Актуализация знаний. Целеполагание | -Послушайте песню и после прослушивания ответьте на вопрос: о чем там поется? (Учитель включает аудиозапись «Сказки гуляют по свету») -О чем поется в данной песне? -Правильно о сказках. (Учитель на доске записывает слово сказка) -А какая это сказка, когда одни придумали, другой добавил, третий продолжил…? (Учитель записывает рядом со словом «сказка» слово «народная») -Все народы любят сочинять сказки. Не исключение и наш народ. Сегодня мы вновь познакомимся со сказкой, созданной нашим народом, а значит, это будет какая сказка? (На доске, по мере ответов детей, собирается надпись: русская народная сказка) -Какие виды русских народных сказок вы помните? -Какие отличительные особенности волшебных сказок вы знаете? -Что отличает сказки о животных? -А какие особенности бытовых сказок вы помните? -Сегодня мы продолжим знакомство с новой бытовой сказкой. Но для начала обратите внимание на слайд. Прочитаем эти пословицы. (Приложения 3, 4) -Что объединяет эти пословицы? -Подберите к этому понятию другое близкое по значению слово. -Если вы затрудняетесь, то прочитайте стихотворение. (Приложение 5) -Почему с совой не хочется встречаться? -Трусость - страх. Эти слова похожи, но и отличаются. Трус – человек, легко поддающийся чувству страха. Трусость – поведение труса, боязливость. (Приложение 6) Страх – очень сильный испуг, сильная боязнь. (Приложение 7) -Были ли у вас случаи, когда вы испытывала страх? -Действительно, можно от страха себе навыдумывать много всего, чего нет на самом деле. -Сегодня мы познакомимся с произведением, где герои тоже такого себе навыдумывали. -Прочитайте тему урока. ( Приложение 8) -Определите цель нашего урока, исходя из темы. (Приложение 9) -Какую сказку мы изучали на прошлом уроке? -Нам необходимо повторить содержание сказки. -Прочитайте первую задачу урока. (Приложение 10) -Прочитайте название сказки. (Приложение 11) -Как вы думаете, о чем там может идти речь, судя по названию? -Хорошо. Мы можем предположить, что в сказке пойдет речь о том, что герои попали в необычную ситуацию, которая их учит чего-то не бояться. Но чтобы лучше знать, о чем там пойдет речь нам нужно познакомиться с содержание сказки. Определите вторую задачу урока. -Познакомившись с содержание сказки нам необходимо закрепить свои знания. Поэтому, какова будет третья задача урока? -Мы с вами определили цель и задачи урока. Я желаю вам успехов в достижении цели! | Слушают песню. -В этой песне поется о сказках. -Народная. -Русская. -Волшебные сказки, бытовые сказки и сказки о животных. (Приложение 2) -В них происходит волшебство. -В этих сказках главные герои - животные. -В бытовых сказках происходят обычные, обыденные действия. Главные герои чаще всего люди. Действие происходит в деревнях, в избах, в обычных домах. 1. Пуганая ворона и куста боится. 2. Не ходи в лес, коли зайца боишься. 3. Трус собственной тени боится. 4. Кто дрожит, тот и бежит. -Эти пословицы объединяет трусость. У совы-совищи Круглые глазищи. В темноте горят огнём, Ночью видят всё, как днём! Неохота, братцы, мне с совой встречаться! -Не хочется встречаться с совой, потому что страшно. Два-три учащихся отвечают на вопрос. -Тема урока: русская народная бытовая сказка «У страха глаза велики». -Цель урока: познакомиться с русской народной бытовой сказкой «У страха глаза велики». -Мы изучали сказку «Мужик и медведь». -Первая задача урока: вспомнить содержание сказки «Мужик и медведь». -Там может идти речь о людях, которые попали в необычную ситуацию. Они что-то испугались. -Вторая задача урока: прочитать сказку «У страха глаза велики». (Приложение 12) -Третья задача урока: закрепить знания о содержании сказки. (Приложение 13) | Регулятивные: развиваем умения прогнозировать предстоящую работу, самостоятельно ставить цель, определять задачи урока. Коммуникативные: развиваем умение слушать учителя и одноклассников. Личностные: формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Познавательные: развиваем умение строить грамотное речевое высказывание на основе опыта; повторяем ранее изученное. |
Первичный синтез Подготовку к первичному восприятию текста Установка на целенаправленное восприятие текста | -Какую сказку мы читали на прошлом уроке? -Кто главные герои сказки? -На что обиделся медведь? -А почему мужику удалось обмануть медведю? -А что такое корешки? -А что такое вершки? -Дома вы записали, какими качествами обладает мужик. Давайте их назовем. Какой мужик? -Назовите, какие качества у медведя. Какой он? -А почему русский народ чаще всего в своих сказках выделяет медведя? -Чему учит данная сказка? -Мы с вами вспомнили содержание сказки «Мужик и медведь», а это значит, решили первую задачу урока. -Вспомним, какие бытовые сказки мы уже изучили? | -Мы читали сказку «Мужик и медведь». -Главные герои сказки - мужик и медведь. -На то, что его обманул мужик. -Мужику удалось обмануть медведя, потому что у медведя было мало знаний. Он перепутал корешки с вершками. -Это корни растения, которые растут в земле. Через них растение получает необходимые элементы из почвы для роста. -Это вкусная часть растения. -Мужик хитрый, смелый, трудолюбивый, умный. -Медведь глупый, сильный. -Медведь на Руси считался священным животным, а убивать его и использовать в пищу мясо медведя нельзя. Медведь все животные в лесу уважают. -Сказка учит сообразительности, смекалке или хитрости. Мужик не просто обманул медведя, медведь сам соглашался на такой обман, хотя и не понимал сперва в чем он состоит. -Мы изучили сказки «Каша из топора», «Самое дорогое» и «Мужик и медведь». | Познавательные: развиваем умения извлекать информацию из иллюстраций, текстов. Коммуникативные: строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Личностные: развиваем умения выражать свое мнение. Регулятивные: развиваем умение высказывать своё предположение на основе прочитанного текста. |
Первичное восприятие текста Словарная работа | -Ребята, прежде чем начать читать сказку, вам я предлагаю разобраться с новыми словами, которые вам встретятся в тексте. Вам необходимо соединить слово и его значение на карточке. Выполните это задание в парах. Эти слова помогут вам лучше понять содержание сказки. (Карточка) -А теперь проверим, правильно ли вы приняли решение. Проверьте свой ответ по эталону. Если всё верно, поставьте знак «плюс», если есть ошибки, то знак «вопрос». Поднимите руки те, кто поставил «плюс», те кто поставил «вопрос». (Приложения 14,15) Слова и их значения: Колода – короткое толстое бревно, в котором делается углубление для воды. Колодец – глубокая яма с отвесными укрепленными стенками, служащая для добывания воды из водоносных слоев земли. Наперсток - металлический колпачок, надеваемый на палец при шитье для предохранения от укола иголкой. Схорониться - спрятаться. -Прочитаем эти слова ещё раз. -Прочитайте сказку самостоятельно. Будьте внимательны, не торопитесь. После прочтения я задам вопросы. | Выполняют задание в парах. Читают ещё раз слова. Самостоятельно читают сказку. | Познавательные: формируем умение ориентироваться в тексте. Коммуникативные: развиваем умение слушать учителя. Личностные: формируем понимание о ценности работы с русскими народными сказками. Регулятивные: развиваем умение действовать в соответствии с поставленным задачами. |
Эмоционально- оценочная беседа | -Поднимите руки те, кому понравилась сказка. -Кто главные герои сказки? Как их называли? -О чем сказка? Почему она так называется? | -Поднимают руки. -Бабушка - старушка, внучка - толстушка, курочка - клохтушка, мышка - норушка. О том, что герои испугались. Действительно, у страха глаза велики: не увидев, кто очутился у них под ногами, преувеличили опасность и побежали без оглядки. | Коммуникативные: развиваем умения слушать учителя и одноклассников, строить грамотные речевые высказывания. |
Вторичный синтез Анализ текста | -Сейчас я буду спрашивать читать сказку вас по цепочке. Если кто-то читает, значит, остальные следят по тексту. Я буду задавать вопросы. -Почему героев называли водоносами? -Что привиделось каждому водоносу? -Действительно ли всё было так страшно? -Какие ведра были у героев? Зачитайте. -Из каких мест брали воду герои? Зачитайте из текста. -Кого испугались герои? -А кто был на самом деле там в лесу? -Прочитайте о действиях героев в тот момент, когда прибежали домой. -А что сказал заяц? Зачитайте. -Прочитайте, какая умная мысль подводит итог сказке. -Значит, чему нас учит сказка? -Мы прочитали сказку, проанализировали её содержание, а значит, решили вторую задачу урока. | Читают сказку. -Они носили воду. -Бабушке - медведь, курочке - лиса, мышке - кот, зайцу – охотники. -Так и в жизни, бывает страшно, когда в чём - то не разобрался. Чтобы не было так страшно, надо выяснить причину страха. -У бабушки были ведра большие, у внучки — поменьше, у курочки — с огурчик, у мышки — с наперсточек. -Бабушка брала воду из колодца, внучка — из колоды, курочка — из лужицы, а мышка — из следа от поросячьего копытца. -Медведя, лису, волка, кота. -Заяц. -Бабушка на лавку упала, внучка за бабку спряталась, курочка на печку взлетела, а мышка под печку схоронилась. -А зайка в лес прибежал, под кустик лег и думает: «Вот страсти-то! Четыре охотника за мной гнались, и все с собаками, как только меня ноги унесли!» -Верно говорят: «У страха глаза велики: чего нет, и то видят» -Надо всегда постараться выяснить причину страха. | Коммуникативные: развиваем умения оформлять свои мысли в устной форме, развиваем умения слушать учителя и одноклассников, строить грамотно высказывания. Личностные: формируем умение анализировать поведение героев, на основе анализа учим понимать, как правильно следует действовать в сложившейся ситуации. Познавательные: развиваем умения ориентироваться в тексте. Регулятивные: развиваем умение определять успешность понимания прочитанного. |
Рефлексия | -Какая тема урока? -Какова цель урока? -Поднимите руки те, кто считает, что мы достигли цели урока? -Я предлагаю вам оценить свою деятельность на уроке с помощью светофора. Я показываю зелёный свет светофора, то поднимают руки те, кому было легко работать на уроке, кто понял и выделил для себя, чему учит сказка и много интересного унесет с собой с урока. Я показываю желтый свет светофора, и поднимают руки те, кому было интересно на уроке, но возникли некоторые трудности. Я показываю красный свет светофора, и поднимают руки те, кому было сложно на уроке работать. -В чем возникли ваши трудности? (Учитель задает вопрос в том случае, если подняли руки на красный свет светофора) | -Тема урока: «Русская народная бытовая сказка «У страха глаза велики». -Цель урока: познакомиться с русской народной бытовой сказкой «У страха глаза велики». Поднимают руки. Оценивают свою деятельность на уроке. | Регулятивные: формируем умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные: развиваем умение слушать учителя. |