kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по литературному чтению на тему: И. А. Крылов «Мартышка и Очки»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный конспект урока разработан при соблюдении ФГОС.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению на тему: И. А. Крылов «Мартышка и Очки»»

И. А. Крылов «Мартышка и Очки»

Цели:

  • ознакомление учащихся с жизнью и творчеством И. А. Крылова ;

  • расширение читательского кругозора детей ;

  • воспитание культуры поведения.

Планируемые результаты:

  • дети научатся определять басню как жанр литературы по характерным признакам (аллегоричность, мораль, поучительство);

  • находить мораль в произведении, понимать её смысл;

  • развивать навыки беглого, выразительного чтения;

  • слушать и слышать.

Ресурсы: учебник «Литературное чтение» 3 класс ; презентация ; тетрадь.

Ход урока.

1.Орг.момент (учащиеся хором говорят стихи).

Прозвенел для нас звонок.

Рот закрыли на замок.

Тихо сели,

Ноги вместе,

Книги, ручки – всё на месте.

Руки замерли у всех.

Будем думать, будем слушать –

И учиться лучше всех!

2.Актуализация знаний.

а) Обобщение по теме.

- Какой большой раздел мы изучаем

- Соедините линией писателя и произведение.

Ф. И. Тютчев «Зимний вечер»

И. А. Крылов «Весенняя гроза»

А. А. Фет «Мартышка и очки»

А. С. Пушкин «Зреет рожь»



б) Речевая разминка.(Слайд 3-4)

-Скороговорки, чистоговорки.

3.Самоопределение к деятельности.

Выведение темы урока, целеполагание и мотивация. (Слайды 1-2)

-Автобиографическая справка (опережающее задание- готовят дети).(Слайды 5-6)

- Как вы думаете, что он писал?

- Высказывают свои предположения (стихи, а один из учащихся говорит, что он знает, что И. А. Крылов писал басни).

- В соответствии с темой и записью на доске поставьте себе задачи на урок.

На доске опорная запись:

1) Узнать, …

2) Учиться понимать …

Задачи урока: узнать, что такое басня, учиться понимать мораль басни, то есть её смысл.

Коллективное формулирование третьей задачи урока:

3) Ответить на вопрос: для чего мы читаем басни И. А. Крылова?

4. «Открытие» нового знания детьми.

а) Прежде всего познакомимся с творчеством замечательного баснописца И. А. Крылова. И. А. Крылов родился в 1769 году, А. С. Пушкин – в 1799 году. Значит, был современником И. А. Крылова, очень любил его басни и назвал его «истинно народным поэтом». Рассмотрите на развороте учебника репродукцию портрета И. А. Крылова работы Карла Брюллова. Каким он вам представляется по характеру?

- Да, мы видим открытое лицо, добрые и проницательные глаза мудрого человека. Таким же мудрым и проницательным запечатлён баснописец в бронзе. На каждой стороне высокого постамента, на котором размещён памятник, барельефные изображения животных – персонажей его басен. Памятник был сооружён на деньги, которые собирали по всей России и построен в С.-П. в Летнем саду. Почему народ так высоко чтит память о великом баснописце, поговорим об этом, когда будем подводить итог урока.

Чтение статьи в учебнике о И. А. Крылове заранее подготовленными учащимися, выборочное чтение по вопросам: Что узнали о детстве баснописца? Чем он занимался? В чём его успех? Как Крылов читал свои басни?

б) Далее обратимся к первой задаче урока: узнать, что такое басня? (даёт готовые сведения с небольшой помощью детей) (Слайды 7-8)

Басня – это небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются недостатки людей;

В баснях обычно действуют животные, в которых мы легко узнаём людей;

Басня начинается или заканчивается моралью – выводом, поучением, где объясняется смысл басни.

- На какой жанр похожа басня, если животные там разговаривают и действуют, как люди?

Подводятся итоги решения 1 задачи.

в)Анализ басни.

- Переходим к решению 2 задачи: учиться находить мораль басни, т. е. что хотел сказать своей басней Крылов. Для этого поработаем над содержанием басни. Почему слова Мартышка и Очки написаны с большой буквы?

