kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по литературному чтению. 2 класс. И. Крылов. Басня "Стрекоза и Муравей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном конспекте используется прием "Синквейн".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению. 2 класс. И. Крылов. Басня "Стрекоза и Муравей"»

Конспект урока по литературному чтению

2 класс

И. Крылов. Басня «Стрекоза и Муравей»


Цель: повторить основные факты из биографией И.А. Крылова, познакомиться с басней «Стрекоза и Муравей», формировать умение выразительно читать басню по ролям.


Ход урока


Оргмомент


На меня все посмотрели,

Улыбнулись, тихо сели.


Посмотрите друг на друга. Прикоснитесь ладошками и мысленно передайте друг другу хорошее настроение.

  • Сейчас у нас урок литературного чтения. Прочитайте запись на доске: «Чтение без размышления – пустое занятие».

  • Как вы это понимаете?

  • Молодцы. И мы с вами сегодня будем не просто читать, а еще обязательно размышлять.


Актуализация знаний


  • Отгадайте загадку:

Утром мы во двор идем -

Листья сыплются дождем.

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят.

Когда это бывает? (Осенью)


  • Какие изменения происходят в природе с наступлением осени?

  • Как животные готовятся к зиме?

  • А что происходит с насекомыми осенью?

  • А сейчас отгадайте загадки, которые для вас приготовили ваши одноклассники:

У реки, над камышами,

Вот с та-а- а-кущими глазами,

Зависает вертолет.

Пассажиров не берет!

И пропеллер… И глаза …

Кто же это? …. (Стрекоза)

(На доске прикрепляется картинка стрекозы)


  • Молодцы. Отгадайте следующую загадку:


Тащит он соломинку

К маленькому домику.

Всех букашек он сильней

Наш трудяга…(Муравей)

(На доске прикрепляется картинка муравья)


Определение темы урока и постановка цели.


Затем учитель помещает на доску портрет И. Крылова.

- Кто это? (И.А. Крылов).

  • Что вы знаете об этом человеке? (Писал басни.)

(На доске появляется карточка со словом «басня»)

-Молодцы. Посмотрите внимательно на доску. Здесь расположились портрет И.А. Крылова, слово «басня», картинки стрекозы и муравья.

  • Сформулируйте тему урока.

  • И.А. Крылов. Басня «Стрекоза и Муравей».

(На экране появляется тема урока).

  • Какую поставим цель?

  • Вспомнить основные факты из биографии И.А. Крылова, познакомится с басней И.А. Крылова, учиться выразительно читать текст.

  • Итак, начнем осуществлять цель. Что же вам известно о жизни И.А. Крылова?

(Родился 2 февраля 1769 года в семье армейского офицера.

Семья была бедной и Ваня Крылов не смог получить в детстве хорошего образования. Однако занимался самообразованием. В свободное время мальчик читал книги из отцовского сундучка, восполняя тем самым недостаток образования. Крылов изучал несколько языков, считался одним из саамы просвященных среди своих современников.

Свою литературную деятельность Иван Андреевич начал как драматург. Писать басни он начал в 37 лет и написал более 200 басен.

Популярность басен Крылова была огромна уже при жизни поэта. Прожил долгую жизнь, он умер 9 ноября 1844 г. на 76 году жизни.)


- А сейчас давайте проверим, какие басни вам известны. Прослушайте отрывки из басен. Рассмотрите иллюстрации и произнесите название.

(Учитель включает отрывки на фоне иллюстраций, а дети угадывают басни:

«Ворона и Лисица»

«Мартышка и очки»

«Лебедь, Щука и Рак»

«Квартет»)

- Молодцы. Вы отлично знаете басни. Но это далеко не все басни, которые написал Крылов.

- А что такое басня?

(Басня – это жанр литературы: короткий рассказ в стихах или прозе. В конце или начале басни обязательно содержится краткое нравоучение, т.е. мораль.)



Открытие новых знаний


  • Откройте учебники на с. 132. Прочитайте название басни.

Робота с толковым словарем


  • Прежде, чем приступить к работе над басней, предлагаю провести словарную работу. В басне встречаются такие слова:

(слова появляются на экране)

тоска

удручена

вешние дни

мурава

резвость

(Ребята по цепочке находят слова в словаре и зачитывают толкование)

  • Как вы поняли выражение «Зима катит в глаза»?

  • Что значит «Помертвело чисто поле»?

Прослушивание басни по диску


  • А сейчас ребята, послушайте сказку. Актер читает, а вы следите по учебнику.

Беседа по содержанию


  • Почему Стрекоза обратилась за помощью к Муравью? Какая беда с ней приключилась? (Осталась без еды, без дома.)

  • Почему она осталась без еды? Без дома?

  • А почему у Муравья есть и дом, и еда?

  • Справедливо или нет поступил Муравей?

  • Возможно, Муравей поступил слишком жестоко по отношению к Стрекозе. Стрекоза жила одним днем. Не заботилась о будущем. И он решил ее проучить.

  • Если бы стрекоза пришла и покаялась, то муравей, наверное, помог бы ей. Когда муравей поинтересовался трудилась ли она летом, то стрекоза бессовестно отвечает: «До того ль, голубчик, было». Поэтому муравей и прогнал стрекозу.


Чтенье басни цепочкой


  • А сейчас прочитаем басню цепочкой по строчке. Каждый старается прочитать выразительно свою строчку. (Дети читают)

Беседа по прочитанному


  • В чем смысл басни?

  • В том, что если ты не хочешь остаться без жилья и умереть с голоду, то нужно поработать. Здесь Крылов осуждает лентяев и людей, любивших жить за чужой счет.

  • Найдите и прочитайте мораль басни.

  • Какой вы себе по характеру представили Стрекозу?

  • А у Муравья какой характер?

  • Составьте портрет главных героев, используя прием «Синквейн». У вас на партах карточки. Заполните табличка. Можете использовать слова-помощники. (Работа в группах)

После проверки, на доске учитель вывешивает слова, которые чаще встретились в «Синквейне».


Стрекоза. Муравей.

Резвая, беззаботная. Трудолюбивый, усердный.

Пела, плясала, порхала. Работал, запасал, старался.

Бездумно провела целое лето. Все лето готовил запасы.

Лентяйка. Справедливость.


Чтение по ролям. Инсценировка басни.


  • Предлагаю прочитать басню по ролям.

  • Назовите роли. (Автор, Стрекоза, Муравей)

  • Как будем читать слова Стрекозы в начале басни? (Застенчиво)

  • А в конце? (Весело)

  • А как читать слова Муравья? (степенно)

  • А слова автора? (спокойно)

  • Во время чтения попытайтесь интонацией передать характеры героев, принимая во внимание те портреты, которые вы создали.

  • Приступили. (Хорошо читающие дети читают по ролям.)

  • Прочитаем еще раз, но теперь по рядам. 1 ряд читает слова автора, 2 ряд – слова Стрекозы, 3 ряд – слова Муравья.

  • А есть желающие попробовать себя в роли артиста?

  • Тогда предлагаю показать спектакль.

Представим, что мы попали в театр. В любом театре есть зрители и артисты. Как ведут себя зрители?

  • А артисты?

  • Как артисты узнают, что их выступление понравилось?

  • Итак, начнем.

(Дети инсценируют басню)


Работа с пословицами в парах


- Ребята, у вас на партах лежат карточки с пословицами. Выберите те пословицы, которые подходит к этой басне?


Сделал дело, гуляй смело.

Делу время, потехе час.

Семь раз отмерь, один отрежь.

Кто весной и летом не работал, зимой поплачет.


Итог урока


- С какой басней И.А. Крылова сегодня познакомились?

  • Какую цель поставили в начале урока?

  • Достигли цели?

  • Что такое басня?

  • Какова основная мысль басни «Стрекоза и муравей»?

  • Зачем эту басню включили в круг детского чтения?

  • Что особенно понравилось на уроке?

  • С какими трудностями встретились?


Домашнее задание


- Подготовиться к инсценировке басни. Выучить по ролям.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по литературному чтению. 2 класс. И. Крылов. Басня "Стрекоза и Муравей"

Автор: Ионова Оксана Анатольевна

Дата: 05.08.2019

Номер свидетельства: 517371

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "И.А.Крылов Басня "Стрекоза и муравей" "
    ["seo_title"] => string(38) "i-a-krylov-basnia-striekoza-i-muraviei"
    ["file_id"] => string(6) "166606"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422976289"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Конспект урока литературного чтения. И.А.Крылов "Стрекоза и муравей""
    ["seo_title"] => string(73) "konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-i-a-krylov-striekoza-i-muraviei"
    ["file_id"] => string(6) "256604"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448187418"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Литературное чтение басня Крылов.И.А "Стрекоза и муравей". "
    ["seo_title"] => string(63) "litieraturnoie-chtieniie-basnia-krylov-i-a-striekoza-i-muraviei"
    ["file_id"] => string(6) "236167"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443973525"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Конспект урока по литературе на тему "Басни И.А.Крылова" "
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekt-uroka-po-litieraturie-na-tiemu-basni-i-a-krylova"
    ["file_id"] => string(6) "105567"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402886187"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Конспект урока по чтению 7 класс И.А. Крылов "Кукушка и Петух" "
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt-uroka-po-chtieniiu-7-klass-i-a-krylov-kukushka-i-pietukh"
    ["file_id"] => string(6) "118977"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413301447"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства