Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению. 2 класс. И. Крылов. Басня "Стрекоза и Муравей"»
Конспект урока по литературному чтению
2 класс
И. Крылов. Басня «Стрекоза и Муравей»
Цель: повторить основные факты из биографией И.А. Крылова, познакомиться с басней «Стрекоза и Муравей», формировать умение выразительно читать басню по ролям.
Ход урока
Оргмомент
На меня все посмотрели,
Улыбнулись, тихо сели.
Посмотрите друг на друга. Прикоснитесь ладошками и мысленно передайте друг другу хорошее настроение.
Сейчас у нас урок литературного чтения. Прочитайте запись на доске: «Чтение без размышления – пустое занятие».
Как вы это понимаете?
Молодцы. И мы с вами сегодня будем не просто читать, а еще обязательно размышлять.
Актуализация знаний
Отгадайте загадку:
Утром мы во двор идем -
Листья сыплются дождем.
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят.
Когда это бывает? (Осенью)
Какие изменения происходят в природе с наступлением осени?
Как животные готовятся к зиме?
А что происходит с насекомыми осенью?
А сейчас отгадайте загадки, которые для вас приготовили ваши одноклассники:
У реки, над камышами,
Вот с та-а- а-кущими глазами,
Зависает вертолет.
Пассажиров не берет!
И пропеллер… И глаза …
Кто же это? …. (Стрекоза)
(На доске прикрепляется картинка стрекозы)
Молодцы. Отгадайте следующую загадку:
Тащит он соломинку
К маленькому домику.
Всех букашек он сильней
Наш трудяга…(Муравей)
(На доске прикрепляется картинка муравья)
Определение темы урока и постановка цели.
Затем учитель помещает на доску портрет И. Крылова.
- Кто это? (И.А. Крылов).
Что вы знаете об этом человеке? (Писал басни.)
(На доске появляется карточка со словом «басня»)
-Молодцы. Посмотрите внимательно на доску. Здесь расположились портрет И.А. Крылова, слово «басня», картинки стрекозы и муравья.
Сформулируйте тему урока.
И.А. Крылов. Басня «Стрекоза и Муравей».
(На экране появляется тема урока).
Какую поставим цель?
Вспомнить основные факты из биографии И.А. Крылова, познакомится с басней И.А. Крылова, учиться выразительно читать текст.
Итак, начнем осуществлять цель. Что же вам известно о жизни И.А. Крылова?
(Родился 2 февраля 1769 года в семье армейского офицера.
Семья была бедной и Ваня Крылов не смог получить в детстве хорошего образования. Однако занимался самообразованием. В свободное время мальчик читал книги из отцовского сундучка, восполняя тем самым недостаток образования. Крылов изучал несколько языков, считался одним из саамы просвященных среди своих современников.
Свою литературную деятельность Иван Андреевич начал как драматург. Писать басни он начал в 37 лет и написал более 200 басен.
Популярность басен Крылова была огромна уже при жизни поэта. Прожил долгую жизнь, он умер 9 ноября 1844 г. на 76 году жизни.)
- А сейчас давайте проверим, какие басни вам известны. Прослушайте отрывки из басен. Рассмотрите иллюстрации и произнесите название.
(Учитель включает отрывки на фоне иллюстраций, а дети угадывают басни:
«Ворона и Лисица»
«Мартышка и очки»
«Лебедь, Щука и Рак»
«Квартет»)
- Молодцы. Вы отлично знаете басни. Но это далеко не все басни, которые написал Крылов.
- А что такое басня?
(Басня – это жанр литературы: короткий рассказ в стихах или прозе. В конце или начале басни обязательно содержится краткое нравоучение, т.е. мораль.)
Открытие новых знаний
Откройте учебники на с. 132. Прочитайте название басни.
Робота с толковым словарем
Прежде, чем приступить к работе над басней, предлагаю провести словарную работу. В басне встречаются такие слова:
(слова появляются на экране)
тоска
удручена
вешние дни
мурава
резвость
(Ребята по цепочке находят слова в словаре и зачитывают толкование)
Как вы поняли выражение «Зима катит в глаза»?
Что значит «Помертвело чисто поле»?
Прослушивание басни по диску
А сейчас ребята, послушайте сказку. Актер читает, а вы следите по учебнику.
Беседа по содержанию
Почему Стрекоза обратилась за помощью к Муравью? Какая беда с ней приключилась? (Осталась без еды, без дома.)
Почему она осталась без еды? Без дома?
А почему у Муравья есть и дом, и еда?
Справедливо или нет поступил Муравей?
Возможно, Муравей поступил слишком жестоко по отношению к Стрекозе. Стрекоза жила одним днем. Не заботилась о будущем. И он решил ее проучить.
Если бы стрекоза пришла и покаялась, то муравей, наверное, помог бы ей. Когда муравей поинтересовался трудилась ли она летом, то стрекоза бессовестно отвечает: «До того ль, голубчик, было». Поэтому муравей и прогнал стрекозу.
Чтенье басни цепочкой
А сейчас прочитаем басню цепочкой по строчке. Каждый старается прочитать выразительно свою строчку. (Дети читают)
Беседа по прочитанному
В чем смысл басни?
В том, что если ты не хочешь остаться без жилья и умереть с голоду, то нужно поработать. Здесь Крылов осуждает лентяев и людей, любивших жить за чужой счет.
Найдите и прочитайте мораль басни.
Какой вы себе по характеру представили Стрекозу?
А у Муравья какой характер?
Составьте портрет главных героев, используя прием «Синквейн». У вас на партах карточки. Заполните табличка. Можете использовать слова-помощники. (Работа в группах)
После проверки, на доске учитель вывешивает слова, которые чаще встретились в «Синквейне».