Конспект урока по окружающему миру 4 класс " ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ"
Конспект урока по окружающему миру 4 класс " ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ"
На уроке учащиеся познакомятся с племенами восточных славян. Узнают их обычаи. Научатся работать с исторической картой, находить информацию в таблицах, анализировать полученный материал.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру 4 класс " ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ"»
Конспект урока по окружающему миру 4 класс «Восточные славяне»
Тип: Урок открытия нового знания.
Форма урока: традиционная.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуально-групповая; использование ИКТ в познавательном процессе.
Методы: объяснительно-иллюстративные, систематизация результатов поисковой деятельности.
Цели урока: формирование представлений обучающихся о происхождении восточных славян – предках нашего народа – и их образе жизни; развитие аналитического и образного мышления; воспитание чувства национального достоинства и любви к родине.
Задачи:
1. познакомить обучающихся с территориальным расселением, общественным устройством, религией, бытом и нравами восточнославянских племен;
2. развивать умения работать с различными источниками информации (картами, текстовыми документами, учебником, иллюстрациями, видеофильмом), самостоятельно делать выводы, обосновывая их фактами, излагать собственные суждения об исторических событиях, устанавливать их взаимосвязь;
3. способствовать формированию у обучающихся уважительного отношения к истории и культуре наших предков.
рабочий лист;
раздаточный материал (карточки для работы в парах и группах);
проектор, интерактивная доска, компьютер.
Ход урока.
Учитель: У вас на партах лежит фрагмент самой древней из известных историкам летописи – Повести временных лет, авторство которой приписывают монаху Нестору. Давайте познакомимся с этим текстом.
//О чем пишет Нестор? – О расселении славянских племен.
На прошлом уроке мы говорили о различных народах, населяющих в древности территорию России. Сегодня же наш разговор пойдет о… восточных славянах.
// запись темы в тетрадь
Учитель: Предложите свой план изучения новой темы. Что мы должны с вами узнать, чтобы уметь характеризовать жизнь и быт наших предков?
// «мозговой штурм»: предполагаемый результат:
Прародина (предки) славян.
Местоположение (расселение) славян.
Занятия.
Управление.
Верования.
Быт и нравы.
Учитель:О предках славян мы с вами уже упоминали – это были племена индоевропейцев. На основании текста параграфа (с. 14-15) заполните схему «Рас селение восточных славян» на рабочих листах.
Учитель: Вернёмся на минутку к летописи Нестора. Ответьте, пожалуйста, на вопрос №2 – О каких группах славян пишет летописец?
// О южных (болгары), западных (ляхи и чехи) и восточных
Учитель:Давайте определим, где же, по мнению Нестора, расселились восточные славяне. Используя текст ПВЛ и атлас (стр. 4) выполните в контурных картах на стр. 3 задание №2. Заполнив карту, вам необходимо справиться с заданием №2 на рабочем листе – установить соответствие, соединив название племени. Кто заканчивает быстрее всех, поднимает руку и становится консультантом.
// заполнение карты; первичное закрепление – выполнение задания на соотношение - №2 на рабочем листе.
Учитель:Какой следующий пункт нашего плана? – вопрос о занятиях восточных славян. Внимание на экран. Мы с вами знаем, что занятия людей во многом зависят от природных условий, в которых они живут. Ознакомьтесь с историей расселения восточных славян и ответьте на вопрос: отличались ли условия для перехода к цивилизации у восточных и южных славян?
//работа с видеофрагментом; ответ на поставленный вопрос
О каких методах обработки земли вы узнали?
Учитель:У вас на партах есть конверт с карточками. Представьте, что вы поляне, древляне, или, быть может, ильменские словене. Вам необходимо вспахать и засеять поле. Расположите карточки, на которых указаны этапы деятельности, в правильной последовательности в центре парты.
//работа в парах, учитель контролирует
Учитель: Как вы думаете, может такое быть, чтобы наши предки занимались только земледелием? – Вряд ли. Давайте вновь обратимся к тексту учебника – стр. 17.
// чтение текста с комментариями
Учитель:Какой вид деятельности стал для вас неожиданным?
