1. Самоопределение к деятельности | Добрый день, ребята! Посмотрите друг на друга и улыбнитесь! На части не делится солнце лучистое. И вечную землю нельзя разделить, Но искорку счастья луча золотистого Ты можешь, ты в силах друзьям подарить. - Давайте так проведем наш урок, чтобы он стал для нас интересным, полезным и добрым, чутким. - Всмотритесь в глаза писателя. Говорят, глаза - зеркало души. - Какие они? - Да, только мудрый Л. Н. Толстой мог так сказать: «Чуткому человеку откроются тайны» - Как вы понимаете это высказывание? | Приветствуют учителя. Подготовка класса к работе. Добрые, внимательные, мудрые Только человек с чутким сердцем откроет для себя тайны, что значит быть добрым, отзывчивым, любить тех, кто дорог сердцу. | Личностные: самоопределение, включение в учебный процесс, стремление к успешности в учебной деятельности. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: организация рабочего места |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности | Актуализирует знание учащихся. - Слайд 1 Выставка книг. - Что общего у этих книг? Кто объединяет эти книги? - 625 произведений для детей написал Л.Н. Толстой. У каждого есть друзья детства, друзья юности, друзья старости. А есть друзья, которые идут по жизни. Такими друзьями могут быть и книги великих писателей. Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством Л.Н. Отгадайте загадку и догадайтесь, с каким произведением Л.Н. Толстого мы познакомимся сегодня. Он пушистый, он игривый, Очень-очень шаловливый, Часто любит хвост ловить, Молоко парное пить. Испугаешь – он шипит, Спинку выгибает, Приласкаешь – он мурчит, Весело играет. | Их написал Л.Н. Толстой Котёнок Ответы детей. | Регулятивные: контроль, оценка; корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения. Коммуникативные: умение оформлять мысли в устной речи, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: уметь находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и имеющиеся знания Личностные: применять правила делового сотрудничества. |
3. Постановка учебной задачи | - Подумайте и скажите, о ком пойдет речь в произведении, с которым вы познакомитесь? - Давайте, посмотрим, диафильм «Котёнок» Какую задачу мы поставим на уроке? - К какому жанру относится произведение? Сегодня мы впервые знакомимся с таким жанром литературы, как быль. Лев Толстой назвал - это произведение Былью. Быль - это рассказ о том, что произошло в реальной жизни, на самом деле. Какие трудные слова встретили в тексте? Словарная работа Амбар Щавель Что было духу Подле Солома | Очень быстро Строение для хранения зерна, муки Около Травянистое дикорастущее растение с кислым вкусом | | Чему учит рассказ. Определить главную мысль произведения, актуальным является сейчас данное произведение. Будем учиться думать, рассуждать, выразительно читать. Рассказ, так как мало действующих лиц и описывается один эпизод. | Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме постановка вопросов. Познавательные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические – формулирование проблемы. |
4. Построение проекта выхода из затруднений. | Учебник стр. 117-118 читаем - Какое впечатление произвел на вас этот рассказ? - Когда волновались? - Когда радовались? - За кого переживали? Какие эмоции испытали? (картинка с эмоциями) -Чей поступок понравился? Работа в парах. Какие черты характера проявились в поступке Васи и Кати. Соедините стрелками черту характера с героем. Вася | Решительность, Смелость, Находчивость, Отчаяние Глупость Ответственность Желание защитить беспомощного Мужественность Беспечность Чуткость Храбрость Неуверенность Скромность Доброта Заботливость Сострадание Трусость Внимательность Что вы можете сказать о Васе? Какой он? Опишите его. - Что вы можете сказать о Кате? | Катя | | Ответы детей решительный, смелый, храбрый. трусливая, заботливая, чуткая) не каждый человек, даже взрослый, способен на смелый поступок. | Регулятивные: постановка, принятие и сохранение учебных задач Познавательные: уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других |
5.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Читаем каждую часть, выделяем главную мысль, озаглавливаем. Повторное чтение Часть 1 Когда происходило событие? (весной) - Из каких слов видно, что дети переживали за кошку? Докажите, словами из текста. Дети искали ее везде, но не могли найти. - Какое настроение было у детей, когда пропала кошка? Грусть, печаль - Что произошло у амбара? С какой интонацией надо прочитать этот отрывок? (с радостью). Прочитайте. - Почему Катя повторяла свой вопрос «Нашел?» Переживала или интерес. План: Кошка пропала. Чтение 2 части. - Какого котёнка ребята выбрали себе? С какой интонацией будем читать? (с любовью, ласково) Ответим словами из текста. Дети выбрали себе одного котёнка, серого с белыми лапками, и принесли в дом. - Что они делали с котёнком? Дети кормили его, играли с ним и клали с собой спать. - Что произошло с другими котятами? Мать раздала всех остальных котят. Как озаглавим этот пункт плана? Чтение 3 части. - Как вы думаете, ребята любили своего котёнка? Из каких слов вы это увидели? (дети радовались на него). Что значит, радовались? - Почему же котёнок остался один? - Ребята плохие и безответственные? - Бывает, так в жизни? - Когда ребята вспомнили о котёнке? - В какой момент вы испытали волнение (заволновались?) Кульминация – самый напряженный момент. -Найдите в тексте предложение или несколько предложений - самую высокую точку переживаний. Кульминацию. - Какое чувство испытали? - Как озаглавим этот пункт плана? Чтение 4 части. - Какое чувство возникло? - Как повел себя Вася? Вася поступил как настоящий защитник. Вася в трудную минуту не растерялся, а нашёл единственный выход из сложившейся ситуации. В трудную минуту не растерялся, а нашёл единственный выход из создавшегося положения - настоящий герой, поступок настоящего мужчины. Хотя сам, был еще маленький. - А как повела себя девочка? Докажите словами из текста. Катя испугалась собак, закричала и побежала прочь от них. - Можно ли осуждать Катю? Катя плохая? -А с вами могла бы такая история произойти? А как поступили бы Вы? Как озаглавим этот пункт плана? Как же тогда надо было поступить детям, чтобы не было беды? | Ответы детей произведения. Составление плана для пересказа. Дети читают каждую часть, выделяют главную мысль, озаглавливают Ответы детей Котята. Ответы детей (любовались) Еще Дети кормили его, играли с ним и клали с собой спать. Потом они нашли подле дороги щавель, пошли собирать его и забыли про котёнка. Нет, они настолько, были увлечены работой, забыли о главном – котёнке. Увлекло дело, что забываем, уходим от главного. Конечно. Чем- то мы занимаемся и полностью погружаемся, ничего в этот момент не интересует. Вдруг они услыхали, что кто-то громко кричит: - Назад, назад! - Страх - Опасность -Страх, тревога Катя испугалась собак, закричала и побежала прочь от них. Не каждый человек, даже взрослый, способен на смелый поступок. Катя еще маленькая. Когда люди испытывают состояние страха, они по разному себя ведут. Поэтому нельзя говорить на человека, что он плохой. Ответы детей. Спасение. Не доводит до этой ситуации. Не брать с собой; а если взяли, то следить за ним. Чтобы предотвратить беду, будем учиться на чужих ошибках. Если мы взяли ответственность, несём до конца. Пусть - это животные или живые люди. Быть ответственным до конца. Оберегать своих животных, заботиться о них. | Регулятивные: способность принимать и сохранять учебную задачу Познавательные: обработка информации, поиск недостающих данных; анализ с целью выделения признаков синтез как составление целого из частей, выбор оснований и критериев для обобщения; выведение следствий; установление причинно-следственных связей; Коммуникативные: инициативное сотрудничество со сверстниками в поиске, обработке и представлению информации; управление поведением партнера |
8. Рефлексия деятельности. | - Чему учить эта быль? - Главный был вопрос урока. Чему научит рассказ? - Какая фраза может быть главной мыслью произведения? Выберите. 1. Делу время, а потехе час. пословица – малый жанр. 2. Нет друга – ищи, а нашёл – береги. (пословица) 3. Друзья познаются в беде. (пословица) 4.Мы в ответе за тех , кого приручили. (А. Сент – Экзюпери) Л. Н. Толстой хотел этим рассказом показать, что мы должны заботиться о своих домашних питомцах. И если не будем делать этого, то они погибнут. -А вы в ответе за тех, кого приручили? -Прикоснитесь каждый к своему сердцу. -Ответьте себе на вопрос: смогу ли я взять ответственность за того, кого приручили. Если да, возьмите красное сердце, кто сомневается, возьмите белое. - Поделитесь своим чувством. Пусть любви, заботы, добра будет больше на Земле, тогда откроется ещё больше тайн. | | Познавательные: понимать значение новых знаний и делать выводы на основе обобщения знаний. Регулятивные: давать самооценку деятельности на уроке Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной речи. |