- Можно ли по названию определить, о чём будет произведение?

г) Словарная работа. (Слайды 9-10).

- Чтобы текст басни был понятен, поработаем над лексическим значением слов: мартышка (маленькая обезьянка), дюжина (12), полдюжины (6), темя (верхняя часть головы), нанижет (оденет подряд на нитку, проволоку), к худу клонит (к плохому), невежда (необразованный, несведущий человек), невежа (грубый, невоспитанный человек), познатней (знать - в буржуазно-дворянском обществе: высший слой привилегированного класса).

д) Прослушивание басни в исполнении актера.

- Понравилось ли вам исполнение басни?

е) Обмен впечатлениями.

5 .Закрепление полученных знаний.

а) Работа в парах. - Ответим на вопросы учебника:

№2. Подумайте, почему баснописец выбрал для своей басни именно Мартышку.

№3. Обратите внимание на те действия, которые совершала Мартышка с очками. Соответствуют ли эти действия тому, что обычно делают с очками? Почему Мартышка решила, что люди её обманули? Кто виноват в том, что очки не действовали?

№4. В чём комичность ситуации? Что тебя в басне забавляет, смешит?

№5. Перечитай мораль басни и сделай вывод. Подтверди примерами, что твой вывод правилен, что он очень важен для сегодняшнего дня.

б) Подводятся итоги решения 2 задачи: учиться находить мораль и учиться понимать, что хотел сказать автор нам, читателям.

- С каким человеческим пороком боролся Крылов, создавая эту басню?

- Что же автор хотел сказать нам, читателям?

( Надо учиться, чтобы быть образованными, стыдно быть невеждами.)

- Сравнить еще раз ,что такое «невежа» и «невежда».

в) Составление сравнительных характеристик героев. (Слайды 11-12)

г)Работа над выразительным чтением басни.

- Как читаем первые строчки?

( Спокойно.)

- Прочитайте выразительно, как Мартышка примеряла очки.

- Как реагирует Мартышка на то, что очки не действуют? С какой интонацией нужно читать эти строки? С радостью, огорчением, досадой, недовольством?

( С досадой, недовольством. )

-. Как понимаете выражение «это зло ещё не так большой руки», «тьфу, пропасть!», «проку на волос нет в них» (нет пользы), «о камень так хватила их, что только брызги засверкали»

д)Чтение басни в парах, выразительное чтение басни хором и индивидуально

6. Рефлексия.

- Решаем 3 задачу урока. Ответьте на вопрос: для чего люди читают басни И. А. Крылова?

- Чтение басен Крылова обогащает нас знанием жизни, родного языка. Басни учат нас мудрости жизни. Познакомиться с новой басней, значит стать умнее, узнать что-то новое и важное о себе и о людях. Вот почему народ высоко чтит память о великом баснописце.

-Контрольная минутка.

7 .Итоги урока.

(Слайд 13)

- Закончите предложение, выбрав слова, которые соответствуют вашему настроению.





Урок был для меня:

( интересный, сложный, увлекательный, непонятный, познавательный, трудный)

8. Домашнее задание

- читать басню выразительно.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по литературному чтению на тему: И. А. Крылов «Мартышка и Очки»

Автор: Стрельникова Любовь Анатольевна

Дата: 21.10.2020

Номер свидетельства: 560758

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Литературное чтение басня Крылов.И.А "Стрекоза и муравей". "
    ["seo_title"] => string(63) "litieraturnoie-chtieniie-basnia-krylov-i-a-striekoza-i-muraviei"
    ["file_id"] => string(6) "236167"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443973525"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Конспект урока по литературному чтению 3 класс Тема: И.А.Крылов, басня «Ворона и Лисица»"
    ["seo_title"] => string(92) "konspiekt-uroka-po-litieraturnomu-chtieniiu-3-klass-tiema-i-a-krylov-basnia-vorona-i-lisitsa"
    ["file_id"] => string(6) "277911"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453020753"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Конспект урока по литературному чтению "Басни Ивана Андреевича  Крылова" "
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekt-uroka-po-litieraturnomu-chtieniiu-basni-ivana-andrieievicha-krylova"
    ["file_id"] => string(6) "151724"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420735336"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства