Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру на тему "Озера"»
Тема урока: Озера – краса мира.
Цель: сформировать представление об озерах России и Калмыкии; познакомить с их местонахождением; развивать познавательную активность, умения работать с картой и дополнительной литературой; наблюдать, рассуждать, делать выводы.
Планируемые результаты.
Предметные: знать названия озер России, научатся находить и показывать на карте изучаемые озера России и своего края; сравнивать их по глубине; готовить и проводить презентацию своего исследования; характеризовать озеро своего края
- Какие горы разделяют Россию на европейскую и азиатскую части?
(Уральские горы) Покажите на карте.
- Покажите на карте равнины России.
- Какая гора в России самая высокая? (Эльбрус) К какой горной цепи она относится? (Кавказские горы)
- Какими природными ископаемыми богата наша страна? Калмыкия? - Назовите и покажите на карте самые крупные реки России (Волга, Обь, Енисей, Амур, Лена)
- Как называется место, где река берет начало? А место впадения реки в другую реку или в море или озеро?
- Какое значение имеют водоемы?
б) Индивидуальный опрос.
3. Самоопределение к деятельности.
- Отгадайте загадку:
Посреди поля лежит зеркало,
Стекло голубое, оправа зеленая. (Озеро, пруд) - Сформулируйте тему урока. О чем пойдет речь на уроке? (Озера)
Прочитайте ее на с. 66 учебника. Показ слайда 1.
- Какую цель поставим перед собой?
- Чему будем учиться? (находить на карте, характеризовать крупные озера)
Стихотворение ученика:
Как прекрасны бывают озера,
Окруженные лесом густым.
Над водою склоняются ивы,
Тихо шепчут под ветром кусты.
4. Работа по теме урока.
- Сегодня мы с вами совершим путешествие с помощью нашего друга – экскурсовода – карты России – по озерам.
Озера – краса мира. Они – настоящее украшение и богатство России. Озера – природные водоемы, расположенные в естественных углублениях земной поверхности, называемые озерными котлованами и не связанные с мировым океаном. Это естественные водоемы, замкнутые в берегах.
За особую красоту озера иногда называют голубыми глазами Земли. В России множество озер, около 2 миллионов. Они большие и маленькие, глубокие и мелкие, пресные и соленые. Есть очень большие по площади, такие, как Каспийское озеро. Есть и очень маленькие, как озеро Сарпа в Калмыкии. Какие озера вы знаете? На территории Калмыкии есть ли озера? Слайд 2. Карта Калмыкии.
- Посмотрите на карту Калмыкии.
- В Калмыкии, хоть и не так много, но все же есть озера. Это оз. Сарпа, озеро Маныч – Гудило.(показ слайдов)
Одно из самых крупных озер – Маныч – Гудило. Слайд 3.Его длина 150 км, ширина доходит до 13 км. Название «маныч» переводится с тюркского как «горький», а «гудило» - потому, что по ночам оно как будто гудит от ветра.
Сарпа – это озеро четырех достоинств.
Когда мы работаем по карте, мы должны показывать и обводить по контуру. Например, озеро Байкал, обозначают на карте как оз.Байкал.
Слайд 4. Каспийское море.
Начнем с самого большого озера. Каспийское море – самое большое озеро. Его называют морем из- за больших размеров и из-за того, что вода в нем соленая, как морская. Посмотрите, пожалуйста, на странице 66 учебника иллюстрацию. Расскажет нам об этом озере Владислав.
Доклад ученика
Слайд 5. Озеро Байкал.
- Продолжаем наше путешествие по озерам нашей необъятной страны. Впереди нас ждет самое глубокое пресное озеро мира. Догадались, какое?
Стихотворение ученика:
- Есть в тайге сибирской нашей
Больше моря чудо – чаша.
Это – озеро Байкал
В окруженье диких скал.
Конечно, это озеро Байкал. Это озеро расположено в азиатской части нашей России. Оно занесено в Список Всемирного природного наследия, называют Жемчужиной Сибири. Как вы думаете, почему?
- Что вы еще знаете о Байкале? Глубина озера Байкал – 1637 м.
Расскажет нам Герензел.
Доклад ученика
Слайд 6. Ладожское озеро. Остров Валаам.
- Посмотрите на карту. В глаза бросается обилие озер на северо – западе Восточно – Европейской равнины. Мы видим, что здесь находится Ладожское озеро. Также на этом озере есть остров Валаам. Несколько столетий назад там был основан православный монастырь. Существует он до сих пор. В этом озере берет начало река Нева. Говорит ли вам о чем – нибудь название реки? На этой реке стоит город Санкт – Петербург.
Доклад ученика.
Физминутка.
Ладога, Ладога
В нем чаек гам.
(Поднять руки вверх, покачать руками)
Мы плывем на остров, остров Валаам.
(показать, как гребут веслами)
Ладога, Ладога
Голубая ширь.
(Широко развести руки)
На скалистом острове
Чудо – монастырь.
(Поднять руки высоко вверх)
Ладога, Ладога
Красота земли.
(Наклоны вправо – влево)
Голубика – ягода
В капельках зари.
(Наклониться, присесть)
Слайд 7. Онежское озеро. Заповедник Кижи.
Настоящим озерным краем называют Республику Карелию. Вот мы с вами видим – столица Карелии – город Петрозаводск. Этот город стоит на берегу Онежского озера. Только представьте себе – в Карелии более 40 тысяч озер! По праву ее называют именно так – край озер!
- Что вам известно о музее заповеднике Кижи?
- Это музей – заповедник, в котором есть деревянные постройки – церкви. Это один из крупнейших в России музеев под открытым небом, внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Доклад ученика.
Ладожское и Онежское озера – крупнейшие озера европейской части России. Эти озера с пресной водой. Их связывает река Свирь, вытекающая из Онежского озера и впадающая в Ладожское . Не зря эти 2 озера в народе называют Онего – батюшка и Ладога – матушка. На берегах этих озер много исторических памятников. Рассмотрите иллюстрации на странице 68.
Слайд 8. Озеро Селигер.
Доклад ученика.
Слайд 9. Телецкое озеро.
Доклад ученика .
6. Закрепление изученного материала.
Работа по учебнику.
- На берегах рек и озер селились издревле люди, строили села, города. Как вы думаете. А почему?
- На берегах водоемов ловили рыбу, они связывали по воде города и села, страны друг с другом. Они красивы. На берегах отдыхают люди. Озера – огромные хранилища пресной воды.
- Как должен относиться человек к рекам и озерам?
- Не бережное отношение может привести к тому, что озера мелеют, постепенно превращаются в болота.
Работа в рабочей тетради.
С. 38 – 39 № 2-3
7. Итоги урока.
Рубрика «Проверим себя». С.69
- читает 1 ученик.
Игра «Проверь себя»
- Сейчас я вам буду говорить утверждения, если вы согласны, поднимайте карточку со знаком «+», если нет – то со знаком «-»:
- Каспийское море – озеро. (+)
- Самое большое озеро в России – Ладожское.(-)
- В России около 2 миллионов озер.(+)
- Во всех озерах вода пресная.(-)
- Ладожское и Онежское озера соединяются рекой Свирь.(+)
- В Калмыкии нет озер.(-)
- Байкал занесен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.(+)
- Вот и подошло к концу наше путешествие. Понравилось ли вам?
- Что интересного узнали?
- Какие озера запомнились больше всего? Какие озера есть у нас в Республике?
- Назовите самые крупные озера России.
- Почему мы должны охранять озера?
- Мы все – россияне, должны гордиться богатой природой своей страны и делать все возможное для ее сохранения.