 раз облететь зем­ной шар. Чтобы долететь от Солнца до Земли, лучу света требу­ется 8 мин. От ближайшей после Солнца к Земле звезды Проксима Центавра из созвездия Центавр он доходит до Земли лишь за 4 года и 4 месяца.

Ученым известно множество звезд, от которых до нас лучи света доходят за сотни, тысячи, миллионы и даже миллиарды лет, — таковы размеры изученной ныне части Вселенной.

Солнечная система.

Солнце вместе с планетами и другими своими спутниками образует Солнечную систему. Вокруг Солнца, кроме Земли, обращаются еще 7 больших планет (Меркурий, Ве­нера, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун) и тысячи малых тел (астероиды и кометы). Но даже вместе взятые, все они по массе в сотни раз меньше Солнца.

Возможно, многие звезды во Вселенной имеют вокруг себя планеты и на некоторых из них есть жизнь или даже обитают ра­зумные существа.

Звездные системы.

Звезды объединяются в огромные систе­мы — галактики. В нашу галактику, кроме Солнца, входит еще около 100 млрд звезд.

От самых далеких галактик луч света доходит до Земли за миллиарды лет. Но это не предел размеров Вселенной. Когда будут построены еще более мощные телескопы, ученые обнару­жат и еще более далекие небесные тела — ведь Вселенная беско­нечна Все космические тела проходят сложный путь развития. Но как бы они ни менялись, то, из чего они состоят (материя), неуничтожимо. Вселенная не только бесконечна, но и вечна.

Как же устроена наша Вселенная? Она состоит из небесных, или космических, тел — звезд, планет, спутников планет.

(Учитель записывает термины на доске)

Звезды и планеты.

Учитель: - Рассматривая с помощью телескопов звезд­ное небо, ученые поняли, что звезды и планеты — это совершенно разные небесные тела.

(Учитель демонстрирует фотографии Вселенной, сделанные с помощью телескопа Хаббл)

Учитель: - В чем же их различие?

(Ответы учеников)

Учитель: - Мир звезд чрезвычайно разнообразен, и чем больше мы о нем знаем, тем интереснее путешествовать по звездному небу. В безоб­лачный вечер небо над головой усыпано множеством звезд. Они кажутся маленькими сверкающими точками, потому что находят­ся очень далеко от Земли. В действительности каждая звезда — это огромный светящийся раскаленный шар. Солнце — одна из звезд. Самые горячие звезды голубого цвета, другие, менее горячке, — красного. Звезды отличаются размерами — есть звезды-гиганты и звезды-карлики.

Солнце — звезда, преогромнейший шар.

Свет излучает, как будто пожар.

Ну а планеты тот свет отражают —

Восемь планет вокруг Солнца витают.

Ж. Парамонова

Учитель: - Как вы думаете, что означает слово «планета»?

(Ответы уче­ников)

Слово «планета» в переводе с греческого языка означает «блу­ждающая». Астрономы давно заметили, что время от времени в разных местах неба появляются странные светила-непоседы, которые меняют свое местонахождение, их и назвали планетами.

Планеты — это холодные небесные тела, не излучающие соб­ственного света.

Чем различаются звезды и планеты?

(Звездыогромные рас­каленные светящиеся космические тела. Планетыхолодные небесные тела, не излучающие собственного света)

Скажите: а что мы можем видеть на небе невооруженным глазом? (Звезды, Солнце, планеты, Луну, метеориты Вокруг некоторых планет Солнечной системы движутся их спутники — холодные небесные тела, которые удерживаются на своей орбите силой притяжения планет.

Работа по учебнику С. 8-9

Учитель: - Откройте учебник на с. 8—9. Рассмотрите иллюстрации. Ка­кую форму имеют Солнце, Земля, Луна? (Они имеют форму шара.)

По схеме на с. 9 расскажите о движении Земли и Луны. (Луна движется вокруг Земли, а вместе с Землейвокруг Солнца.)

Учитель: - Рассмотрите иллюстрацию на с. 10 учебника. Посчитайте, сколько планет движется вокруг Солнца. Как они называ­ются?

(8 планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун)

Учитель: - В каком порядке от Солнца расположены? Какая по счету Земля?

(Земля — третья по счету планета от Солнца)

(Учитель вывешивает на доску фотографии планет из космоса)

Меркурий.

Учитель: - Ближайшая к Солнцу планета Солнечной системы Меркурий получила свое название по имени древнеримского бога торговли. Эту планету очень трудно рассмотреть: она находится так близко от Солнца, что увидеть ее можно только в свете ве­черней зари. Поверхность планеты каменистая, пустынная, нет ни воды, ни воздуха.

Почему человек не сможет жить на планете Меркурий?

(От­веты учеников)

(Учитель читает стихотворение)

В честь бога торговли имеет названье,

Да нет атмосферы — вот наказанье!

Поверхность избили метеориты,

И жизни там нет — все бы были убиты.

Ж. Парамонова

Венера.

На втором месте от Солнца находится планета Венера. Она ярче всех звезд на небе. За свой прекрасный блеск она назва­на в честь богини любви, прекрасной и вечно юной. Эта планета также находится довольно близко от Солнца, поэтому увидеть ее можно либо ранним вечером, после захода Солнца, либо ранним утром, перед восходом Солнца. Из-за этого Венеру еще называют Авророй, что означает «утренняя звезда». Планета покрыта тол­стым слоем облаков. В воздухе содержится ядовитый газ — значит, дышать там человеку нельзя.

(Учитель читает стихотворение)

Климат имеет огромный дефект.

Причиной тому — парниковый эффект.

Газ ядовит в атмосфере Венеры.

Дышать невозможно! Жарко без меры!

