- Высказывают свои предположения (стихи, а один из учащихся говорит, что он знает, что И. А. Крылов писал басни).
- В соответствии с темой и записью на доске поставьте себе задачи на урок.
На доске опорная запись:
1) Узнать, …
2) Учиться понимать …
Задачи урока: узнать, что такое басня, учиться понимать мораль басни, то есть её смысл.
Коллективное формулирование третьей задачи урока:
3) Ответить на вопрос: для чего мы читаем басни И. А. Крылова?
4. «Открытие» нового знания детьми.
а) Прежде всего познакомимся с творчеством замечательного баснописца И. А. Крылова. И. А. Крылов родился в 1769 году, А. С. Пушкин – в 1799 году. Значит, был современником И. А. Крылова, очень любил его басни и назвал его «истинно народным поэтом». Рассмотрите на развороте учебника репродукцию портрета И. А. Крылова работы Карла Брюллова. Каким он вам представляется по характеру?
- Да, мы видим открытое лицо, добрые и проницательные глаза мудрого человека. Таким же мудрым и проницательным запечатлён баснописец в бронзе. На каждой стороне высокого постамента, на котором размещён памятник, барельефные изображения животных – персонажей его басен. Памятник был сооружён на деньги, которые собирали по всей России и построен в С.-П. в Летнем саду. Почему народ так высоко чтит память о великом баснописце, поговорим об этом, когда будем подводить итог урока.
Чтение статьи в учебнике о И. А. Крылове заранее подготовленными учащимися, выборочное чтение по вопросам: Что узнали о детстве баснописца? Чем он занимался? В чём его успех? Как Крылов читал свои басни?
б) Далее обратимся к первой задаче урока: узнать, что такое басня? (даёт готовые сведения с небольшой помощью детей) (Слайды 7-8)
Басня – это небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются недостатки людей;
В баснях обычно действуют животные, в которых мы легко узнаём людей;
Басня начинается или заканчивается моралью – выводом, поучением, где объясняется смысл басни.
- На какой жанр похожа басня, если животные там разговаривают и действуют, как люди?
Подводятся итоги решения 1 задачи.
в)Анализ басни.
- Переходим к решению 2 задачи: учиться находить мораль басни, т. е. что хотел сказать своей басней Крылов. Для этого поработаем над содержанием басни. Почему слова Мартышка и Очки написаны с большой буквы?
- Можно ли по названию определить, о чём будет произведение?
г) Словарная работа. (Слайды 9-10).
- Чтобы текст басни был понятен, поработаем над лексическим значением слов: мартышка (маленькая обезьянка), дюжина (12), полдюжины (6), темя (верхняя часть головы), нанижет (оденет подряд на нитку, проволоку), к худу клонит (к плохому), невежда (необразованный, несведущий человек), невежа (грубый, невоспитанный человек), познатней (знать - в буржуазно-дворянском обществе: высший слой привилегированного класса).
д) Прослушивание басни в исполнении актера.
- Понравилось ли вам исполнение басни?
е) Обмен впечатлениями.
5 .Закрепление полученных знаний.
а) Работа в парах. - Ответим на вопросы учебника:
№2. Подумайте, почему баснописец выбрал для своей басни именно Мартышку.
№3. Обратите внимание на те действия, которые совершала Мартышка с очками. Соответствуют ли эти действия тому, что обычно делают с очками? Почему Мартышка решила, что люди её обманули? Кто виноват в том, что очки не действовали?
№4. В чём комичность ситуации? Что тебя в басне забавляет, смешит?
№5. Перечитай мораль басни и сделай вывод. Подтверди примерами, что твой вывод правилен, что он очень важен для сегодняшнего дня.
б) Подводятся итоги решения 2 задачи: учиться находить мораль и учиться понимать, что хотел сказать автор нам, читателям.
- С каким человеческим пороком боролся Крылов, создавая эту басню?
- Что же автор хотел сказать нам, читателям?
( Надо учиться, чтобы быть образованными, стыдно быть невеждами.)
- Сравнить еще раз ,что такое «невежа» и «невежда».
- Прочитайте выразительно, как Мартышка примеряла очки.
- Как реагирует Мартышка на то, что очки не действуют? С какой интонацией нужно читать эти строки? С радостью, огорчением, досадой, недовольством?
( С досадой, недовольством. )
-. Как понимаете выражение «это зло ещё не так большой руки», «тьфу, пропасть!», «проку на волос нет в них» (нет пользы), «о камень так хватила их, что только брызги засверкали»
д)Чтение басни в парах, выразительное чтение басни хором и индивидуально
6. Рефлексия.
- Решаем 3 задачу урока. Ответьте на вопрос: для чего люди читают басни И. А. Крылова?
- Чтение басен Крылова обогащает нас знанием жизни, родного языка. Басни учат нас мудрости жизни. Познакомиться с новой басней, значит стать умнее, узнать что-то новое и важное о себе и о людях. Вот почему народ высоко чтит память о великом баснописце.
-Контрольная минутка.
7 .Итоги урока.
(Слайд 13)
- Закончите предложение, выбрав слова, которые соответствуют вашему настроению.