kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по окружающему миру 4 класс " ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке учащиеся познакомятся с племенами восточных славян. Узнают их обычаи. Научатся работать с исторической картой, находить информацию в таблицах, анализировать полученный материал.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру 4 класс " ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ"»

Конспект урока по окружающему миру 4 класс «Восточные славяне»

Тип: Урок открытия нового знания.

Форма урока: традиционная.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуально-групповая; использование ИКТ в познавательном процессе.

Методы: объяснительно-иллюстративные, систематизация результатов поисковой деятельности.

Цели урока: формирование представлений обучающихся о происхождении восточных славян – предках нашего народа – и их образе жизни; развитие аналитического и образного мышления; воспитание чувства национального достоинства и любви к родине.

Задачи:

1. познакомить обучающихся с территориальным расселением, общественным устройством, религией, бытом и нравами восточнославянских племен;

2. развивать умения работать с различными источниками информации (картами, текстовыми документами, учебником, иллюстрациями, видеофильмом), самостоятельно делать выводы, обосновывая их фактами, излагать собственные суждения об исторических событиях, устанавливать их взаимосвязь;

3. способствовать формированию у обучающихся уважительного отношения к истории и культуре наших предков.

  • рабочий лист;

  • раздаточный материал (карточки для работы в парах и группах);

  • проектор, интерактивная доска, компьютер.

Ход урока.

Учитель: У вас на партах лежит фрагмент самой древней из известных историкам летописи – Повести временных лет, авторство которой приписывают монаху Нестору. Давайте познакомимся с этим текстом.

//О чем пишет Нестор? – О расселении славянских племен.

На прошлом уроке мы говорили о различных народах, населяющих в древности территорию России. Сегодня же наш разговор пойдет о… восточных славянах.

// запись темы в тетрадь

Учитель: Предложите свой план изучения новой темы. Что мы должны с вами узнать, чтобы уметь характеризовать жизнь и быт наших предков?

// «мозговой штурм»: предполагаемый результат:

  1. Прародина (предки) славян.

  2. Местоположение (расселение) славян.

  3. Занятия.

  4. Управление.

  5. Верования.

  6. Быт и нравы.

Учитель: О предках славян мы с вами уже упоминали – это были племена индоевропейцев. На основании текста параграфа (с. 14-15) заполните схему «Рас селение восточных славян» на рабочих листах.

Учитель: Вернёмся на минутку к летописи Нестора. Ответьте, пожалуйста, на вопрос №2 – О каких группах славян пишет летописец?

// О южных (болгары), западных (ляхи и чехи) и восточных

Учитель: Давайте определим, где же, по мнению Нестора, расселились восточные славяне. Используя текст ПВЛ и атлас (стр. 4) выполните в контурных картах на стр. 3 задание №2. Заполнив карту, вам необходимо справиться с заданием №2 на рабочем листе – установить соответствие, соединив название племени. Кто заканчивает быстрее всех, поднимает руку и становится консультантом.

// заполнение карты; первичное закрепление – выполнение задания на соотношение - №2 на рабочем листе.

Учитель: Какой следующий пункт нашего плана? – вопрос о занятиях восточных славян. Внимание на экран. Мы с вами знаем, что занятия людей во многом зависят от природных условий, в которых они живут. Ознакомьтесь с историей расселения восточных славян и ответьте на вопрос: отличались ли условия для перехода к цивилизации у восточных и южных славян?

//работа с видеофрагментом; ответ на поставленный вопрос

О каких методах обработки земли вы узнали?

Учитель: У вас на партах есть конверт с карточками. Представьте, что вы поляне, древляне, или, быть может, ильменские словене. Вам необходимо вспахать и засеять поле. Расположите карточки, на которых указаны этапы деятельности, в правильной последовательности в центре парты.

//работа в парах, учитель контролирует

Учитель: Как вы думаете, может такое быть, чтобы наши предки занимались только земледелием? – Вряд ли. Давайте вновь обратимся к тексту учебника – стр. 17.

// чтение текста с комментариями

Учитель: Какой вид деятельности стал для вас неожиданным?

//БОРТНИЧЕСТВО – (запись в тетрадь) – собирание мёда

Учитель: Теперь вы хорошо осведомлены о занятиях наших предков. Автор видеоролика особо подчеркнул роль торговли в жизни славян. Как вы знаете, торговля предполагает обмен произведёнными товарами. Сейчас вам временно предстоит из земледельцев превратиться в торговцев. У вас в контурных картах лежит название товара, который вам нужно продать. Какие-то из этих товаров – заморские диковины и редкости, их еще нужно привезти на берега Днепра. Поэтому заморские купцы, взяв свой товар, отправляются к доске, где вас буду встречать я. Другие же торгуют тем, что производят и добывают сами славяне. Они по пути «из варяг в греки» отправляются в противоположную от доски сторону, там где-то в конце класса находится город Константинополь, в котором вам необходимо обменять свой товар на золотые монеты. Обещаю, что вся выручка останется вам на долгую память и счастливую жизнь.