Солнца не видно сквозь облака.

Жизнь невозможна. Но может, пока?

Ж. Парамонова

Учитель: - Почему человек не может жить на Венере?

(Ядовитая ат­мосфера, к тому же большое давление расплющит человека)

Земля.

Третья планета от Солнца - Земля. Это русское назва­ние планеты. У древних греков Земля называлась Гея. От этого названия произошли названия многих наук, изучающих все, что связано с Землей. Например: география — наука, описывающая поверхность Земли и все, что расположено на ней; геология — наука о недрах Земли.

Земля из всех планет наиболее удачно расположена по отно­шению к Солнцу. Она имеет атмосферу и температуру, благопри­ятную для жизни.

Марс.

Четвертая планета от Солнца называется Марс, по име­ни кровожадного бога войны у древних римлян. Марс имеет крас­новатый цвет, отличающий его от других планет. На Марсе есть горы, вулканы, ледяные полярные шапки и каналы, напоминаю­щие высохшие русла рек.

(Марс имеет два спутника: Фобос«Страх» и Деймос«Ужас». Планета покрыта сухим льдом, воды нет, нет атмосферы)

Юпитер.

Этим именем названа пятая планета Солнечной си­стемы. В римской мифологии Юпитер — верховное божество, бог неба.

Почему именно эту планету древние люди назвали име­нем главного божества?

(Юпитерсамая большая планета Солнечной системы. Поэтому она названа в честь верховного божества римлян)

Юпитер настолько велик, что все остальные планеты могли бы поместиться в нем. Это огромный шар из газов с твердым кри­сталлическим ядром. На Юпитере есть красное пятно, которое постоянно меняет свои место и форму. Ученые пока не могут объяснить это явление.

Почему человек не может жить на Юпитере?

(Ответы уче­ников)

Учитель: - Назовите шестую от Солнца планету.

(Сатурн)

Учитель: - Чем она интересна?

(Вокруг Сатурна несколько колец)

Сатурн.

Планета Сатурн названа в честь древнеримского бога времени. Она представляет собой большой шар, состоящий из жидкости и газа. У планеты 7 колец из газа, частиц льда, кам­ней и песка.

Учитель: - Почему человек не сможет выжить на этой планете? (Там холодно, тьма.)

Уран.

Седьмая планета Солнечной системы названа Ураном по имени древнегреческого бога неба. Согласно мифу он был свергнут Сатурном. Планета Уран представляет собой каменное ядро и замерзшие газы. Вращается, как бы «лежа на боку». Ее на­зывают «лежачая планета».

Нептун.

Восьмая планета Солнечной системы — Нептун — на­звана по имени бога морей. Открытие Нептуна было необычным. Вначале он был вычислен математически французским астроно­мом Леверье, а затем уже замечен в телескоп немецким астроно­мом Галле именно в той точке неба, на которую указал в своих вычислениях Леверье. Планета — громадный шар, состоящий из газа и жидкости. Называли еще и девятую планету — Плутон, но с 2006 г. Плу­тон ученые планетой не считают.

Закрепление.

Учитель: - Выполнение заданий в рабочей тетради Задание 2 (с. 6)

Ответ: Вселенная — это весь необъятный мир, частью кото­рого является и наша Земля.

Задание 3 (с. 7)

(После выполнения задания проводится взаимопроверка.) Ответ: звезды, планеты, спутники.

Задание 4 (с. 7)(После выполнения задания проводится взаимопроверка)

Рефлексия

Учитель: - Поиграем в игру.

Представьте схему расположения планет Солнечной системы вокруг Солнца (мет. стр.20-21).

Учитель: - Что нового вы узнали о планетах?

(Далее ученики обсуждают вопросы в рубрике «Подумаем!» на с. 11 учебника и проверяют правильность ответов на «Странич­ках Умного Совенка» (с. 120), читают текст в рубрике «Сделаем вывод» на с. 11)

Подведение итогов урока

Учитель: - Что такое планета?

- Что такое звезда?

- Чем планета отличается от звезды?

- Какая звезда дает энергию для существования жизни на Земле?

- Назовите самую большую (маленькую) планету Солнечной системы.

Домашнее задание

Прочитать текст в учебнике (с. 8—11), ответить на вопросы в рубрике «Проверим себя» (с. 11).

Выполнить задание 1 (с. 6) в рабочей тетради.

На следующий урок принести компас.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по окружающему миру по теме: «Мы - жители Вселенной»

Автор: Семенова Татьяна Петровна

Дата: 08.10.2019

Номер свидетельства: 522002

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "конспект  урока самопознание "Учимся дружить" "
    ["seo_title"] => string(46) "konspiekt-uroka-samopoznaniie-uchimsia-druzhit"
    ["file_id"] => string(6) "158231"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1421697180"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Конспект урока «Небесные тела: планеты и звезды».5 кл"
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-niebiesnyie-tiela-planiety-i-zviezdy-5-kl"
    ["file_id"] => string(6) "255150"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447867705"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Конспект и презентация на тему" Мифы Древней Греции" "
    ["seo_title"] => string(60) "konspiekt-i-priezientatsiia-na-tiemu-mify-drievniei-grietsii"
    ["file_id"] => string(6) "157146"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421561724"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "Мифы Древней Греции конспект урока "
    ["seo_title"] => string(39) "mify-drievniei-grietsii-konspiekt-uroka"
    ["file_id"] => string(6) "157153"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421562416"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "конспект урока по окружающему миру по теме: "Охрана животных" (с элементами краеведения) "
    ["seo_title"] => string(101) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-po-tiemie-okhrana-zhivotnykh-s-eliemientami-kraieviedieniia"
    ["file_id"] => string(6) "139537"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417739714"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства