2. Мотиватиционный | Внимание девочки! Внимание мальчики! Приготовьте ручки, Разомните пальчики. Мы будем сегодня считать, складывать и вычитать. И задачи, задачи решать. А теперь покажите мне, как должен сидеть настоящий ученик? Молодцы! Сейчас открываем тетради. От последней записи отступаем 2 клетки, записываем сегодняшнее число. |
3. Актуализация опорных знаний | Устный счет. Проверка табличного умножения и деления. 7*4; 6*2; 81:9; 8*5; 21:3; 23+8; 16:4 Какой пример лишний? Сколько всего сотен в числах? 200, 715, 1943, 2020, 3168 С какими единицами мы начали знакомиться на последних уроках? (единицы времени) а) Перечислите единицы времени б) Назовите единицы времени меньше одного часа в) Назовите единицы времени больше одного часа г) Разложите единицы времени в порядке возрастания. Что значит в порядке возрастания? (от самой маленькой единицы до самой большой единицы). Ребята, как вы думаете, какая единица времени самая большая? (век) (слайд 3) Физкультминутка (слайд 4) |
5. Открытие новых знаний: | Ребята, кто скажет, что такое лента времени? (слайд 5) - Лента времени - это прямая линия, на которой отмечают в определенной последовательности разные годы. Ленту времени используют для того, чтобы представить ход времени. Самая правая точка - год, в котором мы живем. Левее будут располагаться предшествующие годы или столетия, в зависимости от того, какое время мы хотим определить. Чтобы проще было вести счет большим промежуткам времени, каждые сто лет считаются одним веком. Века обозначают римскими цифрами. (слайд 6) - Кто мне ответит, сколько лет в 1 веке? (100лет) (слайд 7-8) Вывод: Век- это промежуток времени равный 100 годам. - Что веками можно измерить? (Длительные периоды в истории стран, городов, планеты Земля, человечества) - Теперь давайте определим век. (слайд 9) - А век у нас определяется вот так: сначала определим количество сотен в этом числе. Почему сотен? (сотни – это век). Ребята, количество сотен в числе показывает, сколько веков уже прошло. Например: если после первых двух цифр идут нули, то век – это количество сотен в числе – 1300 год – 13 (XIII) век, 1400 год – 14 (XIY) век. Например: но если вместо нулей будут любые другие цифры, то значит идет следующий век – 1301 год – определяем, сколько всего сотен, их 13, +1=14(XIY) век, так как идет следующий век. 1415 год - 15 (XY) век. Так же определяется век по дате из трех цифр, например: 900 год - 9 (IX) век, 901 год – 10 (Х) век. 901 год означает, что прошло полных девять веков и пошел первый год десятого века. (слайд 10) |
6. Первичная проверка понимания | Работа с плакатами : первый плакат 1945-2020 гг., второй – 100-летие образования Чувашской автономной области (слайд 12-13) Физкультминутка (слайд 11) -Открываем учебник на стр.51, и читаем правило в верхнем углу. (Более крупная единица времени, чем год,- век. 1 век равен 100 годам.) а) Выполняем устно задание под № 248 (Москва основана в 1147г. В каком веке она основана (в 12 веке)? Москва - столица какой страны? А как называется столица Чувашской Республики? Город Чебоксары основан в 1469 г. Какой это век? (15 век) |
7 Первичное закрепление: | а) №249. А.С. Пушкин родился в 1799 г., а умер в 1837 г. В каком веке он родился и в каком умер (18 и 19 века)? Кто такой Пушкин? Какие произведения А.С. Пушкина вы знаете? (слайд 14)( Устно) б) №247 (письменно в парах). Сколько лет в 3 веках? в10 веках? В 19 веках? Сколько веков составляет 600 лет? 1100 лет?1700лет? 2000лет? Который по счету век наступил в 2001г. -Пропускаем от последней записи 2 клетки, между столбиками отступаем 4 клетки (один у доски, все остальные по парам у себя в тетради). 3в.=300лет 600 лет=6 в. 10в.=1000 лет 1100 лет= 11 в. 19в.=1900 лет 1700 лет=17 в. 2000 лет =20 в. 2001 г.= 21 в. -Как вы решили? (Находим сколько всего сотен и +0 или +1) - № 249- аналогично. -Теперь обратимся к ленте времени, которая на полях (резерв). -К каким векам относится данная лента времени? (20в.-21в.) 1)- Посмотрите, в каком году родилась бабушка? (1949 г.) - Посмотрите, в каком году родился дедушка? (1947 г.) - Насколько бабушка моложе дедушки? (на 2 года) - С мамой и папой (сестрой и братом) аналогично. 2) Используя ту же ленту времени, покажи, какой сейчас год, в каком году ты родился, в каком году ты пошел в школу? -Сейчас делимся на группы по 4 чел-ка. Я раздаю вам карточки на которых написаны даты, ваша задача определить век, та группа кто первым закончит выйдет к доске. 1546г.- 1945г.- 1460г.- 1110г.- 1200г.- 1000г.- 988г.- 2010г.- 326г.- 789г.- Ответы найдете на слайде. Оцените себя. |
7. Итог: | Ребята, вы сегодня очень активно работали! Наш урок подходит к завершению. Давайте с вами подведем итоги. Что мы с вами сегодня повторили? Мы выполнили с вами поставленную цель, закрепили полученные знания? Расшифруйте пословицы: 100 лет живи, 100 лет учись (век живи, век учись) Делу время, а потехе 60 минут (Делу время, а потехе час) (слайд 15) Записываем дом.задание в дневники-стр.51 №253(1,2) |