Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтение А.С. Пушкин "Сказка о царе Салтане."»
Тема урока: А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…"
Цели урока: анализ художественного произведения, характеристика героев.
Задачи урока:
1. Образовательные: продолжить работу над совершенствованием навыков чтения; правильностью, беглостью, выразительностью; формировать читательские умения детей при работе с текстом, активизировать вдумчивое чтение, учить давать характеристику героям по плану, анализировать произведения.
3. Воспитательные: воспитывать навыки культуры умственного труда; формировать познавательную потребность, хороший эстетический вкус; воспитание нравственности через анализ поступков героев произведения, умение работать в группе, в паре.
Технологии, методы и приемы: образное повествование, рассуждение, сравнительная характеристика героев сказки.
Эпиграф к уроку
«Что за прелесть эти сказки!
Каждая есть поэма» А. С. Пушкин
Ход урока:
1. Организация класса. (Слайд 1)
- Сегодня на уроке у нас гости, поздоровайтесь с ними. Улыбнитесь друг другу. Хочется, чтобы хорошее настроение сохранилось у вас до конца урока. Желаю всем вам успеха.
2.Мотивация учебной деятельности.
- Каким бы вы хотели видеть наш урок? (Интересным, творческим...) - Назовите качества необходимые для работы, чтобы урок был таким? (Внимательность, активность, старательность...)
- Работать будем по группам.
Повторение правил работы в группах.
- Помните о правилах работы в группе (не шуметь, не перебивать друг друга, внимательно слушать, работать дружно)
3. Постановка учебной задачи и темы урока.
- Ребята, из какой сказки эти иллюстрации? (Слайд 2)
- Кто написал эту сказку?
- Кто знает полное название сказки?
- Давайте прочитаем чистоговорку и узнаем, чем мы будем заниматься на уроке.
Артикуляционная гимнастика(Слайд 3)
Ок-ок-ок – начинаем наш урок
Ать-ать-ать – будем сказку Пушкина читать
Ять-ять-ять – план картинный применять
Ость-ость-ость - развивать выразительность
Ев-ев-ев – охарактеризуем любимых героев
Ра-ра-ра – получить урок добра.
- У вас на столах есть ларец знаний. В течение урока вы будете наполнять его орешками, которые будете брать в вазе на вашем столе.Чем больше орешков вы соберёте, тем выше отметку в конце урока заработаете.
4. Систематизация знаний учащихся о биографии поэта. (Слайды 4-8)
Вопросы викторины:
- Где и когда родился А.С. Пушкин?
- Как звали мать поэта? Отца?
- На каком языке говорили в семье Пушкина?
- Кто занимался воспитанием маленького Александра?
- От кого маленький Саша узнал русские народные сказки?
- Сколько всего сказок написал Пушкин?(Слайд 9)
5. Проверка домашнего задания.
- Первая группа ребят подготовила рисунки к сказкам А.С. Пушкина. Представьте свои работы.
- Вторая группа ребят подготовила инсценировку отрывка из сказки.
Звучит фонограмма «Прялица»(Слайд 13 - 14)
- Третья группа прочитайте выразительно четвёртую часть в хрестоматии с. 115.
- При чтении сказки дома вы незнакомые слова обнаружили?
- Где вы нашли объяснение слов? Какие это слова?
- Четвертая группа объясните значения слов с помощью «Толкового словаря»: (Слайд 15)
Средь зыбей–
Клёв –
Град –
Вдовица –
Снурок -
Чародей -
Пятая группа составляла картинный план к «Сказке о царе Салтане…»
-Не забудьте оценить свою работу, орешки на столах у вас.
6.Продолжение работы над сказкой. (Исследовательская работа)
(Слайд 16)
- Давайте более подробно разберём сказку. Но отвечать на мои вопросы нужно словами из текста, зачитывая их.
Выборочное чтение. Работа по учебнику.
Почему царь выбрал третью сестрицу? (с. 110)
Кем ткачиха с поварихой приходятся молодой царице?(с.111)
Почему царю пришлось проститься с женой? (первая строчка с. 112)
Кого родила царица?(с.112)
Какой текст письма послали с гонцом царю? (с.112)
Какое указание дал гонцу царь?(с.113)
На какой приказ заменили настоящий повариха с ткачихой?(с.113)
О чём просило дитя волну?(с.114)
Царевич, сделав лук, пошёл к морю. Кого он увидел?(с.115)
Что обещала лебедь царевичу?(с.116)
Как стали величать Гвидона в новом городе? (с.117)
7.Физ. минутка (Слайд 17)
(имитирование движений под музыку Н.А.Римского-Корсакова)
- Изобразите волны, набегающие на берег.
- Летящую царевну Лебедь
- Гвидона, натягивающего лук.
- Танцующую белку, поющую песенки.
- Богатырей, выходящих из моря.
-Кто из вас знает, что за музыка звучала?
- Это отрывок из оперы «Сказка о царе Салтане» «Три чуда».
А написал её русский композитор Николай Андреевич Римский- Корсаков, восхищённый сказкой и в честь 100-летия со дня рождения поэта.
- Многие художники - иллюстраторы изображали сказочных героев. Перед вами репродукция картины русского художника М. А. Врубеля «Царевна Лебедь».
8. Продолжение работы над сказкой. Характеристика героев.
- А теперь продолжим работу над сказкой.
Мы выступим в роли иллюстраторов. Но изображать героев будем словами по плану. Прочитайте план.
План характеристики героев. (Слайд 18)
Имя героя. Опишите его внешность и характер.
Действия и поступки, совершаемые героем.
Отношение автора к герою.
Ваше отношение к герою.
- Выберите по желанию одного из героев сказки и составьте характеристику.
Договоритесь между собой и выполните работу.
Дети выступают по группам.
9. Обобщение.
- Кто из героев вам понравился больше? Почему?
Сам А.С. Пушкин о своих сказках говорил так: (Слайд 19)
«Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!»
(А.С. Пушкин)
- Какой урок мы вынесли, чему хотел научить нас А.С.Пушкин?
(доброте, терпению, мужеству, умению прощать и любить близких, не завидовать другим чёрной завистью, а учиться радоваться за других людей) .
10. Оценка работы детей.
- Давайте заглянем в наши ларцы знаний…
Тем ребятам, кто активно работал и набрал 4 и более орешков, оценка «5», а тем, кто набрал мало орешков, предоставляется возможность отличиться на следующем уроке.
- Думал ли А.С.Пушкин в 1831 году, когда писал сказку, что дети
3 «А» класса с удовольствием и интересом будут читать её в XXI веке?! И не только белочка у Пушкина может собирать орешки, но и вы можете получать их за знание его сказок.
12. Рефлексия.
- Закончить хочу урок словами стихотворения... (Слайд 21)
(Звучит фонограмма музыки)
К нам приходят пушкинские сказки,
Яркие и добрые, как сны.
Сыплются слова, слова — алмазы
На вечерний бархат тишины.
Шелестят волшебные страницы,
Всё скорей нам хочется узнать.
Вздрагивают детские ресницы,
Верят в чудо детские глаза!
Даже если мы уже не дети,
В тридцать, сорок или шестьдесят.
Убегаем мы порою в детство,
Убегаем к Пушкину опять!
Убегаем в буйство свежих красок,
В торжество добра над тёмным злом.
Убегаем в пушкинские сказки, Чтоб добрей и лучше стать потом!
- Благодарю вас всех, ребята, за урок, за активное участие, прекрасные ответы, юных актеров за великолепное воплощение в образы пушкинских героев, присутствующих гостей за добрую, милую улыбку и поддержку.