Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру на тему: "Кладовые Земли"»
ТЕМА: Заглянем в кладовые Земли.
Предметные результаты:
иметь представление о камнях, как части неживой природы;
познакомиться с горными породами и минералами;
различать и узнавать горные породы и минералы;
научиться различать составные части гранита;
узнавать изученные камни на иллюстрациях и в натуральном виде.
Метапредметные результаты:
определять названия красивых камней с помощью атласа-определителя (А.Плешаков) и учебника;
рассказывать о значении камней в нашем доме и изделий из них;
соотносить изделия и природные камни, из которых они изготовлены;
высказывать своё отношения к изделиям из камня;
предлагать собственные варианты подобных изделий и рисовать их эскизы.
Личностные результаты:
осознавать значение красивых камней и изделий из них в нашем доме;
делиться эмоционально-эстетическими впечатлениями от восприятия образцов камней;
обсудить поучительную историю одной коллекции камней.
Предварительная работа.
Учитель готовит коллекцию минералов и горных пород ; дети заранее готовят пересказ рассказа «Моя коллекция»
Оборудование:
мультимеа, интерактивная доска, презентация «Кладовые Земли», атласы-определители «От земли до неба», лупы, коллекция камней (гранит), тексты для учащихся, цветные карандаши, учебники, рабочие тетради на печатной основе; модели созвездий.
Ход урока.
I.Орг. момент
II. Актуализация знаний.
Проверка домашнего задания.
- Кто скажет, о чем мы говорили на прошлом уроке окружающего мира?
Выставка фрагментов из пластилина «Звёздное небо» (на доске)
Ночью звёзды загораются
И в созвездья собираются.
- Назовите, какие созвездия вы моделировали с помощью пластилина?
- Сколько зодиакальных созвездий существует?
- Кто подготовил материал о созвездии, под которым родился?
(выслушиваются рассказы детей)
III. Мотивация учебной деятельности.
- А теперь с небес мы спустимся на землю. Даже не на землю, а под землю. Сегодня на уроке мы заглянем в кладовые Земли. (слайд №1)
- Откройте учебники на стр. 44 и прочитайте учебно-познавательную задачу нашего сегодняшнего урока.
(Узнаем, что такое горные породы и минералы. Научимся различать составные части гранита. Обсудим поучительную историю одной коллекции камней)
IV. Работа по теме.
Начальные представления о горных породах.
- Недра Земли и её поверхности хранят в себе многочисленные природные богатства. Те богатства, которые добывают из недр Земли или с её поверхности, называют полезными ископаемыми. Современная жизнь невозможна без добычи и использования полезных ископаемых. Одни используются в строительстве (песок, глина, гранит), другие – как топливо (нефть, газ, каменный уголь, торф), из третьих выплавляют металлы.
- С некоторыми из горных пород вы сталкиваетесь почти каждый день. Отгадайте, с какими: (слайд №2)
Этот мастер белый-белый
В школе не лежит без дела:
Пробегает по доске,
Оставляет белый след. (МЕЛ)
Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
Он и в стекле расплавлен даже. (ПЕСОК)
Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу -
Она понадобится сразу. (ГЛИНА)
Он очень прочен и упруг,
Строителям – надёжный друг.
Дома, ступени, постаменты
Красивы будут и заметны. (ГРАНИТ)
- Дайте общее название всем этим предметам.
(Полезные ископаемые) Читаем хором.
- Что такое полезные ископаемые? Прочитайте об этом первые три абзаца в тексте, который лежит у вас на столах.
(слайд №3)
- А теперь вспомните, с какими горными породами познакомились в 1 классе? (Известняк, гранит, кремень) (слайд №4)
- Горные породы существуют в трёх состояниях. Одни бывают твёрдые – это гранит, известняк, кремень; другие жидкие – это нефть. Бывают и газообразные – это природный газ.
2. Знакомство с минералами. Работа с атласами-определителями.
- Минералы окружают нас повсюду. Из них состоят все горные породы и полезные ископаемые. С минералами мы сталкиваемся ежедневно.
- Возьмите в руки простой карандаш. Рассмотрите его стержень. Этот минерал называется графит.
- Или, к примеру, обычная поваренная соль, которая у каждого найдется дома на кухне. Это тоже минерал.
- Есть среди минералов и редкие вещества: серебро, золото, алмазы.
- Несмотря на то, что минералы так по-разному выглядят, у них есть общие свойства: это твердые вещества с однородным составом. В природе они встречаются в своем естественном виде, и каждый обладает индивидуальной кристаллической структурой. Кроме того, у минералов бывает различный блеск. Он может быть стеклянным, перламутровым, металлическим, восковым.
- Большинство драгоценных камней – это минералы. Наиболее почетное место среди них занимают алмазы, изумруды, сапфиры и рубины.
- Давайте рассмотрим их в атласе-определителе на с. 16 - 17. Какие вы здесь увидели минералы?
- Некоторые минералы бывают только одного цвета. Прочитайте о малахите.
Так, малахит всегда зелёный, лазурит – синий.
- Но многие минералы могут иметь большое количество расцветок. Давайте прочитаем о янтаре, коралле, жемчуге, бирюзе.
- Драгоценные камни – аристократы среди минералов. Но есть в их семье и «простые труженики», которые содержат различные металлы и поэтому более важны для человека. Это руды, из которых получают все металлы от алюминия до цинка.
3. Практическая работа. (слайд №5)
- Перед вами на столах лежат кусочки гранита. Рассмотрите их с помощью лупы.
- Найдите цветные зёрна. Это минерал полевой шпат.
- Найдите полупрозрачные зёрна. Это минерал кварц.
- Найдите чёрные блестящие зёрна. Это минерал слюда.
(слайд №6)
- Минералы полевой шпат, кварц и слюда, соединяясь вместе, образуют горную породу – гранит.
- Давайте откроем рабочие тетради на с. 32 и заполним схему 1. Что же мы здесь запишем в табличках?
- Прочитайте задание №2 на с. 33. Приготовьте два карандаша: зелёный и желтый.
- Что будем закрашивать зелёным цветом? Что раскрасили жёлтым?
- Оценка выполненной работы (достигнута ли цель). Прочитайте цель нашей работы. Как вы считаете, научились ли вы различать составные части гранита? Давайте запишем вывод нашей работы: я научился различать составные части гранита.
4. Чем отличаются горные породы от минералов? (слайд №7)
5. Где используют богатство земных кладовых? (слайд 8)
6. История о коллекции камней.
- Давайте послушаем одну историю о коллекции камней, которую приготовили мои помощники Вова и Юра.
Обсуждение:
- Кем стал автор этого рассказа?
- Что помогло ему определиться с выбором профессии?
- Как вы думаете, можно ли назвать эту историю поучительной? Почему так думаете?
- А кто знает, как называется профессия людей, которые изучают горные породы и ведут поиск полезных ископаемых? (Геологи. В С-Петербурге горный институт)
V. Домашнее задание.
- Прочитайте задание №2 в рабочих тетрадях. Отметьте. Его вы выполните дома после чтения текста учебника и статьи «Горные породы», что лежат у вас на столах.
ГОРНЫЕ ПОРОДЫ
Вся поверхность Земли состоит из горных пород. Камушки на берегу реки, мел, которым вы пишите в классе, уголь – всё это горные породы. Из горных пород, называемых рудами, добывают различные металлы.
Все горные породы, полезные для человека, так и называют – полезные ископаемые. Почему ископаемые?
Потому что многие из них находятся под землёй, закрыты от нашего взгляда, их надо извлечь («ископать», говорили в старину) из-под земли. А чтобы сделать это, нужно знать, где и как образуются разные горные породы.
Вы, наверное, видели бурные реки, которые текут в узких горных ущельях. Их вода несёт с собой камни, песок и мелкие частички глины, которые образуются при разрушении гор. Реки впадают в море, и вместе с речной водой в море «впадают» камни, песок и глинистые частички. Они опускаются на дно моря.
Так год за годом, сотни тысяч и миллионы лет на дне океанов и морей накапливаются громадные толщи осадков. Со временем они уплотняются и превращаются в горные породы – песчаники и сланцы. Их называют осадочными, потому что они образовались в результате осаждения на дне рек, озёр, морей.
В морях и океанах живут рыбы, по дну ползают крабы и морские улитки. За многие миллионы лет на дне накапливается огромное количество скелетов и панцирей умерших обитателей моря, из которых со временем тоже образуется горная порода – известняк. Мел, которым вы пишите, - это и есть известняк.
Вы, конечно, не раз видели мелкие озёра или болота, вокруг которых растёт лес. Когда деревья погибают, многие из них опускаются на дно болот, сверху их засыпает песок и глина. Из этих деревьев, попавших на дно древних озёр и болот много миллионов лет назад и пролежавших там всё это время, образовался каменный уголь. А золотисто-жёлтый янтарь – это окаменевшая смола древних хвойных деревьев.
В самых глубинах Земли очень высокая температура и большое давление. Камни там плавятся и превращаются в магму – огненную жидкость. По глубоким трещинам в Земле раскалённая магма поднимается к поверхности и вырывается наружу. В таких случаях на Земле происходят вулканические извержения. Из вулкана вылетают камни и изливается магма. На поверхности Земли она остывает, затвердевает, и из неё образуется базальт – очень прочная горная порода.
Но не всегда раскалённая магма достигает поверхности. Во многих случаях она застывает в глубинах Земли и там превращается в породы.
Горные породы, образующиеся при застывании магмы, называются магматическими.
Присмотритесь к кусочку гранита и вы увидите, что он состоит из нескольких минералов. Как дом состоит из кирпичей, так и многие горные породы состоят из отдельных минералов.
Вместе с гранитом в глубинах Земли образуются очень нужные полезные ископаемые – руды разных минералов. Из одних руд добывают железо, из других – свинец, из третьих олово.
До сих пор шёл рассказ о твёрдых горных породах. Но есть горные породы жидкие, например нефть, и газообразные – природный газ.
Геологи изучают горные породы и ведут поиск полезных ископаемых.
- Ребята, этот текст взят из книги «Что такое? Кто такой?». Это энциклопедия.
- У кого дома есть такая книга?
- А если нет, то где её можно взять, чтобы почитать?
- Ребята, эта книга в 3-х томах. Я принесла на урок только 1-й том. Здесь очень много увлекательной и полезной информации. Думаю, что вам она будет интересна.
- И еще отметьте задание №3. Вам придется поработать дома с атласами – определителями и приготовить дополнительное сообщение о граните, полевом шпате, кварце или слюде по выбору. А краткие сведения о них внесите в тетрадь.
VI. Рефлексия учебной деятельности.
- Что мы увидели, заглянув в кладовые Земли?
- Что нового и интересного узнали?
- А как вы думаете, горные породы и минералы к какой природе будут относиться: живой или неживой? Почему так думаете?
- Из чего состоит гранит?
- Чем отличаются горные породы от минералов?
- Сравните свои выводы с выводами мудрой Черепахи на с. 47 в учебниках.
- Кто запомнил название профессии людей, изучающих горные породы и минералы?