Конспект урока по окружающему миру 3 класс "В царстве грибов"
Конспект урока по окружающему миру 3 класс "В царстве грибов"
Формировать представление о строении грибов, их роли в жизни растений и животных. Показать разнообразие грибов и их значение для человека. Воспитывать бережное отношение к природе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру 3 класс "В царстве грибов"»
Урок окружающего мира.
3 класс
Тема:В царстве грибов.
Цель: сформировать представления о грибах как об особом царстве живой природы; познакомить с особенностями строения и разновидностями грибов; формировать представление о роли грибов в жизни растений, животных и человека; воспитывать бережное отношение к природе.
Планируемые результаты:
Предметные:
- знать о наличии царства грибов
- знать строение гриба
- Значение грибов в природе
- Как грибы использует человек
Метапредметные:
- сравнивать свои выводы с текстом учебника;
- классифицировать грибы на две группы: съедобные и несъедобные;
- строить монологическое высказывание, учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений, осознанно читать тексты с целью освоения и использования информации,
- работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, схема);
Личностные:
- осознавать значение грибов для леса, для животных, для человека
- осознавать значение бережного отношения к природе
Тип урока: изучение нового материала
Формы работы:фронтальная, групповая, парная
Оборудование:компьютер, мультимедийный проектор, карточки с текстами для работы в парах, сигнальные карточки, презентация к уроку, тест «Грибы» (презентация), учебник «Окружающий мир. 3 класс»
Ход урока
1.Организационный момент.
- Составьте из слов предложение и определите девиз нашего урока:
«Мир освещается солнцем, а голова – знанием» /открыть на доске/
- Как вы понимаете эти слова? Зачем человеку знания?
- Солнце - символ жизни, оно несет свет, развитие, без него все живое перестало бы существовать. О человеке, который обладает знанием или стремится его получить, говорят «светлая голова». Знания дают человеку возможность жить, развиваться и принимать правильные решения. Я желаю вам сегодня на уроке получить новые знания, которые пригодятся в жизни.
2.Актуализация опорных знаний.
Проверочная работа по материалам РМК (15мин).
3. Мотивация к учебной деятельности.
/слайды «осенний лес»/
Хочу пригласить вас сегодня в лес. В добрый лес, могучий лес, Полный сказок и чудес. Если внимательны будете, дети, Чудные тайны откроете эти.
Какую природу можно встретить в лесу? Живую и неживую.
- Ребята, а что такое лес?
Лес - это природное сообщество, где растут не только деревья и кустарники, но и травянистые растения, живут разнообразные животные. Какое значение имеет лес в природе? (Дом для растений и животных, он дарит кислород для дыхания, сохраняет водоемы и почву, имеет лекарственные растения, источник воды и пищи).
- Какие царства живой природы мы можем встретить в лесу?
Отправляясь в лес на уроке нам нужно собрать рюкзак. Что мы с собой возьмём? /Знания, умения, навыки/
4. Самоопределение к деятельности.
- Сегодня к нам на урок пожаловал старичок – лесовичок и пришел он к нам не с пустыми руками.
/шум дождя/ /достать красиво упакованный подарок/
- Ребята, как вы думаете, какой подарок приготовил вам лесовичок? Отгадайте.
/развернуть/
- Для чего нам лукошко?
- Кто из вас догадался, о чем пойдет речь на уроке?
Лесовичок принёс корзинки каждому из вас и одну большую для всего класса. Для того, чтобы наполнить корзинку грибами, нужно быть очень внимательным и трудолюбивым. За хорошую работу Лесовичок будет дарить вам подарки.
-Сегодня на уроке мы подробно познакомимся с удивительным царством живых организмов. А каким, вы узнаете отгадав загадку: Под сосною у дорожки Кто стоит среди травы? Ножка есть, но нет сапожка, Шляпка есть – нет головы. (Гриб)
- А почему вы считаете, что это гриб? Докажите
- А как вы думаете, какая тема нашего урока? Сформулируйте тему урока!
- Сегодня мы с вами отправимся в царство грибов.
/открыть тему урока/
- Какую цель поставите перед собой?
/познакомиться с разнообразием грибов, …/
- Чтобы достичь цели урока составим
план /кластер/
Значение грибов в природе
С троение грибов
Виды грибов Как грибы использует человек
- Что вы уже знаете о грибах?
/съедобные и несъедобные/
- На какие вопросы вы хотели бы получить ответы?
/-какие бывают грибы,где они растут, к какому царству относятся, как правильно собирать грибы, строение грибов/
ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС:
- Какое значение имеют грибы в природе и жизни человека?
- Это один из главных вопросов нашего урока, я надеюсь, что в конце урока, вы сможете дать на него полный ответ.
- Для того чтобы решить поставленные задачи, я предлагаю вам сегодня быть в роли исследователей.
-Каждый исследователь должен владеть основными доступными методами исследования:
подумать самостоятельно;
понаблюдать;
найти информацию в книге;
спросить у другого человека;
5. Изучение нового материала. - Какая наука изучает растения? Животных?
- Какая наука изучает грибы?
МИКОЛОГИЯ («микос – гриб, «логос» - наука) /открыть на доске/
- Сегодня мы более подробно познакомимся с удивительным царством грибов . Представителей этого царства учёные долгое время не могли отнести к ни, царству растений, ни к царству животных.
Беседа по теме урока.
Грибы́ (лат. Fungi или Mycota) — царство живой природы, объединяющее эукариотические организмы, сочетающие в себе некоторые признаки как растений, так и животных. Грибы изучает наука микология, которая считается разделом ботаники, поскольку ранее грибы относили к царству растений. Грибы - удивительнейшие из живых существ, населяющих нашу планету. Существует 120 000 разновидностей грибов. При этом для человека важны примерно 500 видов: более 300 опасны для человека, а остальные используются в различных целях. Однако, несмотря на сравнительно небольшой видовой состав, это царство включает в себя наиболее поразительные формы. Среди них есть съедобные и смертельно ядовитые грибы, мясистые «цветы» Некоторые грибы могут достигать больших размеров (например, плодовое тело некоторых дождевиков иногда имеет вес 5 кг). Презентация «Грибы» Грибы имеют исключительно важное значение для человека. Почти 150 представителей этого царства употребляется людьми в пищу. Высокопитательные плодовые тела шляпочных грибов содержат витамины, белки и прочие полезные вещества. Многие грибы очень «дружат» с определенными деревьями и кустарниками и обычно селятся под ними. Так, белый гриб мы чаще находим в дубовых и березовых лесах. Рыжики - под соснами и елями. Подосиновики - под осиной. Такая «дружба» выгодна и грибу, и дереву. Грибница гриба оплетает корни деревьев и получает от них готовый сахар. Гриб же дает дереву питательные вещества, которые он берет из почвы. Грибы довольно быстро заселяют пни, оставшиеся после вырубки. Эти грибы - лесные санитары. Они перерабатывают мертвую древесину и очищают лес.
Ребята, как вы думаете, из каких частей состоит гриб?
Работа с учебником. -Давайте рассмотрим строение гриба. Стр 49
- Грибы – это удивительные живые существа, населяющие нашу планету.
- Если в том месте, где растет гриб разрыть почву, то можно увидеть ветвящиеся белые нити.
- Как они называются? /грибница/
- Грибница – подземная часть гриба, это и есть сам гриб, очень похожа на паутину.
- Из каких частей состоит наземная часть гриба? /шляпка, ножка или пенек/
- Все вместе плодовое тело.
- Грибница растет более 100 лет, а плодовое тело появляется лишь на несколько дней (от 3 до 7)
Работа в паре/карточки/
Подпишите строение гриба. Строение гриба
Проверка:
(слайд)
Грибы, которые мы обычно видим в лесу, состоят из шляпки и ножки. А под землей от ножек тянутся в разные стороны тонкие белые нити. Это грибница – подземная часть гриба. Шляпка и гриб образуют плодовое тело
.
Вопрос: 1. Из каких частей состоит гриб? Подпишите части гриба
План ответа.
Мы выяснили, что гриб имеет следующие части:
1)
2)
3)
6. ФИЗМИНУТКА
Мы шли, шли, шли,
Белый гриб нашли.
Раз — грибок, два — грибок -
Положили в кузовок.
(собирают рассыпанные грибы)
7. Закрепление изученного.
-Ребята, на какие две большие группы можно разделить грибы?
Съедобные и несъедобные
Посмотрите на слайды.
- Какие грибы вам знакомы?
Грибы в природе играют очень важную роль. Какую? -Уничтожая растительные и животные остатки, они выполняют большую санитарную работу по очистке окружающей среды, создавая полезные вещества. Без деятельности грибов на Земле накапливались бы высохшие листья, истлевшие деревья и животные.
Грибы играют важную роль в круговороте веществ в природе — они разлагают органические соединения до неорганических (минеральных), которые могут в дальнейшем усваиваться растениями. Почвенные грибы играют огромную роль в почвообразовании — обогащают его (плодородный) слой. Микориза, которую образуют грибы и растения, положительно влияет на рост и развитие растений.
Плодовые тела шляпочных грибов потребляет много животных: млекопитающие, грызуны, белки, барсуки, кабаны, лоси, косули), птицы, сухопутные моллюски и много насекомых.
Ученые насчитали на Земле около 100 тысяч разнообразных грибов. Из шляпки и ножки состоят ШЛЯПОЧНЫЕ ГРИБЫ
они похожи на зонтик.
- Какие шляпочные грибы вы знаете? - Грибы разнообразны по форме и цвету, есть грибы, похожие на цветы, мячики, бокальчики, камни, рожки. Посмотрите на
необычный гриб – это березовый гриб – чага. - Ребята, как вы думаете, что будет, если хлеб долго пролежит в пакете? - Он покроется вот такой плесенью. (Показываю) - Оказывается плесень - это тоже грибы, только очень маленькие – одноклеточные, ПЛЕСНЕВЫЕ. Плесень очень живуча. Даже если случится катастрофа и мир погибнет, плесень выживет. Победить ее невозможно и оградиться от ее вторжения тоже. Она способна вызвать аллергию, легочные заболевания. Покрывшиеся плесенью продукты могут быть смертельно опасными для человека. В тоже время плесень используют для приготовления некоторых сортов сыра, лекарства, например, пенициллина, который спас жизни миллионам людей.
На свете есть еще и ДРОЖЖЕВЫЕ грибы, которые мы употребляем в пищу каждый день! С их помощью выпекают хлебобулочные изделия. Вывод:грибы бывают шляпочные, плесневые и дрожжевые.
- Некоторые виды грибов внесены в Красную книгу России.
- Как человек использует грибы? - Съедобные грибы называют иногда растительным мясом. В них много необходимых организму питательных веществ и витаминов.
Работа с учебником
-Сейчас вам необходимо найти и изучить информацию о питании, размножении и о связи грибов с деревьями.
Работа в группах.
Обсудите полученные знания в группе и подготовьте результаты исследования.
1 гр.(карточки) –питание (где берут), 2 гр.(карточки) –питание (Чем?), 3 гр.(карточки) – с кем дружат грибы, 4 гр.(учебник) – роль грибов в природе, 5 группа (учебник)-охрана грибов
Обмен информацией.
1 группа
Грибы не могут сами производить для себя питательные вещества, как растения. Они поглощают питательные вещества из находящихся в почве мертвых растений и животных.
Вопрос: где берут питательные вещества растения и почему?
План-ответ.
Мы узнали, что грибы не могут сами вырабатывать …….. .
2 группа
Некоторые грибы добывают пищу из остатков растений и животных, находящихся в пне или в почве, или получают её с помощью корней деревьев. Нити грибницы срастаются с корнями деревьев. Так грибы и деревья вместе добывают питание. Деревья дают грибам питательные вещества, сахар, а грибы помогают корням всасывать воду с растворёнными в ней минеральными солями.
Вопрос: чем питаются грибы.
План-ответ
В ходе исследования мы узнали, что грибы питаются ………. и ………
3 группа
Грибы часто растут под деревьями. Грибам нужна влага и тепло, если будет сухо или холодно, то грибы не вырастут! Это проверено временем... Для роста грибов должен пройти тёплый летний дождик (он так и называется - грибной дождь) и ночи должны быть тёплые, обязательно... Даже для роста осенних грибов, когда необходим тёплый дождь и хотя бы немного утреннего солнца. Если эти условия не соблюдены, тогда и грибов не будет.
Вопрос: что нужно для того, чтобы росли грибы?
План - ответ:
Для нормального роста грибов нужны …….. и ……..
Общий вывод:
1. Имеет шляпку, ножку, грибницу.
2. Не могут сами вырабатывать питательные вещества.
3. Питаются останками живых существ.
4. Питаются солями из почвы.
5. Для нормального роста нуждаются в тепле и влаге.
6. Самостоятельно не передвигаются.
Правила сбора грибов
Собирай только хорошо знакомые грибы!
Если сомневаешься – гриб в корзину не клади!
Не бери старые грибы – в них яд.
Грибы срезай ножом или выкручивай!
Не собирай грибы возле дорог – в них много вредных веществ!
- Ребята, а можно сбивать ядовитые грибы? (Нет, так как они являются лекарством для некоторых животных)
Сообщение групп: 1 гр. –ВЫВОД…. И т.д.
«Значение для природы и человека ядовитых грибов»
1. Я - бледная поганка,
очень опасна для человека, но
Я нужна деревьям.
Сосны, ели, берёзы без меня зачахнут.
А ещё меня используют для
приготовления сильных лекарств.
2. Я - мухомор людям тоже пригожусь.
Ведь они меня так и назвали, мухомор значит мух морить.
И лесным жителям я просто необходим: они лечатся мной от паразитов.
3. Мы - ложные опята, мы ярче и
красивее своих съедобных собратьев.
Мы разрушаем пни, поваленные стволы,
Опавшие сучья.
Мы - санитары леса!
Вывод: все грибы полезны для природы и человека.
- Многие съедобные и несъедобные грибы очень похожи. Поэтому мы обязательно должны с вами знать отличительные признаки. Работа по таблицам.
Вывод: Многие съедобные грибы имеют несъедобных двойников. Нужно уметь их различать!
- Сегодня мы много говорили о грибах. А сейчас мне бы хотелось проверить ваши знания по теме.
Тест
- Напротив высказывания, которое вы считаете верным, поставьте плюс; напротив неверного высказывания, поставьте минус.
1. Ядовитые грибы лесу не нужны.
2. Шляпка и ножка образуют плодовое тело.
3. Грибы – санитары леса..
4. Ядовитые грибы надо уничтожать.
5. В лесу нужны только съедобные грибы.
6. В лесу нужны все грибы: и ядовитые, и съедобные.
7. Размножаются спорами.
8. Собирая грибы без ножа, их надо вырывать с грибницей.
9. Нельзя собирать грибы, которых не знаешь.
10. Не производят питательные вещества, а поглощают из почвы.