Конспект урока по математике на тему: "Связь между суммой и слагаемыми"
Конспект урока по математике на тему: "Связь между суммой и слагаемыми"
познакомить с взаимосвязью между компонентами действия сложения, вывести правило нахождения неизвестного слагаемого; формировать вычислительные навыки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по математике на тему: "Связь между суммой и слагаемыми"»
Урок по математике в 1 классе
Тема:Связь между суммой и слагаемыми.
(1 класс)
Цель урока: познакомить с взаимосвязью между компонентами действия сложения, вывести правило нахождения неизвестного слагаемого; формировать вычислительные навыки.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Долгожданный дан звонок, Начинается урок. Вы проверьте, все ль в порядке – Книжки, ручки и тетрадки.
2. Актуализация знаний.
СЛАЙД 2
- Назовите «соседей» числа 4.
- Сколько жильцов живет в каждой квартире домика числа 4.
2. Устный счет (Условие – первичная информация)
– Сегодня мы съездим в гости к Веселым человечкам, а вот на чем мы отправимся, узнаете, если правильно выполните задания арифметического диктанта.
Найдите сумму чисел 3 и 4. ( 7)
Уменьшите 10 на 2. ( 8 )
Увеличьте 4 на 2. ( 6 )
1 слагаемое - 5, 2 слагаемое – такое же. Чему равна сумма? ( 10 )
10 без 1. ( 9 )
В магазине игрушек было 6 резиновых мячей, а кожаных – на 4 больше. Сколько кожаных мячей было в магазине?
В букете 3 белых розы и 2 красных. Сколько всего роз в букете?
1 ученик работает за доской, остальные на местах. Проверка работы с помощью светофоров.
СЛАЙД 3-4
В результате у детей получается ряд чисел: 7, 8, 6, 10, 9, 10, 5.
Пользуясь таблицей, подпишите под цифрами ответов буквы. Вы узнаете, на чём мы отправимся путешествовать.
– Итак, отправляемся в путешествие.
3. Работа по теме урока. (Первичная модель – образ объекта)
Практическая работа. СЛАЙД 5
– Мы подъехали к первому домику, в нем живет Самоделкин. – Положите 2 синих треугольника, рядом 4 желтых. Сколько всего треугольников? Какой выражение составим? СЛАЙД 6-9 2 + 4 = 6
- Как называются числа при сложении?
- Прочитайте это выражение по-новому, используя названия компонентов действия сложения. (Над числами прикрепляются карточки со словами: 1 СЛАГАЕМОЕ, 2 СЛАГАЕМОЕ, СУММА) – Так сколько всего у нас фигур? ( Всего 6 фигур.) Закройте ладошкой все синие треугольники.
- Что осталось?
- Сколько их?
- Как получили число 4? 6 – 2 = 4
Прочитайте выражение, вспомнив названия чисел при сложении.
– Что такое 6 в первом примере? 2? 4? (Над числами прикрепляются карточки с названиями) –Посмотрите на фигуры. Сколько всего фигур? Всего 6 фигур. Закройте ладошкой все желтые фигуры. Что осталось? Сколько их? Как получили число 2? 6 – 4 = 2 – Что такое 6 в первом примере? 2? 4? (Над числами прикрепляются карточки с названиями) – Рассмотрите все три примера. Что заметили? ( Когда из суммы 6 вычли первое слагаемое 2, то получили второе слагаемое 4; когда из суммы 6 вычли второе слагаемое 4, то получили первое слагаемое 2)
- Какой можно сделать вывод?
- Связаны ли между собой сумма и слагаемые?
- Слагаемые и сумма связаны между собой математическими действиями сложением и вычитанием. Они дружат друг с другом, поэтому их называют взаимообратные.
Так какова тема нашего сегодняшнего урока. Прочитайте в учебнике, что мы будем рассматривать на уроке?
4. Сообщение темы урока: СЛАЙД 10
«Связь между суммой и слагаемыми».
