Метапредметные. Развивать навыки выразительного чтения, творческие способности детей. Развивать внимание к выразительным средствам языка.
Личностные. Воспитывать интерес и любовь к чтению.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Постановка цели урока
- Были ли у вас случаи, когда вы, в темноте принимали один предмет за другой? (да, и рассказы детей )
- Сейчас я прочитаю вам, что увидел мальчик Петя из стихотворения Самуила Яковлевича Маршака. (на доске)
Темноты боится Петя.
Петя маме говорит:
Можно, мама, спать при свете?
Пусть всю ночь огонь горит.
Отвечает мама: - Нет!
-Щёлк - и выключила свет.
Стало тихо и темно.
Свежий ветер дул в окно.
В темноте увидел Петя
Человека у стены.
Оказалось на рассвете –
Это куртка и штаны.
Рукавами, как руками,
Куртка двигала слегка,
А штаны плясали сами
От ночного ветерка...
В темноте увидел Петя
Ступу с бабою-ягой.
Оказалось на рассвете –
Это печка с кочергой...
- Представляете, что можно от страха себе навыдумывать? (много всего, чего нет на самом деле)
- Сегодня мы познакомимся с русской народной сказкой, где наши герои тоже навыдумывали себе такое... (Аудиозапись)
а) Проверка первичного восприятия сказки
- Какие моменты произвели на вас наибольшее впечатление?
- Что вызвало ваш смех? (Высказывание детей).
б) Вторичное осмысление восприятия сказки
- Прочитайте первый абзац.
- Какими словами начинается сказка? (Жили-были).
- Как ещё может начинаться сказка? (В некотором царстве, в некотором государстве).
- Как названы в сказке бабушка, внучка, курочка и мышка? (Бабушка-старушка, внучка-толстушка, курочка-клохтушка, мышка-норушка.).
- Объясните значение этих слов. (Старушка – много лет бабушке, толстушка – пухленькая фигура, клохчтушка – курочка клохчет (квохчет) норушка – мышка живет в норке.)
- Почему разный размер вёдер у героев сказки? (У каждого вёдро по своему росту).
- Откуда брали воду? (Ответы детей).
- Кто из вас знает значение слов «колода» и «колодец»?
3. Работа над выразительностью чтения.
- Поработаем вместе над одним эпизодом сказки (4 абзац). Поучимся читать текст выразительно.
- Как можно назвать наших героев, соединив слова «вода» и «носить»? (Водоносы.).
- Обратите внимание на размер вёдер у водоносов. Как плещется вода в ведре у бабушки? (Медленно колышется).
- Почему? (Ведро большое, бабушка-старушка идет медленно).
- Прочитайте предложение о бабушке, о внучке, курочке, мышке.
4. Озаглавливание первой части
- Озаглавьте первую часть сказки. Что значит озаглавить? (Дать название).
- Как можно озаглавить первую части сказки? (Водоносы. С вёдрами за водой. Вместе за водой).
5. Физминутка
6. Самостоятельное чтение второй части сказки
- Прочитайте самостоятельно вторую часть сказки. Как ее можно озаглавить? Поработайте в паре.
7. Работа с иллюстрацией (на доске)
- Рассмотрите иллюстрацию к сказке. Что вы видите на картинке?
- Как вы считаете, какой момент сказки здесь изображен? (Ответы детей)
- Найдите в тексте эпизод, который лучше всего подходит к описанию данной иллюстрации, перечитайте его.
8. Чтение по ролям
- Какой отрывок из текста подходит для чтения по ролям? (Тот, в котором есть слова героев).
- Назовите действующих лиц для чтения по ролям. (Автор, бабушка, курочка, мышка, зайка).
- Найдите их слова в тексте.
- Подумайте, какие мысли и чувства героев должны понять слушатели.
-Давайте определим, к какому жанру относится наша сказка?(Бытовые сказки рассказывают о жизни людей, с которыми происходят необычные истории.)
-А теперь посмотрите на доску и отметьте кому, что показалось?
9. Подведение итогов урока
На доске пословицы.
- Прочитайте пословицы и определите, какие из них подходят к сказке. Объясните свой выбор. Как вы думаете, зачем люди придумали сказку «У страха глаза велики»? (Чтобы показать, насколько смешными выглядят трусоватые люди).
Подумайте, трусость – это, какая черта в людях? (Плохая, отрицательная). Подберите противоположные по смыслу слова. (Смелость, храбрость, мужество).- Чему учит сказка «У страха глаза велики»? (Быть смелыми, уметь побеждать страх). Это главная мысль нашей сказки.
10. Домашнее задание.
Найти и прочитать бытовую сказку, нарисовать к ней иллюстрацию.