kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по литературному чтению "Устное творчество русского народа. Русские народные песни и потешки".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по теме: "Устное творчество русского народа, Русские народные песни и потешки".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению "Устное творчество русского народа. Русские народные песни и потешки".»

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе по теме: «УСТНОЕ ТВОРЧЕСТВО РУССКОГО НАРОДА. РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПЕСНИ И ПОТЕШКИ»

Цели урока: провести диагностику навыков чтения,

отрабатывать технику чтения;

ознакомить детей с малыми фольклорными жанрами,

учить различать жанры;

развивать память и внимание,

обогащать словарный запас;

прививать интерес к чтению.

Предметные УУД:

Должны уметь прогнозировать содержание раздела, планировать работу на уроке

Регулятивные УУД:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Познавательные УУД:

Установления причинно-следственных связей, построения рассуждений

Коммуникативные УУД:

Строить понятные для партнёра высказывания.

Личностные УУД:

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Оборудование: диапозитивы, открытки, альбомы, на которых представлены изделия из дерева, бересты, глины, созданные народными умельцами и ремесленниками; изделия с гжельской, хохломской росписью; учебники; карточки с потешками, песнями.

Тип урока: комбинированный.















Ход урока

  1. Организационный момент

Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу, класс наш хоть куда. .

Мы начнём урок, друзья.

II. Проверка домашнего задания.

Выразительное чтение стихотворения Р. Сефа «Читателю»

III. Актуализация знаний

- Откройте учебник на странице 13. Прочитайте название первого раздела учебника.

Дети читают про себя. Проверяется навык работы с книгой.

- «Устное народное творчество» - это название раздела учебника, который мы начинаем сегодня изучать. Давайте попробуем разобраться, что же значит каждое слово в этом названии.

Устное - означает передачу «из уст в уста», то есть без записи текста, один человек рассказывал другому - отец -сыну, бабушка - внучке и т. д. А так как текст не записывался, то каждый рассказчик мог вносить свои изменения в текст, потому что мы обычно рассказываем так, как запомнили, но своими словами. Творчество- от слова «творить», создавать. Народное - это значит, что создал народ, а не кто-то один. Мы не знаем, кто первым рассказал сказку «Колобок», поэтому считаем, что это народная сказка.

Прочитайте текст на странице 14. (Читает учитель и хорошо читающие ученики.)

- Что означает выражение «передавать из уст в уста»? Найдем ответ на странице 213.

- Какие произведения, на ваш взгляд, мы будем читать в этом разделе? (Загадки, пословицы, сказки)

- Существуют разные национальности и народы (французы, немцы, греки, чехи, словаки, армяне, и т. д.). Мы с вами будем читать сказки разных народов, но этот раздел содержит русские народные сказки, песни, загадки.

IV. Постановка целей урока

- Мы познакомимся сегодня с русскими народными песня¬ми. Как вы думаете, о чем могли петь наши предки?

- Пели наши предки о том, что было для них самым важным. А что было важным для людей в древности? {Урожай, погода.)

- Какие погодные явления вы знаете? (Дождь, ветер, град.)

V. Изучение нового материала

1. Первичное чтение песен о солнышке, весне и радуге, записанных на доске. Параллельно идет словарная работа.

2. Первичная проверка понимания.

- Понравились ли песни?

- Когда они могли исполняться?

- Если долго лили дожди - звали солнышко, если была засуха - звали дождик. Такие песенки стали называть закличками, от слова «кликать» - звать

. Например:

Дождик, дождик, пуще,

Дам тебе гущи,

Выйду на крылечко,

Дам огуречка,

Дам и хлеба каравай,

Дождик, пуще поливай!

- Какие слова надо выделить голосом, чтобы правильно передать смысл этой песни?

Выразительное повторное чтение.

Знакомство с прикладным народным творчеством.

- А еще наши предки много работали и создавали замечательные изделия.

Учитель показывает изделия и иллюстрации изделий из дерева, бересты, глины.

- Люди для работы собирались в больших комнатах - мастерских за длинными столами. Кто-то вырезал из дерева, кто-то разрисовывал узорами готовые туески из бересты,

горшки из дерева, кто-то плел из бересты лукошки и короба (все с показом иллюстраций). Девушки шили и вышивали. Чтобы не было* скучно, пели песни.

- Рассмотрите на странице 16 учебника два расписанных короба. На них изображена рябина. Давайте прочитаем песню о ней.

Чтение песни на с. 16.

Работа с текстом на с. 1 7.

- Какие слова повторяются в песне несколько раз? Почему?

- Если заменить «береза моя белая» на «белая береза», «береза моя кудрявая» на «кудрявая береза», что изменится?

{Исчезнет напевность, мелодичность, нежность.)

- Как относится человек, который поет эту песню, к березе?

- Наверное, поэтому он решил запечатлеть ее на своем изделии, которое теперь украшает его дом.

- Как в своих песнях народ называет березу и рябину? Почему?

VI. Физкультминутка

ПО ДОРОЖКЕ, ПО ДОРОЖКЕ

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке.

(Подскоки на правой ноге.)

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке

(Подскоки на левой ноге.)

По тропинке побежим,

До лужайки добежим.

(Бег на месте.)

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем, как зайки.

(Прыжки на месте на обеих ногах.)

Стоп. Немного отдохнем.

И домой пешком пойдем.

(Ходьба на месте.)

VII. Продолжение изучения нового материала

- Какие же еще песни пели наши бабушки и прабабушки?

Откройте страницы 18-19 и прочитайте.

1. Чтение колыбельных песен.

- Что это за песни? (Колыбельные.)

- В последнюю песню вставьте созвучные слова.

- Обратите внимание, какие нежные слова использовали в колыбельных. (Люшеньки, люли, гули, дитя.)

- Кому из вас пели колыбельные песни? Какие?

2. Чтение потешек на с. 20-21.

Потешки - это веселые народные песенки, название которых происходит от слова потешаться, то есть веселиться.

- Как вы думаете, кого потешали такими песенками? Детские песенки еще называют пестушками и прибаутками.

VII. Итог урока

- С какими видами народных песен мы сегодня познакомились?

- Когда их пели? Какая песня вам запомнилась?

Домашнее задание

1. Выучить наизусть любую народную песню или потешку, нарисовать к ней иллюстрацию. Попробовать сочинить колыбельную песенку.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Жуковская Татьяна Николаевна

Дата: 07.05.2024

Номер свидетельства: 650084

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "конспект урока по литературному чтению на тему "Русские песенки-потешки""
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_po_litieraturnomu_chtieniiu_na_tiemu_russkiie_piesienki_potieshk"
    ["file_id"] => string(6) "369624"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1481720954"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Конспект урока музыки в 3 классе "Настрою гусли на старинный лад..." "
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-uroka-muzyki-v-3-klassie-nastroiu-ghusli-na-starinnyi-lad"
    ["file_id"] => string(6) "120738"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413801890"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Конспект урока "Понятие о фольклоре" "
    ["seo_title"] => string(38) "konspiekt-uroka-poniatiie-o-fol-klorie"
    ["file_id"] => string(6) "116918"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412655879"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства