- организовать учебно - поисковую деятельность по формированию представления о природной зоне пустыни, об особенностях климата и поверхности, её растительного и животного мира;
- формировать умения работать с географической картой, дополнительной литературой;
осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.
Работа над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности.
-слушать и понимать речь других.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание |
Этап мотивации 3 минуты | - Я очень рада Войти в приветливый ваш класс И для меня уже награда Вниманье ваших умных глаз. Я знаю: каждый в классе гений. Но без труда талант не впрок. Скрестите шпаги ваших мнений Мы вместе сочиним урок! Предлагаю вам отправиться в путешествие, в мир природы. Скажите, на чём можно отправиться в путешествие? - А если нам надо пересечь половину нашей необъятной страны, на каком виде транспорта быстрее добраться до нужного места? - Что нужно пассажиру для поездки в транспорте? - У вас на каждой парте лежит билетик. Билет не обычный, это пропуск в следующую природную зону. Чтобы туда попасть, мы с вами должны выполнить задание. Посмотрите, на каждом билете номер, который соответствует с вопросом на картинке. На обратной стороне билета таблица, в ней вы будите отмечать справились ли вы с заданием. Если справились успешно, то напротив задания ставите +, если же не справились или были затруднения ставите -. Готовы отправиться в путешествие? - Дети, вы заметили, что вас рассадили по 3 человека, получилось 4 группы. А как будет называться ваша группа вы узнаете, когда получите конверт с заданием. - Ребята, работать на уроке вы будите в группах. Давайте вспомним правила работы в группах. | - ответы детей. - самолет - билет - да - ответы детей | (приложение 1) На парте у детей лежит билет |
Этап актуализация полученных знаний 5 минут | - Итак, кто желает первым ответить на вопрос? Какие животные встречаются в степях? Какие из них занесены в Красную Книгу? Куропатки, жаворонки, ящерицы, лиса, волк, грызуны, птица Дрофа и лошадь Кулан занесены в Красную книгу. | В чём заключается главная особенность степи? Четко выражены 4 сезона: зима холодная, весна теплая, засушливое лето и сухая осень | Почему в степи нет лесов? Потому что деревьям не хватает влаги | Как называются ветра, которые можно увидеть в степи летом? суховеи, пыльные бури | | Дети по очереди отвечают на вопросы После задания дети отметить на билете + или – | После каждого ответа детей, учитель перевёртывает картинку на доске. |
Этап постановки темы урока и плана 3 минуты | - Снова пришёл долгожданный миг Нам пора в дорогу Он зовет нас в загадочный мир Таинственный мир природы. Сегодня свои тайны раскроет ещё одна природная зона России. - Ребята, в какую природную зону мы попали? - По каким признакам вы определили это? - Правильно, а теперь давайте сформулируем тему нашего урока - Чтобы не заблудиться в мире информации о пустынях, предлагаю наметить план, что мы хотели бы узнать о зоне пустыни, для этого сформулируем задачи урока. - Географическое положение Особенности климата Растительный мир Животный мир | - пустыня - ответы детей - Зона пустынь | Учитель на доску вывешивает план работы (приложение3) |
Этап изучение нового материала 15 минут | - Пустыня…Что вы представляете себе, когда слышите это слово? - В пустыне всё непривычно и непонятно. - Предлагаю, одному из команды вытягивает конверт с заданиями. - В конвертах находятся помогайки, которые помогут вам выполнить творческое задание и ответить проблемный вопрос. Далее выступление детей, защита своих работ (вывешивает на доску) Физминутка. Солнце светит высоко- Очень – очень высоко, А колодец далеко- Очень-очень далеко, А вокруг одни пески Слева, справа всё пески. А пески те горячи Очень-очень горячи. Караван идёт день полный Впереди нелёгкий путь. Но хозяин очень добрый, Дал верблюдам отдохнуть. | - ответы детей Каждая команда выбирает конверт с заданиями Работа в группах Защита творческих работ После задания дети отметить на билете + или – | На доску учитель вывешивает памятку работы в группе (приложение 4) (приложение 5) Каждое задание учитель вешает на доску. |
Этап первичного закрепления материала 5 минут | - Ребята, давайте проверим как вы усвоили новый материал. Я вам буду зачитывать высказывания, если вы согласны, то напротив каждого высказывания ставьте +, если высказывание не соответствует теме урока, то ставите -. Пустыня – место, где много солнца, горячего сухого воздуха, но мало воды. ( +). Зона пустынь сменяет зону степей. (+). Бархан – это растрескавшийся глинистый участок поверхности (-). Верблюд не может долгое время находиться без воды. (-). Корни верблюжьей колючки проникают на глубину почти 20 метров добывая влагу. (+). - Давайте сверим ваши ответы с доской. | Каждый ученик получает карточку с заданием Самооценка После задания дети отметить на билете + или – | Работы сдайте учителю На доску учитель вешает правильные ответы (приложение 6.) |
| Выставление оценок | | |
Домашнее задание 2 минуты | - Ребята, домашнее задание будет творческим. Подготовить рассказ на тему «Моё путешествие по пустыне». | | |
Рефлексия 7 минут | - Итак, наш урок подходит к завершению. Мы у себя дома, а пустыня все также далеко, где-то за горизонтом. Эта желтая страна ждет своих исследователей. - Как вы думаете, выполнили мы за урок поставленные задачи в начале урока? - Скажите, что вы узнали интересного для себя на сегодняшнем уроке? - А теперь давайте представьте себе, кем бы вы оказались в пустыне: верблюжьей колючкой, если вы ничего не поняли, если поняли, но не все, то колосником, а если все поняли с урока, то дерево саксаул. | - ответы детей - ответы детей Дети выбирают соответствующую картинку и прикрепляют на картину Пустыни. | (приложение 7) |