//БОРТНИЧЕСТВО – (запись в тетрадь) – собирание мёда
Учитель:Теперь вы хорошо осведомлены о занятияхнаших предков. Автор видеоролика особо подчеркнул роль торговли в жизни славян. Как вы знаете, торговля предполагает обмен произведёнными товарами. Сейчас вам временно предстоит из земледельцев превратиться в торговцев. У вас в контурных картах лежит название товара, который вам нужно продать. Какие-то из этих товаров – заморские диковины и редкости, их еще нужно привезти на берега Днепра. Поэтому заморские купцы, взяв свой товар, отправляются к доске, где вас буду встречать я. Другие же торгуют тем, что производят и добывают сами славяне. Они по пути «из варяг в греки» отправляются в противоположную от доски сторону, там где-то в конце класса находится город Константинополь, в котором вам необходимо обменять свой товар на золотые монеты. Обещаю, что вся выручка останется вам на долгую память и счастливую жизнь.
//работа в группе=физкультминутка «торговля»; учитель проверяет правильность сделанного выбора, дети возвращаются на свои места
Учитель: А теперь вспомните, пожалуйста, кто стоял во главе родовой общины и племени? Из предложенного списка необходимо выбрать названия органов власти в племени.
//один человек работает у доски с интерактивной схемой; остальные контролируют и комментируют его работу;
Учитель:Как вы думаете, система управления славян будет включать в себя данные элементы? – Конечно. Вот только некоторые названия у них будут звучать иначе, по-славянски.
//завершение схемы, запись новых слов (ВЕЧЕ, КНЯЗЬ)
Учитель:(слайд 11) В общем виде схема управления славянским племенем будет выглядеть следующим образом. Обратите внимание на военную организацию славян – НАРОДНОЕ ОПОЛЧЕНИЕ. Вспомните, что означает это понятие.
//стр. 23 – (для тех, кто забыл) военная организация, включающая в себя всех мужчин племени, способных держать оружие
Постепенно родовые общины у славян заменяются соседскими (или территориальными). Сами славяне такую общину назвали ВЕРВЬ (записать в тетрадь).
Учитель:Пришла пора нам поговорить о том, во что же верили восточные славяне, каким богам поклонялись. Прочитайте стихотворение на слайде. Как мы видим, славяне представляли окружающий их мир в виде дерева – Мирового древа, которое объединяло три мира – Навь – мир предков, Явь – мир живых людей и Правь – мир потомков и богов (вряд ли славяне использовали термин «мировидение»).
Почему слово Род написано с большой буквы? – это имя бога. Поскольку их жизнь напрямую зависела от сил природы, славяне верили, что этими силами управляют многочисленные духи и боги. На Рабочих листах выполните задание №3.
// выполнение задания №3
Учитель:Как называется вера во множество богов? – ЯЗЫЧЕСТВО. Можем ли мы сделать вывод о том, сто восточные славяне были язычниками? – Да, можем. Но в отличие от древних египтян или греков славяне не строили специальных храмов. Места для поклонения своим богам они выбирали на лесных полянах или высоких холмах, где под открытым небом устанавливались ИДОЛЫ – статуи языческих богов. Такие места назывались КАПИЩЕМ. Не было у славян и специального сословия жрецов. Но они верили, что есть особые люди, наделённые способностью общаться с богами, понимающие язык птиц и зверей, умеющие лечить самые страшные заболевания. Они называли их ВОЛХВАМИ или КУДЕСНИКАМИ.
Учитель: Времени у нас остается мало, поэтому давайте запишем домашнее задание. // запись домашнего задания
Учитель:Какой вопрос плана изучения темы у нас остался не раскрытым? – быт и нравы восточных славян. Этот вопрос вам надо будет рассмотреть дома, при чтении параграфа. А пока давайте проверим, что же вы узнали и поняли за время нашего урока. На экране появляются предложения; вам необходимо с ними согласиться или не согласиться. Если согласны – на счет «раз, два, три» - вы встаете, если нет – садитесь (или остаетесь сидеть).