5. Работа по учебнику.
СЛАЙД 11
Паровозик привез нас к следующему домику – домику Буратино.
- Откройте учебники на стр.26. – Буратино решил напоить нас чаем. – Рассмотрите первую полку. Сколько красных кружек? Сколько синих? Сколько всего? 3 + 2 = 5 – Прочитайте это равенство, используя слова-названия компонентов. – Рассмотрите второй рисунок. Было 5 чашек. Какие кружки и сколько закрыли дверцей? Сколько осталось? Какое выражение составили? 5 – 3 = 2 – Прочитайте равенство, используя слова 1 СЛАГАЕМОЕ, 2 СЛАГАЕМОЕ, СУММА. – Рассмотрите третий рисунок. Было 5 чашек. Какие кружки и сколько закрыли дверцей? Сколько осталось? Какой пример составили? 5 – 2 = 3 – Прочитайте равенство, используя слова 1 СЛАГАЕМОЕ, 2 СЛАГАЕМОЕ, СУММА. – Рассмотрите примеры. Какую связь заметили между тремя примерами?
СЛАЙД 12
Вывод: Если из суммы вычтем 1 слагаемое, то получится 2 слагаемое. Если из суммы вычтем 2 слагаемое, то получится 1 слагаемое.
6. Физкультминутка
Буратино потянулся, Раз – нагнулся. Два – нагнулся. Руки в стороны развёл,
Ключик видно не нашёл,
Чтобы ключик нам достать
Нужно на носочки встать.
7. Требование. Закрепление изученного материала.
СЛАЙД 13
А мы подъехали к домику Незнайки. Давайте поможем ему ответить на вопрос.
Можно ли не считая, а, используя и зная пример на сложение, решить пример на вычитание.
8. № 3 в учебнике.
- Закончите предложения. Работаем в парах. Один начинает читать предложение, второй продолжает.
После выполнения задания , учитель задает детям вопрос:
– Мы показали Незнайке, что можно решить пример на вычитание, если знаешь пример на сложение? – Давайте поможем ему рассказать правило, которое помогло нам составлять и решать примеры.
ЕСЛИ ИЗ СУММЫ ВЫЧЕСТЬ 1 СЛАГАЕМОЕ, ТО… ПОЛУЧИТСЯ 2 СЛАГАЕМОЕ. ЧТОБЫ НАЙТИ 1 СЛАГАЕМОЕ, НАДО… ИЗ СУММЫ ВЫЧЕСТЬ 2 СЛАГАЕМОЕ.)
9. Повторение изученного, решение задач и примеров.
СЛАЙД 14
Паровозик привез нас к следующему домику – домику Карандаша.
- Посмотрите, в каком номере представлены задачи?
- Рассмотрите первую картинку. О чем будет задача? Прочитайте начало условия, дополните его, глядя на картинку. Прочитайте вопрос к задаче.
- Каким словом можно заменить в вопросе слово ТЕПЕРЬ? -- Рассмотрите вторую картинку. О чем будет эта задача? Также дополните условие, глядя на картинку. Прочитайте вопрос ко второй задаче.
– Сравните вопросы.
- Каким действием будем решать первую задачу? Почему?
Решение примеров №5 для тех, кто быстро справится с задачей.
10. Итог урока.
- Что нового мы сегодня узнали на уроке? ( слагаемые и сумма связаны между собой)
- У меня в руках Копилка достижений. У каждого из Вас на столе солнышко. Расскажите, чему научились на уроке. Опустите в Копилку достижений солнышко.
11.Рефлексия.
- Ребята, сегодня на уроке вы справились со всеми заданиями.
- А теперь оцените свои достижения при помощи смайликов.
- Кому было легко выполнять задания, поднимите зелёный смайлик.
- Кто испытывал трудности, поднимите жёлтый смайлик.
- Кому было скучно на уроке, поднимите красный смайлик.
На этом наш урок закончен. Вы сегодня очень хорошо поработали, у нас всё получилось.