//работа в группе=физкультминутка «торговля»; учитель проверяет правильность сделанного выбора, дети возвращаются на свои места

Учитель: А теперь вспомните, пожалуйста, кто стоял во главе родовой общины и племени? Из предложенного списка необходимо выбрать названия органов власти в племени.

//один человек работает у доски с интерактивной схемой; остальные контролируют и комментируют его работу;

Учитель: Как вы думаете, система управления славян будет включать в себя данные элементы? – Конечно. Вот только некоторые названия у них будут звучать иначе, по-славянски.

//завершение схемы, запись новых слов (ВЕЧЕ, КНЯЗЬ)

Учитель: (слайд 11) В общем виде схема управления славянским племенем будет выглядеть следующим образом. Обратите внимание на военную организацию славян – НАРОДНОЕ ОПОЛЧЕНИЕ. Вспомните, что означает это понятие.

//стр. 23 – (для тех, кто забыл) военная организация, включающая в себя всех мужчин племени, способных держать оружие

Постепенно родовые общины у славян заменяются соседскими (или территориальными). Сами славяне такую общину назвали ВЕРВЬ (записать в тетрадь).

Учитель: Пришла пора нам поговорить о том, во что же верили восточные славяне, каким богам поклонялись. Прочитайте стихотворение на слайде. Как мы видим, славяне представляли окружающий их мир в виде дерева – Мирового древа, которое объединяло три мира – Навь – мир предков, Явь – мир живых людей и Правь – мир потомков и богов (вряд ли славяне использовали термин «мировидение»).

Почему слово Род написано с большой буквы? – это имя бога. Поскольку их жизнь напрямую зависела от сил природы, славяне верили, что этими силами управляют многочисленные духи и боги. На Рабочих листах выполните задание №3.

// выполнение задания №3

Учитель: Как называется вера во множество богов? – ЯЗЫЧЕСТВО. Можем ли мы сделать вывод о том, сто восточные славяне были язычниками? – Да, можем. Но в отличие от древних египтян или греков славяне не строили специальных храмов. Места для поклонения своим богам они выбирали на лесных полянах или высоких холмах, где под открытым небом устанавливались ИДОЛЫ – статуи языческих богов. Такие места назывались КАПИЩЕМ. Не было у славян и специального сословия жрецов. Но они верили, что есть особые люди, наделённые способностью общаться с богами, понимающие язык птиц и зверей, умеющие лечить самые страшные заболевания. Они называли их ВОЛХВАМИ или КУДЕСНИКАМИ.

Учитель: Времени у нас остается мало, поэтому давайте запишем домашнее задание. // запись домашнего задания

Учитель: Какой вопрос плана изучения темы у нас остался не раскрытым? – быт и нравы восточных славян. Этот вопрос вам надо будет рассмотреть дома, при чтении параграфа. А пока давайте проверим, что же вы узнали и поняли за время нашего урока. На экране появляются предложения; вам необходимо с ними согласиться или не согласиться. Если согласны – на счет «раз, два, три» - вы встаете, если нет – садитесь (или остаетесь сидеть).

// «активное голосование»



3



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по окружающему миру 4 класс " ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ"

Автор: Попрыгина Ирина Николаевна

Дата: 15.06.2021

Номер свидетельства: 583458

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Конспект урока окружающего мира на тему "Жизнь древних славян" (4 класс) с использованием ЭОР и ИКТ"
    ["seo_title"] => string(108) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-na-tiemu-zhizn-drievnikh-slavian-4-klass-s-ispol-zovaniiem-eor-i-ikt"
    ["file_id"] => string(6) "253196"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447530865"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Конспект урока на тему "Верования восточных славян" "
    ["seo_title"] => string(56) "konspiekt-uroka-na-tiemu-vierovaniia-vostochnykh-slavian"
    ["file_id"] => string(6) "146126"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419085874"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "конспект урока  "жизнь древних славян" окружающий мир "
    ["seo_title"] => string(59) "konspiekt-uroka-zhizn-drievnikh-slavian-okruzhaiushchii-mir"
    ["file_id"] => string(6) "119216"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413367511"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Конспект внеклассного мероприятия "История создания книги""
    ["seo_title"] => string(60) "konspiektvnieklassnoghomieropriiatiiaistoriiasozdaniiaknighi"
    ["file_id"] => string(6) "309209"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1458752709"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства